Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система органов государственного финансового контроля и их функции




Необходимость содержания и принцип финансового контроля

Финансовый контроль – это совокупность действий законодательных и исполнительных органов власти всех уровней (в том числе высших органов управления и исполнительных органов хозяйствующих субъектов), а также специально созданных контрольных учреждений по проверке финансовых и связанных с ними других вопросов деятельности всех субъектов хозяйствования и управления (государства в лице его органов власти и управления, а также организаций, предприятий, учреждений).

Финансовый контроль является составным элементом общей системы управления на всех уровнях (макро и микро).

В отличие от других видов контроля (административного, экологического, дорожного, санитарного, ветеринарного и других), объектом финансовых проверок являются стоимостные показатели:

· доходы;

· расходы;

· финансовые результата (прибыли, убытки);

· цены;

· заработная плата;

· себестоимость продукции;

· издержки обращения (в торговле);

· и другие.

Сфера финансового контроля охватывает все хозяйственные операции, совершаемые с использованием денег.

Финансовый контроль по своему содержанию включает проверку:

· соблюдения требований экономических законов (на макроуровне – соблюдение оптимальных пропорции распределения и перераспределения НД) и финансово-хозяйственного законодательства;

· правильности составления и исполнения госбюджета (финансово- бюджетный контроль за доходами и расходами бюджета);

· соблюдения правил ведения бухучета, составления финансовой отчетности и налоговых деклараций;

· эффективности использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов организаций, предприятий, учреждений.

В условиях рыночной экономики роль финансового контроля многократно возрастает, т.к. в стране функционируют миллионы самостоятельно хозяйствующих субъектов.

Рыночная экономика – это с одной стороны свободное предпринимательство, а с другой – предпринимательство по правилам, устанавливаемым законодательством.

Государство определяет эти правила, в том числе финансовые, и оно же призвано обеспечивать неукоснительное соблюдений этих правил всеми участниками финансовых отношений. Именно на это и направлен финансовый контроль со стороны государства.

Мировое сообщество выработало определенные принципы финансового контроля, которые зафиксированы в Лимской декларации ИНТОСАИ (международной ассоциации высших контрольных органов). В их числе – независимость; объективность и компетентность; гласность.

Принцип независимости финансового контроля означает, что контролирующий орган должен:

· обладать финансовой независимостью;

· обладать более длительными сроками полномочий его руководителей по сравнению со сроками полномочий органов власти и управления (прежде всего, парламентской власти).

Принцип объективности и компетентности предполагает:

· неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства;

· высокопрофессиональный уровень работы контролеров на основе установленных стандартов проведения различных видов контроля.

Принцип гласности предусматривает информирование общественности через средства массовой информации о результатах работы контролирующих органов.

 

5.2. Виды, формы и методы финансового контроля

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды:

1) Государственный финансовый контроль проводят органы государственной власти.

Главная цель – обеспечить интересы государства и всего общества по поступлению доходов и при расходовании фондов государственных денежных средств. Государственный финансовый контроль осуществляется по линии законодательной власти (парламентский контроль), по линии президента РФ (президентский контроль), по линии исполнительной власти (правительственный контроль).

2) Внутрифирменный (внутрихозяйственный, корпоративный) контроль проводят экономические в т.ч. и финансовые службы организации, предприятий, учреждений.

Объект контроля – финансово-хозяйственная деятельность. Цель контроля – обеспечение интересов хозяйствующих субъектов, выявление внутрихозяйственных резервов увеличения доходов и сокращения нерациональных расходов, повышения эффективности использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов.

3) Контроль со стороны коммерческих банков за деятельностью организаций-клиентов, проводят коммерческие банки, обслуживающие организации, предприятия, учреждения.

Цель контроля – обеспечить соблюдение клиентами банков правил наличных и безналичных денежных расчетов, а так же определение кредитоспособности клиентов.

4) Общественный контроль – осуществляют неправительственные организации (профсоюзы, СМИ и т.д.)

Объект контроля зависит от задач общественных организаций (например, профсоюзы призваны контролировать своевременность выплаты заработной платы, а так же различных социальных пособий – по временной нетрудоспособности, при рождении ребенка, по уходу за детьми до достижения ими 1,5 года и т.д.)

5) Независимый контроль – проводят аудиторские фирмы или аудиторы, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Цель аудиторского контроля– установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности.

В зависимости от времени и периодичности проведения различают виды финансового контроля:

· предварительный – проводится до совершения финансовых операций (на стадии планирования);

· текущий – проводится в момент совершения финансовых операций (в основном его осуществляют бухгалтерские службы);

· последующий – проводится путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой отчетности по окончании отчетного периода.

 

Финансовый контроль осуществляется при помощи ряда методов. Такими методами являются:

1. проверки по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе бухгалтерских документов.

2. обследования отдельных сторон деятельности организаций, предприятий, учреждений с проведением контрольных обмеров выполненных работ, расхода материала, топлива, энергии (могут проводить так же опросы, наблюдения, инспекции и т.п.);

3. надзор за деятельностью хозяйствующих субъектов, получивших лицензию на определенный вид деятельности. Цель надзора - контроль за соблюдением установленных правил и нормативов, нарушение которых ведет к отзыву лицензии;

4. экономический анализ (финансовый анализ) имеет целью детальное изучение финансовой и бухгалтерской отчетности для оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния организации (предприятия), учреждения.

5. ревизия –- наиболее распространенный метод финансового контроля. Различают следующие виды ревизии:

· плановые и внезапные;

· полные и частичные;

· комплексные и тематические;

· сплошные и выборочные;

· комбинированные;

· документальные и фактические.

 

Государственный финансовый контроль проводят органы законодательной и исполнительной власти. Главным органом, осуществляющим финансовый контроль по линии законодательной власти, является Счетная Палата РФ, которая функционирует в соответствии с федеральным законом от 11.01.1995 «О Счетной палате РФ».

Контролю по линии СП РФ подлежат все государственные органы и учреждения (включая Банк России), а также все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности, оперирующие средствами федерального бюджета.

В субъектах РФ имеются контрольно-счетные палаты, выполняющие функции, схожие с функциями Счетной палаты РФ

Счетная Палата РФ проводит глубокую проверки достоверности отчетов об использовании средств федерального бюджета. О результатах проверки она информирует Федеральное Собрание РФ, а по выявленным фактам разворовывания или нецелевого использования бюджетных средств направляет представления соответствующим следственным органам (Генеральной прокуратуре РФ, Следственному комитету МВД РФ) для привлечения виновных к ответственности по закону.

Начиная с 2005 г. Счётная Палата РФ (в лице её председателя – Степашина), заявила о переходе от обычных контрольных проверок и ревизий к так называемому аудиту эффективности – новому для России направлению финансового контроля, в процессе которого главное внимание уделяется не только и не столько выявлению законности совершаемых финансовых операций (что само по себе очень важно), но и эффективности произведенных расходов и их оправданности.

Понятно, что переход к аудиту эффективности требует высокого профессионализма аудиторов Счетной Палаты РФ, всех её специалистов.

Главным органом правительственного финансового контроля является Министерство Финансов РФ (оно же является главным органом управления финансами, а контроль – один из элементов общей системы управления финансами).

В структуре МФ РФ имеется департамент обеспечения государственного финансового контроля и аудита, бухгалтерского учёта и отчётности.

Начиная с 2005 г. в стране функционируют подведомственные Министерству Финансов органы:

· Федеральная налоговая служба (ФНС РФ (см. п.2.5));

· Федеральная служба бюджетно-финансового надзора;

· Федеральная служба страхового надзора;

· Федеральное казначейство (см. Тему 2 п.5);

· Федеральная служба по финансовому мониторингу.

Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём и финансированию терроризма. Эта служба собирает, отрабатывает и анализирует информацию об операциях с денежными средствами и иным имуществом, подлежащим контролю (в настоящее время это операции на сумму свыше 600 тыс. рублей каждая). Такую информацию обязаны предоставлять этой службе все банки и другие кредитные организации, страховые компании, ломбарды, почтовые отделения. При наличии оснований, свидетельствующих о том, что операции связаны с отмыванием доходов, полученных преступным путем, или с финансированием терроризма, федеральная служба по финансовому мониторингу направляет информацию соответствующим правоохранительным органам ФСБ, Генеральной прокуратуре, МВД.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1954; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.