КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственные финансы и их роль в финансовой системе
Рис.2. Структура финансовой системы.
Государственные финансы (синонимы: государственные и муниципальные финансы, общественные финансы, финансы властных структур, публичные финансы) – это система денежных отношений по формированию и использованию денежных фондов, необходимых государству для выполнения его функций. Основное звено государственных финансов – бюджетная система. Современная бюджетная система России приближена к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеративное устройство. Она включает три независимых звена: 1)Федеральный Бюджет РФ; 2)Бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований РФ – территориальные бюджеты (в настоящее время их 88, в том числе бюджеты республик в составе РФ – 21, краевые и областные бюджеты (55), бюджеты автономных округов (10), бюджеты городов федерального значения (2 – Москва и Санкт-Петербург)); 3) Местные бюджеты (бюджеты около 29 тыс. муниципальных образований – сельских районов, сёл, других сельских поселений, городских поселений, городов, районов городов, других муниципальных образований). Вторым звеном государственных финансов являются внебюджетные фонды. Они имеют строго целевое назначение. Различают внебюджетные фонды социального назначения (социальные внебюджетные фонды) и внебюджетные фонды отраслевого и межотраслевого характера (экономические внебюджетные фонды). На начальном этапе рыночных преобразований в России существовало множество (в 1993 г. – более 40) внебюджетных фондов. Это было связано со слабостью государственной власти и тогдашней финансовой системы, неспособностью финансового аппарата страны управлять денежными потоками и формировать мощный государственный бюджет. «Размывание» финансовых ресурсов (к тому же очень ограниченных) по многочисленным внебюджетным фондам порождало массовое разворовывание денежных средств, нецелевое их использование и коррупцию. Поэтому по мере усиления государственной власти, налаживания финансовой системы, действовавшие ранее внебюджетные фонды, были включены в состав государственного бюджета в качестве целевых бюджетных фондов, а затем и они перестали выделяться, а финансирование расходов стало осуществляться в рамках разделов функциональной классификации расходов государственного бюджета. В настоящее время на федеральном уровне функционируют социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; до 2000г. (включительно) действовал также Государственный фонд занятости населения, который был упразднен, а расходы, связанные с содержанием органов по трудоустройству временно неработающих граждан теперь финансируются из территориальных и местных бюджетов. В субъектах Федерации и в муниципальных образованиях сохранена практика создания экономических и социальных внебюджетных фондов, но и на этих уровнях за последние годы количество их уменьшилось, а соответствующие расходы стали финансироваться в рамках территориальных и местных бюджетов. В качестве самостоятельного звена государственных финансов выступает государственный кредит, который представляет собой особую сферу финансовых отношений, где государство выступает главным образом в качестве заемщика денежных средств, а юридические и физические лица– в качестве инвесторов (вкладчиков) в государственные ценные бумаги. Государство осуществляет заимствования у населения и хозяйствующих субъектов своей страны (внутренние заимствования) и в зарубежных странах, а также у международных финансово-кредитных организаций (внешние заимствования). Государственные займы осуществляются с разными целями: · покрыть дефицит бюджета; · изъять из денежного рынка излишнюю денежную массу (стерилизация денежной массы). Государство может выступать также в качестве инвестора, когда позаимствованные денежные средства направляются на капитальные вложения и в ценные бумаги (так называемые портфельные или финансовые инвестиции). Государство нередко выступает в качестве гаранта, т.е. выдает гарантии юридическим и физическим лицам (безусловно, за определенную плату).
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |