КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности стратегического и оперативного управления финансами
Финансы одновременно можно рассматривать как объект и субъект управления. Если их рассматривать как субъект управления, они играют активную роль в управлении экономикой. И в этом понимании финансы являются инструментом управления экономикой. С другой стороны, финансы - объект управления, где они выступают как объективная экономическая категория, которая нуждается в том, чтобы финансами управляли через познание возможностей и свойств этой категории. Отсюда следует, что без управления финансами, финансовыми отношениями, конкретными формами проявления категории финансов невозможно развивать экономику И конкретным объектом управления является сфера финансовых отношений или финансовых взаимосвязей, материализующихся в финансовых ресурсах В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют 3 группы объектов: - финансы предприятий (учреждений, организаций); - страховые отношения; - государственные финансы. Им соответствуют следующие субъекты управления: финансовые службы (отделы) предприятий (организаций, учреждений) страховые органы и налоговые администрации. В ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе достаточно полного и достоверного анализа финансовой информации. Достоверность и своевременность получения информации обеспечивают принятие обоснованных решений. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. ми, и оперативное Подход к управлению финансами как при их стратегическом, так и при оперативном управлении определяет многоплановый характер и системный подход к управлению ими в каждой сфере финансовых отношений, в каждом эвене. При выработке управленческих решений финансового характера, оформляемых в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и др., учитываются: - требования экономических и юридических законов; - результаты экономического анализа не только итогов прошлого хозяйственного периода, но и перспективы; - экономико-математические методы и автоматизированные системы управления финансами; рациональное сочетание экономических и административных методов управления. Стратегическое управление финансами выражается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, установлении объема финансовых ресурсов на реализацию целевых программ и др. Оно осуществляется органами государственного и (хозяйственного) управления: Верховным Советом РФ, аппаратом Президента, Министерством финансов и др. Оперативное управление финансами - главная функция аппарата финансовой системы: Минфина, финансовых управлений (отделов) местных Советов, дирекций внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий и организаций. Оперативное управление финансами связано с осуществлением практических действий по выполнению финансового плана, внесению корректив в его показатели с учетом новых хозяйственных обстоятельств, изысканию иных источников формирования финансовых ресурсов и направлений их эффективного вложения. Субъектом оперативного управления финансами является финансовый аппарат: Министерство Финансов РФ, Счетная палата, финансовые органы субъектов Федерации, налоговые органы и таможенная служба, страховые организации, дирекции внебюджетных фондов, финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также банки. Оперативное управление финансами - это главная функция аппарата финансовой системы.
17. Финансовое планирование: сущность и содержание
Финансовое планирование - это процесс определения объема финансовых ресурсов по источниками формирования и направлениям их целевого использования согласно производственным и маркетинговым показателям а плановом периоде. Целью финансового планирования является обеспечение деятельности необходимыми источниками финансирования. Основные задачи финансового планирования: - обеспечение производственной и инвестиционной деятельности необходимыми финансовыми ресурсами; - установление рациональных финансовых отношений с субъектами хозяйствования, банками, страховыми компаниями и т. п.; - определение путей эффективного вложения капитала, оценка рациональности его использования; - выявление и мобилизация резервов увеличения прибыли за счет рационального использования материальных, трудовых и денежных ресурсов; - осуществление контроля за образованием и использованием платежных средств. Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализовано. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т. д. В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две схемы организации работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down (сверху-вниз) и по методу build-up (снизу-вверх). По методу break-down работа по составлению бюджетов начинается «сверху», т. е. руководство предприятия определяет цепи и задачи, в частности, плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планы подразделений. По методу build-up расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который впоследствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия. Методы build-down и build-up представляют две противоположные тенденции. На практике нецелесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений. Оптимизация плановых решений заключается в разработке вариантов плановых расчетов, для того чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом могут использоваться разные критерии выбора: - максимум прибыли (дохода) на денежную единицу вложенного капитала; - максимум сохранения финансовых ресурсов, т. е. минимум финансовых расходов; - минимум текущих расходов; - минимум вложения капитала для максимально эффективного результата; - максимум абсолютной суммы полученной прибыли. Финансовое планирование (кроме уже упоминавшихся способов расчетов) нуждается в широком использовании экономико-математического моделирования. Этот способ делает возможным определение количественного выражения взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, которые их определяют. Основу перспективного финансового планирования представляет прогнозирование, которое является воплощением стратегии предприятия на рынке. Финансовое прогнозирование состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия на перспективу. В отличие от планирования, прогнозирование предусматривает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров, использование которых, согласно тенденциям изменения ситуации на рынке, дает возможность определить один из вариантов развития финансового состояния предприятия.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1748; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |