КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типы рыночных ситуаций
Таблица 5.2.
Конкуренция выступает мощным фактором концентрации производства, характер ее зависит от развитости и степени монополизации производства.
15.Монополия: экономическая природа, причины возникновения, формы, виды.
Основной причиной возникновения монополий является концентрация производства и капитала, которая стала возможной в результате скачка в развитии производительных сил общества и возрастания капиталоемкости производства. Все это обострило конкурентную борьбу и сделало необходимым создание монопольных союзов. Расширение масштабов предприятий происходит по 3-м направлениям: 1) горизонтальная интеграция – это слияние 2-х и более компаний занятых в одной сфере производства 2) вертикальный интеграция – слияние разноотраслевых предприятий, связанных единой технологической цепью 3) диверсификация – это объединение предприятий разных отраслей, технологически не связанных между собой В соответствии с данными видами слияний, монополии бывают: 1) картель – вид соглашения о реализации отдельных видов продукции. Предприятия остаются полностью самостоятельными 2) синдикат – он создается с целью организации совместого сбыта продукции 3) трест – бывает: а)одноотраслевые – входят предприятия одной отрасли б)многоотраслевые – разных отраслей Трест – это объединение предприятий, на основе совместной собственности и общего управления производством и сбытом продукции 4) концерн – многоотраслевая система предприятий, имеющая общую технологию, которые контролируются единым финансовым центром. 5) конгломерат – это объединения, основанные на проникновение в отрасль крупных корпорация. Входят предприятия не связанные между собой Типы монополий: 1) естественные монополии – формируются на основе технологических потребностей развития производственных сил общества при высокой концентрации капитала. Конкуренция не осуществима. 2) искусственные монополии – возникают на основе сговора и подавления конкурентов 3) случайная монополия – ограниченная во времени, является результатом превышения спроса над предложением. Целью создания монополий является преодоление отраслевой и межотраслевой конкуренции и получение максимально возможного дохода посредством контроля над ценой или объемом производства. Средством достижения данной цели является монопольная цена, которая обеспечивает прибыль сверх нормальной.
16.Монополия: «за» и «против». Методы регулирования монополии и конкуренции.
Роль в обществе монополий двойственна: + монополий: 1) продукция монополий отличается высоким качеством 2) крупные масштабы производства, позволяют снижать издержки и экономить ресурсы. 3) монополия использует достижения НТП. - монополий: 1) монополия ограничивает выпуск продукции благодаря господству на рынке и созданию монопольной цены 2) в условиях, когда нет конкуренции, монополия теряет стимул для повышения эффективности за счет технического прогресса. Факторы, противодействующие монополизации рынка: 1. административные меры (от лица государства) - антимонопольное законодательство – это пакет законов, который препятствует тайным сговорам, направленных на поддержание монопольных цен. Законы: 1890 г – закон Шермана – 1-й закон который запрещал ценовую дискриминацию. 1914 г – закон Клейтона 2. экономические факторы, свойственные самому рынку: а) появление товаров заменителей б) частая смена приоритетных для потребителей товаров в) интернационализация рынка В России началом создания антимонопольного законодательства стал «Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этот закон определил недобросовестные методы конкуренции, а именно: · распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другому хозяйствующему субъекту; · введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления товара, его потребительских качеств и свойств; · некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; · самовольное использование товарного знака, фирменного наименования. Для реализации антимонопольного законодательства в стране в 1991 г. был создан Антимонопольный комитет РФ. Его задачи – не только контроль за монополиями, но и борьба с монополизмом в отечественной экономике. Основные направления демонополизации и содействия развитию конкуренции в России предполагают: · контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов; · контроль за крупными продажами и покупками акций, которые могут привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов (свыше 35 %); · предоставление льготных кредитов, а также уменьшение налогов или освобождение от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на данный товарный рынок; · финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов; · привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, создание и развитие свободных экономических зон. В антимонопольном законе предусматривается и ответственность за его нарушение – возможность применения штрафных санкций, а в крайних случаях и уголовной ответственности. Особое значение в антимонопольной практике имеет регулирование деятельности естественных монополий. Естественная монополия имеет место тогда, когда все рыночное предложение товаров и услуг сосредоточено в руках одного продавца и создание конкурентной среды экономически неэффективно. На общенациональном уровне к области естественных монополий можно отнести, например, железные дороги и нефтепроводы, на региональном уровне – систему водо- и газоснабжения, телефонную связь, общественный транспорт. Отсутствие конкурентной среды делает неэффективным использование рыночных механизмов в регулировании деятельности естественных монополий. В силу специфического положения таких монополий в экономике России единственной силой, способной им противостоять является государство. Поэтому, государственная политика, ставящая пределы и определяющая правила их поведения на рынке, должна быть нацелена на усиление регулирующей роли государства, в частности в области тарифной политики (например, на организацию ценовой конкуренции между различными видами энергоносителей), ограничение неконтролируемой частной монополии государственной монополией, изменение направления рентных доходов в пользу государства, а также на согласование действий федеральных и региональных решений. Недостаточно четкое разграничение прав и ответственности федеральных органов власти и местных администраций по регулированию естественных монополий приводит к ценовым диспропорциям на услуги их отраслей между регионами, к разрыву межрегиональных связей. При отсутствии скоординированной политики федеральных властей и регионов и высокой дифференциации цен и тарифов между отдельными потребителями деятельность ряда регионов страны в едином экономическом пространстве осложняется. Примером этому могут служить постоянные проблемы, связанные с обеспечением жителей Приморья электроэнергией и теплом, порожденные деятельностью структурной единицы РАО «ЕЭС России» «Дальэнерго». Для стимулирования конкуренции на монопольном рынке мировая практика предлагает использовать следующие меры: · расширить практику конкурсного отбора в отраслях естественных монополий на региональном уровне на стадии организации торгов за право быть поставщиком определенного вида услуг, поскольку в настоящее время это право достаточно часто определяется в результате сговора хозяйствующих субъектов без участия региональных властей; · ускорить становление системы сбора и распространения коммерческой информации; · создание специализированных региональных информационных систем, которые облегчат доступ новых участников на региональные рынки. Вопросы для контроля: 1. В чем сущность критерия выделения типов конкуренции? 2. Какие рыночные структуры наиболее характерны для современной рыночной экономики? 3. Что общего и каковы различия между монополистической конкуренцией и олигополией; олигополией и монополией? 4. Почему некоторые фирмы обладают большой монопольной властью, а другие – незначительной? 5. В чем проявляется двойственная роль монополий? 6. Какие факторы, противодействуют монополизации рынка? 7. В чем заключаются основные направления демонополизации и содействия развитию конкуренции в России?
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |