КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Финансовая система Великобритании
Финансовая система Федеративной Республики Германии (ФРГ) Современные особенности финансовой системы Германии связаны с политическим и социально-экономическим становлением государства в прошлом. До 1871г. Германия былаэкономически и политически раздробненной; после 1871 – произошло окончательное объединение: созданаГерманская империя (рейхсканцлер Отто фон Бисмарк). Под влиянием рабочего движения и профсоюзных организаций в Германии, одной из первых стран мира, были введены законы социального характера – страхование на случай болезни, потери трудоспособности, пенсионное обеспечение работников. Этапы истории, повлиявшие на формирования финансовой системи ФРГ І мировая война: Ø разрушение финансовой системи; Ø государственныйдолг увеличился в 32 раза (с 5 млрд. марок до 160); Ø выплата репараций победителям = 132 млрд. марок ІІ мировая война: Ø в 1945 г. государственныйдолг у 5 раз превышал национальный доход 1938г.; Ø вся экономика была разрушена, а инфляцияя = 600% План помощи Маршалла (1948-1951): Ø Германияполучилав 1948 г. 2,4 млрд. дол. помощиот США; Ø Произошел бурный экономический рост (“германскоечудо”); Ø Реализация плана «Экономическое развитие»(автор- Л.Ерхард (1897-1977) Объединение 2-х частейГермании (1990): Ø темпы экономического роста стали нижесреднеевропейских (в 1993г. ив 2003г. – произошел спад ВВП = 0,2%); Ø высокий уровень безработицы (в 2004г.он составил 10,3%); Ø наблюдался дефицит бюджетов всех уровней; Ø доля государственного долга достигала 60%. В настоящее время Германия принадлежит к числу высокоразвитых стран мира и входит в так званую «большую семерку». По объему ВВП и размерам промышленного производства она занимает 4-е место в мире. ФРГ является федеративной республикой. В состав государственных финансов ФРГ входят: · финансы федерации (федеральный бюджет, специальные фонды, финансы государственных предприятий); · финансы земель в составе соответствующего бюджета, специальных фондов, финансов предприятий; · местные финансы (бюджеты округов, громад –общин, финансы коммунальных предприятий). Бюджетный год в ФРГ соответствует календарному году. Бюджетное устройство имеет три уровня: федеральный, земельный и местный В бюджетном процессе принимают участие: Ø правительство и министерство финансов; Ø Бундестаг (законодательная власть) и бюджетный комитет; Ø Бундесрат (верхняя Палата парламента, которая состоит из членов правительств земель); Ø федеральнаясчетная палата; Ø федеральный казначейский двор; Ø подкомитет по проверке отчетности. Разработанный Министерством финансов проект бюджета рассматривается в парламенте и комитетах бундестага; члены бюджетного комитета являюся докладчиками по определенным разделам бюджета. В обсуждении проекта принимают участие ученые и общественность; научно-исследовательские организации готовят экспертные оценки. Принятие бюджета – суверенное право парламента: сначала он должен быть принятым бундестагом, а потом получить одобрение бундесрата. Исполнение бюджета – исключительная компетенция правительства в лице Министерства финансов, кассовое обслуживание возложено на Бундесбанк. Контроль за исполнением бюджета осуществляют органы исполнительной, законодательной власти и общественные институты. Основу доходов федерального бюджета составляют налоговые поступления. Налоговая система Германии состоит из 40 налогов: собственных (закрепленных за отдельным бюджетом) и общих (которые распределяются по установленным нормам в различные бюджеты). К общим налогам относятся налог на доходы физических лиц, налог на прибыль предприятий, налог с оборота. Федеральными поступлениями являются доходы от финансовых монополий, таможенные сборы, доходы от эксплуатации транспорта, налоги на имущество. Общая структура налогообложения в ФРГ приведена на рис.18.3.
Рис. 18.3. Структураналогообложенияв ФРГ
Значительную долю расходов бюджетной системы составляют социальные выплаты(пенсии, помощь по безработице и финансирование бирж труда, помощь при рождении и уходе за ребенком). Состав и структура расходов федерального бюджета зависит от фукций, которые выполняет федеральное правительство. Это расходы на военные цели, международные отношения, большая часть социальных гарантий населению, расходы на культуру, образование, содержание административного аппарата, расходы на финансовую поддержку отдельных отраслей, регионов (субсидии, льготные кредиты и прямое финансирование), а также на финансирование производственной инфраструктуры и научно-технических программ. Федеральный бюджет страны является дефицитным, при этом размер государственного долга возрастает. Конституция ФРГ ограничивает ежегодные кредитные заимствования федерации величиной инвестиционных расходов бюджета (так называеиое «золотое правило» государственного долга). Особенностью развития государственного долга ФРГ является тенденция к сокращению доли долга федерального правительства и земель при росте задолженности общин. Министерство Финансов ФРГ для снижения темпов роста расходов на выплату процентов по государственному долгу использует некредитное покрытие расходов, а также продажу государственной собственности. Бюджеты земель и общин играют значительную роль в экономике страны, т.к. за их счет полностью финансируются расходы на коммунальное хозяйство, учреждения образования и здравоохранения, преимущественная часть расходов на транспорт и жилищное хозяйство, содержание государственного аппарата и обслуживание государственного долга. Местные бюджеты ФРГ являются преимущественно дефицитными. Для бюджетного выравнивания используется Федеральный фонд финансового выравнивания, который формируется за счет установленной доли отчислений от НДС. Целью выравнивания является увеличение доходов финансово слабых земель до уровня 95% от среднего уровня налоговых поступлений на душу населения во всех землях. Важной составной частью финансовой системы ФРГ являются специальные фонды. Главное место среди них занимают социальные фонды, основным из которых является Фонд социального страхования, состоящий из большого количества автономных структур, охватывающих различные виды страхования: пенсионное страхование, по временной потере трудоспособности, на случай безработицы, от несчастных случаев. Существует единая система мобилизации средств на эти цели: обязательные отчисления, взносы предпринимателей, государственные субсидии из федерального бюджета. Центральное правительство ФРГ имеет в своем распоряжении и другие государственные целевые фонды, например, Фонд германского единства – специальное учреждение для выравнивания финансового потенциала восточных земель, созданный в 1990 г. Финансовый рынок ФРГ – четвертый по объемам международный рынок правительственных обязательств после США, Японии и Великобритании. Для финансирования государственного долга федеральное правительство эмитирует такие виды ЦБ: облигации ФРГ, федеральные облигации, долговые сертификаты, федеральные кассовые облигации, сберегательные сертификаты, казначейские финансовые обязательства, беспроцентные казначейские сертификаты. Выпускают государственные ЦБ федеральное правительство, правительства земель, местные органы власти общин. Преимущественная часть государственных ЦБ находится в собственности коммерческих банков, сберегательных касс и социальных фондов. Государственный сектор Германии подвергся массовой приватизации. Государственными остаются объекты транспортной инфраструктуры, скоростные автодороги. ФРГ стала одной из первых стран, объединившихся в Европейское экономическое сообщество, теперь это Европейский Союз. Великобритания - одна из старейших в мире стран с рыночной экономикой и парламентско-конституционной политической системой. Формирование ее финансовой системы началось в ХI веке, во времена образования феодального государства в результате объединения многих разрозненных стран. В 1086 г. была впервые проведена перепись населения и составлены земельный и налоговый кадастры, что способствовало получению полных данных о возможных объектах налогообложения. В начале ХIII века создано казначейство, которое ведало наполнением доходами казны. В настоящее время Великобритания – объединенное королевство, в состав которого входят Англия, Шотландия, Уельс, провинция Северная Ирландия, самоуправляемые територии острова Мэн, Нормандские острова. Уровень перераспределения ВВП через систему государственных финансов составляет около 40%. В состав ф инансовой системы Великобритании входят: · государственный бюджет; · местные бюджеты · специальные внебюджетные фонды; · финансы субъектов хозяйствования (государственных предприятий и корпораций (рис.18.4). Каждое звено финансовой системы является независимым и функционирует автономно. Главную роль в финансовой системе играет бюджет центрального правительства (государственный бюджет Великобритании). Рис.18.4. Финансовая система Великобритании.
