Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовая система: понятие и элементы




Финансово-кредитная система: сущность и содержание.

Системы государства

Финансовая, денежная и кредитная

ГЛАВА 1

Лекций по дисциплине

«Финансово-кредитные системы зарубежных стран»

Экономическая категория «финансово-кредитная система» включает в себя совокупность отдельных, но взаимосвязанных элементов финансовой системы и кредитной системы. Как фи­нансовая, так и кредитная системы имеют свои механизмы обра­зования и особенности функционирования.

Понятие «финансовая система» является логическим про­должением понятия «финансы». Финансы отражают денежные отношения по поводу распределения и перераспределения чистого дохода и формирования централизованных и децен­трализованных фондов, используемых для выполнения функ­ций государства и расширенного воспроизводства, и имеют ряд признаков:

♦ необходимым условием возникновения финансов является наличие товарно-денежных отношений;

♦ императивный характер финансов. Этот признак относится к числу дискуссионных вопросов сущности финансов и от­ражает активное участие государства, которое придает фи­нансовым отношениям обязательный характер;

♦опосредование распределительных процессов.

Совокупность этих признаков позволяет выделить объект финансов, который, как и сами финансы, в современной науке имеет ряд неоднозначных подходов для понимания. Следуя клас­сическому пониманию финансов, объектом финансов является прибавочный продукт, который образуется в системе производ­ственных отношений. Вместе с тем национальный доход является не единственным источником формирования централизованных фондов. Очевидно, что при отсутствии прибыли у предприятий отчисления в бюджет, исходя из подхода об уникальности этого источника, не будут производиться. Однако бюджет, во-первых, не является исключительным централизованным фондом, суще­ствуют и другие фонды, которые формируются не из прибыли, во-вторых, бюджет формируется не только из налоговых поступ­лений из прибыли. В развивающихся странах и странах с пере­ходной экономикой поступления из прибыли не являются доми­нирующими в государственном бюджете.

Основополагающими функциями финансов, раскрывающи­ми их сущность, являются распределительная и контрольная функции.

Распределительная функция вытекает из сущности финансов, она отражает экономические отношения, обусловливающие дви­жение чистого дохода, а также его влияние на составные части и элементы совокупного продукта. Различают первичное и вторич­ное распределение. Первичное распределение финансов, исходя из самого определения этой экономической категории, опосре­дует расширенное воспроизводство. Вторичное распределение способствует выполнению функций государства путем перечис­лений в доходную часть бюджета и другие централизованные фонды. Наглядно это отражено на рис. 1.1.

Контрольная функция финансов вторична относительно распределительной, так как опосредует ее объект и проявляет­ся в контроле за распределением совокупного общественного продукта.

 

СОП= С + V+M

 

СОП — совокупный общественный продукт; С— фонд возмещения из­расходованных средств производства; V — фонд заработной платы; М— прибыль.

Финансовый контроль бывает на макро- и микроуровне (на уровне государства и предприятия).

Финансы классифицируют по различным признакам:

По субъектам и их целям:

государственные (публичные) финансы — совокупность эко­номических отношений, выраженных в денежной форме, как правило, направленных на формирование и распреде­ление валового общественного продукта для выполнения функций государства;

частные финансы совокупность экономических, преиму­щественно денежных, отношений, обеспечивающих фор­мирование и управление финансовыми ресурсами на уровне субъектов хозяйствования.

В зависимости от степени вмешательства государства в ры­ночные отношения и уровня развития рыночных механизмов в стране в финансовых отношениях могут преобладать государ­ственные или частные финансы.

Государственные финансы под­разделяются на:

бюджетные отношения, включающие в себя отношения по поводу формирования и распределения централизованных государственных фондов. Важное значение занимают на­логовые отношения как один из приоритетных источников формирования бюджетов всех уровней;

финансы специальных государственных фондов;

государственный кредит;

государственное страхование;

финансы государственных предприятий как производствен­ной, так и непроизводственной сферы.

Частные финансы включают в себя:

корпоративные финансы, где главным субъектом финансо­вых отношений выступает корпорация (предприятие), целью которой является, как правило, обеспечение производства;

финансы банков, основной субъект — банковские учрежде­ния, ориентированные на кредитные и иные посредниче­ские функции;

финансы инвестиционных компаний, основная деятельность которых состоит в инвестировании. Такими компаниями могут быть как корпорации, так и банковские и небанков­ские учреждения;

финансы страховых компаний сконцентрированы главным образом в страховом деле как одной из форм инвестиций;

финансовые отношения на денежном рынке, который отли­чает краткосрочность проводимых операций;

финансовые отношения на валютном рынке с наличием спе­цифики как у субъектов, так и у объекта отношений (де­нежные единицы разных стран).

По срокам и соответствующим целям:

коммерческие финансы. Коммерческие финансовые ресур­сы представляют собой краткосрочный капитал (до 1 года) для обеспечения производства, иными словами, оборот­ный капитал;

инвестиционные финансы. Инвестиционные финансовые ре­сурсы являются долгосрочным капиталом, необходимым для функционирования основных фондов.

По сфере осуществления операций:

внутренние финансы ограничены резидентством субъектов финансовых отношений. Они также могут быть определе­ны как финансы государства, но не как государственные финансы;

внешние финансы предполагают участие субъектов финансо­вых отношений разных стран. При этом финансы внешне­экономической деятельности рассматриваются со стороны участия отдельного государства и его субъектов во внешних финансовых операциях с точки зрения их преимуществ и недостатков, как правило, в рамках территориальных гра­ниц рассматриваемого государства. Международные финан­совые отношения предусматривают финансовое сотрудни­чество различных государств и их субъектов на междуна­родных финансовых рынках с возможностью образования групп различных стран, защищающих свои финансовые интересы. Мировые финансы раскрывают особенности фи­нансового взаимодействия разных стран с участием между­народных финансовых организаций и коалиций, имеющих как наднациональный (мировой или региональный), так и рекомендательный статус.

Финансовые отношения возникают по поводу образования и использования централизованных и децентрализованных фон­дов денежных средств государства и предприятий. Совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений образует финансовую систему. Различают две сферы финансовых отношений: централизованные и децентрализован­ные финансы.

К централизованным финансам относят государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственное страхование, государственный кредит.

Под децентрализованными финансами понимают финансы предприятий, которые могут классифицироваться по различным признакам. Например, финансы предприятий материального производства и финансы учреждений и организаций непроиз­водственной сферы, или финансы государственных предпри­ятий и предприятий другой формы собственности и т.д.

В зарубежных странах принято выделять лишь некоторые из указанных звеньев, входящих в сферы централизованных и де­централизованных финансов. Так, финансовые системы зару­бежных стран включают в себя следующие элементы:

♦ государственный бюджет;

♦ местные финансы;

♦ специальные внебюджетные фонды;

♦ финансы государственных предприятий.

Государственный бюджет — основное средство перераспре­деления национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40 % национального дохода страны. В государственном бюджете сосредотачиваются круп­нейшие доходы и наиболее важные в политическом и социаль­но-экономическом отношении общегосударственные расходы.

Основными доходами государственного бюджета являются налоги, на них приходится 70—90 % общей суммы доходов госу­дарства. В странах с развитой рыночной экономикой в государ­ственный бюджет поступают преимущественно прямые налоги: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпора­ций и др. Исключением является Франция, где государственный бюджет пополняется в основном за счет налога на добавленную стоимость. Развивающиеся государства и страны с переходной экономикой практикуют использование косвенных налогов для формирования доходной части государственного бюджета — НДС, акцизы и таможенные пошлины. Предпочтения менее развитых стран в организации такой налоговой системы очевид­ны. Косвенные налоги являются стабильным источником посту­плений, так как при отсутствии налоговой дисциплины не соз­даются возможности от них уклониться. Кроме того, низкие доходы населения и предприятий, а также наличие различных инструментов их занижения не позволяют вводить в развиваю­щихся государствах и странах с переходной экономикой систему прямого налогообложения. Это вызывает недопоступление нало­гов, сокращение доходной части госбюджета.

Расходная часть государственного бюджета включает статьи на военные цели, вмешательство в экономику, содержание госу­дарственного аппарата, поддержание других уровней бюджетной системы, социальные расходы, субсидии и кредиты развиваю­щимся странам.

Вторым по своему значению финансовым звеном является система местных финансов. В современных условиях под влия­нием развития производительных сил, научно-технического про­гресса, процессов глобализации происходит повышение роли и влияния местных органов власти. Структура местных финан­сов определяется бюджетным устройством, которое в свою оче­редь зависит от государственного устройства и административ­ного деления государства. В США, например, в состав местных финансов входят бюджеты штатов, графств, муниципалитетов, в ФРГ — бюджеты земель и общин. На долю местных бюджетов в федеративных государствах приходится от 40 до 50 % всех ре­сурсов общегосударственной финансовой системы, в унитарных государствах — около 30 %.

Главным источником доходной части местных бюджетов являют­ся налоги (в основном поимущественные). Кроме того, в бюджеты местных органов власти поступают финансовые ресурсы, направ­ляемые вышестоящими бюджетами и бюджетами равноценного уровня. Расходы местных бюджетов в основном направлены на развитие экономической и социальной инфраструктуры.

Особое финансовое звено образуют специальные внебюджет­ные фонды, которые имеют определенную самостоятельность, отделены от государственного бюджета и управляются непосред­ственно центральными, а в отдельных случаях и местными вла­стями. К ним относятся фонды социального страхования, пенси­онный фонд и другие целевые фонды. Наиболее ярким примером специальных фондов, которые используются в зарубежных стра­нах, являются фонды социального страхования, представляю­щие собой специфическую форму прямого налогообложения. В формировании фондов социального страхования принимают участие наемные рабочие, служащие, предприниматели и госу­дарство, но доля последнего, как правило, наименьшая. За счет вычетов из заработной платы рабочих и служащих создается от 20 до 40 % средств фондов социального страхования. В развитых странах число крупных специальных фондов колеблется от 30 до 80.

 

По направлениям использования специальные фонды под­разделяют на следующие группы:

♦ социальные;

♦ экономические;

♦ научно-исследовательские;

♦ кредитные;

♦ фонды личного и имущественного страхования;

♦ военно-политические;

♦ межгосударственные.

Специальные фонды создаются двумя способами: выделени­ем из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, и по особому решению законодательного органа.

В финансовых системах зарубежных стран специальные фонды занимают важное место. В них концентрируются значительные средства. Во Франции специальные фонды по размеру приближа­ются к государственному бюджету, в Японии из специальных фон­дов финансируется свыше половины государственных расходов, в Великобритании — треть. Специальные фонды предназначены:

*для финансирования, субсидирования, кредитования оте­чественных предприятий;

*финансирования природоохранных мероприятий за счет специально определенных источников и штрафов за за­грязнение окружающей среды;

*выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансиро­вания социальной инфраструктуры в целом;

*кредитования, в том числе зарубежных партнеров, включая иностранные государства.

Первоначально задачей фондов являлось финансирование конкретных мероприятий. Позже они стали выполнять роль ре­зерва, к которому правительства прибегают в период финансовой нестабильности, т.е. используются для повышения устойчивости и маневренности финансовой системы. Специальные фонды контролируются в значительно меньшей степени, чем государст­венные бюджеты, что облегчает их использование и повышает заинтересованность правительств в их росте.

Источники формирования специальных фондов во многом предопределяются характером и масштабностью задач, для реа­лизации которых они создаются. На разнообразие источников и их величину оказывает влияние экономическое и финансовое положение страны на том или ином этапе развития. Источники формирования спецфондов могут быть и постоянными, и вре­менными, а также различаться по административно-территори­альным единицам страны.

Главные источники средств фондов — специальные налоги и сборы, устанавливаемые законодательной властью. Многие фонды формируются за счет средств государственного и мест­ных бюджетов, которые поступают в форме безвозмездных суб­сидий или отчислений от налоговых поступлений. Доходами специальных фондов могут быть также добровольные взносы и заемные средства.

Направления расходования средств фондов зависят от их на­значения, экономических условий и реализуемых программ. Часть средств направляется на учредительскую деятельность, а также вкладывается в ценные бумаги. Специальные фонды мо­гут выступать инвесторами и участниками финансового рынка, так как, во-первых, нередко использование денежных средств не совпадает со временем их образования, а во-вторых, доходы от инвестиций являются дополнительными источниками финанси­рования затрат фондов.

Самостоятельное звено образуют финансы государственных предприятий. Его возникновение связано с развитием государ­ственного сектора в экономике ряда стран Западной Европы (Великобритания, Франция, ФРГ), которое получило наиболь­шее распространение после Второй мировой войны. В совре­менных условиях государственный сектор в экономике ряда индустриально развитых зарубежных стран производит около четверти объема валового национального продукта. Его главной задачей является оказание поддержки частному хозяйству путем сохранения и развития важных отраслей производства, которые в силу своей специфики имеют низкую рентабельность и невы­годны для предпринимательства (железнодорожный, воздушный транспорт, электроэнергетическая, газовая, угольная промыш­ленность и т.п.). В целом можно заключить, что государствен­ные предприятия в основном концентрируются в двух областях. Во-первых, в базовых отраслях, которые создают общие условия для механизма воспроизводства (топливо, энергетика, черная металлургия, транспорт, связь, водоснабжение и пр.). Это недос­таточно прибыльные отрасли, технико-экономический уровень которых отличает низкая конкурентоспособность. Во-вторых, это отрасли, которые требуют крупных единовременных капита­ловложений и могут оказаться на первых порах нерентабельны­ми или малорентабельными. Для частного капитала их освоение представляется невыгодным.

