Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы финансовой политики. Финансовая наука выделяет 3 основных типа финансовой политики, которые применялись на различных этапах исторического развития государств:




Финансовая наука выделяет 3 основных типа финансовой политики, которые применялись на различных этапах исторического развития государств:

1. классическая финансовая политика;

2. регулирующая финансовая политика;

3. планово-директивная финансовая политика.

Использование того или иного типа финансовой политики связано с особенностями исторических этапов развития экономики и социальной сферы, господствующими теоретическими концепциями (теориями), влияющими на экономический и политический курс государства, интересами правящих партий и социальных групп населения.

Классическая финансовая политика была основана на теоретических трудах классиков политэкономии А.Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823) и их последователей.

Этот тип финансовой политики использовался на протяжении всего 19 века и до конца 20гг. 20 в. Основной постулат классической финансовой политики – это невмешательство государства в экономику, а, следовательно, и в сферу финансов (кроме госбюджета), сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов в обществе.

А.Смит впервые ввел в оборот выражение «невидимая рука рынка», которая расставляет все по своим местам.

В начале 19 века через государственный бюджет западных стран перераспределялось около 5% национального дохода, и так продолжалось вплоть до начала 20 века, когда эта доля хотя и увеличилась, но незначительно: приблизительно до 10%, что свидетельствует о минимальном участии государства в распределительных процессах и его незначительном влиянии на экономику.

Экономическое положение в мире стало существенно меняться в конце 19 и особенно в 1 половине 20 века (3 первые десятилетия). Бурное развитие производительных сил, обострение экономических, политических и социальных проблем в большинстве государств мира потребовали изменения подходов к финансовой политике.

Особенно остро встал этот вопрос в период всеобщего экономического кризиса в конце 20-начале 30гг. в странах Западной Европы и последовавшая за ним затяжная «Великая депрессия», породившая массовую безработицу и массовое обнищание большинства населения.

Особенно в странах Западной Европы и США. Именно в этот период потребовалась новая экономическая теория и новая финансовая политика. И, как всегда это бывает в истории, появился новый теоретик, ставший вскоре классиком – Дж. Кейнс (1883-1946). Он, и затем его многочисленные последователи, обосновали необходимость активного вмешательства государства в экономику и регулирования им циклического развития экономики. Финансовая политика стала использоваться для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Основным инструментом воздействия государства на экономику стали государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный платежеспособный спрос, обеспечивается рост производства, увеличение национального дохода, создание новых рабочих мест, ликвидация безработицы и в конечном итоге – увеличение доходов госбюджета.

В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою высокую эффективность во всех западных странах. Она обеспечила в 30-60 гг. прошлого века стабильный экономический рост, высокий уровень заработков, эффективную систему финансирования социальных нужд (образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение), социальную стабильность в обществе.

В 70 гг. в основу финансовой политики была положена новая стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность кейнсианской (под новым названием неокейнсианской) теории по-прежнему исходит из необходимости активного вмешательства государства в экономику и социальную сферу. При этом государственное регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости государство регулирует:

· денежное обращение;

· валютный курс;

· структурную перестройку экономики;

· социальную сферу.

К настоящему времени через государственные бюджеты западных стран перераспределение национального дохода достигло и даже превышает 50%, что свидетельствует об активной роли государства в регулировании экономики и социальной сферы.

Планово-директивная финансовая политика проводилась во всех бывших социалистических странах, а также на отдельных этапах исторического развития в Испании (в период диктаторского режима Франко), в Чили (при диктаторском режиме Пиночета), в Германии, Италии (в период фашистской диктатуры), а также в Бразилии, Аргентине и ряде других стран.

Основанная на государственной собственности на средства производства и плановой системе управления, директивная финансовая политика в бывших социалистических странах обеспечивала максимальную концентрацию финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти). Она показала достаточно высокую эффективность в годы Великой Отечественной войны и восстановления народного хозяйства в США. То же можно сказать и в опыте директивной финансовой политики названных выше Испании, Чили и других странах. Однако использование директивной финансовой политики не в экстремальных, а в нормальных условиях функционирования экономики приводит к отрицательным последствиям:

· снижению эффективности производства;

· замедлению развития социальной сферы;

· ухудшению финансового положения государства;

В условиях свободного предпринимательства, то есть рыночной экономики, эффективной является, как доказано мировым опытом, регулирующая финансовая политика.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1028; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.