Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 5. Конкуренция




Рис. 4.5. Распределение прибыли

Схема 4.5. Соотношение величины себестоимости и цены

Рисунок 4.13. Эффект возрастающей экономии от масштаба

Вторым фактором, влияющим на величину прибыли является уровень цен, по которым фирма (производитель) сбывает (продает, реализует) произведенный выпуск. Допустим, уровень цен меняется (увеличивается или уменьшается). Как это сказывается на прибыли производителя? Понятно, что чем выше уровень цен – тем больше прибыль, чем ниже – тем меньше ее величина.

Теперь необходимо соотнести уровень цен со значением себестоимости. Если цена ниже себестоимости продукции, то фирма производит продукцию и реализует ее себе в убыток. Если цена на продукцию совпадает с величиной себестоимости, это значит, что цена равняется затратам на производство продукции, то есть такой уровень цен обеспечивает самоокупаемость продукции. Прибыль фирмы при этом прини­мает нулевое значение.

Самоокупаемость продукции характеризует ситуацию, при которой стоимость продукции совпадает с ее себестоимостью.

Значит, в упрощенном виде соотношение величины себестоимости и цены можно рассмотреть на схеме 4.5.

Таким образом, мы рассмотрели прибыль, полученную в расчете на одно изделие.

Распределение прибыли

Мы уже говорили о том, что прибыль разделяется на экономическую и бухгалтерскую. Частью бухгалтерской прибыли является нормальная прибыль, которая прихо­дится на затраты предпринимательского ресурса, а эконо­мическая прибыль разделяется на ренту, процентные от­числения на вложенный в производство капитал и чистую прибыль. Рассмотрим же распределение прибыли подробнее (рис. 4.5).

Итак, после вычитания из прибыли налоговых отчис­лений в бюджет страны, а также отчислений в благотворительные и иные фонды, после расчета с кредиторами, вкладчиками (инвесторами), а также арендодателями (вла­дельцами земельных ресурсов, зданий, сооружений и т.д.), остается величина так называемой чистой прибыли.

Чистая прибыль – это та часть экономической прибыли, которая остается после необходимых налоговых отчислений, выплат фондам, а также выплат владельцам факторов производства; (земля и капитал).

Чистая прибыль распределяется на нужды фирмы: обучение персонала, охрана окружающей среды, накопление капитала для реализации будущих нужд, отчисления во внутренние социальные фонды. Кроме этого, в состав чистой прибыли входит величина дохода собственников фирмы.

 

Вопросы для контроля:

1. С помощью чего можно описать экономическую деятельность фирмы?

2. Какие затраты фирмы называются трансакционными?

3. Какой набор прав включает в себя полное право собственности?

4. Каковы основные особенности издержек в краткосрочном и долгосрочном периоде?

5. Как определяется точка критического объема производства?

6. Почему закон убывающей предельной производительности носит не абсолютный, а относительный характер?

7. Чем обеспечивается максимизация прибыли?

8. Что показывает изокванта и изокоста?

9. Назовите основные факторы образования прибыли.

 

1. Сущность конкуренции, ее виды, формы.

2. Совершенная и несовершенная конкуренции. Типы рыночных ситуаций.

3. Монополия: экономическая природа, причины возникновения, формы. Виды монопольного рынка.

4. Монополия: «за» и «против». Двойственная роль монополии.

5. Методы регулирования монополии и конкуренции. Антимонопольное законодательство.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.