Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Единой финансовой политики




Основные институты ЕС и их роль в формировании

Общая валютная политика и введение евро

Валютная интеграция.

Валютная интеграция как неотъемлемый элемент экономической интеграции рассматривается в контексте последовательности нескольких основных стадий организации валютных отношений:

· гармонизации, т.е. сближения и взаимного приспособления национальных хозяйств и валютных систем;

· координации, т.е. согласования целей валютной политики;

· унификации, т.е. проведение единой валютной политики.

При этом, переход к каждому последующему этапу интеграции сопровождается формированием наднационаьного механизма валютного регулирования и созданием институциональной инфраструктуры – межгосударственных валютно-кредитных и финансовых организаций.

 

Таким образом, валютная интеграция предусматривает создание региональных зон, в пределах которых обеспечивается относительно устойчивое соотношение курсов национальных валют или постепенная замена их региональной валютой, а также общее регулирование валютных отношений и единая валютная политика относительно других стран.

 

Составные части валютной интеграциисамых развитых валютных объединений приведены на рис.19.12.

Рис.19.12. Составные части валютной интеграцииразвитых валютных

объединений.

Процесс валютной интеграции осуществляется с помощью механизма валютной интеграции. Механизм валютной интеграции – совокупность валютно-кредитных методов регулирования, направленных на постепенный переход к высшей ступени интеграции, и в конечном итоге к формирорванию ваютного союза.

 

Валютный союзодин из типов международных валютных систем, представленный группой стран, которые установили границы взаимных колебаний курсов своих национаьных валют и используют одинаковые способы валютного регулирования.

Характерными признаками валютного союза явяются:

Ø постоянное фиксирование валютных курсов, логическим завершением которого является введение единой валюты;

Ø наличие развитой институциональной инфраструктуры и единого центрального банка союза;

Ø свободное движение финансового капитала между странами- участницами валютного союза.

 

Гармонизация валютной политики в пределах формирования валютного союза проводилась в три этапа (см. рис. 19.13.)

 

Рис.19.13. Этапы переходастран ЕС на единуюевропейскую валюту –евро

 

 

Состав стран – участниц ЕС и зоны евро приведен на рис.19.14.

Рис.19.14. Составстран – участницЕС и зоныевро

 

Введение единой валюты призвано было способствовать устранению рисков, связанных с обменом валют, созданиеблагоприятной среды для инвестирования, а также достижение снижения инфяции, процентных ставок, облегчение реализации налоговой политики ЕС, стимулирование роста производства и занятости населения.

 

Для управления валютой Евросоюзом создан специальный органЕвропейскую систему центральных банков, которая включает Европейский центральный банк и национальные банки. Этот орган осуществляет общую монетарную политику, валютные операции, управление и поддержку валютных резервов, обеспечивает беспрерывное функционирование платежной системы, банковский надзор.

 

Основные задачи Европейской системы центральных банков:

Ø определение и осуществление валютной политики ЕС;

Ø проведение операций с иностранными валютами;

Ø поддержка и регулирование официальных иностранных валютных резервов стран;

Ø способствование согласованному функционированию системы платежей.

Для проведения единой экономической, финансовой, бюджетной и валютной политики созданы специальные органы управления – институты ЕС.

 

Институты ЕС создавались и совершенствовались с перспективой дайнейшего объединения стран Европы и проведения ими единой интеграционной политики.

Институциональная структура ЕС построена по схеме, которая существенно отличаетсяот схем государственного управления. Основные институты, имеющие прямое отношение к формированию единой финансовой политики ЕС приведены на рис. 19.15

 

Рис. 19.15. Структура институциональной системыЕС

 

Рассмотрим роль и функциональное назначение основных институтов ЕС.

Роль, функции и полномочия главного политического органа ЕСЕвропейского Совета отражены на рис. 19.16.

Совет ЕС(Европейский Совет министров)преимущественно политический орган утверждения решений в ЕС, утверждающий или корректирующий предложения Европейской комиссии, которой поручено исполнение решений Совета министров.

Совет ЕС характеризируется двумя основными признаками:

Ø его заседания проходят не на постоянной основе;

Ø состав Совета и его название изменяется в зависимости от повестки дня его работы, с привлечением разных представителей правительств государств-членов (на уровне министров) к участию в заседаниях.Например, в зависимости от повестки дня собираются министры зарубежных стран (в т.случае, называется: Совет по общим делам и внешним отношениям); если собираются министры экономики и финансов (ЭКОФИН) и пр. – всего 9 конфигураций Совета.

Несмотря на изменчивость состава Совета министров, он остается единым институтом.

 

 

Рис. 19. 16. Роль, функциии полномочия Европейского Совета.

 

Руководство в Совете ЕС осуществляет страна-президент, которая меняется каждые полгода. Решения в Совете утверждаются голосованием министров государств-членов. В зависимости от рассматриваемого вопроса, применяется один из трех видов голосования:

Ø простое большинство по процедурным вопросам;

Ø квалифицированное большинство (когда каждая страна имеет опрделенный «вес» голоса) – по вопросам внутреннего рынка, экономическим вопросам и торговле;

Ø единогасное решение по вопросам о вступлении новых членов, налогообложения, проблем общей внешней политики и безопасности, вопросов правосудия и внутренних дел.

Принятые законодательные акты ЕС имеют форму постановлений и директив. Постановления являются обязательными для исполнения и становятся составными частями национального законодательства. Директивы также являются обязательными, но при этом оставляют государствам право выбора методов исполнения.

 

Европейская комиссия (Комиссия ЕС)исполнительный орган ЕС, имеющий достаточно ограниченные права и возможности для внедрения политики ЕС.

Основные полномочия и задачи Комиссии ЕС приведены на рис.19.17.

 

Рис. 19.17. Полномочия и задачи Европейской Комиссии

 

Комиссия ЕС состоит из 20 независимых членов вместе с президентом и пятью вице-президентами. Каждый член комиссии, как член коллективного органа, руководит одним или несколькими направлениями деятельности (аналогично министру правительства) и отвечает за работу определенного административного департамента – генерального директората, работающего с соответствующей отраслью.

Комиссия ЕС призначается на пятилетний срок с согласия стран-членов, решение о ее назначении утверждается Европейским Парламентом. Комиссии в ее деятельности помогает собственный административный апарат.

 

Европейский Парламент прошел путь от наблюдателя за органами высшей власти ЕС до полноценного парламента демократического государства.

Современные полномочия Европарламента предусматривают участие в законодательном процессе, бюджетных процедурах, участие в выборах Комиссии ЕС и в процессе выработки и утверждения решений, в частности и дача согласия на ассоциацию или присоединение к ЕС новых стран.

Начиная с 1979 г. Европарламент избирают прямым общим голосованием. Места в нем (626 до последнего расширения и 732 после) распределены между странами-членами в соответствии с количеством населения.

Европарламент выполняет такие основные функции:

Ø совместно с Советом ЕС принимает участие в законодательном процессе (процедура общего принятия решений, процедура сотрудничества, согласования, консультационные выводы и пр.);

Ø контролирует деятельность институтов Евросоюза, утверждая состав Комиссии ЕС (и через право высказывать ей вотум недоверия), а также через письменные и устные запросы, адресованные Комиссии ЕС и Совету ЕС;

Ø разделяет с Советом ЕС бюджетные полномочия, а именно: утверждает годовой бюджет и контролитует его исполнение.

Европарламент состоит из 17 постоянных комитетов, специализирующихся в конкретной сфере политики ЕС:

· Комитет по вопросам иностранных дел, прав человека, общей политики безопасности и обороноспособности;

· Комитет по вопросам бюджета;

· Комитет бюджетного контроля;

· Комитет по вопросам прав и свобод граждан, юстиции и внутренних дел;

· Комитет по вопросам экономики и денежно-кредитных дел;

· Комитет по вопросам права и внутреннего рынка;

· Комитет по вопросам промышленности, внешней торговли, исследований и энергетики;

· Комитет по вопросам занятости и социальной сферы; др.

В названиях комитетов отражаются их специфические интересы и в целом определяются обязанности в соответствии с положениями соглашений и межинституциональных отношений.

Таким образом, Комиссия ЕС, Совет ЕС и Европарламент образуют «институциональный трехугольник», играющий главную роль в принятии финансовых решений в ЕС.

«Институциональный трехугольник дополняется еще двумя важными институтами – Судом Европейского Союза и Палатой Аудиторов.

Суд Европейского Союза - орган, созданный в 1952 г. на основании Договора о создании Европейского объединения угля и стали, который обеспечивает соблюдение права в ЕС. Так как Суд ЕС имеет чрезвычайно большой объем обязанностей, Единый европейский акт (1987г.) предусмотрел создание Суда первой инстанции – дополнительного судебного органа, призванного «разгрузить» и максимально оказать помощь Суду ЕС в выполнении его основной функции. Таким образом, Суд ЕС и Суд первой инстанции представляют судебную власть Евросоюза.

Суд рассматривает спорные вопросы между государствами – членами, между Евросоюзом и странами ЕС, между институтами, физическими лицами или общими органами и Союзом; готовит экспертные заключения и отвечает за предыдущие решения; высказывает свою точку зрения относительно международных соглашений. Хотя Суд не наделен полномочиями принуждения, в большинстве случаев стороны выполняют решения Суда, опираясь на концепцию соблюдения общих интересов.

 

Счетная палата (Палата аудиторов) – коллегиальный орган, основан в 1975 г., обеспечивающий внешний контроль общих европейских финансов и консультационное рассмотрение бюджетных проектов ЕС.

В сфере бюджетного планирования значительную роль играют совещательные органы ЕСЕвропейский экономический и социальный комитет (выражает позиции гражданского общества по социальным и экономическим вопросам) и Комитет регионов (выражает позицию региональных и местных органов власти).

Европейский экономический и социальный комитет – институт, представляющий интересы государств-членов ЕС в экономической и социальной сферах и осуществляет совещательные функции.

Функция Комитета состоит в предоставлении Комиссии ЕС и Совету ЕС своих выводов относительно запланированных к утверждению правовых актов в случаях, предусмотренных договором, т.е. тогда, когда консультации с ним являются необходимым условием законности принятия правового акта,но не имеют обязательной правовой силы. По требованию Европарламента, Комиссии ЕС и Президии Совета этот Комитет осуществляет постоянный контроль зв внутренним рынком с целью выявления нарушений.

Основная деятельность Комитета сводится к предоставлению профессиональных выводов по вопросам экономического и социального развития ЕС в разрезе таких направлених:

· сельское хозяйство и его развитие в разрезе регионов;

· экономическое и денежно-кредитное развитие;

· занятость, социальная политика и гражданство;

· внешние отношения;

· формирование единого рынка, производство и потребление;

· развитие транспорта,энергетики, инфраструктуры и информационного общества.

Пленарные заседания Комитета проводятся в Брюсселе на протяжении двух дней 9-10 раз в год.

Комитет регионовконсультационный орган, созданный в 1993 г. в рамках Маастрихтского договора. Он обеспечивает представительство региональных и местных сообществ в процессе принятия решений ЕС. Благодаря созданию этого Комитета региональные и местные органы получили возможность принимать участие в деятельности ЕС, чтобы продвигать общие интересы и при необходимости представлять и лоббировать их на уровне Союза.

Комитет регионов, как совещательный орган, осуществляет систематизацию и концентрированное представительство региональных и местных интересов в законотворческом процессе ЕС. Комитет регионов функционирует как вспомогательный институт, с которым должны консультироваться Совет ЕС, Комиссия Ес и Европарламент прежде всего по вопросам, прямо затрагивающим интересы регионов.

Без консультаций с Комитетом регионов не решаются вопросы образования, культуры,здравоохранения, фондов регионального развития, проектирование трансевропейских сетей.

Работу Комитета регионов обеспечивают 8 постоянных комиссий и 4 подкомиссии.

Комиссия 1: Региональное развитие, экономическое развитие, местные и региональные финансы (подкомиссия 1: Местные и региональные финансы).

Комиссия 2: Пространственное планирование, сельское хозяйство, охота, рыбная ловля, лесничество, морская внешняя среда и горные районы (подкомиссия 2: Туризм и сельские районы).

Комиссия 3: Транспорт и системы коммуникаций (подкомиссия 3: Телесвязь).

Комиссия 4: Политика городов.

Комиссия 5: Планирование и использование земли, природной среды и энергетики.

Комиссия 6: Образование и воспитание.

Комиссия 7: Гражданство Европы, исследования, культура, молодежь и потребители (подкомиссия 7: Молодежь и спорт).

Комиссия 8: Экономическое и социальное единство, социальная политика и здравоохранение.

 

Важную роль в реализации финансовой и монетарной политики играют финансовые институты – Европейский инвестиционный банк и Европейский центральный банк.

Европейский инвестиционный банк создан в 1958 г. в соответстви с Договором о Европейском экономическом сообществе. Основная задача Банка состоит в способствовании сбалансированному и устойчивому развитию общего рынка с помощью своих собственных ресурсов и доступности к рынку капитала.

Банк работает на некоммерческой основе, уполномочен предоставять займы и гарантии для облегчения финансирования трех типов проектов во всех секторах экономики:

Ø проектов для развития наименее развитых регионов ЕС;

Ø проектов для модернизации или конверсии предприятий, развития предпринимательской деятельности в новых отраслях, являющихся приоритетными с точки зрения прогрессивного функционирования общего рынка;

Ø проектов, представляющих общий интерес дя нескольких стран-ченов (в отраслях транспорта, связи, охраны окружающей природной среды, энергетики).

Финансовые ресурсы банка состоят из оплаченной доли уставного капитала, накопенных резервов, заемных средств. Проекты, в которые банк вкладывает средства, должны отвечать определенным критериям, а именно:

Ø способствовать выполнению задач ЕС, вчастности повышать конкурентоспособность европейской промышленности и малых предприятий, стимулировать развитие информационных технологий;

Ø осуществляться преимущественно на пользу самых отсталых регионов;

Ø привлекать другие источники финансирования.

Кроме стран-членов ЕС, банк предоставляет кредиты странам, подписавшим с ЕС соглашения; странам, подписавшим соглашения о сотрудничестве, а также пребывающим в ассоциации с ЕС. Среди стран, которые не входят в состав ЕС, наиболее численной является группа развивающихся стран. Банк около 90% займов предоставляет странам-членам ЕС, а остальные – другим странам.

Банк предоставляет кредиты как государственным так и частным заемщикам в промышенности, сельском хозяйстве,экологической и энергетической инфраструктуре и пр.

В рамках Европейского инвестиционного банка с 1994 г. действует Европейский инвестиционный фонд, предоставляющий долгосрочные гарантии для финансирования трансевропейских транспортных, коммуникационных и энергетических сетей, а также для развития малых и средних предприятий.

 

Европейский центральный банк создан в 1998 г., начал работу в Франкфурте-на-Майне в результате принятия решения главами государств и правительств ЕС о переходе к третьему этапу Економического и валютного союза. Он был создан на базе Европейского валютного института, который функционировал с 1994 г. и подготовил введение общей валюты на втором этапе развития Економического валютного союза.

Руководящими органами Европейского центрального банка, принимающими решения, являются:

Ø Совет директоров банка;

Ø Совет Европейского центрального банка;

Ø Расширенный совет банка.

Европейский центральный банк вместе с национальными центральными банками стран-членов ЕС входят в состав Европейской системы центральных банков. Руководящие органы Европейского центрального банка, принимающие решения, осуществляют руководство Европейской системой центральных банков.

Важным шагом в деятельности Европейского центрального банка стала жесткая фиксация обменных курсов евровалют относительно евро 31 декабря 1998 г. Благодаря этому с 1 января 1999 г. 11 из тогда еще 15 стран-членов ЕС ввели новую денежную единицу – евро. Таким образом, с 1 января 1999 г. Европейский центральный банк взял на себя ответственность за стабильность новой валюты (евро), а также за политику процентных ставок и денежной массы в зоне евро.

Кроме того, Европейский центральный банк имеет право:

Ø высказывать свою точку зрения относительно всех предложений об утверждении правовых актов ЕС, а также относительно всех проектов законов национальных официальных органов власти, которые касаются сферы его полномочий;

Ø обращаться с запросами о предоставлении статистических данных, необходимых для его деятельности, представительствовать в сфере международного сотрудничества, участвовать в деятельности международных валютных учреждений.

Таким образом, европейский центральный банк занимает ведущее место в Европейской системе центральных банков, а его основной задачейявляется разработка основных направлений денежно-кредитной политики Европейского экономического и валютного союза.

Следовательно, ЕС постепенно трансформируется из международной организации, из экономического и политического союза западноевропейских стран в объединение государств с единой валютой, гражданством, границами, единой внутренней и внешней политикой.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.