Активное участие государства в процессе воспроизводства (в форме создания системы финансов государственных пред­приятий) не ограничивается сглаживанием отраслевых диспро­порций в экономике. Развивая новые отрасли, оно способствует углублению общественного разделения труда, а создавая новые предприятия (в любых отраслях) на «новых» местах, т.е. в эконо­мически отсталых районах, содействует их хозяйственному ос­воению и более рациональному размещению производитель­ных сил в целом. В обоих случаях сектор государственных пред­приятий позволяет расширить национальный внутренний ры­нок, создает дополнительные стимулы для увеличения общих масштабов производства.

Несмотря на свою принадлежность, государственные пред­приятия не всегда выступают в характерной для них форме соб­ственности. Так, в ФРГ и Италии государственный сектор су­ществует в виде акционерных компаний, в которых нередко принимает участие и частный капитал. Акционерная форма ор­ганизации государственных предприятий затрудняет контроль за их деятельностью со стороны парламента, правительства и об­щественности, но облегчает сращивание с частным капиталом и создает возможности для реприватизации таких предприятий. Однако возможное изменение формы собственности предпри­ятий, по сути, не оказывает влияния на роль государства в про­цессе воспроизводства. Например, в период с 1953 по 1967 гг., когда сталелитейная промышленность Англии была денацио­нализирована, цены на ее продукцию регулировались прави­тельством, им же принимались важнейшие решения по новым инвестициям. Государственные предприятия, таким образом, представляют собой попытку разрешить противоречие между ча­стнопредпринимательскими интересами и общенациональными экономическими проблемами. В то же время финансы государ­ственных предприятий — это звено финансовой системы, по­средством которого государство участвует в первичном распре­делении национального дохода, аккумулируя в своих руках часть дохода, создаваемого на этих предприятиях.

Финансовая система государства имеет тесную взаимосвязь с бюджетной системой и налоговой системой. Фактически пер­вые два элемента финансовой системы: государственный бюд­жет и местные бюджеты как часть местных финансов — образуют бюджетную систему государства. В свою очередь, совокупность налоговых платежей, входящих в доходную часть бюджетов раз­ных уровней, составляет налоговую систему.

Бюджетной системой государства называется совокупность бюджетов всех уровней, представляющая собой систему, осно­ванную на определенных экономических отношениях и юриди­ческих нормах. Организация и принципы построения бюджет­ной системы представляют собой бюджетное устройство страны. Бюджетное устройство напрямую зависит от государственного устройства.

Налоговая система представляет собой совокупность эконо­мических отношений по поводу взимания обязательных и без­возмездных платежей, установленных законодательством и осу­ществляемых плательщиками в определенном размере и в опре­деленный срок.

1.1.2. Экономическая сущность кредитной системы

Второй неотъемлемой составляющей финансово-кредитной системы является кредитная система. Кредитная система, так же как и финансовая система в отношении финансов, развивает и конкретизирует понятие кредита. Кредит представляет собой совокупность экономических отношений, которые возникают между кредитором и заемщиком при передаче ссудного капитала на принципах платности, возвратности, срочности, обеспечен­ности, целевого характера и дифференцированного подхода.

Принцип возвратности означает, что заемщик обязуется, и это обязательство фиксируется в кредитном договоре, вернуть полученную сумму. Данный принцип имеет первостепенное значение, так как если заемщик отказывается возвращать ука­занную в кредитном договоре сумму, это может привести к нару­шению финансовой устойчивости кредитора и колебаниям всей кредитной системы.

Принцип платности предполагает, что заемщик возвратит по­лученную от кредитора сумму с определенным процентом (пла­той за кредит).

Принцип срочности отражает временные рамки обязательства заемщика по возврату финансовых ресурсов кредитору. По при­знаку срочности кредит может классифицироваться на кратко­срочный (до 1 года) и долгосрочный (более 1 года).

Принцип обеспеченности предоставляет кредитору право требо­вать у заемщика обеспечение его обязательства вернуть ссуду с процентом. Чаще всего в форме обеспечения выступают объек­ты недвижимости. Однако пример банковского кризиса в Японии в 1997 г. по причине резкого падения цен на недвижимость под­тверждает необходимость диверсификации портфеля обеспечения.

Принцип целевого использования кредита означает определе­ние в кредитном договоре целей, на которые будут использованы заемщиком полученные от кредитора средства. Данный прин­цип вводится кредитором для повышения уверенности в том, что заемщик будет способен вернуть ссуду и процент по истече­нии срока, так как цели, на которые была взята ссуда, являются потенциально прибыльными.

Принцип дифференцированного подхода кредитора и заемщи­ка при выборе контрагентов. Как кредитор осуществляет выбор между возможными заемщиками для предоставления суммы наиболее финансово устойчивому субъекту, вселяющему доверие и отвечающему всем выдвигаемым кредитором требованиям, так и заемщик выбирает кредитора на своих условиях платно­сти и срочности.

Основой возникновения кредита является совокупность то­варно-денежных отношений. Соответственно кредит может вы­ступать в товарной и денежной форме. Кредит подразделяется на банковский, коммерческий, потребительский, лизинговый, ипотечный, международный и государственный. Отнесение госу­дарственного кредита к кредитным отношениям вызывает сомне­ние у многих финансистов, которые рассматривают государствен­ный кредит как часть финансовой системы. С одной стороны, государственный кредит представляет собой классические кре­дитные отношения между кредитором и заемщиком на основе указанных принципов, когда одной из сторон выступает госу­дарство. С другой стороны, государство использует ссудный фонд для формирования и распределения централизованных фондов, выполняя свои функции, что является финансовыми отношениями. Таким образом, государственный кредит, стоя­щий на стыке финансовых и кредитных отношений, подтвер­ждает связь между кредитом и финансами, которая также выте­кает из сходства функции распределения, присущей этим двум экономическим категориям.

Сущность кредита раскрывают его функции: перераспреде­лительная и функция замещения наличных денег кредитными деньгами.

Совокупность всех кредитных отношений образует кредитную систему. Существует и институциональное определение кредит­ной системы, отражающее совокупность кредитных институтов. Организационная структура кредитной системы сложна и неод­нородна. В большинстве зарубежных стран она включает в себя три уровня, которые регламентируются национальным законо­дательством: центральный банк, коммерческие банки и другие специальные кредитно-финансовые учреждения.

