Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетная и налоговая системы государства




1.3.1. Бюджетное устройство и бюджетная система

Бюджетная система занимает важное место в организации финансово-кредитной системы государства. Под бюджетной сис­темой понимается совокупность бюджетов всех уровней, которая основывается на экономических отношениях и правовых нор­мах. Организация и принципы построения бюджетной системы представляют собой бюджетное устройство.

Бюджетное устройство разных стран обусловлено их государ­ственным устройством, территориально-административным де­лением, уровнем развития экономики и ее структурных элемен­тов. Известны две формы государственного управления: унитар­ное и федеративное. В унитарных государствах (Великобритания, Франция, Италия, Япония и др.) два звена управления — централь­ное и местное. В федеративных государствах (США, Канада, ФРГ, Швейцария и др.) — три: центральное, членов федерации и местное.

Бюджетные системы зарубежных стран строятся на общих основных принципах. К ним относятся:

♦ оформление бюджета в виде акта, принимаемого предста­вительным органом власти;

♦ полнота бюджета;

♦ единство бюджета;

♦ приоритетность публичных расходов;

♦ достоверность и наглядность бюджета;

♦ ежегодное утверждение бюджета;

♦ бюджетное равновесие.

Обязательное оформление бюджета в виде акта, принимаемого представительным органом власти, означает законодательное оформление бюджета. В большинстве стран бюджет принимает­ся в виде закона, в ряде стран (США, Финляндия) утверждение бюджета оформляется особой парламентской резолюцией. Бюд­жетные акты, как правило, состоят из трех основных частей: по­яснительной записки, текста бюджетного акта и приложений.

Принцип полноты бюджета означает, что все доходы и расходы должны быть представлены в бюджете в полном объеме. Прави­тельство не должно иметь каких-либо доходов и расходов, поми­мо тех, что предусмотрены бюджетом. С принципом полноты бюджета связано понятие бюджета-брутто, в котором находят отражение все финансовые операции государства как по дохо­дам, так и по расходам. Бюджет-нетто содержит только сальдо­вые результаты по статьям бюджета: поступления по отдельным статьям доходов бюджета за вычетом издержек на получение указанных доходов. Иногда встречаются так называемые сме­шанные бюджеты, сочетающие черты брутто- и нетто-бюджетов.

Принцип единства бюджета находит свое выражение в един­стве бюджетной системы, применении одной классификации доходов и расходов и единообразии бюджетной документации. На практике при разработке и утверждении бюджета зачастую встречается стремление к созданию привилегированных статей бюджета, что нарушает принцип единства бюджета.

Только в условиях действия принципов полноты и единства бюджета возможно применение принципа приоритетности публич­ных расходов, который основан на том, что осуществление государ­ством функций не ставится в прямую зависимость от величины полученных доходов. Определяя в приоритетном порядке размер

п -блинных расходов, правительство исчисляет в соответствии с по­лученными результатами объемы требуемых государственных доходов. Вопрос о том, насколько необходимы те или иные госу­дарственные расходы, решается на основе использования мето­дов политического анализа и критериев общественной полезности.

Целям эффективного обсуждения бюджетных проектов и глас­ности бюджетной политики служит принцип достоверности и на­глядности бюджета. Этот принцип чрезвычайно полезен для иностранных инвесторов, международных организаций, рейтин­говых агентств, населения и предпринимателей.

Принцип ежегодного утверждения бюджета означает установ­ление государственного бюджета на один финансовый год. Од­нако в разных странах финансовый год определяется по-разно­му: в Бельгии, Нидерландах, Швейцарии, Финляндии, Франции он совпадает с календарным, в Великобритании, Канаде, Япо­нии начинается 1 апреля, в Италии, Норвегии, Швеции — 1 июля, в США — 1 октября. В некоторых странах конституци­онно закреплена возможность принятия многолетних бюджетов (например, Конституция Греции допускает возможность уста­новления двухлетнего бюджета).

Принцип бюджетного равновесия означает необходимость сба­лансированности доходной и расходной частей бюджета.

Первым звеном бюджетной системы является государственный бюджет, т.е. основной финансовый план государства, отражаю­щий экономические отношения по поводу формирования, рас­пределения и использования главного централизованного фонда денежных средств. Через государственный бюджет в развитых странах перераспределяется до 40 % национального дохода.

Существует ряд важных характеристик государственного бюд­жета: форма, материальная сущность, экономическая сущность и юридическое оформление. Форма бюджета — финансовый план. Материальная сущность — централизованный фонд. Эко­номическая сущность — совокупность экономических отноше­ний. Юридическое оформление — закон.

Государственный бюджет выполняет следующие основные функции:

♦ перераспределение национального дохода;

♦ финансовое обеспечение социальной политики;

♦ государственное регулирование и стимулирование экономики;

♦ контроль за образованием и использованием централизо­ванного фонда денежных средств.

За государственным бюджетом закреплены важнейшие ис­точники доходов, такие как подоходный налог, налог на при­быль корпораций, наиболее массовые косвенные налоги, посту­пления от государственных предприятий. На него возложены основные расходы, связанные с осуществлением государством своих функций: военные, экономические, социальные, оказание помощи иностранным государствам, управление государствен­ным долгом, административные.

Вторым звеном бюджетной системы являются региональные (местные) бюджеты. В последние годы роль региональных бюдже­тов во многих странах возрастает. Это обусловлено рядом причин.

Во-первых, функция регулирования социально-экономических процессов в значительной степени переходит от центральных уров­ней государственной власти к местным. Происходит смещение акцентов в источниках финансирования в сторону региональных бюджетов. Расходы на здравоохранение, образование, коммуналь­ное обслуживание населения, охрану окружающей среды все в боль­шей мере финансируются из региональных бюджетов.

Во-вторых, важной задачей региональных бюджетов является нивелирование различий в уровнях экономического и социаль­ного развития территорий. Государство решает эти вопросы при помощи собственных доходов региональных бюджетов и выде­ляемых на эти цели средств из вышестоящих бюджетов в виде регулирующих налогов и субвенций.

Вопросы взаимодействия государственного бюджета с други­ми звеньями бюджетной системы решаются в зависимости от формы государственного устройства. Распределение компетен­ции между различными уровнями государственного управления как в федеративных, так и в унитарных государствах устанавли­вается конституционно.

Доходы региональных бюджетов зарубежных стран формиру­ются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также за счет поступлений из вышестоящих бюджетов. Совокупность на­логовых платежей всех уровней государственной власти образует налоговую систему, более подробно они будут рассмотрены поз­же. Стоит лишь отметить, что налоговые доходы региональных бюджетов представляют собой местные налоги и сборы и часть общих налогов, поступающих в бюджеты данного уровня из вы­шестоящих бюджетов.

К неналоговым доходам региональных бюджетов относятся до­ходы от предприятий, находящихся в муниципальной собственно­сти, арендной платы, санкций, налагаемых за нарушение законода­тельства, добровольных взносов юридических и физических лиц.

В формировании доходной части региональных бюджетов участвуют и такие поступления из вышестоящих бюджетов, как дотации и субвенции, при помощи которых государство имеет возможность покрывать дефицит местных бюджетов.

Расходы региональных бюджетов зависят от уровня децентра­лизации управления социальной сферой в государстве. Чем выше этот уровень, тем значительнее объем финансовых ресурсов, про­пускаемых по каналам региональных бюджетов, тем выше их доля в общегосударственных бюджетных расходах. К странам с высо­ким уровнем децентрализации управления социально-культурной сферой относятся ФРГ, Франция, Финляндия и др.

В зарубежных странах широко распространена практика раз­деления региональных бюджетов на бюджет текущих затрат и бюджет развития. Бюджет текущих затрат формируется за счет налоговых и неналоговых поступлений и направляется на фи­нансирование текущих затрат, т.е. на покрытие эксплуатационных издержек. В бюджет развития поступают субвенции из выше­стоящих бюджетов, добровольные пожертвования и займы. Из этого бюджета финансируются инвестиции в социально-куль­турную и жилищно-коммунальную сферы.

Важным элементом бюджетной системы является бюджетный процесс — регламентированная законодательством деятельность го­сударственных и местных органов власти по составлению, рассмот­рению, утверждению и исполнению государственного и местных бюджетов (в федеративных государствах и бюджетов членов феде­рации). Он охватывает отдельные стадии бюджетной деятельности: составление проекта бюджета; его рассмотрение и утверждение за­конодательными органами; исполнение бюджета; составление и ут­верждение отчета об исполнении бюджета. Бюджетный процесс может занимать временной промежуток до двух и более лет.

Составление проекта бюджета является первой стадией и обыч­но входит в компетенцию министерства финансов. Далее проект направляется в парламент, где он рассматривается и утверждается.

После того как проект был утвержден парламентом и подписан президентом, он приобретает силу закона. Стадия исполнения бюджета получила название «бюджетный год» или «финансовый год». Продолжительность бюджетного года совпадает с кален­дарным годом и составляет 12 месяцев.

Исполнение бюджета — компетенция министерства финансов. На третьей стадии происходит кассовое исполнение бюджета — сбор бюджетных средств на территории страны, их хранение и выдача, а также ведение учета и отчетности. Существуют три системы организации кассового исполнения бюджета: казначей­ская, банковская и смешанная. При казначейской системе кассо­вое исполнение бюджета возложено на специальные органы ми­нистерства финансов (приписные кассы), при банковской — на банки и их учреждения, при смешанной — на казначейские кас­сы и банки. В основе кассового исполнения бюджета лежит принцип единства кассы, означающий, что все собранные на территории страны доходы поступают на единый счет министер­ства финансов в центральном банке, с которого производятся все ассигнования в соответствии с утвержденными расходами. Центральный банк выступает кассиром правительства.

По окончании финансового года начинается последний этап бюджетного процесса — составление отчета об исполнении бюд­жета министерством финансов и утверждение его парламентом.

Бюджетная система государства оказывает влияние на такую экономическую категорию, как налоговая система. Как и бюд­жетная, налоговая система зависит от государственного устрой­ства страны. Принципы построения налоговых систем отлича­ются в федеративных и унитарных государствах.

1.3.2. Налоговая система: сущность и содержание

Налоговая система представляет собой совокупность нало­гов, сборов и пошлин, взимаемых в установленном порядке, принципов и порядка их установления, изменения, отмены, ис­числения и уплаты, установления прав и обязанностей налого­плательщиков, налоговых органов и других участников отноше­ний, регулируемых налоговым законодательством, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства. Налоговые системы строятся на основе следующих принципов;

справедливости. Он состоит в том, что распределение нало­гового бремени является равным, подразумевает внесение от каждого налогоплательщика «справедливой доли» в го­сударственные доходы;

нейтральности. Означает, что налоги должны по возмож­ности не оказывать влияния на принятие различными ли­цами экономических решений или такое влияние должно быть минимальным;

эффективности. Подразумевает, что налоги должны спо­собствовать стабилизации и экономическому росту страны;

доходчивости. Означает, что налоговая система должна быть понятной налогоплательщику, а порядок исчисления и взимания налога не должен допускать возможности сво­бодного толкования;

оптимальности. Предполагает, что расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства долж­ны быть минимальными.

Налоговые системы федеративных и унитарных государств различаются. Для современных налоговых систем федеративных государств характерно параллельное использование основных видов налогов как федеральным правительством, так и прави­тельствами штатов и местными органами власти. В унитарных государствах существует строгое разделение налогов на посту­пающие в центральный бюджет и местные налоги. Это связано с формированием местных бюджетов на принципах самофинан­сирования и бездефицитности.

Основой и объектом налоговой системы государства являют­ся налоги — обязательные индивидуально-безвозмездные де­нежные платежи в бюджеты и государственные внебюджетные фонды. Они взимаются с налогоплательщиков в установленных порядке и размерах. Главными функциями налогов являются:

фискальная. Реализуется в процессе формирования доход­
ной части государственного бюджета в целях аккумулиро-­
вания финансовых ресурсов государства;

распределительная. Проявляется на этапе государственного управления экономикой. В распределительной функции мож­но выделить регулирующую и воспроизводственную. Регу­лирующая функция проявляется в установлении высоких ставок налогов на ряд объектов налогообложения, чтобы сдерживать потребление отдельных товаров, и в льготирова­нии для поощрения хозяйственной деятельности. Воспроиз­водственную функцию выполняют такие налоги, как плата за пользование водными объектами, природными ресурса­ми, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и т.д.;

контрольная. Связана с распределительной функцией и про­является в условиях действия последней. Контрольная функ­ция реализуется в возможности количественного отражения налоговых поступлений в бюджет, их сопоставлении с по­требностями государства в финансовых ресурсах и выявлении необходимости внесения изменений в налоговую систему.

Экономическая категория «налог» включает ряд элементов: налоговая норма, объекты и субъекты налогообложения, налого­вая база, налоговая ставка, налоговый период, налоговые льготы, сроки и порядок уплаты налога, источник налога.

Налоговая норма — общее правило поведения в налоговой сфере, установленное компетентным государственным органом.

Объект налогообложения — имущество, доходы (прибыль), стоимость реализованных товаров (работ, услуг), товары, пере­мещаемые через таможенную границу, и другие объекты, на ко­торые устанавливается налог.

Субъектом налогообложения может быть либо налогоплатель­щик — лицо (юридическое или физическое), на которое возло­жена обязанность уплачивать налоги, сборы и пошлины в силу наличия у него объекта обложения, либо налоговый агент — лицо, являющееся источником выплаты доходов налогоплатель­щику, на которое в силу налогового законодательства возлагают­ся обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщи­ка и перечислению в бюджет налогов, сборов, пошлин.

Налоговая база — стоимостная, физическая либо иная харак­теристика объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения устанавливаются применительно к каждому на­логу, сбору и пошлине.

Налоговая ставка — величина налоговых отчислений на еди­ницу измерения налоговой базы.

Налоговый период — календарный год или иной период вре­мени устанавливаемый применительно к каждому конкретному налогу, сбору, пошлине, в течение которого определяется нало­говая база и исчисляется сумма налога, сбора или пошлины.

Налоговые льготы — предоставляемая законодательством от­дельным категориям налогоплательщиков возможность не упла­чивать налог, сбор или пошлину либо уплачивать их в меньшем размере. Налоговые льготы устанавливаются в виде:

♦освобождения от уплаты налогов;

♦ дополнительных вычетов и скидок, уменьшающих налого­вую базу или сумму налога;

♦пониженных налоговых ставок.

Налоговый источник — источник, под которым обычно пони­мают источник дохода, т.е. место его происхождения.

Среди способов взимания налогов выделяют кадастровый, декла­рационный и административный. Кадастровый способ предпола­гает использование кадастра, содержащего типичный перечень сведений об оценке и средней доходности объекта обложения. Дек­ларационный способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации о величине объекта обложения. Административный способ предполагает участие финансовых служб субъектов хозяйствования в процессе взимания налога.

Основными методами взимания налогов выступают: налич­ный платеж, безналичный платеж и расчет гербовыми марками. Последний метод позволяет официальному документу вступить в законную силу лишь после того, как плательщик наклеит на него специальные марки.

По объекту обложения налоги делятся:

♦ на имущественные;

♦ ресурсные;

♦ взимаемые с оборота;

♦ налоги на потребление;

♦ налоги на прибыль (доход) и капитал. Имущественные налоги широко распространены практически во всех зарубежных странах. Выделяют следующие объекты иму­щественных налогов: недвижимое имущество (земля, здания,сооружения); материальное имущество (товары длительного поль­зования, в том числе предметы роскоши, оборудование, исполь­зуемое для извлечения дохода, машины, сельскохозяйственные животные и т.д.); нематериальные активы (лицензии, права на объекты интеллектуальной собственности, а также ценные бума­ги и денежная наличность). К имущественным налогам также можно отнести налоги на наследство и дарение. Эти налоги во многих странах имеют необлагаемый минимум или пониженную ставку для определенной стоимости наследуемого имущества..

Ресурсные налоги применяются в основном в добывающих от­раслях (нефтяной, угольной). Представляют собой плату за до­бычу или использование природных ресурсов (воду, землю, лесные угодья, полезные ископаемые). Кроме фискального и регули­рующего воздействия на процесс производства, могут преду­сматривать экологический эффект (ограничение потребления природных ресурсов и охрана окружающей среды).

Налоги, взимаемые с оборота, могут применяться в условиях государственного регулирования цен на некоторые высокорен­табельные изделия. Ставка налога устанавливается либо в про­центах к оптовой цене, либо в виде наценки (скидки) на цену из­делия в денежном выражении.

Налоги на потребление — общие налоги на потребителя (НДС, налог с продаж) и налоги по отдельным видам товаров и услуг (акцизы).

Налоги на доходы и капитал взимаются в момент получения дохода или с собственности (овеществленного дохода), в отли­чие от налогов на потребление, которые удерживаются, когда доходы используются (тратятся). К данной группе налогов отно­сятся подоходный налог с физических и юридических лиц.

По субъектам (налогоплательщикам) налоги подразделяются:

♦ на налоги с физических лиц (подоходный налог с физиче­ских лиц);

♦ налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль, НДС);

♦ смешанные налоги, которые платят как физические, так и юридические лица (налоги с владельцев транспортных средств).

По источникам налогообложения налоги подразделяются на налоги, включаемые в себестоимость, налоги, относимые на фи­нансовые результаты деятельности, и налоги, относимые на чис­тую прибыль предприятия. сооружения); материальное имущество (товары длительного поль­зования, в том числе предметы роскоши, оборудование, исполь­зуемое для извлечения дохода, машины, сельскохозяйственные животные и т.д.); нематериальные активы (лицензии, права на объекты интеллектуальной собственности, а также ценные бума­ги и денежная наличность). К имущественным налогам также можно отнести налоги на наследство и дарение. Эти налоги во многих странах имеют необлагаемый минимум или пониженную ставку для определенной стоимости наследуемого имущества.

Ресурсные налоги применяются в основном в добывающих от­раслях (нефтяной, угольной). Представляют собой плату за до­бычу или использование природных ресурсов (воду, землю, лесные угодья, полезные ископаемые). Кроме фискального и регули­рующего воздействия на процесс производства, могут преду­сматривать экологический эффект (ограничение потребления природных ресурсов и охрана окружающей среды).

Налоги, взимаемые с оборота, могут применяться в условиях государственного регулирования цен на некоторые высокорен­табельные изделия. Ставка налога устанавливается либо в про­центах к оптовой цене, либо в виде наценки (скидки) на цену из­делия в денежном выражении.

Налоги на потребление — общие налоги на потребителя (НДС, налог с продаж) и налоги по отдельным видам товаров и услуг (акцизы).

Налоги на доходы и капитал взимаются в момент получения дохода или с собственности (овеществленного дохода), в отли­чие от налогов на потребление, которые удерживаются, когда доходы используются (тратятся). К данной группе налогов отно­сятся подоходный налог с физических и юридических лиц.

По методу установления налоги делятся на прямые и косвен­ные. Прямыми налогами облагается имущество налогоплатель­щиков и их доходы. Они используются как регулирующий фактор, способствующий соблюдению принципа социальной справедли­вости по отношению к более и менее обеспеченным субъектам налоговых отношений. Прямыми налогами являются: налог на недвижимость, на землю, на природные ресурсы, на прибыль корпораций и подоходный налог. Косвенные налоги включаются в цену товаров, работ и услуг в виде надбавок и оплачиваются покупателем. Их величина не связана с издержками производства или с прибылью налогоплательщика и зависит только от объема реализации и уровня рыночных цен. Это и является гарантией обеспечения доходов государственного бюджета. В число косвен­ных налогов входят акцизы и налог на добавленную стоимость. По субъектам (налогоплательщикам) налоги подразделяются:

♦ на налоги с физических лиц (подоходный налог с физиче­ских лиц);

♦ налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль, НДС);

♦ смешанные налоги, которые платят как физические, так и юридические лица (налоги с владельцев транспортных средств).

По органу власти, устанавливающему налог, налоги бывают федеральные, региональные и местные — для федеративных го­сударств и центральные и местные налоги — для унитарных. Роль местных и центральных налогов определяется задачами, которые ставят перед собой центральные и местные органы вла­сти. Местные налоги, как правило, отличаются регрессивно­стью; их ставки построены без учета доходов налогоплательщи­ков и в большинстве случаев это косвенные налоги. Принимая во внимание локальные цели и функции муниципалитетов (обеспе­чение населения такими необходимыми общественными услуга­ми, как водоснабжение, городской транспорт, начальные школы и пр.), местное налогообложение рассматривается лишь как ис­точник поступлений в местный бюджет. В то время как на цен­тральные налоги возложены основные функции по регулирова­нию экономики, и применительно к ним проводится оценка налоговой политики государства.

По уровню бюджета, в который зачисляются налоги, выделяют закрепленные и регулирующие налоги. Закрепленные целиком поступают в конкретный бюджет, регулирующие — одновремен­но в бюджеты различных уровней в пропорции, установленной законодательством.

По назначению различают общие налоги, т.е. предназначен­ные на общегосударственные нужды, и специальные, имеющие строго определенные цели (целевые налоги и сборы).

Налог рассматривается как пропорциональный (твердый на­лог), если налоговая ставка не зависит от размера дохода, как регрессивный, если она понижается по мере роста величины до­хода, и прогрессивный, если она повышается по мере роста вели­чины дохода.

Из основных налогов, которые активно используются в прак­тике зарубежных стран, можно выделить следующие.

Подоходный налог представляет собой объект государственного конъюнктурного регулирования потребительского спроса. На­лог взимается, как правило, с дохода, полученного в течение ка­лендарного или финансового года, или другого периода, равного 12 месяцам. В состав налогооблагаемого дохода включаются заработная плата, различные формы вознаграждения за труд, доходы от предпринимательской деятельности, пенсии, рента, проценты, дивиденды и другие доходы от инвестиций. В одних случаях подоходный налог берется с фактического дохода нало­гоплательщика, полученного или накопленного в течение года, в других — с оценочной суммы ожидаемого дохода, подсчитан­ного на базе полученного в предыдущие годы. Подоходное нало­гообложение семьи может быть двояким: раздельным — когда налог платит каждый из супругов, и совокупным — когда облага­ется их совокупный доход.

Во многих зарубежных странах подоходный налог взимается по прогрессивной шкале. Иногда прогрессия обложения может быть плавной, за счет деления дохода на части. Ставки подоход­ного налога изменяются редко. Оперативным инструментом на­логообложения служат правила, корректирующие сумму обла­гаемого дохода: размер необлагаемого минимума и различного рода скидки (на возраст, семейное положение, источник дохода и т.д.). В последнее время наиболее популярными налоговыми льготами в развитых зарубежных странах были налоговые льго­ты, связанные со страхованием, пенсионными взносами, а так­же льготы на медицинские цели, по процентным платежам (осо­бенно при покупке дома).Необходимо отметить, что поскольку подоходный налог взимается с подавляющего большинства работников у источни­ка дохода (по английской терминологии «pay as you earn»), он сам по себе не обладает определенной стабилизирующей спо­собностью компенсировать в некоторой степени колебания денежных доходов в периоды экономического спада или подъе­ма. При наступлении спада сокращаются заработки населения и автоматически — налоговые выплаты. В период подъема, наоборот, вместе с ростом доходов растут налоговые поступле­ния. Действенность этого механизма, несколько ограничена, по­этому для его усиления могут применяться временные надбавки к подоходному налогу.

Размеры подоходного налога оказывают влияние на сберега­тельные возможности населения, но не затрагивают стимулов к использованию денежных накоплений. Поэтому регулирова­ние производственных капиталовложений связано с другим на­логом — налогом на прибыль корпораций. Данный налог взимается с чистой прибыли компаний, остающейся после вычета из вало­вой выручки всех издержек производства, убытков, процентов по задолженности, представительских расходов, затрат на рекла­му, налогов, административно-управленческих расходов и т.д. Существующие в настоящее время ставки налога на Прибыль корпораций колеблются в различных странах от 30 до 50 %. Уве­личение данного налога применяется государством, как правило, в качестве средства ограничения ресурсов для самофинансиро­вания в периоды, когда бум инвестиций угрожает «перегревом» экономики, отрывом платежеспособного спроса от производст­венных мощностей, дефицитом платежного баланса, нарушени­ем определенных отраслевых пропорций и т.д. Налог на при­быль корпораций предусматривает ряд льгот. В Соединенных Штатах существует до 20 льгот. Во Франции и ФРГ — соответст­венно до 10 и 15. Основной вид льгот — отсрочка уплаты налога. В некоторых странах установлен предельный срок 3-5 лет, на­пример для отчисления части прибыли в резервный фонд на но­вые инвестиции.

Наряду с рассмотренными прямыми налогами в развитых за­рубежных странах активно используются также косвенные налоги.

Наиболее известными налогами являются налог с оборота, ак­цизы, таможенные пошлины и др. Налог с оборота в разных странах имеет неодинаковые формы. Так, налог с продаж, взима­ется многократно на каждой стадии производства с общей суммы продукции. Он широко применялся в европейских странах в 1950-х годах. Размер налога по различным товарным группам составляет от 2 до 6 %. Налог на покупки, долгое время существо­вавший в Англии, взимался однократно на оптовой стадии реа­лизации товаров личного потребления. В Швеции аналогичный налог платили предприятия розничной торговли. Наиболее рас­пространенной формой налога с оборота стал налог на добавлен­ную стоимость (НДС). Базой исчисления этого налога является вновь созданная стоимость, экономически воплотившаяся в за­работной плате и прибыли. Из общей суммы товарооборота, таким образом, вычитаются материальные издержки производ­ства. Ставок налога на добавленную стоимость может быть не­сколько. В Великобритании и ФРГ их две; во Франции — три; в Италии — четыре. Обычно используют пониженные ставки (2—10 %), которые применяются к продовольствию, медицин­ским и другим социально значимым товарам и услугам; основ­ные ставки (12—23 %) — к промышленным и другим товарам и услугам; повышенные ставки (выше 25 %) — к предметам рос­коши. Главной налоговой льготой НДС является необлагаемый минимум оборота реализованной продукции. Кроме того, от на­лога могут освобождаться такие товары и услуги, как продоволь­ствие, газеты, радиовещание, транспортные, школьные и почтовые услуги и пр.

Акциз представляет собой единичную надбавку к цене на единичный вид товара. Объектами акцизного обложения слу­жат, как правило, самые массовые товары — соль, сахар, табак, спички, вино, бензин, игральные карты и т.д. Такой выбор объ­ектов обеспечивает государству даже при небольшом проценте обложения значительные финансовые поступления. Поэтому в основном акцизы выполняют для государства фискальную функцию. Однако они могут служить и иным целям, ограничи­вая специфический спрос на отдельные виды продуктов питания и другие товары. Ставки акцизов могут быть едиными — на то­вары, сорта которых имеют незначительные различия (соль, са­хар), дифференцированными — на товары, классифицируемые по различным признакам (вино — по крепости); средними — на однородные товары, сорта которых имеют разный уровень цен (табак).

Таможенные пошлины взимаются с товаров, перевозимых через государственную границу, в виде процентной надбавки к цене. Таможенные пошлины могут классифицироваться по различным признакам:

по направлению: импортные и экспортные. Импортные при­меняются в отношении импорта товаров, экспортные — при экспорте товаров;

по времени действия: генеральные и сезонные. Генеральные пошлины — это платежи, на которые устанавливаются по­стоянно действующие таможенные ставки, предусмотрен­ные таможенным тарифом. На сезонные пошлины ставки устанавливаются сроком до 6 месяцев;

по характеру происхождения: автономные и конвенцио­нальные. Автономные применяются к товарам, происходя­щим из стран, не пользующихся режимом наибольшего благоприятствования в данном государстве. Конвенцио­нальные распространяются на товары, происходящие из стран, пользующихся режимом наибольшего благоприят­ствования в данном государстве;

по методу исчисления: специфические, адвалорные, комбини­рованные. Специфические пошлины устанавливаются в евро на единицу измерения товара в натуральном выражении. Адвалорные — в процентах от таможенной стоимости. Комбинированные сочетают в себе признаки специфиче­ского и адвалорного метода.

Помимо рассмотренных широко используемых в развитых странах налогов, государства также активно практикуют налого­обложение капитала и собственности. К группе этих налогов можно отнести налог на наследство и дарения, налог на прирост капитала, налог на отдельные виды имущества(поземельный, со строений) налог на личное состояние. Кроме того, органы власти (особенно местного самоуправления) взимают государственную пошлину за оказание определенных услуг населению и юридическим лицам.


Количество налогов и их размеры различаются по странам, что обусловлено традициями и особенностями экономического развития государств. Механизм налогового регулирования в общем виде описывается так называемой кривой Лаффера. Согласно иде­ям А. Лаффера, при увеличении налоговых ставок до 30 % дохода налоговые поступления растут, при ставках налога на прибыль выше 30 % рост поступлений в бюджет сначала замедляется, а затем резко сокращается.

Налоговое регулирование тесно связано с понятием налого­вого контроля. В свою очередь налоговый контроль представляет собой элемент финансового контроля, объектом которого явля­ются те финансовые отношения, которые возникают между нало­гоплательщиками и государством по поводу исчисления и внесе­ния налоговых и других обязательных платежей в бюджет и вне­бюджетные фонды. Налоговый контроль в зарубежных странах осуществляют такие специализированные финансовые учрежде­ния, как министерство финансов, казначейство, служба внут­ренних доходов, соответствующие комитеты при исполнитель­ной власти и пр.

Таким образом, налоговая система государства представляет собой комплексный элемент финансово-кредитной системы и зависит от экономического развития государства и его уст­ройства. Финансово-кредитная система государства, состоящая из совокупности элементов финансовой и кредитной системы является частью денежной системы. При этом бюджетная сис­тема является звеном финансовой системы, а налоговая — бюд­жетной. Необходимо отметить место валютной системы в этих отношениях. Валютную систему можно рассматривать как внеш­нее выражение денежной системы в усиливающихся процессах глобализации, интеграции и интернационализации мирохозяй­ственных связей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.