Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия эпохи Возрождения




Лекция №6

 

План:

 

1.Общая характеристика эпохи.

2.Возрожденческий гуманизм и пантеизм.

3.Диалектика: совпадение противоположностей в учении Николая Кузанского.

4.Северное Возрождение: «Похвала глупости» Эразма Роттердамского.

5.Социально-политические воззрения Николо Макиавелли.

Расцвет культуры Возрождения или Ренессанса приходится на XV-XVI вв. Во всех странах Возрождение было связано с переходом от деревенской к городской культуре и характери­зовалось освобождением человеческого разума от незыблемых догм, расширением свободы индивидуальной деятельности и опорой на древние авторитеты, будь то античность среднего и классического типа или раннее христианство.

Западное Возрождение как новый образ жизни и новое ми­ровоззрение, на поверхности выступавшее как антипод средне­вековой культуры, на деле синтезировало ее достижения с до­стижениями античной культуры.

Обрисуем кратко приметы времени, исторической ситуации XV-XVI вв. В социально-политическом плане это период скла­дывания национальных государств и абсолютных монархий в Европе (первым таким абсолютистским государством стала Испания), глубоких социальных потрясений и религиозных войн — Крестьянская война в Германии, религиозные конфлик­ты во Франции, Реформация и Контрреформация. В последней четверти XV в. активно распространяются мессианские проро­чества о конце света, знамения прихода Антихриста.

Изобретение книгопечатания, компаса, телескопа привело к невиданному прежде расширению исторических, географиче­ских и космографических представлений о человечестве и Все­ленной. Особую роль здесь сыграло обращение гуманистов к античным текстам, искусству, философии, к открытому в ходе крестовых походов Востоку и открытие X. Колумбом Нового Света (1492 г.). Ломке космографических представле­ний европейца этого периода способствовало гелиоцентриче­ское учение Николая Коперника, давшее опровержение того представления о мире, которое дают наши органы чувств.

Три страны в XV в. определяют общеевропейскую ситуа­цию — Италия, Нидерланды и Испания. По образному выра­жению X. Ортеги-и-Гассета, «из Нидерландов по всему конти­ненту разлетелись семена новой религии, из Италии — зерна новой науки, из Испании пришла современная идея Государства». Во всем чувствовалось приближение «новых времен», «об­новление» идей, жизни, верований.

философия этой эпохи столь живо связана с понятийными наработками поздней схоластики, с одной стороны, и новыми научными открытиями — с другой, что это дало основание та­ким крупным историкам философии, как Г. В. Гегель и В. Виндельбанд, отказывать философии Возрождения в ори­гинальности и самостоятельности. По мнению Гегеля, филосо­фия Возрождения лишь заключительный этап в развитии сред­невековой философии, а Николай Кузанский — средневековый философ. В. Виндельбанд, напротив, считает философию этого периода подготовительным этапом к философии Нового вре­мени, в ходе которого фантастическое созерцание природы сменяется ее математически-механистическим пониманием.

Тем не менее можно выделить три черты, которые задают типологическое единство философии Возрождения и позволяют обосновать ее специфику и самостоятельность,— это утвержде­ние пантеизма в качестве господствующего мировоззрения, от­крытие человеческой индивидуальности и эстетический характер антропоцентризма эпохи Ренессанса.

Пантеизм философии Возрождения тяготел к отрицанию бо­жественного творения, к обожествлению природы и отождеств­лению ее с Богом. Причем речь шла именно о пересмотре фи­лософского содержания понятий «природа» и «Бог». Бог фило­софии Возрождения лишается свободы, он «со-вечен» миру, а в конце данной эпохи в натуралистических концепциях Джордано Бруно и Бернардино Телезио сливается с законом естественной необходимости. Уже в Кватроченто (XV в.) делает первые шаги то, что получило в дальнейшем название натуральной религии. Сам Николай Кузанский намекал на ее возможность. По мне­нию Кузанского, принципы всех религий в конечном счете оди­наково истинны, так как Бог — непознаваем, а все наши идеи о нем — лишь проекции конечного человеческого разума и имеют под собой единую натуральную религию. Николаю Кузанскому принадлежит изречение: «Я применил разум, дабы обнаружить евангельскую истину даже в Коране». С этой религиозной тер­пимостью, открытостью различным вариантам теологических Учений покончит только протестантизм.

Природа трактуется философами Ренессанса как божест­венное, одушевленное, наделенное всеми необходимыми сила­ми первоначало вещей. Природа — прекрасна, полна скрытой гармонии, пронизана «током любви», а человек связан с ней «брачными узами» и способен «к познанию тайн природы пу­тем подражания ей в творении». Последнее и составляет пред­мет «естественной» или «натуральной магии». Природа как прекрасный облик божественного вновь становится между че­ловеком и Богом.

Философия Возрождения существует как бы на водоразделе двух миров, двух форм жизни — христианства и язычества. Люди, которые олицетворяют для нас дух Ренессанса, как бы путешест­вуют от одной формы жизни к другой. И чародей Пико делла Мирандола, и самый показательный художник Возрождения Бот­тичелли начинают с crescendo земной суеты и культа светской жизни и приходят к грусти и опустошенности. Сама человече­ская индивидуальность, открытая гуманистами Ренессанса, состо­ит в непрерывном движении — выборе и творческой изобретате­льности, самореформировании посредством «неподражательного подражания». Чувство исторической дистанции определяет новое отношение мыслителей Возрождения к античности. Человеческая индивидуальность утверждается посредством непрерывного дви­жения от одного культурного образца к другому и развития в себе «человеческих» качеств, преимущественно эстетического характера. Высоко ценятся в гуманистической среде такие каче­ства, как изысканность вкуса, красота слога, утонченное отноше­ние к жизни, способность вызывать расположение и симпатию. Гуманизм данной эпохи отличается прежде всего эстетической, а не нравственно-этической направленностью.

Происхождение термина «гуманизм» связано с понятием humanitas (букв.: человечность). Это слово Колюччо Салютати и Леонардо Бруни нашли у Цицерона и видели в нем наилуч­шее определение отличия своего времени от Средних веков. Они понимали его как такое «свойство человека, которое определяет человеческое достоинство и влечет к знанию». Сло­во и его автор должны отвечать за себя, мерилом знания явля­ется конкретная личность. Studia humanitatis (букв.: гуманитар­ные студии) — так назывался комплекс гуманитарных дисцип­лин, способствующих воспитанию человеческого в человеке. К их числу относились риторика, грамматика, история, поэ­зия, этика и философия как сердцевина этих наук. «Нет обра­зованного человека без осведомленности в изящной словесно­сти; но без посвященности в философию нет человека»,— пи­сал Пико в письме Эрмолао Барбаро1. Изучение этих дисциплин предполагало обязательное знакомство с гречески­ми и латинскими авторами. В гуманистической среде ценили умение делать всем известное как бы новым и незнакомым, а этом плане Возрождение — это не ветхозаветная идея «подражания» и не новоевропейская идея «изобретения», а их со­пряжение через «variete» (разнообразие), позволяющее рифмо­вать себя с античностью как культурным образцом.

Философия Возрождения — антропоцентрична, в отличие от космоцентризма античной и теоцентризма средневековой фи­лософии. Гуманисты Возрождения ставят человеческую инди­видуальность, личность как творца собственной жизни и судь­бы в центр своего мировоззрения. Наиболее ярко привилеги­рованное положение человека перед лицом не только материального, но и духовного мира обрисовано у Пико в речи «О достоинстве человека». В отличие от всех других творений человек сам распоряжается своим моральным обли­ком. Идея человека как «славнейшего мастера и скульптора» самого себя прибавляет новый элемент к базовой идее христи­анской антропологии — идее богоподобия. Образ Божий — это не дар, а подвиг, который человеку еще предстоит совершить: он должен быть осуществлен самим человеком. Свет человече­ской свободы стоит выше всякой природной необходимости и превосходит ее. Этот факт — недетерминированность челове­ческого бытия — поднимает человека даже выше ангелов. Так как ангелами и небесными силами их природа и совершенство были восприняты раз и навсегда от Бога. Человек же достигает совершенства самостоятельно на основании своей свободы.

Этая идея требует новой формы «индивидуализма», так как предполагает, что не только человеческому роду в целом, но и каждому отдельному индивиду не может быть предписана никакая детерминированная позиция в царстве духа: эту пози­цию мы должны искать самостоятельно. Человеку отказано в безопасности однообразного существования, он вечно дол­жен искать и находить свой собственный путь. Этот выбор не­сет с собой постоянную опасность падения, ошибки, но без него, без непрекращающегося творения самого себя, человек не выполнит своего высокого предназначения быть человеком. Соответственно меняется и отношение гуманистов к греховно­сти человека. Человеческая греховность — обратная сторона его величия. Человек ни в добре, ни в зле не является сущест­вом завершенным; перед ним всегда открыт выбор и к добру, и ко злу, и он — в его власти. Прекращение этого процесса не­вообразимо, потому что оно равно отрицанию человеческой природы. Поэтому человек не является ни постоянным совер­шенством добра, ни безнадежной добычей греха. После паде­ния всегда возможен подъем, и наоборот Раскрыть гармоническое единство божественного и природного, небесного и земного в человеке — вот та задача, которую призвана была решить философия Возрождения. Высшая цель ее состоит даже не в синтезе различных философских концеп­ций, а в их сосуществовании в многообразии, постоянном вопрошании, в котором любая философская концепция начинает звучать по-новому и в котором не может быть конечного отве­та. Такая цель не могла быть достигнута средствами логическо­го дискурса, она требовала синтетичности и цельности художе­ственных образов. Поэтому философские сочинения данной эпохи — это скорее произведения искусства, чем логические компендиумы поздней схоластики или естественно-научные трактаты Нового времени. Отметим, что живопись многими представителями Ренессанса относилась к науке и даже к фи­лософии (Леонардо да Винчи).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 867; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.