Бюджетный год в Великобритании начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта. Проект бюджета составляется казначейством (Министерством финансов). С бюджетным посланием выступает Канцлер казначейства. Детальное рассмотрение государственных расходов проводится в специальных комитетах Палаты общин и учреждениях с соответствующими полномочиями. Особенностью бюджетного процесса Великобританииявляется принятие вместо единого бюджета нескольких законов: так называемого «финансового закона» с изменениями в бюджетных доходах и законов о расходах. После одобрения Палатой общин бюджетный законопроект передается в Палату лордов и подписывается главой королевской власти. Отчет об исполнении бюджета заслушивается Парламентом.
Государственный бюджет состоит из двух частей: · обычного бюджета или Консолидированного фонда. Из него финансируются расходы текущего характера: военные, гражданские, социальные, расходы на экономику, содержание государственного аппарата; и расходы постоянного обслуживания: проценты по обслуживанию долга, расходы на содержание Королевы; · Национального фонда займов, призначенного для финансирования расходов инвестиционного характера: погашение государственного долга, предоставление кредитов местной власти, капиталовложения в государственные корпорации. Для Великобритании характерным является осуществление жесткого контроля за бюджетными расходами, их эффективностью и рациональностью. Главным источником доходов бюджетов являются налоги. Налоговая система Великобритании состоит из общегосударственных и местных налогов. К общегосударственным налогам относятся: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль корпораций, налог за регистрацию автомобиля, НДС, акцизы, налоги на социальное страхование, на имущество, предпринимательские налоги. Общегосударственные налоги составляют около 90 % всех налоговых поступлений. Основной местный налог – муниципальный, но органы местной власти могут вводить дополнительные сборы на конкретные местные потребности. Бюджетный дефицит покрываетяс с помощью государственных займов, принципы которых являются достаточно жесткими. Это такиепринципы: Ø правило «стабильного инвестирования», требующее стабильного и разумного размера государственного долга (он не может превышать 30% ВВП); Ø «золотое правило» государственных финансов, требующее чтобы размер правительственных займов соответствовал расходам правительства на инвестиционные программы. Большую часть государственного долга составляет внутренний долг, что минимизирует зависимость страны от внешних заимствований. Главными долговыми обязательствами правительства Великобритании являются безрисковые государственные облигации «джилтс». Они являются рыночными ЦБ; основными их собственниками являются пенсионные фонды и страховые компании. Финансы местных органов власти (графств и округов) включают местные бюджеты и внебюджетные фонды местного самоуправления. Главным источником доходов местных бюджетов являются муниципальные налоги, основными из них является налог на жилище, сборы за транспортные средства. Дополнительными источниками доходов являются субсидии центрального правительства, различные сборы и доходы от продажи лицензий. Расходы местных бюджетов подразделяются на текущие и капитальные. Главными направлениями расходов местных бюджетов являются жилищное и дорожное хозяйство,образование, местная власть, судебная система, охрана окружающей природной среды, полиция. Внебюджетные фонды преимущественно имеют характер социальных. Среди них главную роль играет Фонд национального страхования, из которого финансируются программы социального характера(см. рис 18.4.). источниками формирования доходов фонда являются взносы работодателей и наемных работников, ассигнования из бюджета. Доходы от инвестиционной деятельности фонда. Среди научно-исследовательских фондов главное место занимает Фонд национальной корпорации по развитию исследований. Его поступления формируются за счет доходов от продажи лицензий на право использования изобретений. За счет средств фонда осуществляются капитальные вложения частных предприятий, которые занимаются научными разработками и внедрением их результатов в производство. В сфере управления финансовым рынком Великобритании создано единое учреждение Управление по финансовому регулированию и надзору, которое отвечает за выполнение нормативных требований относительно деятельности участников финансового рынка и обеспечение своевременного реагирования на изменения рыночной среды. Государственный сектор Великобритании охватывает незначительную часть предприятий, сосредоточенных в приоритетных для страны отраслях. Вступление Великобритании в Европейское Экономическое Сообщество (в последующем Европейский Союз) в 1972 г. и вхождение в единый европейский рынок позволили правительству осуществить экономические реформы в сфере поддержки занятости, структурных изменений, охране окружающей природной среды и в других сферах.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |