Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы исследования в педагогической психологии




Предваряя описание используемых в педагогической психологии методов изучения человека, следует отметить, что в научной практике существуеют три принципиально разных источника получения информации: L-,Q- и T-данные.

Первый источник – L-данные, полученные путем регистрации жизни человека в основном в результате наблюдения; сюда же включаются экспертные оценки. В. М. Мельников, Л. Т. Ямпольский приводят основные требования к получению таких оценок:

1. Оцениваемые черты должны определяться в терминах наблюдаемого поведения.

2. Эксперт должен иметь возможность наблюдать за поведением оцениваемого лица в течение достаточно длительного промежутка времени.

3. Необходимо не менее 10 экспертов на одного оцениваемого.

4. Ранжирование испытуемых должно производиться экспертами только по одной черте (характеристике) каждый раз, а не по всем сразу.

Второй источник получения информации – Q-данные, полученные на основании опросников и других методов самооценок. К этому источнику относятся MMPI (Миннесотский многопрофильный личностный перечень), 16-ти факторный личностный опросник Кэттелла и др. В. М. Мельников, Л. Т. Ямпольский фиксируют познавательные и мотивационные искажения результатов исследования. Первые из них могут быть вызваны низким интеллектуальным и культурным уровнем испытуемых, отсутствием навыков интроспекции (самонаблюдения) и использованием неверных эталонов. Среди причин мотивационных искажений приводятся нежелание отвечать и уклонение ответов в сторону «социальной желательности».

Третий источник - T-данные – это данные объективных тестов.

Тесты – стандартизированные задания, предназначенные для измерения в сопоставимых величинах индивидуально-психологических свойств личности, а также знаний, умений и навыков. В педагогической практике впервые тесты стали использоваться в 1864 г. в Великобритании для проверки знаний учащихся. В конце 19 в. Ф. Гальтоном, основателем тестологии, был разработан ряд заданий для оценки индивидуальных особенностей человека. Термин «тест» был введен американским психологом Дж. М. Кэттелом (1890 г.). Им была создана серия тестов, направленных на определение уровня интеллектуального развития.

В России тесты начали применяться в начале 20 в. А. П. Болтуновым в 1928 г. была создана «измерительная шкала ума» на основе шкалы А. Бине.

В настоящее время тесты используются в системе профессионального отбора, при патопсихологической диагностике, для определения уровня готовности ребенка к обучению в школе, для выявления особенностей сформированности познавательных процессов и личностных свойств (на этапе адаптации к школьному обучению, при переходе в среднее звено, при обследовании старшеклассников). Тестирование может быть использовано для выявления психологических особенностей ребенка, испытывающего трудности в общении, в обучении и т. д. Психолог может предложить педагогу пройти психологическое тестирование для выявления его психологических особенностей. Полученные данные помогут при проведении консультационной работы.

Р. Б. Кэттелл и В. Ф. Варбуртон выделяют 12 основных групп объективных тестов.

1. Тесты способностей (интеллектуальная функция, знания, способности и т. д.).

2. Тесты умений и навыков (зрительно-моторная координация, прохождение лабиринта).

3. Тесты на восприятие.

4. Опросники (поведение, состояние здоровья и т. д.).

5. Мнения (выявление отношений к другим людям, нормам и т. д.).

6. Эстетические тесты (выявление предпочтений картин, рисунков и т. д.).

7. Проективные тесты (формализованные личностные тесты). Тесты ТАТ, Роршаха, не удовлетворяющие требованию формализации, не являясь объективными, сюда не входят.

8. Ситуационные тесты (изучение выполнения задания в разных ситуациях – индивидуально, в группе, в соревновании и т. д.).

9. Игры, в которых наиболее полно проявляются люди.

10. Физиологические тесты (ЭКГ, РРГ (РЭК) и т. д.).

11. Физические тесты (антропометрические).

12. Случайные наблюдения, т. е. изучение того, как проводится тест (запись поведения, выводы и т. д.).

Анализируя тестирование в образовании, А. Анастази отмечает, что в этом процессе среди всех стандартизированных тестов больше всего используются тесты достижения, которые создавались для определения эффективности программ и процесса обучения. Эти тесты «обычно дают конечную оценку достижений индивида по завершении обучения, в них основной интерес сосредоточен на том, что индивид может делать к настоящему времени».

Особенность проективных тестов заключается в исследовании личностных характеристик по непроизвольным реакциям (порождение свободных ассоциаций, интерпретация случайных конфигураций, описание картинок с неопределенным сюжетом, рисование на тему).

Чаще всего психологами образования используются рисуночные техники. Еще в 1914 г. проф. А. Лазурский пытался применять уроки рисования для исследования личности ребенка. Популярными являются рисуночные тесты «Дом-дерево-человек», «Автопортрет», «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур», «Картина мира», «Свободный рисунок», «Рисунок семьи».