Первым уровнем являются центральные банки, или, как их иногда называют, центральные эмиссионные банки, по причине закрепленного за ними монопольного права осуществления эмис­сии законных платежных средств страны. Главными целями центральных банков являются обеспечение устойчивости денеж­но-кредитной системы и стабильное функционирование коммер­ческих банков. В соответствии со своим статусом центральный банк страны является:

♦ единым эмиссионным центром, пользующимся монополь­ным правом денежной эмиссии на территории своей страны, хранящим и учитывающим национальные золотовалютные резервы;

♦ банком правительства, обязанным поддерживать государ­ственные экономические программы, осуществлять креди­тование дефицита государственного бюджета, размещать государственные ценные бумаги;

♦ органом стабильности национальной денежной системы, отвечающим за беспрепятственное осуществление внут­реннего платежного оборота и антиинфляционной полити­ки, а также операций с зарубежными контрагентами;

♦ банком банков, т.е. кредитором последней инстанции, пре­доставляющим национальным институтам возможность рефинансирования на определенных условиях в случае вре­менного дефицита ликвидных средств;

♦ органом банковского надзора; используя лицензирование банковской деятельности, установление обязательных нор­мативов, систему страхования вкладов, анализ отчетности, ревизию и проверку деятельности кредитных институтов, центральный банк стремится поддерживать стабильность банковской системы, защищать интересы вкладчиков и кре­диторов, не вмешиваясь при этом в оперативную деятель­ность кредитных организаций. Центральный банк выполняет три основные функции: регули­рующую, контролирующую и информационно-исследовательскую. Основная функция центрального банка — реализация моне­тарной политики государства. В зависимости от вида монетар­ной политики главными целями центральных банков могут быть: стабильность цен, устойчивость национальной валюты, стабиль­ность денежной массы и др.

Существует четыре вида монетар­ной политики:

таргетирование валютного режима (exchange-rate targeting). Эта стратегия представляет собой форму фиксации некото­рого объема национальной валюты к валюте страны, как правило, с более низкой инфляцией. В качестве альтерна­тивы может выступать ползущая фиксация обменных кур­сов с установленным процентом девальвации. Примером может служить Франция, которая привязала свою валюту к немецкой марке в 1987 г., когда имела инфляцию 3 %, что было на 2 % больше, чем в Германии. К 1992 г. индекс ин­фляции во Франции упал до 2 % и был даже ниже, чем в Германии. Англия, зафиксировав в 1990 г. обменный курс фунта к марке, смогла снизить инфляцию к 1992 г. с 10 до 3%;

таргетирование денежной массы (monetary targeting). Среди стран, которые регулированием денежных агрегатов пыта­лись оптимизировать уровень инфляции, — США, Канада, Великобритания. На протяжении двадцати лет (с 1974 г.) этот режим применяли Германия и Швейцария;

таргетирование уровня инфляции (inflation targeting). Первым государством, которое стало реализовывать эту политику, была Новая Зеландия (1990), за ней последовали Канада (1991), Великобритания (1992), Швеция и Финляндия (1993), Авст­ралия и Испания (1994). Режим целевого показателя уровня инфляции включает в себя несколько элементов: 1) средне­срочную декларацию достижения конкретных показателей инфляции; 2) включение целевых параметров инфляции в долго­срочную концепцию развития государства; 3).снижение роли промежуточных показателей, например роста денежной массы, в общей стратегии достижения оптимального уровня инфля­ции- 4) достижение прозрачности долгосрочной монетарной политики путем придания гласности текущих задач и планов; 5) увеличение подотчетности центрального банка для дости­жения целевых уровней инфляции;

таргетирование скрытого показателя (monetary policy with an implicit but not an explicit nominal anchor). Наиболее яркими примерами реализации данной стратегии являются США и Европейский монетарный союз (с 2002г.). Сущность тар-гетирования скрытого показателя заключается в разработке жесткой стратегии контроля будущего уровня инфляции. Эта стратегия предполагает тщательный мониторинг при­знаков надвигающейся инфляции, разработку и нанесение «предупреждающих ударов» потенциальной угрозе инфля­ционных процессов. В своей деятельности центральный банк использует следую­щие инструменты.

Валютная интервенция. Органы монетарного регулирования могут проводить интервенции на валютном рынке с различными целями, в том числе для поддержания обменного курса и дости­жения желаемого уровня международных резервов. Для повы­шения курса национальной валюты проводится продажа, а для снижения — покупка иностранной валюты. Имеются различные приемы проведения валютной интервенции. Так, если Феде­ральная резервная система США периодически проводит скры­тые интервенции, то Немецкий федеральный банк и Банк Анг­лии широко освещают свое участие в этом мероприятии, чтобы сократить расход валюты для проведения интервенций. Иногда центральный банк пытается удерживать рынок путем «словес­ных интервенций», т.е. информируя участников о своей заинте­ресованности относительно тенденции движения валютного курса. Девальвация /ревальвация. Регулирование курса национальной валюты путем девальвации — снижения ее официального курса по отношению к валюте-привязке (при ревальвации — повыше­ние курса) предполагает резкий скачок и изменение валютного соотношения с последующей его официальной фиксацией. Тер­мины «девальвация» и «ревальвация» обычно используются при характеристике режима с фиксированным обменным курсом. В случае же изменения курса при плавающем механизме приме­няются термины «обесценение» и «удорожание» соответственно.

Операции на открытом рынке состоят в покупке или продаже ценных бумаг государства на вторичном рынке. Если центральный банк продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то ресурсы последних и, соответственно, их возможности предоставлять ссуды клиентам уменьшаются. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и, соответ­ственно, к повышению обменного курса. Покупая ценные бума­ги на рынке у коммерческих банков, центральный банк предос­тавляет им дополнительные ресурсы, расширяет их возможности по выдаче ссуд. В итоге увеличивается денежная масса и снижа­ется валютный курс. Результат регулирования денежной массы посредством операций на открытом рынке схож с интервенцией и приводит к изменению обменного курса. Сочетание противо­положных операций центрального банка на открытом рынке и интервенции в сопоставимых размерах носит название стери­лизации и позволяет сохранить объем денежной массы, несмот­ря на изменение обменного курса. Впервые термин «операции на открытом рынке» стал использоваться в 20-х гг. XX в. в США, где такого рода операции государства получили наиболее широ­кое распространение. В начале 30-х гг. этот инструмент стал применяться в Великобритании и постепенно снизил долю учет­ных операций в политике Банка Англии. Приблизительно в то же время к проведению операций на открытом рынке приступил Рейхсбанк Германии.

Учетная ставка. Механизм учета представляет собой важный инструмент монетарного регулирования, при котором органы монетарного регулирования могут оказывать воздействие на ко­личество резервных денег и обменный курс путем изменения суммы и условий предоставления своих кредитов. Так, повыше­ние учетной ставки стимулирует приток капиталов из стран, где более низкая процентная ставка, тем самым увеличивая массу иностранной валюты и повышая курс национальной денежной еди­ницы. Например, установленный администрацией США в начале 1980-х гг. более высокий уровень процентной ставки, чем в странах Западной Европы и Японии, сделал доллар более привлекательной валютой для инвесторов из других стран, благодаря чему в Соеди­ненных Штатах были созданы дополнительные рабочие места и в конечном итоге предпосылки для увеличения темпов эконо­мического роста.

Нормы обязательных резервов. Монетарные власти могут воз­действовать на обменный курс путем изменения величины обя­зательных резервов, которые коммерческие банки должны у них держать. Например, повышение нормы обязательных резервов заставит банковскую систему держать большее количество ре­зервов для покрытия заданного уровня депозитов, в результате чего сократится предложение национальных денег и курс повы­сится. Однако в последние годы была отмечена тенденция сни­жения норм обязательных резервов или их полной отмены. Это связано с потерей конкурентоспособности банков. Из-за того что центральный банк обычно не платит процент по резервным счетам коммерческих банков, последние ничего не зарабатыва­ют на них и теряют доход, который могли бы получить, если бы ссужали эти деньги.

По признаку собственности центральные банки подразделя­ются на государственные, акционерные и смешанные. Государ­ственными центральными банками являются Немецкий феде­ральный банк, Банк Англии, Банк Франции. Ярким представителем акционерных центральных банков является Федеральная резерв­ная система США. К смешанным центральным банкам относятся те, в капитале которых вместе с государством участвует частный сектор (Банк Японии).

На втором уровне кредитной системы государства находятся коммерческие банки. Наиболее крупные из них являются инсти­тутами универсального профиля, выполняющими обширный круг операций и предоставляющими клиентам полное финансо­вое обслуживание.

Основные функции коммерческих банков можно объединить в три группы:

♦ банки играют ключевую роль в коммерческом обороте то­варов и услуг. Они предоставляют участникам хозяйствен­ной деятельности возможность осуществлять расчеты по заключаемым контрактам и договорам, используя инфра­структуру банковской системы и платежные инструменты;

♦ банки являются финансовыми посредниками, обеспечи­вающими в экономике процесс «сбережение — инвести­ции», т.е., с одной стороны, они являются местом, где хранится основная масса временно свободных средств пред­приятий и населения, а с другой — служат источником средств для удовлетворения инвестиционных потребностей субъектов хозяйствования и граждан;

♦ коммерческие банки являются главным источником лик­видности экономики, позволяя покупателям и продавцам товаров и услуг осуществлять свою деятельность на посто­янной, непрерывной основе. Без эффективной банковской системы возможности стабильного функционирования на­циональной экономики крайне ограничены.

Ресурсы банка складываются из собственных средств бан­ка, т.е. его капитала, и привлеченных, т.е. заемных, средств, представляющих собой обязательства банка перед другими кредитными организациями, предприятиями и гражданами, разместившими свои средства в банке в качестве остатков на корреспондентских, расчетных и текущих счетах, депозитов, вложений в долговые ценные бумаги банка.

Операции, связанные с пополнением или расходованием ка­питала банка, т.е. по привлечению и возврату средств, принято называть пассивными. Это объясняется тем, что в балансе собст­венные средства и обязательства банка отражаются в пассиве (правой части баланса). Собственные вложения банка отража­ются в активе баланса и соответственно называются активами, а операции с активами — активными операциями.

Третий уровень кредитной системы представляют специализи­рованные кредитно-финансовые учреждения. К специализированным кредитно-финансовым институтам (в Великобритании их еще называют околобанковскими институтами) относятся инве­стиционные банки и компании, доверительные компании, ипотеч­ные банки, пенсионные фонды, всевозможные взаимные и паевые фонды, кредитные союзы и ассоциации, компании по финанси­рованию продаж товаров в рассрочку, факторинговые, форфей­тинговые, лизинговые компании и т.д. Исторически некоторые из перечисленных учреждений возникали там, где образовывались ниши в удовлетворении спроса на отдельные виды финансового обслуживания. Особенное распространение они получили в таких сферах как привлечение мелких сбережений, кредит под залог земли и недвижимости, потребительский кредит, кредит сельско­хозяйственным производителям, операции по финансированию и расчетам во внешней торговле, инвестирование капитала и раз­мещение ценных бумаг промышленных компаний.

Среди наиболее значимых специальных кредитно-финансовых учреждений можно выделить инвестиционные банки, которые за­нимаются эмиссионно-учредительской деятельностью, т.е. про­водят операции по выпуску и размещению на рынке промышлен­ных ценных бумаг. Инвестиционные банки привлекают капитал, как правило, путем продажи собственных акций или за счет кре­дитов коммерческих банков. Они не имеют права привлекать де­позиты и осуществляют долгосрочное кредитование и финанси­рование различных отраслей экономики.

Важное место в кредитной системе занимают сберегательные учреждения, которое можно подразделить на три вида:

взаимно-сберегательные банки, которые принимают мелкие вклады на срок. Привлеченные средства вкладываются в различные обязательства и ценные бумаги, главным обра­зом в ипотеки под залог жилых строений, в государствен­ные ценные бумаги и облигации местных органов власти;

ссудо-сберегательные ассоциации, организованные на паевых началах; их капитал создается за счет продажи клиентам особых сертификатов, которые выкупаются по номиналу по первому требованию держателя и приносят доход в виде процента. Как и у взаимно-сберегательных банков, подав­ляющая часть капиталов ассоциаций вложена в ипотеки под залог жилых строений;

кредитные союзы — кооперативы, организуемые группами людей, объединенных по профессиональным или религи­озным признакам. Капитал образуется за счет паевых взносов в форме покупки особых акций, а средства исполь­зуются для предоставления краткосрочных ссуд (на покуп­ку автомобиля, ремонт дома и т.д.). По паевым суммам уплачивается процент.

Одними из самых значимых специальных кредитных учрежде­ний являются страховые компании. Для них характерна специфи­ческая форма привлечения средств — продажа страховых полисов.

При размещении средств страховые компании конкурируют с другими кредитными учреждениями. Главная статья их акти­вов — облигации промышленных компаний, акции, государствен­ные ценные бумаги. По объекту страхования страховые компании классифицируются на компании, занимающиеся страхованием жизни и имущества.

Пенсионные фонды создаются частными компаниями и госу­дарственными учреждениями для выплаты пенсий рабочим и слу­жащим по достижении ими определенного возраста. Частные пенсионные фонды создаются за счет взносов рабочих и служа­щих из своей заработной платы. Взносы предпринимателей представляют собой вычеты из прибыли, облагаемой налогом. Активы пенсионных фондов вкладываются главным образом в ценные бумаги предприятия, учредившего фонд, а также смеж­ных и зависимых компаний.

Инвестиционные компании размещают среди мелких держателей свои обязательства (акции) и используют полученные средства для покупки ценных бумаг. Существуют инвестиционные компании «открытого типа», которые обязуются выкупать свои акции у дер­жателей по требованию, и «закрытого типа», не дающие этого права.

Финансовые компании — институты, кредитующие продажу товаров в оптовой и розничной торговле. Они выдают кредит торговцам под проданные ими в рассрочку товары, покупая обя­зательства клиентов. Другие финансовые компании предостав­ляют ссуды промышленным фирмам, отгрузившим товар с опла­той в рассрочку.

Одна из важнейших тенденций последних лет в развитии кредитных систем развитых зарубежных стран — стирание раз­личий между отдельными видами банков, между банками и не­банковскими кредитными организациями. Глобальная тенден­ция к универсализации деятельности крупных банков успешно сочетается с сохранением специализации целого ряда кредитных институтов на отдельных видах банковских операций.

Таким образом, кредитная система, представляющая собой совокупность кредитных отношений и институтов, организующих эти отношения, включает в себя три уровня: центральный банк, коммерческие банки и специализированные кредитно-финан­совые учреждения (рис. 1.).

 

  Кредитная система  
  Центральный банк  
         
Коммерческие банки   Специализированные кре­дитно-финансовые институты
     
         

Рис. 1. Звенья кредитной системы государства

Функционирование кредитной системы тесно связано не только с финансовой системой (в сумме они образуют финансо­во-кредитную систему), но и с денежной и валютной системами. Взаимосвязь очевидна, так как деньги (валюта) являются объек­том кредита, а денежные отношения — необходимым условием возникновения кредитных и финансовых отношений. Посколь­ку финансовые отношения, как, впрочем, и кредитные, являют­ся частью денежных отношений, то соответственно финансо­во-кредитная система может быть отнесена к определенной части денежной системы.

1.2. Денежная и валютная системы государства.

1.2.1. Денежная система: сущность и структура.

Денежная система — исторически сложившееся и законода­тельно закрепленное устройство денежного обращения в стране. Главным элементом денежной системы является такая экономи­ческая категория, как деньги. Деньги — товар особого рода, все­общий эквивалент, выполняющий ряд функций:

♦ мера стоимости — служит для измерения и сравнения стоимостей различных товаров и услуг. Стоимость товаров, выраженная в деньгах, представляет собой их цену. Мас­штаб цен — механизм, с помощью которого государство реализует эту функцию денег;

♦ средство накопления — способность денег быть использован­ными в качестве платежного средства в любой момент без поте­ри своей номинальной стоимости (абсолютная ликвидность);

♦ средство обращения — способность выполнять роль по­средника в движении товаров и услуг, а также использо­ваться для осуществления иных платежных операций;

♦ средство платежа — возникает, когда товары и услуги про­даются в кредит, т.е. с отсрочкой платежа. Источником этой функции является кредит и возникающие на основе этого экономического отношения долговые обязательства;

♦ международные деньги — возможность быть использован­ными в международном обороте товаров, услуг и капитала и выполнять все функции не только в рамках одного госу­дарства, но и мирового сообщества. На современном этапе ни одна денежная единица в полной мере не выполняет указанную функцию.

Выделяют несколько видов денег. Натуральные деньги — всеобщие эквиваленты, которые использовались на начальном этапе развития товарного обращения (ракушки, меха, драго­ценные металлы). Эволюция натуральных денег насчитывает несколько этапов. Примитивные формы штучных денег не об­ладали ни делимостью, ни однородностью: измерение стоимо­сти производилось грубо, в неделимых и качественно неиден­тичных единицах — в штуках товара, игравшего роль денег. Переход от штучных денег к весовым металлическим деньгам произошел на более высокой ступени общественного разделе­ния труда — с отделением ремесла от земледелия, когда сло­жилось товарное производство и регулярный обмен товара­ми. Монетная форма денег получила распространение на сравнительно высокой ступени общественного разделения труда, когда в результате развития обмена, т.е. рыночных отно­шений, возник класс торговых посредников — купцов1. Затем появились действительные деньги — полноценные деньги, но­минальная стоимость которых в основном соответствовала стои­мости содержащегося в них металла. Для обслуживания роз­ничного оборота также чеканились неполноценные разменные (биллонные) монеты, номинальная стоимость которых превы­шала стоимость содержащегося в них металла и расходы на че­канку. К символическим деньгам относят бумажные и кредитные деньги. Бумажные деньги, опираясь на силу государственной власти, заменяли в обращении золото и серебро и первоначаль­но могли быть обменены на благородные металлы по номина­лу. Бумажные деньги — это денежные знаки (номинальные зна­ки стоимости), наделенные принудительным курсом, обычно не размениваемые на металл и выпускаемые государством для покрытия своих расходов. Исторически они возникли как зна­ки золота и серебра. Кредитные деньги появляются с развитием кредитных отношений и выступают как в виде соответствую­щим образом оформленных бумаг (банкнот, чеков, векселей), так и в виде записей на счетах. В отличие от бумажных денег в узком смысле слова (казначейских билетов) кредитные деньги с момента возникновения выступают как знак не только золо­та, но и кредита. Следовательно, они отражают движение ссуд­ного капитала между кредиторами и заемщиками и получают собственные формы существования.

Виды денег, как и сама денежная единица, наряду с эмисси­онной системой и кредитным аппаратом являются элементами денежной системы. Так, денежная единица — это установлен­ный законодательно денежный знак, который служит для соиз­мерения и выражения цен всех товаров. Эмиссионная система представляет собой установленный законом страны порядок эмиссии и обращения денег. В зарубежных странах выпуск банкнот осуществляется центральным банком, а казначейских билетов и монет — казначействами в соответствии с установлен­ным в государстве эмиссионным правом. Кредитный аппарат, или кредитная система, также может быть отнесен к звеньям де­нежной системы, так как его функционирование оказывает влияние на денежное обращение и требует регулирования. Так, в США с 1975 г. Федеральная резервная система обязана отчи­тываться перед конгрессом о планируемых темпах роста денеж­ной массы на предстоящий год.

В современной теории и практике зарубежных стран исполь­зуется рад принципов организации денежных систем:

♦ централизованное регулирование со стороны государства. Этот принцип может выступать как в административной, так и в рыночной форме;

♦ наличие механизма планирования и прогнозирования де­нежного оборота;

♦ гибкость, согласно которой закон денежного обращения, как правило, находится в равновесии, т.е. MV = PQ, где М — денежная масса, V — скорость обращения денег, Р — уровень цен, Q — объем товаров и услуг. При этом основная корреляция приходится на денежную массу и уровень цен;

♦ центральный банк подотчетен парламенту страны и фор­мально не подчиняется правительству.

Количество принципов организации денежной системы оп­ределяется особенностями развития страны.

В основе денежной системы находится денежное обраще­ние, под которым понимается процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах, обслуживающий об­ращение товаров и услуг, движение капитала. Денежное обра­щение подразделяется на две сферы: наличную и безналичную. Наличное обращение является движением наличных денег, ко­торые представлены банкнотами, или банковскими билетами, казначейскими билетами, металлическими разменными моне­тами. Безналичное обращение — это движение стоимости без участия наличных денег, посредством перечисления денежных средств на счета кредитных учреждений, а также в зачет взаим­ных требований.

Денежные системы подразделяются в зависимости от вида денег на системы металлического обращения и системы бумаж­но-кредитного обращения.

К системам металлического обращения относятся биметал­лизм и монометаллизм.

При биметаллизме роль всеобщего эквивалента законода­тельно выполняют два металла, обычно золото и серебро, а все цены устанавливаются в двух измерениях. Золотые и серебря­ные монеты свободно разменивались в пропорции 1:15 или 1:16. Биметаллизм существовал в XIV-XVII вв., а в некоторых странах Западной Европы сохранялся и в XIX в.

Монометаллизм — денежная система, при которой один денежный металл является законным всеобщим эквивалентом и основой денежного обращения. В некоторых странах суще­ствовал серебряный монометаллизм, в других — золотой, в за­висимости от возможностей добычи того или иного драгоцен­ного металла. Наибольшее распространение получил золотой монометаллизм, или золотой стандарт. Мерой веса золота, со­держащегося в той или иной монете или слитке, выступала тройская унция, равная 31,1 г. До сих пор тройская унция ис­пользуется при определении цен на золото. Золотой стандарт существовал в трех формах: золотомонетного, золотослитко­вого и золотодевизного.

При золотомонетном стандарте в обращении находились зо­лотые монеты и различные виды денежных знаков, которые имели золотое содержание. В соответствии с золотым содержа­нием валют зарубежных стран устанавливались их паритеты. Ва­люты свободно конвертировались в золотые монеты.

При золотослитковом стандарте денежные знаки обменива­лись уже не на золотые монеты, а на золото в слитках весом до 125 кг, причем с определенными ограничениями. Золотослитко­вый стандарт был введен в так называемый межвоенный период частичной стабилизации экономики (1924-1928).

При золотодевизном стандарте национальные валюты обме­нивались на другие валюты, в том числе на валюты стран с золо­тослитковым стандартом. Основой функционирования денеж­ных систем 30 стран мирового сообщества при этом стандарте составляли золото и девизы (иностранные валюты).

Система бумажно-кредитного обращения сменила золотой стандарт после мирового финансового кризиса 1929-1933 гг. Бу­мажно-кредитные деньги в первую очередь позволяют эконо­мить затраты, так как печатать бумажные деньги дешевле, чем добывать драгоценные металлы, а кредитные деньги позволяют экономить и на денежных купюрах. Золото фактически вытес­нил ось из обращения. Основой новой системы стали бумажные и кредитные деньги.

На современном этапе денежная система приобретает прин­ципиально новое качество. При переходе в обращение на между­народных рынках денежная единица как главный элемент денеж­ной системы приобретает статус валюты, что позволяет говорить о валютной системе как о продолжении денежной системы,

1.2.2. Валютная система: понятие, структура и эволюция

Регламентация валютных отношений в мировом сообществе проходила в рамках генезиса мировой валютной системы. Миро­вая валютная система — форма организации международных валютно-экономических отношений, закрепленная межгосударст­венными соглашениями. Как и любая другая система, валютная включает в себя ряд элементов:

♦ валюту;

♦ условия конвертируемости;

♦ паритет валюты;

♦ режим обменного курса;

♦ валютные ограничения, валютный контроль;

♦ регулирование международной валютной ликвидности;

♦ регламентацию использования международных кредитных средств обращения;

♦ регламентацию международных расчетов;

♦ режим валютного рынка и рынка золота;

♦ органы, управляющие и регулирующие валютные отношения.
Валюта представляет собой денежную единицу государства

или группы государств, обращающуюся за его пределами и на внутреннем рынке. В таком понимании валюта имеет следую­щие значения:

♦ денежная единица страны и ее тип (бумажная, золотая, се­ребряная);

♦ денежные знаки иностранных государств;

♦ кредитные и платежные средства, выраженные в иностран­ных денежных единицах и используемые в международных расчетах;

♦ региональная денежная единица и платежное средство.

Классификация валют по различным признакам и критериям приведена втабл. 1.1.

Таблица 1.1 Классификация валют

 

Критерий Виды валют
Статус валюты Национальная Иностранная
Сфера применения Национальная Международная Региональная
Степень обращения на мировом валютном рынке Главная Второстепенная Экзотическая
Режим применения Свободно конвертируемая Частично конвертируемая Внешне конвертируемая Внутренне конвертируемая Неконвертируемая
Отношение к курсам других валют Сильная (твердая) Слабая (мягкая)
Материально-вещественная форма Наличная Безналичная
Отношение к валютным запасам страны Резервная Прочая
Вид валютных операций Валюта цены контракта Валюта платежа Валюта кредита Валюта клиринга Валюта векселя

Следующим элементом валютной системы являются условия конвертируемости. Конвертируемость — это способность рези­дентов и нерезидентов свободно, без всяких ограничений, обме­нивать национальную валюту на иностранную и использовать иностранную валюту в сделках с реальными и финансовыми ак­тивами. По признаку конвертируемости выделяют:

♦ свободно конвертируемые валюты-валюты, которые сво­-
бодно и неограниченно обмениваются на другие валюты, (американский доллар, английский фунт стерлингов, япон­ская йена, евро, канадский доллар и т.д.);

♦ частично конвертируемые валюты — валюты стран, где применяются валютные ограничения для резидентов и ог­раничения по отдельным видам обменных операций. Час­тично конвертируемые валюты обмениваются только на некоторые иностранные валюты и не по всем видам между­народного платежного оборота;

♦ замкнутые (неконвертируемые) валюты — валюты стран, где существует запрет обмена национальных валют на ино­странные, применяются ограничения и запреты по ввозу и вывозу, покупке и продаже, обмену национальной и ино­странных валют и другие способы валютного регулирования.

Степень конвертируемости национальной валюты регламен­тируется выполнением страной условий VIIIстатьи Устава МВФ, которая предусматривает отмену ограничений по текущему счету платежного баланса, отмену множественности валютных курсов и практики проведения дискриминационных валютных меро­приятий. Вслед за обеспечением внутренней (для резидентов) и внешней (для нерезидентов) конвертируемости валюты по те­кущим операциям монетарные власти путем снятия валютных ограничений по счету движения капитала достигают полной конвертируемости национальной валюты.

Паритет валюты представляет собой законодательно установ­ленное соотношение национальной валюты к другой валюте или иному товару (ранее к золоту). Если курс валюты устанавливает­ся на валютном рынке, то паритет — законодательно.

Механизм определения номинального обменного курса на ва­лютном рынке с регламентированной долей участия государства получил название режима обменного курса, или валютного режима.

Выделяют четыре основных валютных курса: фиксирован­ный, плавающий с ограничениями (промежуточный), свободно плавающий и стабильный.

Фиксированный валютный курс — официально установленное соотношение между национальными валютами, допускающее временное отклонение от него в одну или другую сторону не бо­лее чем на 2,25 %.

Плавающий с ограничениями (промежуточный) курс — офици­ально определенное соотношение между национальными валю­тами, допускающее небольшие колебания валютного курса в со­ответствии с установленными правилами.

Свободно плавающий валютный курс — курс свободно изменя­ется под воздействием спроса и предложения, на которые госу­дарство может при определенных условиях оказывать воздействие путем валютных интервенций. Обычно плавающим считается валютный курс, который может изменяться в любых пределах, причем эти пределы законодательно не устанавливаются.

Стабильный валютный курс — курс, который самостоятельно колеблется в узких пределах в условиях стабильной экономики.

Система валютного контроля представляет собой совокуп­ность мер по регулированию перемещения различных форм валютных ценностей между странами. Валютные ограничения ис­пользуются в виде запрета, лимитирования, регламентации, за­держки совершения операций с валютными ценностями или распоряжения ими. В качестве главных целей валютного кон­троля и валютных ограничений можно выделить следующие:

♦ обеспечение экономической безопасности;

♦ стимулирование развития внешнеэкономических связей;

♦ формирование валютных резервов страны;

♦ выполнение международных обязательств страны. Валютные ограничения вводятся с учетом следующих факторов:

 

♦ уровня экономического развития страны и ее валютного рынка;

♦ состояния платежного баланса;

♦ уровня и динамики официальных золотовалютных резервов;

♦ режима обратимости национальной денежной единицы;

♦ объема импорта и потребности в нем;

♦ экономических приоритетов;

♦ уровня цен и объемов национального производства.

Основным требованием валютного контроля является со­блюдение валютного законодательства, которое, как правило, предусматривает комплекс мероприятий по контролю выпол­нения текущих операций и операций, связанных с движением капитала (по структуре платежного баланса). Формы валютного контроля и валютных ограничений соответственно подразделя­ются по этому признаку на текущие (товарные и «невидимые» сделки) и финансовые (экспорт, импорт капитала и нейтраль­ные сделки).

Под международной валютной ликвидностью понимается спо­собность государства в установленные сроки отвечать по своим внешним обязательствам. Расчет ликвидности осуществляется путем деления золотовалютных резервов государства на сумму годового импорта и внешнего долга.

Что касается международных кредитных средств обращения, то они регламентируются в соответствии с унифицированными ме­ждународными нормами. В их числе — женевские конвенции (вексельная и чековая). Регламентация международных расчетов осуществляется на уровне национальной и мировой валютной систем в соответствии с Унифицированными правилами для до­кументарных аккредитивов и инкассо.

Режим валютного рынка и рынка золота является объектом на­ционального и международного регулирования. Деятельность национальных органов управления и регулирования валютных от­ношений регламентируется национальным и в некоторых случа­ях международным законодательством. К этим институтам отно­сятся центральные банки, министерства финансов и т.д.

Валютные системы классифицируются по виду резервного акти­ва, с помощью которого устранялись дисбалансы в международных расчетах. До первой валютной конференции доминирующее поло­жение в мировом сообществе занимала Великобритания, которая поддерживала его благодаря инвестициям в экономику своих коло­ниальных регионов и исключительному положению экспортера го­товых изделий и импортера сырья.

Первой мировой валютной системой принято считать золотомонетный стандарт, который был юридически оформлен межго­сударственным соглашением на Парижской конференции в 1867 г. и практически просуществовал до 1914 г. Механизм функциони­рования валютного режима принимал форму колебаний курсов в пределах золотых точек. В случае падения рыночного курса ниже паритета, который базировался на золотом содержании, долж­ники предпочитали расплачиваться по международным обяза­тельствам золотом, а не иностранными валютами. С начала Пер­вой мировой войны страны — участники военных кампаний прекратили размен банкнот на золото, создав толчок для кризи­са существовавшей валютной системы.

Декларация золотодевизного стандарта произошла на Генуэз­ской конференции в 1922 г., после чего наряду с золотом стали ис­пользовать иностранные валюты (девизы), способные свободно конвертироваться в металл. В межвоенный период (1930-е гг.) произошло вытеснение золота из оборота и разрушение золотого стандарта, что привело к смене валютного режима. Эмпириче­ские исследования свидетельствуют о том, что с 1919 г. в миро­вом сообществе стал преобладать режим «управляемого золотого стандарта», при котором центральные банки использовали инст­рументы монетарной политики во избежание валютных шоков и для балансировки платежных балансов. В разгар депрессии 1929—1933 гг. многим странам пришлось отказаться от фиксации к золоту и девальвировать национальные валюты, тем самым от­мечалась тенденция к переходу на систему плавающих курсов. Следующей исторической формой международной валютной системы стала система «долларового стандарта». Это было фак­тическое продолжение золотодевизного стандарта, когда на офи­циально установленных паритетах курсы валют фиксировались к доллару США (±1 % по Уставу МВФ и ± 0,75 % по Европей­скому валютному соглашению), который конвертировался в зо­лото по фиксированному курсу (35 дол. в за тройскую унцию). Хотя официально на Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. на­ряду с американским долларом статус резервной валюты получил английский фунт стерлингов, уже в 1950-е гг. последний перестал играть роль мировых денег. Значимым событием конференции стало образование Международного валютного фонда и Между­народного банка реконструкции и развития. Свое наибольшее развитие система получила в 1959 г., а прекратила свое сущест­вование в 1971 г. Далеко не всем странам удалось сразу ввести режим фиксации к доллару США. Так, Франции в январе 1948 г. пришлось девальвировать национальную валюту и ввести админи­стративный режим (множественность валютных курсов). В 1946 г. 13 из 40 членов МВФ использовали административный режим, к концу 1962 г. — 15 из 82. Начало 1970-х гг. продемонстрирова­ло сокращение роли доллара в международных операциях и не­способность центральных банков государств поддерживать уста­новленный паритет к доллару США. С мая 1971 г. Германия перешла к режиму с плавающим обменным курсом. Франция в августе 1971 г. вновь ввела административный режим, а Брита­ния в том же месяце приостановила привязку и с' июня 1972 г. позволила фунту свободно плавать. Пытаясь спасти ситуацию, члены МВФ договорились в декабре 1971 г. о расширении пре­делов колебаний курса до 2,25 % в каждую сторону от паритета. Крахом Бреттон-Вудской системы стала в конце того же года первая с 1934 г. девальвация доллара США. Мировому сообще­ству требовалось новое соглашение, которое бы не позволило кризисам в отдельных странах приобрести глобальное значение.

Реформирование финансовой архитектуры выразилось в дек­ларации Ямайской валютной системы (1976), которая официаль­но установила свободу выбора валютного режима для каждого государства. Было объявлено, что золото де-юре теряет способ­ность служить мерой стоимости и точкой отсчета валютных кур­сов С конца 1970-х гг., особенно на рубеже веков, особое значение приобрела региональная валютная система с участием европей­ских стран, а также введение региональной единой валюты евро.

Современное состояние мировой экономики подтверждает отсутствие оптимальной валютной системы для каждого госу­дарства. Нефтяной шок 70-х гг., долговой кризис 80-х, валютно-финансовые потрясения 90-х гг. XX в., дестабилизирующая политика МВФ — все это поставило под вопрос дальнейшее функционирование существующей мировой валютной системы и возможность совершенствования преобразований.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.205 сек.