Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовая система Франции




Франциявысокоразвитая страна, одна из стран «большой семерки». Это унитарная страна, возглавляемая Президентом, властные полномочия которого являются наиболее сильнымив мире среди других стран, имеющих институт президентсва. Законодательная власть представлена двумя палатами парламента – Национальными сборами (нижняя палата) и Сенатом. В Сенате представлены территориальные формирования республики.

Административное устройство Франции: 22 региона; 96 департаментов; 36 тысяч коммун.

 

В состав финансовой системы Франции входят:

Ø центральный (государственный) бюджет;

Ø местные бюджеты;

Ø специальные фонды;

Ø финансы государственных предприятий.

 

Особенности финансовой системы Франции приведены на рис.18.5.

Рис.18.5. Особенности финансовой системы Франции

 

Государственный бюджет Франции состоит из двух составных частей (см. рис.18.6.).

Рис.18.6. Государственный бюджет Франції

В бюджетных отношениях главную роль играют президент, правительство, парламент, а также специальные государственные учреждения - Министерство экономики и финансов, Национальный кредитный совет, Банковская контрольная комиссия, Экономический и социальный совет. Бюджетный процесс во Франции регулируется Конституцией, а также множественными законами, декретами, которые регламентируют функции центральных и региональных органов власти, участвующих в бюджетном процессе.

Период от начала подготовки проекта бюджета до составления отчета об исполнении бюджета во Франции занимает более трех лет, а сам бюджетный год соответствует календарному году. (см. табл. 18.1.)

Таблиця 18.1.

Бюджетний процес у Франції

суб’єкти - Президент (владні позиції якого одні з найсильніших у світі);
- Уряд;
- Парламент (2 палати: Сенат-обирається непрямим голосуванням, представляє теорії республіки; Національні збори обираються прямим голосуванням);
- Мінекономіки і фінансів;
- Національна кредитна рада;
- Банківська контрольна комісія;
- економічна і соціальна рада
етапи І
Мінекономіки і фінансів складає (і контролює) проект бюджету. Протягом 9 місяців кожне міністерство і відомство формує власний кошторис, які узгоджуються у єдиному проекті. Переваги мають програмно - цільові методи, що раціоналізують бюджетний вибір
ІІ
Ухвалення бюджету (триває 3 місяці). Розгляд у фінансових комісіях обох палат парламенту: (спочатку у нижній, потім у верхній). Президент має право оголосити проект бюджету законом, якщо він не одержав підтримку у обох палатах парламенту
ІІІ
Виконання бюджету. Касове виконанн здійснюється через казначейські каси, які мають рахунки у Банку Франції і проводять розрахунково-касові і бюджетні операції через мережу спеціальних агентств казначейства (бухгалтерій). Загальні данні подаються у Рахункову палату для аналізу і складання декларації про дані обліку, їх відповідність
ІV
Складання звіту про виконання бюджету здійснюється Мінекономіки і фінансів

Контроль за исполнением бюджета подразделяется на три вида: административный, судебный и парламентский (см. рис. 18.7.)

 

Рис.18.7. Виды контроля за исполнением бюджетаво Франции

 

Бюджетная система Франции включает:

· центральный бюджет;

· присоединенные бюджеты;

· специальные счета.

Специфической чертой государственных финансов Франции являются присоединенные бюджеты. Эти бюджеты содержат доходы и расходы,связанные с текущей деятельностью, инвестиционные расходы и специальные ресурсы, предназначенные на их покрытие.

В состав присоединенных бюджетов входят:

военный бюджет, бюджет почты, телеграфа, телефона, национального издательства, монетного двора, фонды социальной и сельскохозяйственной помощи.

Специальные счета различные фонды социально-культурного характера и торговые счета Казначейства.

Во Франции традиционно высокими являются социальные гарантии населению со стороны государства.

Доходы государственного бюджета Франции формируются за счет налогов, средств государственных предприятий, государственных займов и других поступлений. Среди налогов превалируют косвенные налоги (НДС, акцизы, пошлина). Во Франции (1954 р.) впервые былразработанНДС, который стал основным косвенным налогом. СтавкиНДС: стандартная – 19,6% (среднийуровень для стран ЕС); сниженная ставка – 5,5% (на продуктыпитания, пассажирский транспорт, книги, театр, музеи, кино).

Налогообложение прибыли предприятий осуществляется по дифференцированным ставкам.

 

В целом Налоговая система Франции характеризуется:

· высоким уровнем налогообложения (налоги – 44% относительно ВВП; в ЕС – 41%);

· высокой степенью сложности (много различных налогов, ставок иинститутов, задействованных в расчетах и взимании налогов; всего во Франции около 100 различных налогов и сборов);

· превалированиемв структуреналогов взносов на соцальные потребности (они составляют ≈ 37% отвсех налоговыхпоступлений, в то время как вЕС – 28%); НДСи другие налоги на товары иуслуги – 25,4% (вЕС – 30,8%); налог на доходы физических лиц – 17,3% (по ЕС – 25,8%);

· налог на прибыль взимаетсяс годовой прибыли юридических лиц. Стандартная ставка – 33,3%. Для небольших компаний применяется сниженная ставка налога.При годовом обороте менее 76 тыс. евро применяется нулевая ставка;

· налог на доходы физических лиц взимается по прогрессивной шкале ставок от 0 до 52,75%, в зависимостиот доходов и семейного положения плательщика. Фискальнаяединица – семья, или одинчеловек. Доходами, подлежащими налогообложению являются:

- заработная плата;

- премииивознаграждения;

- пенсии;

- рента;

- доходыотдвижимого имущества;

- прибыль от операцийс ЦБ;

· юридическиелица (малые предприятия) имеют право выбора режиманалогообложения, а также объектаналогообложения – прибыльили доходы;

· взимается много местных прямых налогов (профессиональный, земельный и др.).

Расходы бюджета классифицируются, с одной стороны, по министерствам и ведомствам, с другой – по функциональному признаку: на текущие и капитальные. Наибольшую долю в расходах бюджета составляют расходы на социальную сферу.

За счет государственного бюджета финансируются:

Ø национальная оборона и полиция;

Ø отдельные отрасли народного хозяйства: ядерная, электронная промышленность, социальная инфраструктура;

Ø образование и здравоохранение;

Ø социальная защита и социальное обеспечение;

Ø предоставление помощи развивающимся странам.

Местные бюджеты являются финансовым инструментом административных единиц – регионов, департаментов, коммун.

Источниками их доходов являются внутренние, налоговые и внешние поступления (дотации, кредиты). Внутренние доходы поступают от муниципальной собственности и местного хозяйства. Местными налогами являются: земельный налог на застроенные и незастроенные участки, налог на жилье, профессиональный налог с предпринимательской деятельности.

Расходы бюджета состоят из двух частей: бюджета текущей деятельности (функционального) и бюджета нового строительства (инвестирования). Текущие расходы направляются на финансирование полиции, гражданской обороны, пожежной охраны, управления, образования, культуры, производственной инфраструктуры. За счетинвестиционного бюджета местные органы власти осуществляют капиталовложения.

Для выравнивания доходов местных бюджетов применяется глобальная (единая) дотация функционирования, Фонд которого формируется за счет отчислений от НДС. Дотации территориям расчитываются в размере на одного жителя, в зависимости от размера территории и расходов на одного жителя и имеют различные формы (базовая, компенсационная и финансовая дотации, специальная помощь).

Специальные фонды представлены множественными специальными счетами Казначейства, присоединенными бюджетами, фондами финансово-кредитных учреждений и социальным бюджетом. Они подразделяются на:

Ø фонды доходов и расходов, которые включаются в бюджет;

Ø внебюджетные фонды.

К внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд; Фонд страхования по временной потере трудоспособности, инвалидности, материнства; Фонд помощи семьям; Фонд помощи по безработице.

Большинство государственных целевых фондов имеют социальный характер.

Значительные государственные социальные расходы обуславливают дефицитность государственного бюджета. Для сокращения бюджетного дефицита правительство применяет жесткий режим экономии, повышение налоговых ставок, чем вызывает значительное недовольство населения.

Франция – страна с высокой долей государственной собственности, сосредоточеннойв энергетике, транспорте, стратегических отраслях.В последние годы, однако, наблюдается волна приватизации государственных предприятий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2207; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.