Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Англосаксонская модель местного самоуправления




Англосаксонская (классическая) модель получила распространение преимущественно в странах с одноименной правовой системой: Великобритании, Новой Зеландии, США, Канаде, Индии, Австралии, и некоторых других.

Основными чертами этой модели являются:

Отделение системы местного самоуправления от системы государственной власти;

• Высокая степень автономии местного самоуправления;

• Выборный характер органов местного самоуправления;

• Контроль, прежде всего со стороны населения;

Отсутствие на местах специальных государственных уполномоченных, контролирующих органы местного самоуправления.

Основной единицей местного самоуправления являются приходы (общины), на территории которых проживает от 500 до 300 тысяч человек.

Органы местного самоуправления в пределах закона и под свою ответственность решают вопросы, не отнесенные к компетенции центральных органов. Органы местного самоуправления могут совершать лишь те действия, которые прямо предписаны законом. Все иные действия считаются совершенными с превышением полномочий и могут быть признаны судом неправомерными.

Система местного самоуправления: 1)представительные органы - советы, которые избираются населением в ходе всеобщих прямых выборов сроком на 4 года. Из числа советников 2) исполнительно-распорядительные органы, которые советами подотчетны ему.

В структуру местных органов в Великобритании входят совет и штат чиновников.

1. Совет

В каждом графстве и округе образуется совет, состоящий из председателя и советников.

Советники избираются на основе всеобщего избирательного права. Число советников строго не установлено, но, как правило советы довольно многочисленны (некоторые насчитывают более 100 человек).

Исполнение функций советника считается исполнением общественных обязанностей. Советники не имеют права получать какое-либо вознаграждение или жалованье. Однако, муниципальным советникам могут быть предусмотрены некоторые выплаты: он может потребовать выплаты суточных, оплаты транспортных расходов и расходов на питание во время проведения заедания совета или комитета; возмещение ущерба, который понес советник за время своего вынужденного отсутствия на работе; выплата содержания в связи с присутствием на конференциях, проводимых за пределами территории совета.

Председатель совета (если округ получил статус «города», то председатель совета, как правило именуется «мэром», хотя его статус от этого не меняется). Председатель избирается каждый год весной на собрании совета из числа советников. Голосование проводится открытое, и решение принимается большинством голосов.

Председатель совета, в отличие от советников, получает жалованье от совета и в такомразмере, какое совет сочтет разумным.

Председатель совета не имеет специально установленных функций. Обычно руководит, заседаниями совета, обладает правом решающего голоса при равенстве голосов. Кроме председательства, осуществляет представительские функции.

Руководство отраслями местного управления сосредоточено в руках комиссий, образуемых советом. Все местные советы делегируют комиссиям многие свои полномочия. В системе местных органов Великобритании, как правило создаются два вида комиссий:

· Ведающие отдельными отраслями управления (они называются вертикальными);

· Осуществляющие функции по координации работы вертикальных комиссий и органов управления (горизонтальные комиссии).

Комиссии обязаны информировать совет обо"всех сферах своей деятельности. Законодательство запрещает делегировать комиссиям полномочия, касающиеся таких ^ вопросов, как финансовые займы или определение уровня местных налогов.

2. Чиновничий аппарат

В Великобритании нет стандартной организации управленческих служб. Каждый местный орган вправе создавать собственную внутреннюю структуру. Чиновники, работающие в аппарате органа местного самоуправления, являются не государственными служащими, а служащими совета, который их назначил. Муниципальные служащие работают на контрактной основе.

Среди категорий муниципальных служащих следует выделить главного администратора, который назначается на должность советом. Он является главой аппарата чиновников и координирует работу всех структурных подразделений местного органа.

Финансы органов местного самоуправления составляют важную часть общенациональной финансовой системы, хотя они и выступают как ее обособленное звено. Значительная часть доходов местных бюджетов формируется за счет местных налогов.

В США сформировались две основные разновидности муниципальной системы:

1. «Мэр—совет» или «советмэр», в зависимости от того, каким образом избирается мэр: при всеобщем избрании мэра обеспечивается его доминирование во взаимоотношениях с советом. Мэр сосредоточивает в своих руках почти весь контроль над исполнительным аппаратом; единолично назначает и освобождает от должности руководителей департаментов и служб муниципалитетов; составляет проект бюджета и организует его исполнение; официально является политическим лидером и юридически главой муниципальной администрации. В случае выбор мэра советом из своего состава, последний приобретает приоритет в решении основных вопросов. Мэр может назначать только второстепенных чиновников исполнительного аппарата; занимается оперативными вопросами управления; председательствует в совете, осуществляет представительские и контрольные функции

2. «совет - менеджер». При этой системе население избирает совет, который, в свою очередь, из своего состава избирает председателя - мэра и назначает главу исполнительно-распорядительного органа - менеджера. Менеджер работает по контракту, в котором регламентируются взаимоотношения, обязательства сторон. Ему предоставляются достаточные полномочия в формировании администрации, определении основных направлений, составлении и исполнении местного бюджета.

Встречается также и особая комиссионная система городского управления, которая характеризуется тем, что ответственность за управление городом возлагается на группу людей. В небольших городах население избирает комиссию в составе 3-7 человек, которые выполняют одновременно полномочия как представительного, так и исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления.

Основные источники городского дохода - налоги на недвижимое имущество, налог с оборота и прямой налог, которым облагаются промышленные и торговые предприятия.

 

Сегодня в Новой Зеландии действует Закон «О местном управлении» 1974 года, который устанавливает систему местного управления, органы и их полномочия.

Новозеландская система местного управления является двухуровневой: низовой уровень формируют округа (60) и города (14); каждый округ и город входит в территорию административно-территориальной единицы второго уровня—региона (13). Существующее административно-территориальное деление возникло в конце 1980-х гг., когда произошла унификация системы местного управления и сокращение количества муниципалитетов и территориальных образований второго уровня путем их объединения: количество местных органов власти в стране сократилось с 800 до 87.

Округа создаются преимущественно в сельской местности; округ может получить статус города при следующих условиях:

• численность населения превышает 50 000 человек;

• округ достаточно урбанизирован;

• округ представляет собой центр деловой или общественной активности, заметный на региональном уровне.

В городах и в округах население избирает раз в три года муниципальный совет и мэра. Выборы проходят по мажоритарной системе относительного большинства. Мэр одновременно является руководителем местной администрации и председателем совета.

Региональный совет избирается раз в три года, как и муниципальный. Из своего состава члены регионального совета выбирают председателя, который руководит работой совета.

Решением большинства членов совета, председатель может быть досрочно отправлен в отставку; в этом случае новый председатель должен быть избран на том же заседании совета.

В некоторых округах и городах создаются территориальные образования, не имеющие статуса, сравнимого с муниципальным, но выполняющие некоторые местные функции общины. В общине формируется управляющий комитет, в который может входить от 6 до12 человек, причем не более 6 членов должны быть избраны населением, а не более 4 -назначены советом округа или города. Руководит работой комитета председатель, избираемый из своего состава. Община не имеет собственных полномочий и бюджета. Не могут передаваться общине полномочия по установлению налогов и сборов, по назначению или отставке служащих, по владению и распоряжению собственностью.

Традиционно местные органы власти рассматриваются в Новой Зеландии как исполнители решений правительства. Новозеландское право знает только обязательные полномочия местных властей. Список этих полномочий формируется в рамках разрозненных законов, относящихся к разным сферам, но он в равной степени применим ко всем местным органам.

Местные органы получают значительную часть бюджетных поступлений от собственных налогов (в основном, имущественный налог). Налоговые поступления составляют около 56%, но власти округов, городов и регионов не могут распоряжаться этими доходами по своему усмотрению.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1984; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.