Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фома Аквинский— вершина зрелой схоластики




Схоластика, школьная философия (от греч.,школьный, ученый, лат. schola — школа) — второй из двух основных периодов христианской средневековой филосо­фии. Схоластика разрабатывалась преимущественно в Западной Европе под эгидой католической церкви, в едином культурном пространстве, характеризовавшемся общностью веры и языка ре­лигии и образованности (латыни), в церковных центрах, мона­стырях, а также в светских школах (с XI в.) и университетах (с XI-XIII вв.). В схоластике выделяется период становления (IX-X вв.), ранняя, зрелая и поздняя схоластика. В ранней схо­ластике (XI-XII вв.) преобладает платоновско-августиновское направление. Ее крупнейшие представители — Ансельм Кентерберийский (1033-1109) и Петр (Пьер) Абеляр (1079-1142). В зрелой схоластике (XIII в.) верх берет ориентация на аристотелизм, которому придается ортодоксальный христианский характер усилиями выдающихся мыслителей доминиканского ор­дена Альбертом Великим (1193-1280) и его учеником Фомой Аквинским. Доминиканцам противостояли схоласты франци­сканского ордена Роджер Бэкон (1214-1294), Иоанн Дунс Скот (1266—1308), сохранявшие приверженность августинианскому волюнтаризму. Поздняя схоластика (XIV-XV вв.) — время кри­зиса средневековой философии, когда происходит противопос­тавление философии и теологии, разума и веры, воли и интел­лекта, догматов религии и положений науки; торжествует номи­нализм. У философии появляются собственные владения, она перестает быть служанкой теологии. Свое высшее выражение эти процессы находят в творчестве Уильяма Оккама (ок. 1300-1349). Схоластическая философия характеризуется тем, что на основе выработанной в эпоху патристики религиозной догматики и церковной ортодоксии схоласты создавали рацио­нальным способом, широко используя приемы формальной ло­гики, метод дедукции, спекулятивные системы и энциклопеди­ческие своды различных знаний — суммы. Кроме того, схола­стику отличают комментаторство (систематизация опиралась на комментирование текстов, имевших непререкаемый автори­тет,— Священного писания и сочинений «отцов церкви») и ди­дактизм (придание теоретическим построениям формы учебного материала). Феодальный строй жизни базировался в Западной Европе на христианском вероучении, освящавшем личность и труд, взаимодействии церковных и светских властей, сложных правовых связях, фиксировавших вассальную и корпоративную структуру, и рациональных формах хозяйствования. Все это спо­собствовало сохранению, а в некоторых направлениях и разви­тию античных, особенно римских, традиций юридизма, рацио­нализма, историзма, психологизма, отчасти — индивидуализма. Даже отношения Бог — человек — мир тогда во многом воспри­нимались как правовые, философская аргументация приобрета­ла черты юридической. Теоретическая деятельность расценива­лась как важная составная служения Богу. Крупнейшие орто­доксальные схоласты, например Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, были канонизированы католической церко­вью. Схоластике противостояла мистическая философия, на За­паде — оппозиционная, на христианском Востоке — более влия­тельная, поскольку здесь духовно-культурные и социально-по­литические условия не благоприятствовали развертыванию юридизма, индивидуализма и рационализма. Однако и на Вос­токе находилось место для схоластического философствования. Наиболее острые споры схоласты вели по проблемам веры и разума и универсалий. «Золотой век» схоластики — XIII, в нем возводились грандиозные теологическо-философские по­строения, представляющие все сущее как гармоничное, рацио­нально упорядоченное единство во множестве. Наиболее совер­шенным из таких построений считается философия Фомы Аквинского.

Фома Аквинский (Аквинат) (1224/5—1274), прозванный за необычайную силу мысли Ангельским доктором (Dr. Angelicus), происходил из аристократического немецко-итальянского рода и с 19 лет был монахом-доминиканцем. Он создал наиболее влиятельное в католическом мире философское учение (то­мизм), которое в виде неотомизма признавалось со 2-й пол. XIX в. до нач. XXI в. официальной философией католицизма. Главные произведения Фомы — «Сумма теологии», «Сумма про­тив язычников» (ее другое название — «Сумма философии»), а также работа «О правлении государей». Философия Аквината развивается в русле аристотелизма и несет такие его черты, как жизнеутверждающий оптимизм, уверенность в возможности и значимости теоретического познания мира, представление всего существующего как единства в многообразии, утвержде­ние ценности единичного, индивидуального существования с его особым местом в общем строе. Фома Аквинский возвели­чивает человека, утверждая, что ради него создан мир. Философ стремится представить гармонично отношения: Бог — чело­век — природа; существование — сущность; разум — воля; вера -знание; душа — тело; индивид — общество; мораль — право; церковь — государство. В системе Фомы нашли продолжение античный рационализм, юридизм. индивидуализм вместе с хри­стианским теоцентризмом и персонализмом.

Фома принимает уже определившееся к XIII в. различие между теологией и философией, путь первой — от Бога к миру, от причины к следствиям, второй — от мира к Богу, от следст­вий к причинам. Сферы разума и веры отчасти совпадают. Часть догматов сверхразумна (например, о Троице), но некото­рые рациональные доводы в обоснование догматов могут быть приведены.

Руководствуясь идеями аристотелевской метафизики, Фома выдвигает рациональные доводы в пользу бытия Бога. Это космологические и телеологические доказательства. Философ явным образом не прибегает к онтологическому аргументу, считая, что из понятия о Боге нельзя вывести его существова­ния: поскольку сущность Бога непознаваема, человеческий ум лишен понятия о нем. Суть пяти доказательств Фомы Аквинского такова: в мире существует иерархия: 1) источников дви­жения, значит, на вершине ее должен быть внешний перводвигатель; 2) производящих причин, они должны восходить к ко­нечной производящей причине; 3) необходимого, пределом здесь должна быть безусловная необходимость; 4) совершенно­го венцом его должно быть абсолютное совершенство; 5) це­лей, они должны подниматься к высшей цели. А перводвигатель, первичную производящую причину, безусловную необхо­димость, абсолютное совершенство, т. е., заключает Фома, «разумное существо, полагающее цель для всего, что происхо­дит в природе [...] мы именуем Богом».

По проблеме универсалий Фома Аквинский, следуя Аристо­телю, занимает позиции реализма. Он считает, что общие по­нятия существуют трояко: 1) до вещей (как образцы в уме Бога); 2) в вещах (как их сущности); 3) после вещей (в уме че­ловека как понятия).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1042; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.