Использование тестирования в педагогической психологии – ответственное, этическое, высокопрофессиональное дело, которое требует специальной подготовки и соответствия человека требованиям этического кодекса психолога-диагноста.

Анализ продуктов деятельности (творчества) – метод опосредствованного эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идеальных (тексты, музыка, живопись и т. д.) продуктов его деятельности. Этот метод широко используется в педагогической практике в форме анализа ученических изложений, сочинений, конспектов, комментариев, выступлений, рисунков и т. д. Требования к методу:

1) анализируя продукты деятельности, следует установить, являются ли они результатом типичной, характерной для данного человека деятельности или созданы случайно;

2) необходимо знать, в каких условиях протекала деятельность;

3) анализировать не единичные, а многие продукты деятельности.

Опрос – широко распространенный в педагогической психологии (и в педагогической практике) эмпирический метод получения сведений (информации) о человеке путем непосредственного (беседа, интервью) или опосредованного (анкетирование) общения с ним в результате ответов на целенаправленные вопросы. Респонденту не сообщают цель беседы. Ответы фиксируются либо магнитофонной записью, либо скорописью, стенографированием (по возможности не привлекающим внимания собеседника).

Подготовка вопросов – ответственное, требующее профессионализма дело. При этом следует учитывать:

1) содержание вопросов;

2) форму вопросов – открытые и закрытые. На последние следует ответ «да» или «нет»;

3) формулировка вопросов (ясность, без подсказки ответа и т. д.);

4) количество и порядок следования вопросов.

Наиболее часто при составлении анкет и опросников встречаются следующие ошибки: используются слова, являющиеся научными терминами или непонятными опрашиваемому; в качестве значений признака применяются неконкретные и общие понятия («часто» - «редко», «много» - «мало»), их следует конкретизировать (регулярно - «раз в неделю», «раз в месяц», «раз в год» и т. д.); психолог пытается увлечь опрашиваемого, предлагая неравноценные ответы или используя сленг.

Для проведения беседы важна обстановка доверия между психологом и тем, кого он опрашивает. Необходимо знать правила установления контакта, владеть техниками эффективного общения, способами расположения к себе собеседника.

Социометрия – эмпирический метод изучения особенностей межличностных отношений в малых группах. Разработал этот метод Я. Морено. Основным измерительным приемом является вопрос, отвечая на который каждый член группы проявляет свое отношение к другим. Результаты отражаются на социограмме – графике, где стрелками указаны выборы (отвержения) членов группы, либо заносятся в таблицу, в которой подсчитывается число выборов, полученное каждым членом группы. Положительный статус характеризует лидерскую позицию члена группы, негативный – дезорганизующие тенденции в поведении личности. Используются групповые и индивидуальные формы социометрии, а также модификации в виде игры, рисуночных тестов и др. Социометрия используется в педагогической практике для формирования и перегруппирования учебных коллективов, определения внутригруппового взаимодействия, степени сплоченности группы.

Широкое распространение в педагогической психологии получил эксперимент – метод сбора фактов в контролируемых и управляемых условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений. По форме проведения выделяют естественный и лабораторный эксперимент. Естественный эксперимент был предложен А. Ф. Лазурским в 1910 г. на I Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике. Такой эксперимент проводится в условиях привычной для испытуемого деятельности (на занятиях, в игре). Педагог вполне может использовать этот метод в своей работе. В частности, изменяя формы и методы обучения, можно выявить, как они влияют на усвоение материала, особенности его понимания и запоминания. Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях, с применением различного оборудования. В частности, особенности познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия и др.) могут изучаться с помощью аппаратуры. В педагогической психологии данный вид эксперимента редко используется, так как возникает проблема переноса полученных данных в реальную педагогическую практику. По целям проведения выделяют констатирующий и формирующий эксперимент. Цель констатирующего эксперимента – измерение наличного уровня развития (например, уровня развития абстрактно- логического мышления, степени сформированности моральных представлений). Полученные данные составляют основу формирующего эксперимента. Формирующий эксперимент является одной из наиболее эффективных и распространенных в последние десятилетия форм естественного эксперимента. Он направлен на активное преобразование, развитие тех или иных сторон психики. В ходе формирующего эксперимента изучаются изменения в уровне знаний, умений, отношений, ценностей, в уровне психического и личностного развития обучающихся под целенаправленным обучающим и воспитывающим воздействием. Так, в рамках формирующего эксперимента доказана возможность формирования у младших школьников научно-теоретического мышления, созданы условия для интенсивного изучения иностранного языка, обеспечено сближение учебной и профессиональной деятельности. Данные эксперимента обрабатываются количественно (факторный, корреляционный анализ и т. д.), подвергаются качественной интерпретации. Эксперимент может быть индивидуальным, групповым, краткосрочным или длительным.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.