КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Средневековая философия
Лекция №5
План:
1.Характеристика эпохи. 2.Средневековая философия как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии. Основные проблемы средневековой философии. 3. Патристика: Августин Блаженный («Исповедь», представления о времени). 4. Схоластика: полемика реализма и номинализма. 5. Фома Аквинский—систематизатор средневековой схоластики. Принципы средневековой христианской философии определяются ее принадлежностью эпохе, в культуре которой господствующее положение занимает христианская религия. Зарождение этого типа философии относится ко времени, когда античная философская мысль начала испытывать влияние христианских идей, т. е. ко II-III вв. В средневековой философии обычно выделяют два основных этапа: патристику (со II-III по VIII в.) и схоластику (с IX по XV в.). К XIV—XV вв., когда философия освобождается от власти церковных канонов, время средневековой философии заканчивается. В Средние века назначение философии виделось в ее служении религии, что хорошо выражено в известном высказывании схоласта XI в. Петра Дамиани: «Философия должна служить Священному писанию, как служанка своей госпоже». Античное философское наследие вошло в эту философию в существенно измененном виде, чтобы соответствовать христианскому учению и образу жизни. На смену античному космоцентризму пришел теоцентризм, а философская деятельность стала регламентироваться церковью. Философское служение представлялось весьма почетным. Философия должна была разумно и упорядочение, осваивая достижения духовной культуры, исходя из положений и опыта христианской веры, осмысливать все существующее, поддерживать рациональными доводами христианские ценностные устои и основанное на них мировидение; а также растолковывать, разъяснять истины веры, способствуя распространению и упрочению знаний о них. Примерно до XII—XIII вв. философия и теология не разграничивались, их опорой были догматические основания христианства. Главными предметами размышлений были Бог, душа, мир в их существенных взаимосвязях. В качестве важнейших принципов философии и теологии христианского Средневековья выделим, вслед за Г. Г. Майоровым, следующие: теоцентризм, креационизм, провиденциализм, персонализм, ревеляционизм. Кратко охарактеризуем их. Теоцентризм. В центре мировидения — Бог монотеистической религии — духовный личностный трансцендентный Абсолют, вневременный и внепространственный. Он — средоточие и исток всех ценностей: бытия, могущества, творческой силы, святости, добра, истины, красоты, любви. Все остальное бытие и благо — от него. Бог триедин. В Божественной Троице единая природа — нераздельная сущность — и три равноценных лица — ипостаси: Бог-Отец — абсолютное первоначало, Бог-Сын — Логос — смысловое начало и Бог — Святой Дух — животворящее начало. Бог-Сын — Христос соединяет в себе в одном лице и одной воле всю полноту божественной природы и всю полноту природы человеческой, в нем предстает совершенным слияние на основе жертвенной любви божественной личности и человеческой. Креационизм. Бог — Творец, он создал мир из ничего, в начале творения были Божественная Воля и Божественное Слово — Логос. Оно воплощено в Христе и в мире, открыто в Библии. Мир — осуществление замысла Божьего, явление его всесовершенства. Сущность трансцендентного Бога может быть представлена только через то, что он не есть: отрицательной, апофатической теологией. Однако, поскольку его силы, энергии вложены в творение, то, по аналогии с последним, Божественные атрибуты характеризуются положительно — катафатической теологией. Мир, воплощающий Логос, упорядочен, поэтому возможно, в определенных границах, рациональное познание Бога и мира. Божественное творение изначально гармонично, прекрасно (корень красоты божественно духовен). Мир безусловно реален (отсюда — средневековый онтологизм, объективизм) и создан благим — субстанциально самостоятельного источника зла не может быть (важнейшая основа христианского мировоззренческого и этического оптимизма). Провиденциализм. Бог управляет миром, история — исполнение Божественного предначертания. События земной жизни имеют высший, Божественный смысл. Персонализм выступает как фундаментальный принцип христианской антропологии. В соответствии с ним каждый человек — личность, отношения между Богом и человеком, между людьми — прежде всего личностные, высшее из них — любовь. Бог творит человека по своему образу и подобию, наделяет разумом, речью, свободой выбора, властью над природой. Дает каждому Душу и является ее Верховным Судьей. Люди созданы телесными. Тело — храм души, в нем и через него Душа является, действует, творит, с ним неразрывно связана особенность, индивидуальность личности. С точки зрения персонализма понимаются основоположения веры о первородном грехе, искуплении, боговоплощении, спасении, воскресении. Грехопадение — злоупотребление Божественным даром свободы, выбор гордыни, отказ от благоговейного отношения к Святыне, отпадение от Бога. Каждый из людей виновен в этом и ответственен перед Богом. Человек — соединение ценностно противоположного, его природа по сути противоречива, антиномична, в ней противостоят образ Божий и греховность. Личность — единство духовности, душевности и телесности. Высшее в человеке — это дух, открытый Божественному Духу, благодати. В душе идет борьба добра со злом. Существует благая духовная телесность и несовершенная, страдающая, смертная плоть. Поскольку главный источник зла — в грехе, наличие зла в мире не противоречит Божественной всеблагости и его всемогуществу. На этом строится христианская теодицея (богооправдание): не по вине Бога зло существует в мире. Бог не оставляет людей без помощи. Им дается Откровение. Богочеловек Христос приходит в мир, чтобы подвигом жертвенной любви искупить грех, спасти людей, вывести из состояния отчуждения. Для отдельного человека вера в Христа всеобъемлюща, ценность ее — наивысшая: Бог — надмировой, запредельный абсолют и в то же время — предельно близкая, по-особому для каждой души, Личность. Следование заветам и примеру Христа помогает личности преодолевать греховность и восстанавливать образ Божий в себе — идти по пути искупления и спасения. Добро — это Бог как обязывающая к самосовершенствованию сверхцель и все, что отвечает целям приближения к нему, зло — то, что отдаляет от Бога. Христос в его человеческой природе (она у него безгрешна) — идеал, его подвиг деятельной, сострадательной, всепрощающей любви — высочайший образец для личности. Ближе всего к нему подходит святой-подвижник, занимающий в христианском средневековье высшую ступеньку на лестнице идеалов, досягаемых для земных, отягощенных первородным грехом людей. Ревеляционизм — принцип откровения. Бог открывает человеку свою волю, глубочайшие смыслы, истины бытия; они запечатлены в Священном писании, авторитет которого основывается на Божественном. Библия — Книга книг, в ней ключи к смыслам тварного мира (природного и человеческого), тайнам отдельной жизни и спасения. Принцип ревеляционизма определял во многом догматизм, авторитаризм, традиционализм культуры христианского средневековья, в частности теоретической. В философии эпохи особо ценились точность воспроизведения авторитетных идей, умение дедуцировать из них знания, умозрительность, книжная эрудиция, дидактизм (предполагающий способность накапливать в большом количестве, систематизировать и передавать знания, убеждать и разъяснять). Поэтому философия много занималась формально-логическими изысканиями, особенно в схоластике. Индивидуальное новаторство в философии стало поощряться весьма поздно, с XII-XIII вв., до этого если и принималось, то не в области основоположений, а в приемах их разработки. В целях понимания Откровения развивалось искусство толкования Священных текстов — экзегетика. Уже первые христианские мыслители обращались к символическому объяснению Писания. Такой подход распространялся на все явления в мире. В связи с этим разрабатывалась герменевтика — искусство толкования, семиотика — учение о знаках языка и о знаках вообще. Выделялось несколько основных уровней смыслов, при этом само их разграничение представлялось символически: как различается внешний и внутренний человек, а также телесный, душевный и духовный, так и смысл бывает внешний и внутренний, буквальный (телесный), моральный (душевный), божественный (духовный).
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |