КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Законодательные основы бухгалтерского управленческого учета
Лекция 4 С принятием в 1993 г. Государственной программы перехода РФ на принятую в международной практике систему учета разработан ряд нормативных документов, создающих необходимые предпосылки для внедрения бухгалтерского управленческого учета в практику российских предприятий. Эти документы затрагивают вопросы как бухгалтерского учета в целом, так и правленческого учета в частности. К настоящему времени сложилась система нормативного регулирования бухгалтерского учета. Иерархия нормативных документов определена Законом РФ «О бухгалтерском учете» и представлена тремя уровнями.: 1 уровень: Данный уровень представляют следующие документы - Гражданский кодекс РФ (ч. 1 и 2); - Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете», - Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ - нормативные акты Правительства РФ, в частности Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. В настоящее время ведется работа по подготовке федерального закона о составе затрат, который функционально заменит названное Положение. Документы данного уровня призваны обеспечивать единообразное ведение учета хозяйственных операций организаций, своевременное составление и предоставление заинтересованным пользователям сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций, их обязательствах. доходах и расходах 2 уровень: Данный уровень представляют следующие документы - нормативные акты, - методические указания и рекомендации, в основном Министерства финансов РФ, например приказ Минфина РФ от 13 января 2000 г.№4н «Оформах бухгалтерской отчетности организаций» - и т.п. - На этом же уровне нормативного регулирования находится План счетов бухгалтерского учета с инструкцией по его применению. Однако особое место среди документов второго уровня занимают положения по отдельным вопросам имущества, обязательств, капитала, определяющие единообразный подход к подлежащим отражению в бухгалтерском учете фактам и явлениям, обязательный для всех предприятий и организаций независимо от форм собственности. Это национальные российские бухгалтерские стандарты — приложения по бухгалтерскому учёту (ПБУ). К настоящему времени утверждены и действуют более 20-ти ПБУ. Предполагается дальнейшая разработка стандартов. Общепринятые правила бухгалтерского учета, определенные документами второго уровня, реализуются предприятием при разработке им учетной политики. При этом учитываются размер, специфика, отраслевая принадлежность предприятия. И это уже третий уровень системы регулирован бухгалтерского учета. 3 уровень: К третьему уровню относятся документы организаций, которые разрабатываются ими при формировании учетной политики. Перечень документов, которые должны утверждаться приказом или распоряжением руководителя организации о принятой учетной политике, содержится в Законе РФ «О бухгалтерском учете». К ним относятся: - рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учет в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; - формы первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчет поста; - порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств; - правила документооборота и технология обработки учетной информации; - порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. Анализ нормативной базы целесообразно начинать с Закона РФ «О бухгалтерском учете». В гл.1, ст.1, п.3 сформулированы такие основные задачи бухгалтерского учета, как: • формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой как внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, так и внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности; • обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметам и; • предупреждение отрицательных последствий хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости. Т.е., функцией БУУ является обслуживание информационных потребностей внутренних пользователей (что официально закреплено за БУУ). Также (ст.6, п.3), предприятиям предоставляются широкие полномочия в организации бухгалтерского учета, т.е. предприятия самостоятельно утверждают: · рабочий план счетов бухгалтере кого учета, содержащий синтетические |и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями современности и полноты учета и отчетности; · формы первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операции, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; · порядок контроля за хозяйственными операциями; · а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. Той же статьей (п. 4) предусмотрена самостоятельная разработка учетной политики предприятия: «Принятая организацией учет пая политика применяется последовательно из года в год». О порядке разработки учетной политики речь идет и в ст.5, п.3: «Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности». Следовательно, Законом РФ «О бухгалтерском учете» и Положением о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ подтверждаются права предприятия, предоставленные ранее, самостоятельно разрабатывать рабочий счетный план и учетную политику. Необходимо отметить, что Закон РФ «О бухгалтерском учете» явился первым официальным документом, провозглашающимконфиденциальность бухгалтерской информации: «содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной» (ст.10, п.4). Здесь речь идет об информации управленческого учета и о регистрах аналитического учета затрат.
В Плане счетов бухгалтерского учета, во вступлении к разд. 3, указывается, что группировка затрат по местам возникновения и другим признакам, а также калькуляционный учет может осуществляться в отдельной системе счетов, состав и методика использования которой устанавливаются предприятием исходя из особенностей производственной деятельности, структуры, организации управления. По существу предприятию предоставляется возможность организации управленческого учета в режиме автономии, т.е. в системе счетов, изолированной от счетов финансового учета (подробнее см. гл 6). Не все из принятых к настоящему времени ПБУ имеют отношение к управленческому учету. Например, Применение положений ПБУ 7/01 и ПБУ 8/01 обеспечивает достоверность внешней финансовой отчетности, что не является задачей управленческого учета. О других ПБУ этого не скажешь. Так, учетная политика предприятия является своеобразным фундаментом производственного учета на предприятии, а производственный учет важнейшим элементом управленческого учета. Правила формирования учетной политики организации определены ПБУ 1/ 98. В соответствии с ПБУ 5/01 организациям предоставлена возможность выбора одного из методов оценки материалов, израсходованных в производственном процессе, — ЛИФО, ФИФО, средней. В учетной политике описываются методы оценки приобретенных материалов — по фактической себестоимости или по учетным ценам; методы оценки готовой продукции — по фактической полной или неполной производственной себестоимости или по нормативным затратам (с использованием счета 37 «Выпуск продукции (работ, услуг)»). Использование плановой, или нормативной, себестоимости для оценки готовой продукции является одним из элементов системы «стандарт-кост», весьма популярной в западном управленческом учете. Предприятие самостоятельно устанавливает стоимостную границу между основными средствами и малоценными предметами, выбирает порядок начисления амортизации по основным средствам и износа МБП, руководствуясь положениями ПБУ 5/98 и ПБУ 6/97. В учетной политике фиксируется перечень и порядок создания резервов предстоящих расходов и платежей, учета и финансирования ремонта основных средств. Очевидно, что все эти вопросы являются прерогативой управленческого учета, так как напрямую связаны с производственным учетом и калькулированием себестоимостью продукции. | С 1995 г., в соответствии с приказом Минфина РФ от 27 марта 1996 г. №31 все предприятия получили возможность калькулировать производственную себестоимость, что должно оговариваться в учетной политике предприятия. С 1995 г. отечественный бухгалтерский язык пополнился новым термином управленческого учета — «периодические затраты», а российский учет сделал очередной шаг в направлении международных бухгалтерских стандартов. ПБУ 12/2000 «Отчетность по сегментам бизнеса» имеет непосредственное отношение к вопросам составления сегментарной отчетности, что се является конечной целью бухгалтерского управленческого учета (подробнее см. в гл. 7). Наконец, в учетной политике организации описывается метод распределения косвенных расходов между отдельными видами продукции (носителями затрат). Выбор метода распределения косвенных расходов является одним из принципов калькулирования — основы бухгалтерского управленческого учета. Таким образом, в российском законодательстве сегодня отсутствуют какие-либо преграды для развития бухгалтерского управленческого учета. Назрели объективные предпосылки для его становления и развития на предприятиях с учетом ранее накопление: опыта и традиций.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2989; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |