Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и методы управления финансами




Содержание финансовой политики России в современных условиях

Основу современной финансовой политики России составляют:

· свобода рыночного предпринимательства;

· разнообразные формы хозяйствования;

· приватизации госсобственности;

· переход к смешанной экономике, базирующийся на сочетании частных (в различных формах: индивидуальных, групповых, кооперативных, коллективных) и государственных хозяйствующих субъектов.

При выработке финансовой политики разумное государство в лице соответственных органов власти и управления руководствуется особенностями исторического развития общества, учитывает внутреннюю и международную обстановку, реальные экономические и финансовые возможности страны, опыт использования экономического и финансового механизма, новые тенденции развития, мировой опыт, требования объективных экономических законов.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам всего общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах в решении поставленных целей и задач.

Финансовая политика включает:

· бюджетную

· налоговую

·

политики
денежную

· кредитную

· ценовую

· таможенную

 

Приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который ежегодно направляет Федеральному Собранию РФ Бюджетное Послание. В нем определяются основные направления финансовой политики на текущий год и на ближайшую перспективу (3–5 лет).

Все ветви и все уровни государственной власти от Федерального собрания РФ до органов местного самоуправления обязаны действовать в соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ.

В настоящее время в российском обществе общепризнанно, что финансовая политика в России в 1992–1998гг не была научно обоснованной и преследовала одну главную задачу – изменить социально-экономический строю общества. Эта задача в основном достигнута, Планово-директивная система экономики разрушена, в социально-экономическом строе произошли необратимые изменения, возврат к командной системе уже невозможен. Но за все это российское общество расплатилось дорогой ценой – невиданным в мировой истории экономическим спадом (объем ВВП в 1998 г. уменьшился по сравнению с дореформенным 1990 г. в 2 раза, на 51%); массовым обнищанием населения, подавляющее большинство которого имеет денежные доходы не выше и даже ниже прожиточного минимума; резким расслоением общества на богатых и бедных (доходы 10% наиболее богатых граждан по данным статистики в 14 раз, а по данным Института экономики РАН в 26 раз превышают доходы 10% наименее обеспеченных граждан), гиперинфляцией, составившей в 1992 г. – 2600%, в 1993 г. – 450%, а за период с 1990 по 1998 гг. – 18000%.

Начиная с 1999 г. в финансовой политике России, как и во всей социально-экономической политике, стали проявляться и набирать силу положительные тенденции и направления развития, а именно:

· оживление отечественного промышленного и сельскохозяйственного производства и постепенное восстановление дореформенного их объема. Начиная с 2000 г. ВВП стал неуклонно увеличиваться и в 2004 году достиг 89% от уровня 1990 г.;

· снижение уровня инфляции (в последние годы уровень ее неуклонно снижается, в 2004 г. составил 10,5%, а на 2005 г.- был предусмотрен в размере 8,5%);

· Реформирование банковской системы с ориентацией ее на обслуживание хозяйствующих субъектов, предоставление им кредитов на приемных условиях (в настоящее время ставка рефинансирования Банка России, от которой зависит величина процентной ставки за банковский кредит, составляет 13% годовых против 210% в 1994 г. Однако нынешняя ставка все еще высока (для сравнения, в развитых рыночных странах она составляет 1-2,5%);

· Увеличение финансовых ресурсов государства и концентрация их в одном денежном фонде страны – Госбюджете;

· Усиление социальной направленности госбюджета, увеличение финансовых ресурсов на социальные потребности и постепенное повышение социальных выплат населению (пенсий, пособий, стипендий), а также увеличение заработной платы в бюджетной сфере;

· Упорядочение и упрощение налоговой системы, уменьшение налогового бремени на хозяйствующие субъекты, увеличение собираемости налогов и суммы налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;

· Совершенствование межбюджетных отношений, постепенное выравнивание минимальной бюджетной обеспеченности на всей территории РФ. И хотя в этой сфере еще очень много острых проблем, подавляющее большинство территориальных и местных бюджетов пока является дефицитным, но с каждым годом наращиваются усилия по преодолению их дефицитности, совершенствованию межбюджетных отношений.

На это направлены существенные изменения и дополнения в Бюджетном Кодексе РФ, которые внесены Федеральным Законом от 20 августа 2004 г. «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный Кодекс РФ в части совершенствования межбюджетных отношений».

Тема 4: Управление финансами

Под термином " управление " понимается сознательное воздействие на объект управления с целью его развития и совершенствования. Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансам.

В управлении финансами, как и в любой другой управляемой системе, выделяют объекты и субъекты управления.

Объекты – разнообразные виды (сферы) финансовых отношений. Разным подсистемам финансов (объектам управления) соответствуют разные субъекты управления.

Субъекты – организационные структуры, которые осуществляют управление.

Государственными финансами управляют органы государственной власти и управления. Финансами хозяйствующих субъектов управляют их высшие и исполнительные органы управления, включая финансовые службы.

Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, составляет финансовый аппарат (финансовый аппарат государства, финансовый аппарат хозяйствующих субъектов).

Государственными финансами управляет непосредственно государство. Оно же регламентирует финансовую деятельность хозяйствующих субъектов, т.е. в условиях рыночной экономики финансы хозяйствующих субъектов управляются самими хозяйствующими субъектами, но по правилам, которые устанавливает государство.

В управлении финансами, как в других управляемых системах, можно выделить 3 важнейших функциональных элемента:

1. финансовое планирование – осознанная деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов;

2. оперативное управление финансами --– комплекс мер, направленных на наиболее рациональное использование финансовых ресурсов, на получение максимального эффекта при минимальных затратах;

3. финансовый контроль, который осуществляется в процессе планирования и оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты по использованию финансовых ресурсов с плановыми заданиями, выявить резервы увеличения и более эффективного использования финансовых ресурсов.

 

Различают стратегическое (общее) и оперативное управление финансами.

Стратегическое управление имеет своей целью определение финансовых ресурсов на перспективу и направлений их использования. Его осуществляют высшие органы государственной власти и управления:

1. Федеральное Собрание РФ;

2. Администрация Президента РФ;

3. Правительство РФ.

Оперативное управление является функцией аппарата финансовых органов:

1. Министерства Финансов РФ;

2. финансовых органов субъектов РФ и органов местного самоуправления;

3. руководителей внебюджетных фондов;

4. финансовых служб хозяйствующих субъектов.

 

Управление финансами основано на знании объективных экономических законов, закономерностей развития общества, а также на знании и неукоснительном соблюдении финансового, бюджетного, налогового, хозяйственного и другого законодательства страны.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.