КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Финансовая система: понятие и элементы
Финансово-кредитная система: сущность и содержание. Системы государства Финансовая, денежная и кредитная ГЛАВА 1 Лекций по дисциплине «Финансово-кредитные системы зарубежных стран» Экономическая категория «финансово-кредитная система» включает в себя совокупность отдельных, но взаимосвязанных элементов финансовой системы и кредитной системы. Как финансовая, так и кредитная системы имеют свои механизмы образования и особенности функционирования. Понятие «финансовая система» является логическим продолжением понятия «финансы». Финансы отражают денежные отношения по поводу распределения и перераспределения чистого дохода и формирования централизованных и децентрализованных фондов, используемых для выполнения функций государства и расширенного воспроизводства, и имеют ряд признаков: ♦ необходимым условием возникновения финансов является наличие товарно-денежных отношений; ♦ императивный характер финансов. Этот признак относится к числу дискуссионных вопросов сущности финансов и отражает активное участие государства, которое придает финансовым отношениям обязательный характер; ♦опосредование распределительных процессов. Совокупность этих признаков позволяет выделить объект финансов, который, как и сами финансы, в современной науке имеет ряд неоднозначных подходов для понимания. Следуя классическому пониманию финансов, объектом финансов является прибавочный продукт, который образуется в системе производственных отношений. Вместе с тем национальный доход является не единственным источником формирования централизованных фондов. Очевидно, что при отсутствии прибыли у предприятий отчисления в бюджет, исходя из подхода об уникальности этого источника, не будут производиться. Однако бюджет, во-первых, не является исключительным централизованным фондом, существуют и другие фонды, которые формируются не из прибыли, во-вторых, бюджет формируется не только из налоговых поступлений из прибыли. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой поступления из прибыли не являются доминирующими в государственном бюджете. Основополагающими функциями финансов, раскрывающими их сущность, являются распределительная и контрольная функции. Распределительная функция вытекает из сущности финансов, она отражает экономические отношения, обусловливающие движение чистого дохода, а также его влияние на составные части и элементы совокупного продукта. Различают первичное и вторичное распределение. Первичное распределение финансов, исходя из самого определения этой экономической категории, опосредует расширенное воспроизводство. Вторичное распределение способствует выполнению функций государства путем перечислений в доходную часть бюджета и другие централизованные фонды. Наглядно это отражено на рис. 1.1. Контрольная функция финансов вторична относительно распределительной, так как опосредует ее объект и проявляется в контроле за распределением совокупного общественного продукта.
СОП= С + V+M
СОП — совокупный общественный продукт; С— фонд возмещения израсходованных средств производства; V — фонд заработной платы; М— прибыль. Финансовый контроль бывает на макро- и микроуровне (на уровне государства и предприятия). Финансы классифицируют по различным признакам: По субъектам и их целям: ♦ государственные (публичные) финансы — совокупность экономических отношений, выраженных в денежной форме, как правило, направленных на формирование и распределение валового общественного продукта для выполнения функций государства; ♦ частные финансы — совокупность экономических, преимущественно денежных, отношений, обеспечивающих формирование и управление финансовыми ресурсами на уровне субъектов хозяйствования. В зависимости от степени вмешательства государства в рыночные отношения и уровня развития рыночных механизмов в стране в финансовых отношениях могут преобладать государственные или частные финансы. Государственные финансы подразделяются на: ♦ бюджетные отношения, включающие в себя отношения по поводу формирования и распределения централизованных государственных фондов. Важное значение занимают налоговые отношения как один из приоритетных источников формирования бюджетов всех уровней; ♦ финансы специальных государственных фондов; ♦ государственный кредит; ♦ государственное страхование; ♦ финансы государственных предприятий как производственной, так и непроизводственной сферы. Частные финансы включают в себя: ♦ корпоративные финансы, где главным субъектом финансовых отношений выступает корпорация (предприятие), целью которой является, как правило, обеспечение производства; ♦ финансы банков, основной субъект — банковские учреждения, ориентированные на кредитные и иные посреднические функции; ♦ финансы инвестиционных компаний, основная деятельность которых состоит в инвестировании. Такими компаниями могут быть как корпорации, так и банковские и небанковские учреждения; ♦ финансы страховых компаний сконцентрированы главным образом в страховом деле как одной из форм инвестиций; ♦ финансовые отношения на денежном рынке, который отличает краткосрочность проводимых операций; ♦ финансовые отношения на валютном рынке с наличием специфики как у субъектов, так и у объекта отношений (денежные единицы разных стран). По срокам и соответствующим целям: ♦ коммерческие финансы. Коммерческие финансовые ресурсы представляют собой краткосрочный капитал (до 1 года) для обеспечения производства, иными словами, оборотный капитал; ♦ инвестиционные финансы. Инвестиционные финансовые ресурсы являются долгосрочным капиталом, необходимым для функционирования основных фондов. По сфере осуществления операций: ♦ внутренние финансы ограничены резидентством субъектов финансовых отношений. Они также могут быть определены как финансы государства, но не как государственные финансы; ♦ внешние финансы предполагают участие субъектов финансовых отношений разных стран. При этом финансы внешнеэкономической деятельности рассматриваются со стороны участия отдельного государства и его субъектов во внешних финансовых операциях с точки зрения их преимуществ и недостатков, как правило, в рамках территориальных границ рассматриваемого государства. Международные финансовые отношения предусматривают финансовое сотрудничество различных государств и их субъектов на международных финансовых рынках с возможностью образования групп различных стран, защищающих свои финансовые интересы. Мировые финансы раскрывают особенности финансового взаимодействия разных стран с участием международных финансовых организаций и коалиций, имеющих как наднациональный (мировой или региональный), так и рекомендательный статус. Финансовые отношения возникают по поводу образования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства и предприятий. Совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений образует финансовую систему. Различают две сферы финансовых отношений: централизованные и децентрализованные финансы. К централизованным финансам относят государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственное страхование, государственный кредит. Под децентрализованными финансами понимают финансы предприятий, которые могут классифицироваться по различным признакам. Например, финансы предприятий материального производства и финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы, или финансы государственных предприятий и предприятий другой формы собственности и т.д. В зарубежных странах принято выделять лишь некоторые из указанных звеньев, входящих в сферы централизованных и децентрализованных финансов. Так, финансовые системы зарубежных стран включают в себя следующие элементы: ♦ государственный бюджет; ♦ местные финансы; ♦ специальные внебюджетные фонды; ♦ финансы государственных предприятий. Государственный бюджет — основное средство перераспределения национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40 % национального дохода страны. В государственном бюджете сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и социально-экономическом отношении общегосударственные расходы. Основными доходами государственного бюджета являются налоги, на них приходится 70—90 % общей суммы доходов государства. В странах с развитой рыночной экономикой в государственный бюджет поступают преимущественно прямые налоги: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций и др. Исключением является Франция, где государственный бюджет пополняется в основном за счет налога на добавленную стоимость. Развивающиеся государства и страны с переходной экономикой практикуют использование косвенных налогов для формирования доходной части государственного бюджета — НДС, акцизы и таможенные пошлины. Предпочтения менее развитых стран в организации такой налоговой системы очевидны. Косвенные налоги являются стабильным источником поступлений, так как при отсутствии налоговой дисциплины не создаются возможности от них уклониться. Кроме того, низкие доходы населения и предприятий, а также наличие различных инструментов их занижения не позволяют вводить в развивающихся государствах и странах с переходной экономикой систему прямого налогообложения. Это вызывает недопоступление налогов, сокращение доходной части госбюджета. Расходная часть государственного бюджета включает статьи на военные цели, вмешательство в экономику, содержание государственного аппарата, поддержание других уровней бюджетной системы, социальные расходы, субсидии и кредиты развивающимся странам. Вторым по своему значению финансовым звеном является система местных финансов. В современных условиях под влиянием развития производительных сил, научно-технического прогресса, процессов глобализации происходит повышение роли и влияния местных органов власти. Структура местных финансов определяется бюджетным устройством, которое в свою очередь зависит от государственного устройства и административного деления государства. В США, например, в состав местных финансов входят бюджеты штатов, графств, муниципалитетов, в ФРГ — бюджеты земель и общин. На долю местных бюджетов в федеративных государствах приходится от 40 до 50 % всех ресурсов общегосударственной финансовой системы, в унитарных государствах — около 30 %. Главным источником доходной части местных бюджетов являются налоги (в основном поимущественные). Кроме того, в бюджеты местных органов власти поступают финансовые ресурсы, направляемые вышестоящими бюджетами и бюджетами равноценного уровня. Расходы местных бюджетов в основном направлены на развитие экономической и социальной инфраструктуры. Особое финансовое звено образуют специальные внебюджетные фонды, которые имеют определенную самостоятельность, отделены от государственного бюджета и управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях и местными властями. К ним относятся фонды социального страхования, пенсионный фонд и другие целевые фонды. Наиболее ярким примером специальных фондов, которые используются в зарубежных странах, являются фонды социального страхования, представляющие собой специфическую форму прямого налогообложения. В формировании фондов социального страхования принимают участие наемные рабочие, служащие, предприниматели и государство, но доля последнего, как правило, наименьшая. За счет вычетов из заработной платы рабочих и служащих создается от 20 до 40 % средств фондов социального страхования. В развитых странах число крупных специальных фондов колеблется от 30 до 80.
По направлениям использования специальные фонды подразделяют на следующие группы: ♦ социальные; ♦ экономические; ♦ научно-исследовательские; ♦ кредитные; ♦ фонды личного и имущественного страхования; ♦ военно-политические; ♦ межгосударственные. Специальные фонды создаются двумя способами: выделением из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, и по особому решению законодательного органа. В финансовых системах зарубежных стран специальные фонды занимают важное место. В них концентрируются значительные средства. Во Франции специальные фонды по размеру приближаются к государственному бюджету, в Японии из специальных фондов финансируется свыше половины государственных расходов, в Великобритании — треть. Специальные фонды предназначены: *для финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий; *финансирования природоохранных мероприятий за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды; *выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом; *кредитования, в том числе зарубежных партнеров, включая иностранные государства. Первоначально задачей фондов являлось финансирование конкретных мероприятий. Позже они стали выполнять роль резерва, к которому правительства прибегают в период финансовой нестабильности, т.е. используются для повышения устойчивости и маневренности финансовой системы. Специальные фонды контролируются в значительно меньшей степени, чем государственные бюджеты, что облегчает их использование и повышает заинтересованность правительств в их росте. Источники формирования специальных фондов во многом предопределяются характером и масштабностью задач, для реализации которых они создаются. На разнообразие источников и их величину оказывает влияние экономическое и финансовое положение страны на том или ином этапе развития. Источники формирования спецфондов могут быть и постоянными, и временными, а также различаться по административно-территориальным единицам страны. Главные источники средств фондов — специальные налоги и сборы, устанавливаемые законодательной властью. Многие фонды формируются за счет средств государственного и местных бюджетов, которые поступают в форме безвозмездных субсидий или отчислений от налоговых поступлений. Доходами специальных фондов могут быть также добровольные взносы и заемные средства. Направления расходования средств фондов зависят от их назначения, экономических условий и реализуемых программ. Часть средств направляется на учредительскую деятельность, а также вкладывается в ценные бумаги. Специальные фонды могут выступать инвесторами и участниками финансового рынка, так как, во-первых, нередко использование денежных средств не совпадает со временем их образования, а во-вторых, доходы от инвестиций являются дополнительными источниками финансирования затрат фондов. Самостоятельное звено образуют финансы государственных предприятий. Его возникновение связано с развитием государственного сектора в экономике ряда стран Западной Европы (Великобритания, Франция, ФРГ), которое получило наибольшее распространение после Второй мировой войны. В современных условиях государственный сектор в экономике ряда индустриально развитых зарубежных стран производит около четверти объема валового национального продукта. Его главной задачей является оказание поддержки частному хозяйству путем сохранения и развития важных отраслей производства, которые в силу своей специфики имеют низкую рентабельность и невыгодны для предпринимательства (железнодорожный, воздушный транспорт, электроэнергетическая, газовая, угольная промышленность и т.п.). В целом можно заключить, что государственные предприятия в основном концентрируются в двух областях. Во-первых, в базовых отраслях, которые создают общие условия для механизма воспроизводства (топливо, энергетика, черная металлургия, транспорт, связь, водоснабжение и пр.). Это недостаточно прибыльные отрасли, технико-экономический уровень которых отличает низкая конкурентоспособность. Во-вторых, это отрасли, которые требуют крупных единовременных капиталовложений и могут оказаться на первых порах нерентабельными или малорентабельными. Для частного капитала их освоение представляется невыгодным. Активное участие государства в процессе воспроизводства (в форме создания системы финансов государственных предприятий) не ограничивается сглаживанием отраслевых диспропорций в экономике. Развивая новые отрасли, оно способствует углублению общественного разделения труда, а создавая новые предприятия (в любых отраслях) на «новых» местах, т.е. в экономически отсталых районах, содействует их хозяйственному освоению и более рациональному размещению производительных сил в целом. В обоих случаях сектор государственных предприятий позволяет расширить национальный внутренний рынок, создает дополнительные стимулы для увеличения общих масштабов производства. Несмотря на свою принадлежность, государственные предприятия не всегда выступают в характерной для них форме собственности. Так, в ФРГ и Италии государственный сектор существует в виде акционерных компаний, в которых нередко принимает участие и частный капитал. Акционерная форма организации государственных предприятий затрудняет контроль за их деятельностью со стороны парламента, правительства и общественности, но облегчает сращивание с частным капиталом и создает возможности для реприватизации таких предприятий. Однако возможное изменение формы собственности предприятий, по сути, не оказывает влияния на роль государства в процессе воспроизводства. Например, в период с 1953 по 1967 гг., когда сталелитейная промышленность Англии была денационализирована, цены на ее продукцию регулировались правительством, им же принимались важнейшие решения по новым инвестициям. Государственные предприятия, таким образом, представляют собой попытку разрешить противоречие между частнопредпринимательскими интересами и общенациональными экономическими проблемами. В то же время финансы государственных предприятий — это звено финансовой системы, посредством которого государство участвует в первичном распределении национального дохода, аккумулируя в своих руках часть дохода, создаваемого на этих предприятиях. Финансовая система государства имеет тесную взаимосвязь с бюджетной системой и налоговой системой. Фактически первые два элемента финансовой системы: государственный бюджет и местные бюджеты как часть местных финансов — образуют бюджетную систему государства. В свою очередь, совокупность налоговых платежей, входящих в доходную часть бюджетов разных уровней, составляет налоговую систему. Бюджетной системой государства называется совокупность бюджетов всех уровней, представляющая собой систему, основанную на определенных экономических отношениях и юридических нормах. Организация и принципы построения бюджетной системы представляют собой бюджетное устройство страны. Бюджетное устройство напрямую зависит от государственного устройства. Налоговая система представляет собой совокупность экономических отношений по поводу взимания обязательных и безвозмездных платежей, установленных законодательством и осуществляемых плательщиками в определенном размере и в определенный срок. 1.1.2. Экономическая сущность кредитной системы Второй неотъемлемой составляющей финансово-кредитной системы является кредитная система. Кредитная система, так же как и финансовая система в отношении финансов, развивает и конкретизирует понятие кредита. Кредит представляет собой совокупность экономических отношений, которые возникают между кредитором и заемщиком при передаче ссудного капитала на принципах платности, возвратности, срочности, обеспеченности, целевого характера и дифференцированного подхода. Принцип возвратности означает, что заемщик обязуется, и это обязательство фиксируется в кредитном договоре, вернуть полученную сумму. Данный принцип имеет первостепенное значение, так как если заемщик отказывается возвращать указанную в кредитном договоре сумму, это может привести к нарушению финансовой устойчивости кредитора и колебаниям всей кредитной системы. Принцип платности предполагает, что заемщик возвратит полученную от кредитора сумму с определенным процентом (платой за кредит). Принцип срочности отражает временные рамки обязательства заемщика по возврату финансовых ресурсов кредитору. По признаку срочности кредит может классифицироваться на краткосрочный (до 1 года) и долгосрочный (более 1 года). Принцип обеспеченности предоставляет кредитору право требовать у заемщика обеспечение его обязательства вернуть ссуду с процентом. Чаще всего в форме обеспечения выступают объекты недвижимости. Однако пример банковского кризиса в Японии в 1997 г. по причине резкого падения цен на недвижимость подтверждает необходимость диверсификации портфеля обеспечения. Принцип целевого использования кредита означает определение в кредитном договоре целей, на которые будут использованы заемщиком полученные от кредитора средства. Данный принцип вводится кредитором для повышения уверенности в том, что заемщик будет способен вернуть ссуду и процент по истечении срока, так как цели, на которые была взята ссуда, являются потенциально прибыльными. Принцип дифференцированного подхода кредитора и заемщика при выборе контрагентов. Как кредитор осуществляет выбор между возможными заемщиками для предоставления суммы наиболее финансово устойчивому субъекту, вселяющему доверие и отвечающему всем выдвигаемым кредитором требованиям, так и заемщик выбирает кредитора на своих условиях платности и срочности. Основой возникновения кредита является совокупность товарно-денежных отношений. Соответственно кредит может выступать в товарной и денежной форме. Кредит подразделяется на банковский, коммерческий, потребительский, лизинговый, ипотечный, международный и государственный. Отнесение государственного кредита к кредитным отношениям вызывает сомнение у многих финансистов, которые рассматривают государственный кредит как часть финансовой системы. С одной стороны, государственный кредит представляет собой классические кредитные отношения между кредитором и заемщиком на основе указанных принципов, когда одной из сторон выступает государство. С другой стороны, государство использует ссудный фонд для формирования и распределения централизованных фондов, выполняя свои функции, что является финансовыми отношениями. Таким образом, государственный кредит, стоящий на стыке финансовых и кредитных отношений, подтверждает связь между кредитом и финансами, которая также вытекает из сходства функции распределения, присущей этим двум экономическим категориям. Сущность кредита раскрывают его функции: перераспределительная и функция замещения наличных денег кредитными деньгами. Совокупность всех кредитных отношений образует кредитную систему. Существует и институциональное определение кредитной системы, отражающее совокупность кредитных институтов. Организационная структура кредитной системы сложна и неоднородна. В большинстве зарубежных стран она включает в себя три уровня, которые регламентируются национальным законодательством: центральный банк, коммерческие банки и другие специальные кредитно-финансовые учреждения. Первым уровнем являются центральные банки, или, как их иногда называют, центральные эмиссионные банки, по причине закрепленного за ними монопольного права осуществления эмиссии законных платежных средств страны. Главными целями центральных банков являются обеспечение устойчивости денежно-кредитной системы и стабильное функционирование коммерческих банков. В соответствии со своим статусом центральный банк страны является: ♦ единым эмиссионным центром, пользующимся монопольным правом денежной эмиссии на территории своей страны, хранящим и учитывающим национальные золотовалютные резервы; ♦ банком правительства, обязанным поддерживать государственные экономические программы, осуществлять кредитование дефицита государственного бюджета, размещать государственные ценные бумаги; ♦ органом стабильности национальной денежной системы, отвечающим за беспрепятственное осуществление внутреннего платежного оборота и антиинфляционной политики, а также операций с зарубежными контрагентами; ♦ банком банков, т.е. кредитором последней инстанции, предоставляющим национальным институтам возможность рефинансирования на определенных условиях в случае временного дефицита ликвидных средств; ♦ органом банковского надзора; используя лицензирование банковской деятельности, установление обязательных нормативов, систему страхования вкладов, анализ отчетности, ревизию и проверку деятельности кредитных институтов, центральный банк стремится поддерживать стабильность банковской системы, защищать интересы вкладчиков и кредиторов, не вмешиваясь при этом в оперативную деятельность кредитных организаций. Центральный банк выполняет три основные функции: регулирующую, контролирующую и информационно-исследовательскую. Основная функция центрального банка — реализация монетарной политики государства. В зависимости от вида монетарной политики главными целями центральных банков могут быть: стабильность цен, устойчивость национальной валюты, стабильность денежной массы и др. Существует четыре вида монетарной политики: ♦ таргетирование валютного режима (exchange-rate targeting). Эта стратегия представляет собой форму фиксации некоторого объема национальной валюты к валюте страны, как правило, с более низкой инфляцией. В качестве альтернативы может выступать ползущая фиксация обменных курсов с установленным процентом девальвации. Примером может служить Франция, которая привязала свою валюту к немецкой марке в 1987 г., когда имела инфляцию 3 %, что было на 2 % больше, чем в Германии. К 1992 г. индекс инфляции во Франции упал до 2 % и был даже ниже, чем в Германии. Англия, зафиксировав в 1990 г. обменный курс фунта к марке, смогла снизить инфляцию к 1992 г. с 10 до 3%; ♦ таргетирование денежной массы (monetary targeting). Среди стран, которые регулированием денежных агрегатов пытались оптимизировать уровень инфляции, — США, Канада, Великобритания. На протяжении двадцати лет (с 1974 г.) этот режим применяли Германия и Швейцария; ♦ таргетирование уровня инфляции (inflation targeting). Первым государством, которое стало реализовывать эту политику, была Новая Зеландия (1990), за ней последовали Канада (1991), Великобритания (1992), Швеция и Финляндия (1993), Австралия и Испания (1994). Режим целевого показателя уровня инфляции включает в себя несколько элементов: 1) среднесрочную декларацию достижения конкретных показателей инфляции; 2) включение целевых параметров инфляции в долгосрочную концепцию развития государства; 3).снижение роли промежуточных показателей, например роста денежной массы, в общей стратегии достижения оптимального уровня инфляции- 4) достижение прозрачности долгосрочной монетарной политики путем придания гласности текущих задач и планов; 5) увеличение подотчетности центрального банка для достижения целевых уровней инфляции; ♦ таргетирование скрытого показателя (monetary policy with an implicit but not an explicit nominal anchor). Наиболее яркими примерами реализации данной стратегии являются США и Европейский монетарный союз (с 2002г.). Сущность тар-гетирования скрытого показателя заключается в разработке жесткой стратегии контроля будущего уровня инфляции. Эта стратегия предполагает тщательный мониторинг признаков надвигающейся инфляции, разработку и нанесение «предупреждающих ударов» потенциальной угрозе инфляционных процессов. В своей деятельности центральный банк использует следующие инструменты. Валютная интервенция. Органы монетарного регулирования могут проводить интервенции на валютном рынке с различными целями, в том числе для поддержания обменного курса и достижения желаемого уровня международных резервов. Для повышения курса национальной валюты проводится продажа, а для снижения — покупка иностранной валюты. Имеются различные приемы проведения валютной интервенции. Так, если Федеральная резервная система США периодически проводит скрытые интервенции, то Немецкий федеральный банк и Банк Англии широко освещают свое участие в этом мероприятии, чтобы сократить расход валюты для проведения интервенций. Иногда центральный банк пытается удерживать рынок путем «словесных интервенций», т.е. информируя участников о своей заинтересованности относительно тенденции движения валютного курса. Девальвация /ревальвация. Регулирование курса национальной валюты путем девальвации — снижения ее официального курса по отношению к валюте-привязке (при ревальвации — повышение курса) предполагает резкий скачок и изменение валютного соотношения с последующей его официальной фиксацией. Термины «девальвация» и «ревальвация» обычно используются при характеристике режима с фиксированным обменным курсом. В случае же изменения курса при плавающем механизме применяются термины «обесценение» и «удорожание» соответственно. Операции на открытом рынке состоят в покупке или продаже ценных бумаг государства на вторичном рынке. Если центральный банк продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то ресурсы последних и, соответственно, их возможности предоставлять ссуды клиентам уменьшаются. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и, соответственно, к повышению обменного курса. Покупая ценные бумаги на рынке у коммерческих банков, центральный банк предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяет их возможности по выдаче ссуд. В итоге увеличивается денежная масса и снижается валютный курс. Результат регулирования денежной массы посредством операций на открытом рынке схож с интервенцией и приводит к изменению обменного курса. Сочетание противоположных операций центрального банка на открытом рынке и интервенции в сопоставимых размерах носит название стерилизации и позволяет сохранить объем денежной массы, несмотря на изменение обменного курса. Впервые термин «операции на открытом рынке» стал использоваться в 20-х гг. XX в. в США, где такого рода операции государства получили наиболее широкое распространение. В начале 30-х гг. этот инструмент стал применяться в Великобритании и постепенно снизил долю учетных операций в политике Банка Англии. Приблизительно в то же время к проведению операций на открытом рынке приступил Рейхсбанк Германии. Учетная ставка. Механизм учета представляет собой важный инструмент монетарного регулирования, при котором органы монетарного регулирования могут оказывать воздействие на количество резервных денег и обменный курс путем изменения суммы и условий предоставления своих кредитов. Так, повышение учетной ставки стимулирует приток капиталов из стран, где более низкая процентная ставка, тем самым увеличивая массу иностранной валюты и повышая курс национальной денежной единицы. Например, установленный администрацией США в начале 1980-х гг. более высокий уровень процентной ставки, чем в странах Западной Европы и Японии, сделал доллар более привлекательной валютой для инвесторов из других стран, благодаря чему в Соединенных Штатах были созданы дополнительные рабочие места и в конечном итоге предпосылки для увеличения темпов экономического роста. Нормы обязательных резервов. Монетарные власти могут воздействовать на обменный курс путем изменения величины обязательных резервов, которые коммерческие банки должны у них держать. Например, повышение нормы обязательных резервов заставит банковскую систему держать большее количество резервов для покрытия заданного уровня депозитов, в результате чего сократится предложение национальных денег и курс повысится. Однако в последние годы была отмечена тенденция снижения норм обязательных резервов или их полной отмены. Это связано с потерей конкурентоспособности банков. Из-за того что центральный банк обычно не платит процент по резервным счетам коммерческих банков, последние ничего не зарабатывают на них и теряют доход, который могли бы получить, если бы ссужали эти деньги. По признаку собственности центральные банки подразделяются на государственные, акционерные и смешанные. Государственными центральными банками являются Немецкий федеральный банк, Банк Англии, Банк Франции. Ярким представителем акционерных центральных банков является Федеральная резервная система США. К смешанным центральным банкам относятся те, в капитале которых вместе с государством участвует частный сектор (Банк Японии). На втором уровне кредитной системы государства находятся коммерческие банки. Наиболее крупные из них являются институтами универсального профиля, выполняющими обширный круг операций и предоставляющими клиентам полное финансовое обслуживание. Основные функции коммерческих банков можно объединить в три группы: ♦ банки играют ключевую роль в коммерческом обороте товаров и услуг. Они предоставляют участникам хозяйственной деятельности возможность осуществлять расчеты по заключаемым контрактам и договорам, используя инфраструктуру банковской системы и платежные инструменты; ♦ банки являются финансовыми посредниками, обеспечивающими в экономике процесс «сбережение — инвестиции», т.е., с одной стороны, они являются местом, где хранится основная масса временно свободных средств предприятий и населения, а с другой — служат источником средств для удовлетворения инвестиционных потребностей субъектов хозяйствования и граждан; ♦ коммерческие банки являются главным источником ликвидности экономики, позволяя покупателям и продавцам товаров и услуг осуществлять свою деятельность на постоянной, непрерывной основе. Без эффективной банковской системы возможности стабильного функционирования национальной экономики крайне ограничены. Ресурсы банка складываются из собственных средств банка, т.е. его капитала, и привлеченных, т.е. заемных, средств, представляющих собой обязательства банка перед другими кредитными организациями, предприятиями и гражданами, разместившими свои средства в банке в качестве остатков на корреспондентских, расчетных и текущих счетах, депозитов, вложений в долговые ценные бумаги банка. Операции, связанные с пополнением или расходованием капитала банка, т.е. по привлечению и возврату средств, принято называть пассивными. Это объясняется тем, что в балансе собственные средства и обязательства банка отражаются в пассиве (правой части баланса). Собственные вложения банка отражаются в активе баланса и соответственно называются активами, а операции с активами — активными операциями. Третий уровень кредитной системы представляют специализированные кредитно-финансовые учреждения. К специализированным кредитно-финансовым институтам (в Великобритании их еще называют околобанковскими институтами) относятся инвестиционные банки и компании, доверительные компании, ипотечные банки, пенсионные фонды, всевозможные взаимные и паевые фонды, кредитные союзы и ассоциации, компании по финансированию продаж товаров в рассрочку, факторинговые, форфейтинговые, лизинговые компании и т.д. Исторически некоторые из перечисленных учреждений возникали там, где образовывались ниши в удовлетворении спроса на отдельные виды финансового обслуживания. Особенное распространение они получили в таких сферах как привлечение мелких сбережений, кредит под залог земли и недвижимости, потребительский кредит, кредит сельскохозяйственным производителям, операции по финансированию и расчетам во внешней торговле, инвестирование капитала и размещение ценных бумаг промышленных компаний. Среди наиболее значимых специальных кредитно-финансовых учреждений можно выделить инвестиционные банки, которые занимаются эмиссионно-учредительской деятельностью, т.е. проводят операции по выпуску и размещению на рынке промышленных ценных бумаг. Инвестиционные банки привлекают капитал, как правило, путем продажи собственных акций или за счет кредитов коммерческих банков. Они не имеют права привлекать депозиты и осуществляют долгосрочное кредитование и финансирование различных отраслей экономики. Важное место в кредитной системе занимают сберегательные учреждения, которое можно подразделить на три вида: ♦ взаимно-сберегательные банки, которые принимают мелкие вклады на срок. Привлеченные средства вкладываются в различные обязательства и ценные бумаги, главным образом в ипотеки под залог жилых строений, в государственные ценные бумаги и облигации местных органов власти; ♦ ссудо-сберегательные ассоциации, организованные на паевых началах; их капитал создается за счет продажи клиентам особых сертификатов, которые выкупаются по номиналу по первому требованию держателя и приносят доход в виде процента. Как и у взаимно-сберегательных банков, подавляющая часть капиталов ассоциаций вложена в ипотеки под залог жилых строений; ♦ кредитные союзы — кооперативы, организуемые группами людей, объединенных по профессиональным или религиозным признакам. Капитал образуется за счет паевых взносов в форме покупки особых акций, а средства используются для предоставления краткосрочных ссуд (на покупку автомобиля, ремонт дома и т.д.). По паевым суммам уплачивается процент. Одними из самых значимых специальных кредитных учреждений являются страховые компании. Для них характерна специфическая форма привлечения средств — продажа страховых полисов. При размещении средств страховые компании конкурируют с другими кредитными учреждениями. Главная статья их активов — облигации промышленных компаний, акции, государственные ценные бумаги. По объекту страхования страховые компании классифицируются на компании, занимающиеся страхованием жизни и имущества. Пенсионные фонды создаются частными компаниями и государственными учреждениями для выплаты пенсий рабочим и служащим по достижении ими определенного возраста. Частные пенсионные фонды создаются за счет взносов рабочих и служащих из своей заработной платы. Взносы предпринимателей представляют собой вычеты из прибыли, облагаемой налогом. Активы пенсионных фондов вкладываются главным образом в ценные бумаги предприятия, учредившего фонд, а также смежных и зависимых компаний. Инвестиционные компании размещают среди мелких держателей свои обязательства (акции) и используют полученные средства для покупки ценных бумаг. Существуют инвестиционные компании «открытого типа», которые обязуются выкупать свои акции у держателей по требованию, и «закрытого типа», не дающие этого права. Финансовые компании — институты, кредитующие продажу товаров в оптовой и розничной торговле. Они выдают кредит торговцам под проданные ими в рассрочку товары, покупая обязательства клиентов. Другие финансовые компании предоставляют ссуды промышленным фирмам, отгрузившим товар с оплатой в рассрочку. Одна из важнейших тенденций последних лет в развитии кредитных систем развитых зарубежных стран — стирание различий между отдельными видами банков, между банками и небанковскими кредитными организациями. Глобальная тенденция к универсализации деятельности крупных банков успешно сочетается с сохранением специализации целого ряда кредитных институтов на отдельных видах банковских операций. Таким образом, кредитная система, представляющая собой совокупность кредитных отношений и институтов, организующих эти отношения, включает в себя три уровня: центральный банк, коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые учреждения (рис. 1.).
Рис. 1. Звенья кредитной системы государства Функционирование кредитной системы тесно связано не только с финансовой системой (в сумме они образуют финансово-кредитную систему), но и с денежной и валютной системами. Взаимосвязь очевидна, так как деньги (валюта) являются объектом кредита, а денежные отношения — необходимым условием возникновения кредитных и финансовых отношений. Поскольку финансовые отношения, как, впрочем, и кредитные, являются частью денежных отношений, то соответственно финансово-кредитная система может быть отнесена к определенной части денежной системы. 1.2. Денежная и валютная системы государства. 1.2.1. Денежная система: сущность и структура. Денежная система — исторически сложившееся и законодательно закрепленное устройство денежного обращения в стране. Главным элементом денежной системы является такая экономическая категория, как деньги. Деньги — товар особого рода, всеобщий эквивалент, выполняющий ряд функций: ♦ мера стоимости — служит для измерения и сравнения стоимостей различных товаров и услуг. Стоимость товаров, выраженная в деньгах, представляет собой их цену. Масштаб цен — механизм, с помощью которого государство реализует эту функцию денег; ♦ средство накопления — способность денег быть использованными в качестве платежного средства в любой момент без потери своей номинальной стоимости (абсолютная ликвидность); ♦ средство обращения — способность выполнять роль посредника в движении товаров и услуг, а также использоваться для осуществления иных платежных операций; ♦ средство платежа — возникает, когда товары и услуги продаются в кредит, т.е. с отсрочкой платежа. Источником этой функции является кредит и возникающие на основе этого экономического отношения долговые обязательства; ♦ международные деньги — возможность быть использованными в международном обороте товаров, услуг и капитала и выполнять все функции не только в рамках одного государства, но и мирового сообщества. На современном этапе ни одна денежная единица в полной мере не выполняет указанную функцию. Выделяют несколько видов денег. Натуральные деньги — всеобщие эквиваленты, которые использовались на начальном этапе развития товарного обращения (ракушки, меха, драгоценные металлы). Эволюция натуральных денег насчитывает несколько этапов. Примитивные формы штучных денег не обладали ни делимостью, ни однородностью: измерение стоимости производилось грубо, в неделимых и качественно неидентичных единицах — в штуках товара, игравшего роль денег. Переход от штучных денег к весовым металлическим деньгам произошел на более высокой ступени общественного разделения труда — с отделением ремесла от земледелия, когда сложилось товарное производство и регулярный обмен товарами. Монетная форма денег получила распространение на сравнительно высокой ступени общественного разделения труда, когда в результате развития обмена, т.е. рыночных отношений, возник класс торговых посредников — купцов1. Затем появились действительные деньги — полноценные деньги, номинальная стоимость которых в основном соответствовала стоимости содержащегося в них металла. Для обслуживания розничного оборота также чеканились неполноценные разменные (биллонные) монеты, номинальная стоимость которых превышала стоимость содержащегося в них металла и расходы на чеканку. К символическим деньгам относят бумажные и кредитные деньги. Бумажные деньги, опираясь на силу государственной власти, заменяли в обращении золото и серебро и первоначально могли быть обменены на благородные металлы по номиналу. Бумажные деньги — это денежные знаки (номинальные знаки стоимости), наделенные принудительным курсом, обычно не размениваемые на металл и выпускаемые государством для покрытия своих расходов. Исторически они возникли как знаки золота и серебра. Кредитные деньги появляются с развитием кредитных отношений и выступают как в виде соответствующим образом оформленных бумаг (банкнот, чеков, векселей), так и в виде записей на счетах. В отличие от бумажных денег в узком смысле слова (казначейских билетов) кредитные деньги с момента возникновения выступают как знак не только золота, но и кредита. Следовательно, они отражают движение ссудного капитала между кредиторами и заемщиками и получают собственные формы существования. Виды денег, как и сама денежная единица, наряду с эмиссионной системой и кредитным аппаратом являются элементами денежной системы. Так, денежная единица — это установленный законодательно денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров. Эмиссионная система представляет собой установленный законом страны порядок эмиссии и обращения денег. В зарубежных странах выпуск банкнот осуществляется центральным банком, а казначейских билетов и монет — казначействами в соответствии с установленным в государстве эмиссионным правом. Кредитный аппарат, или кредитная система, также может быть отнесен к звеньям денежной системы, так как его функционирование оказывает влияние на денежное обращение и требует регулирования. Так, в США с 1975 г. Федеральная резервная система обязана отчитываться перед конгрессом о планируемых темпах роста денежной массы на предстоящий год. В современной теории и практике зарубежных стран используется рад принципов организации денежных систем: ♦ централизованное регулирование со стороны государства. Этот принцип может выступать как в административной, так и в рыночной форме; ♦ наличие механизма планирования и прогнозирования денежного оборота; ♦ гибкость, согласно которой закон денежного обращения, как правило, находится в равновесии, т.е. MV = PQ, где М — денежная масса, V — скорость обращения денег, Р — уровень цен, Q — объем товаров и услуг. При этом основная корреляция приходится на денежную массу и уровень цен; ♦ центральный банк подотчетен парламенту страны и формально не подчиняется правительству. Количество принципов организации денежной системы определяется особенностями развития страны. В основе денежной системы находится денежное обращение, под которым понимается процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах, обслуживающий обращение товаров и услуг, движение капитала. Денежное обращение подразделяется на две сферы: наличную и безналичную. Наличное обращение является движением наличных денег, которые представлены банкнотами, или банковскими билетами, казначейскими билетами, металлическими разменными монетами. Безналичное обращение — это движение стоимости без участия наличных денег, посредством перечисления денежных средств на счета кредитных учреждений, а также в зачет взаимных требований. Денежные системы подразделяются в зависимости от вида денег на системы металлического обращения и системы бумажно-кредитного обращения. К системам металлического обращения относятся биметаллизм и монометаллизм. При биметаллизме роль всеобщего эквивалента законодательно выполняют два металла, обычно золото и серебро, а все цены устанавливаются в двух измерениях. Золотые и серебряные монеты свободно разменивались в пропорции 1:15 или 1:16. Биметаллизм существовал в XIV-XVII вв., а в некоторых странах Западной Европы сохранялся и в XIX в. Монометаллизм — денежная система, при которой один денежный металл является законным всеобщим эквивалентом и основой денежного обращения. В некоторых странах существовал серебряный монометаллизм, в других — золотой, в зависимости от возможностей добычи того или иного драгоценного металла. Наибольшее распространение получил золотой монометаллизм, или золотой стандарт. Мерой веса золота, содержащегося в той или иной монете или слитке, выступала тройская унция, равная 31,1 г. До сих пор тройская унция используется при определении цен на золото. Золотой стандарт существовал в трех формах: золотомонетного, золотослиткового и золотодевизного. При золотомонетном стандарте в обращении находились золотые монеты и различные виды денежных знаков, которые имели золотое содержание. В соответствии с золотым содержанием валют зарубежных стран устанавливались их паритеты. Валюты свободно конвертировались в золотые монеты. При золотослитковом стандарте денежные знаки обменивались уже не на золотые монеты, а на золото в слитках весом до 125 кг, причем с определенными ограничениями. Золотослитковый стандарт был введен в так называемый межвоенный период частичной стабилизации экономики (1924-1928). При золотодевизном стандарте национальные валюты обменивались на другие валюты, в том числе на валюты стран с золотослитковым стандартом. Основой функционирования денежных систем 30 стран мирового сообщества при этом стандарте составляли золото и девизы (иностранные валюты). Система бумажно-кредитного обращения сменила золотой стандарт после мирового финансового кризиса 1929-1933 гг. Бумажно-кредитные деньги в первую очередь позволяют экономить затраты, так как печатать бумажные деньги дешевле, чем добывать драгоценные металлы, а кредитные деньги позволяют экономить и на денежных купюрах. Золото фактически вытеснил ось из обращения. Основой новой системы стали бумажные и кредитные деньги. На современном этапе денежная система приобретает принципиально новое качество. При переходе в обращение на международных рынках денежная единица как главный элемент денежной системы приобретает статус валюты, что позволяет говорить о валютной системе как о продолжении денежной системы, 1.2.2. Валютная система: понятие, структура и эволюция Регламентация валютных отношений в мировом сообществе проходила в рамках генезиса мировой валютной системы. Мировая валютная система — форма организации международных валютно-экономических отношений, закрепленная межгосударственными соглашениями. Как и любая другая система, валютная включает в себя ряд элементов: ♦ валюту; ♦ условия конвертируемости; ♦ паритет валюты; ♦ режим обменного курса; ♦ валютные ограничения, валютный контроль; ♦ регулирование международной валютной ликвидности; ♦ регламентацию использования международных кредитных средств обращения; ♦ регламентацию международных расчетов; ♦ режим валютного рынка и рынка золота; ♦ органы, управляющие и регулирующие валютные отношения. или группы государств, обращающуюся за его пределами и на внутреннем рынке. В таком понимании валюта имеет следующие значения: ♦ денежная единица страны и ее тип (бумажная, золотая, серебряная); ♦ денежные знаки иностранных государств; ♦ кредитные и платежные средства, выраженные в иностранных денежных единицах и используемые в международных расчетах; ♦ региональная денежная единица и платежное средство. Классификация валют по различным признакам и критериям приведена втабл. 1.1. Таблица 1.1 Классификация валют
Следующим элементом валютной системы являются условия конвертируемости. Конвертируемость — это способность резидентов и нерезидентов свободно, без всяких ограничений, обменивать национальную валюту на иностранную и использовать иностранную валюту в сделках с реальными и финансовыми активами. По признаку конвертируемости выделяют: ♦ свободно конвертируемые валюты-валюты, которые сво- ♦ частично конвертируемые валюты — валюты стран, где применяются валютные ограничения для резидентов и ограничения по отдельным видам обменных операций. Частично конвертируемые валюты обмениваются только на некоторые иностранные валюты и не по всем видам международного платежного оборота; ♦ замкнутые (неконвертируемые) валюты — валюты стран, где существует запрет обмена национальных валют на иностранные, применяются ограничения и запреты по ввозу и вывозу, покупке и продаже, обмену национальной и иностранных валют и другие способы валютного регулирования. Степень конвертируемости национальной валюты регламентируется выполнением страной условий VIIIстатьи Устава МВФ, которая предусматривает отмену ограничений по текущему счету платежного баланса, отмену множественности валютных курсов и практики проведения дискриминационных валютных мероприятий. Вслед за обеспечением внутренней (для резидентов) и внешней (для нерезидентов) конвертируемости валюты по текущим операциям монетарные власти путем снятия валютных ограничений по счету движения капитала достигают полной конвертируемости национальной валюты. Паритет валюты представляет собой законодательно установленное соотношение национальной валюты к другой валюте или иному товару (ранее к золоту). Если курс валюты устанавливается на валютном рынке, то паритет — законодательно. Механизм определения номинального обменного курса на валютном рынке с регламентированной долей участия государства получил название режима обменного курса, или валютного режима. Выделяют четыре основных валютных курса: фиксированный, плавающий с ограничениями (промежуточный), свободно плавающий и стабильный. Фиксированный валютный курс — официально установленное соотношение между национальными валютами, допускающее временное отклонение от него в одну или другую сторону не более чем на 2,25 %. Плавающий с ограничениями (промежуточный) курс — официально определенное соотношение между национальными валютами, допускающее небольшие колебания валютного курса в соответствии с установленными правилами. Свободно плавающий валютный курс — курс свободно изменяется под воздействием спроса и предложения, на которые государство может при определенных условиях оказывать воздействие путем валютных интервенций. Обычно плавающим считается валютный курс, который может изменяться в любых пределах, причем эти пределы законодательно не устанавливаются. Стабильный валютный курс — курс, который самостоятельно колеблется в узких пределах в условиях стабильной экономики. Система валютного контроля представляет собой совокупность мер по регулированию перемещения различных форм валютных ценностей между странами. Валютные ограничения используются в виде запрета, лимитирования, регламентации, задержки совершения операций с валютными ценностями или распоряжения ими. В качестве главных целей валютного контроля и валютных ограничений можно выделить следующие: ♦ обеспечение экономической безопасности; ♦ стимулирование развития внешнеэкономических связей; ♦ формирование валютных резервов страны; ♦ выполнение международных обязательств страны. Валютные ограничения вводятся с учетом следующих факторов:
♦ уровня экономического развития страны и ее валютного рынка; ♦ состояния платежного баланса; ♦ уровня и динамики официальных золотовалютных резервов; ♦ режима обратимости национальной денежной единицы; ♦ объема импорта и потребности в нем; ♦ экономических приоритетов; ♦ уровня цен и объемов национального производства. Основным требованием валютного контроля является соблюдение валютного законодательства, которое, как правило, предусматривает комплекс мероприятий по контролю выполнения текущих операций и операций, связанных с движением капитала (по структуре платежного баланса). Формы валютного контроля и валютных ограничений соответственно подразделяются по этому признаку на текущие (товарные и «невидимые» сделки) и финансовые (экспорт, импорт капитала и нейтральные сделки). Под международной валютной ликвидностью понимается способность государства в установленные сроки отвечать по своим внешним обязательствам. Расчет ликвидности осуществляется путем деления золотовалютных резервов государства на сумму годового импорта и внешнего долга. Что касается международных кредитных средств обращения, то они регламентируются в соответствии с унифицированными международными нормами. В их числе — женевские конвенции (вексельная и чековая). Регламентация международных расчетов осуществляется на уровне национальной и мировой валютной систем в соответствии с Унифицированными правилами для документарных аккредитивов и инкассо. Режим валютного рынка и рынка золота является объектом национального и международного регулирования. Деятельность национальных органов управления и регулирования валютных отношений регламентируется национальным и в некоторых случаях международным законодательством. К этим институтам относятся центральные банки, министерства финансов и т.д. Валютные системы классифицируются по виду резервного актива, с помощью которого устранялись дисбалансы в международных расчетах. До первой валютной конференции доминирующее положение в мировом сообществе занимала Великобритания, которая поддерживала его благодаря инвестициям в экономику своих колониальных регионов и исключительному положению экспортера готовых изделий и импортера сырья. Первой мировой валютной системой принято считать золотомонетный стандарт, который был юридически оформлен межгосударственным соглашением на Парижской конференции в 1867 г. и практически просуществовал до 1914 г. Механизм функционирования валютного режима принимал форму колебаний курсов в пределах золотых точек. В случае падения рыночного курса ниже паритета, который базировался на золотом содержании, должники предпочитали расплачиваться по международным обязательствам золотом, а не иностранными валютами. С начала Первой мировой войны страны — участники военных кампаний прекратили размен банкнот на золото, создав толчок для кризиса существовавшей валютной системы. Декларация золотодевизного стандарта произошла на Генуэзской конференции в 1922 г., после чего наряду с золотом стали использовать иностранные валюты (девизы), способные свободно конвертироваться в металл. В межвоенный период (1930-е гг.) произошло вытеснение золота из оборота и разрушение золотого стандарта, что привело к смене валютного режима. Эмпирические исследования свидетельствуют о том, что с 1919 г. в мировом сообществе стал преобладать режим «управляемого золотого стандарта», при котором центральные банки использовали инструменты монетарной политики во избежание валютных шоков и для балансировки платежных балансов. В разгар депрессии 1929—1933 гг. многим странам пришлось отказаться от фиксации к золоту и девальвировать национальные валюты, тем самым отмечалась тенденция к переходу на систему плавающих курсов. Следующей исторической формой международной валютной системы стала система «долларового стандарта». Это было фактическое продолжение золотодевизного стандарта, когда на официально установленных паритетах курсы валют фиксировались к доллару США (±1 % по Уставу МВФ и ± 0,75 % по Европейскому валютному соглашению), который конвертировался в золото по фиксированному курсу (35 дол. в за тройскую унцию). Хотя официально на Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. наряду с американским долларом статус резервной валюты получил английский фунт стерлингов, уже в 1950-е гг. последний перестал играть роль мировых денег. Значимым событием конференции стало образование Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития. Свое наибольшее развитие система получила в 1959 г., а прекратила свое существование в 1971 г. Далеко не всем странам удалось сразу ввести режим фиксации к доллару США. Так, Франции в январе 1948 г. пришлось девальвировать национальную валюту и ввести административный режим (множественность валютных курсов). В 1946 г. 13 из 40 членов МВФ использовали административный режим, к концу 1962 г. — 15 из 82. Начало 1970-х гг. продемонстрировало сокращение роли доллара в международных операциях и неспособность центральных банков государств поддерживать установленный паритет к доллару США. С мая 1971 г. Германия перешла к режиму с плавающим обменным курсом. Франция в августе 1971 г. вновь ввела административный режим, а Британия в том же месяце приостановила привязку и с' июня 1972 г. позволила фунту свободно плавать. Пытаясь спасти ситуацию, члены МВФ договорились в декабре 1971 г. о расширении пределов колебаний курса до 2,25 % в каждую сторону от паритета. Крахом Бреттон-Вудской системы стала в конце того же года первая с 1934 г. девальвация доллара США. Мировому сообществу требовалось новое соглашение, которое бы не позволило кризисам в отдельных странах приобрести глобальное значение. Реформирование финансовой архитектуры выразилось в декларации Ямайской валютной системы (1976), которая официально установила свободу выбора валютного режима для каждого государства. Было объявлено, что золото де-юре теряет способность служить мерой стоимости и точкой отсчета валютных курсов С конца 1970-х гг., особенно на рубеже веков, особое значение приобрела региональная валютная система с участием европейских стран, а также введение региональной единой валюты евро. Современное состояние мировой экономики подтверждает отсутствие оптимальной валютной системы для каждого государства. Нефтяной шок 70-х гг., долговой кризис 80-х, валютно-финансовые потрясения 90-х гг. XX в., дестабилизирующая политика МВФ — все это поставило под вопрос дальнейшее функционирование существующей мировой валютной системы и возможность совершенствования преобразований.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |