КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитой рыночной экономикой
Эволюция и современные черты финансовых систем стран с Общая характеристика финансов Скандинавских стран Финансовая система Японии Финансовая система Франции Финансовая система Великой Британии Финансовая система Федеративной Республики Германии Финансовая система Соединенных Штатов Америки Развитой рыночной экономикой Эволюция и современные черты финансовых систем стран с РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ ТЕМА 18. ФИНАНСЫ СТРАН С РАЗВИТОЙ Литература: 1.Фінанси: Підручник / За ред. С.І. Юрія, В.М.Федосова. - К.: Знання, 2008р. – Розділ 18. 2. Біла О.Г., Чуй І.Р. Фінанси; Навч. Посіб. – Львів: «Магнолія 2006», 2012р. – Тема 19. 3.Глущенко В.В., Глущенко А.С., Глущенко О.В. Фінанси у рисунках, схемах і таблицях: Навч.посіб. – Львів: «Магнолія 2006», 2012 р. – Тема 18. Структура финансовых систем развитых стран мира обусловлена особенностями государственного устройства, развитием экономики, демографической и социальной структурой населения, а также национальными традициями и менталитетом населения. Основной составной частью финансовой системы любой страны мира являются государственные финансы. Историческое развитие стран в значительной степени определяло развитие функций государства и его роль в формировании финансовых систем и осуществлении социальной и экономической политики (см ниже).
Еволюція функцій держави по мірі зростання продуктивності праці і додаткової вартості:
- перехід від негрошових дарів, війн, грабежів (примусової праці) до грошових механізмів формування державної скарбниці; - переорієнтація державної скарбниці на внутрішньодержавні джерела доходів; - зростання інтегрованості суспільства (щільність проживання зросла; зросла кількість міст; освіта, добробут, здоров'я однієї людини стали суттєво впливати на інших), що призвело до необхідності забезпечення з боку держави мінімального рівня суспільних благ: захисту, недопущення злочинності, епідемій тощо; - державні видатки стали зводитись не тільки до традиційних функцій (утримання влади, оборона, правопорядок, судочинство) а й розповсюдились на соціальний захист населення (страхування, пенсії, допомогу безробітним тощо) - диференціація об’єктів оподаткування (більш чітке розмежування доходів від праці, капіталу, ренти) призвело до нових форм оподаткування, як наслідок сформувались такі податки: державні, муніципальні, індивідуальні
С расширением функций государства возрастала и роль государства и государственных органов власти в осуществлении социальной и экономической политики, изменялись политические условия формирования государственной финансовой политики. Государственные расходы стали направляться не только на выполнение традиционных государственных функций, но и на социальную защиту населения. На период конца Х1Х – начала ХХ вв.припадает внедрение преимущественного большинства программ социального характера (см. табл.18.1.). Таблица18.1.
Внедрение отдельных социальных программв законодательстве развитых стран*
* Вказано роки, коли запроваджувались певні соціальні програми Фінанси: підручник / за ред. С. І. Юрія, В. М. Федосова. — К.: Знання, 2008. — 611 с.
Главные признаки финансовых систем высокоразвитых стран:
Ø бюджетыимеют четко выраженный перераспределительный характер; Ø бюджет имеет социальный характер; Ø финансовая политика имеети нкременталистический характер;** Ø осуществляется размежевание финансов междууровнями государственного управления (хотя показатели централизации в унитарных и федеративных государствахотличаются). (**Инкременталистический характер финансовой политики-стабильный, вываженный, без резких изменений, но с четким прогнозированным курсом)
В настоящее время к числу развитых стран мира относят страны, имеющие высокие показатели экономического развития, объема ВВП на душу населения, с контролируемым уровнем инфляции и безработицы. К ним относят: США, Японию, Великобританию, Германию, Францию, Италию, Бельгию, Нидерланды, Данию, Скандинавские страны и др. Основными задачами экономик развитых стран в современных условиях глобализации являются: · обеспечение стабильного экономического роста; · создание экономических условий, гарантирующих занятость и сокращение безработицы; · удержание низких темпов инфляции; · поддержка высокой конкурентоспособности продукции; · развитие транснациональных проектов; · устранение региональных диспропорций экономического развития; · сохранение высоких стандартов жизни и социальных гарантий населения; · удовлетворение интересов гражданина на основе научно-технических возможностей общества.
Среди развитых стран мира можна выделить три типа моделейпо уровню централизации ВВП: Ø американская (через централизованные фонды финансовых ресурсов перераспределяется 30 - 35% ВВП); Ø европейская (…перераспределяется 40 – 45 % ВВП); Ø скандинавская (…перераспределяется 50 – 65 % ВВП). Доля государственного вмешательства в экономику сложилась исторически под влиянием различных факторов. Каждое государство выбирает свою оптимальную модель перераспределения финансовых ресурсов через государственные финансы. При этом следует заметить, что слишком высокая доля централизации финансовых ресурсов может привести к негативнм последствиям, так как возникает проблема централизованного осуществления рационального распределения и обеспечения контроля за этим процессом. Однако и снижение централизации при высокой доле государственной собственности в экономике обуславливает нерациональное использование финансовых ресурсов и недополучение средств отдельными субъектами. В большинстве стран мира особенности организации финансовых систем подчинены принципам социально-ориентированного рыночного хозяйства (так называемого государства общего благосостояния А.Вангера). В таких странах основные социально значимые потребности (образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение) финансируются за счет государственных средств. Существует три моделигосударства общего благосостояния или социального государства: · либеральная модель (англосаксонская) применяется в США, Великобритании, ряде латинских стран. Она предусматривает государственное финансирование расходов по социальной защите только наиболее незащищенных слоев населения, а все другие граждане должны обеспечивать себя социальными благами самостоятельно; · социально- демократическая модель (скандинавская) наиболее распространена в Швеции, где базовое обеспечение предоставляется всем гражданам за счет бюджетов всех уровней. Она напралена на недопущение бедности и обеспечение всем занятым гражданам достойного уровня жизни; · консервативная модель (европейская) распространена в большинстве европейских стран (Австрии, Германии, Италии, Греции и др.). Она основана на системе социального страхования с долевой уплатой взносов работодателями и наемными работниками.
Государственные финансы – основная сфера финансовой системы любой страны. Она опосредствует до 80% всех финансовых ресурсов в стране и имеет различные финансовые институты, с помощью которых государство осуществляет свою финансовую деятельность. Государственные финансы включают: · совокупность всех бюджетов; · централизованные и децентрализованные фонды целевого назначения; · финансы предприятий государственной и коммунальной формы собственности; · государственный кредит. Необходимость существования государственных финансов обусловлена тем, что при любом типе экономической системы основным назначением государства является обеспечение финансовыми ресурсами тех потребностей или тех субъектов финансовых отношений, которые не могут быть удовлетворенными через рыночный механизм путем их купли-продажи, или отдельными гражданами в связи с объективными причинами (инвалидность, нетрудоспособность и пр.). На функционирование финансовой системы оказывает существенное влияние финансовая политика государства. В развитых странах финансовая политика государства имеет стабильный взвешенный характер. Для финансовых систем развитых стран мира характерна прозрачность бюджетного процесса, эффективный и действенный общественный контроль за бюджетными расходами, стратегическое планирование развития финансовой системы и комплексный характер реформирования ее составных элементов.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |