Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Необходимость налогов




Бюджетное устройство Российской Федерации

 

1. Бюджетное устройство Российской Федерации исходит из национально-государственного устройства страны как федеративного государства.

2. В Российской Федерации свыше 29 тысяч видов бюджетов. Например: Федеральный орган власти - Государственная дума Российской Федерации - утверждает федеральный бюджет, Областная дума Калининградской области - областной бюджет.

 

3. Бюджетная система Российской Федерации представляет основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации (21 республиканских, 6 краевых, 48 областных, одного областного автономной области, двух городских (городов федерального значения), 11 (окружных) и местных бюджетов (городских, районных, поселковых и сельских.

4. В настоящее время бюджетное устройство и построение бюджетной системы закреплено Бюджетным кодексом РФ от 1998 г.

5. С 1992 года введено понятие "консолидированный бюджет" применительно к любой национально-государственной и административно-территориальной единице (образованию): стране, республике, области, краю, автономному округу, городу, поселку, селу.

6. Консолидированный бюджет включает бюджеты всех уровней, утверждаемые органами власти входящих в данное территориальное образование (единицу) более мелких образований.

7. Консолидированный бюджет никем не утверждается как закон обязательный для исполнения и служит обобщающим понятием, необходимым для государственной статистики и экономического анализа.

Консолидированный бюджет РФ включает:

1. Федеральный бюджет

2. Бюджеты субъектов РФ

3. Местные бюджеты

 

Консолидированный бюджет области включает:

1. Областной бюджет

2. Бюджеты городов областного значения

3.Консолидированные бюджеты сельских районов

 

Консолидированный бюджет города областного значения включает

1. Городской бюджет

2. Районные бюджеты

Консолидированный бюджет сельского района включает:

1. Районные бюджеты

2. Бюджет города районного значения

3. Поселковый бюджет

4. Сельские бюджеты

 

II. ВОПРОС: Бюджетное право и бюджетный федерализм

 

Бюджетное устройство и бюджетная система страны основано на бюджетном праве.

Бюджетное право - совокупность юридических норм, регулирующих сферу деятельности органов законодательной (представительной) и исполнительной власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета, контролю за исполнением бюджета.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, органы государственного управления и контроля имеют определенные права по регулированию бюджетного устройства и функционированию бюджетной системы.

Президент страны имеет следующие права:

- выступать в парламенте (Федеральном Собрании РФ) с бюджетным посланием;

- отклонять принятый обеими палатами парламента федеральный бюджет на следующий год с целью доработки цифр по отдельным статьям доходов и расходов;

- подписывать закон о федеральном бюджете.

Государственная Дума имеет следующие бюджетные права:

- обсуждать представленный Правительством РФ проект федерального бюджета и утверждать закон о нем;

- принимать законы о налоговой системе РФ и об отдельных налогах;

- устанавливать перечень налогов, поступающих в три уровня бюджетов;

- заслушивать представителей Правительства РФ о ходе исполнения федерального бюджета в текущем году;

- рассматривать и утверждать отчет об исполнении бюджета за предыдущий год.

Совет Федерации рассматривает проект федерального бюджета в комитетах, а после принятия Госдумой РФ Закона о федеральном бюджете на очередной год обсуждает его на пленарном заседании палаты и одобряет, либо отклоняет. Разногласия разрешаются в согласительной комиссии, и затем закон одобряется палатой.

 

Правительство РФ имеет права:

- утверждать ставки акцизов, таможенных платежей и налогов на отдельные виды ресурсов;

- рассматривать проект федерального бюджета, составленный Министерством финансов РФ;

- организовать работу по составлению проекта бюджета;

- издавать постановления о введении в действие законов об отдельных налогах;

- заслушивать отчет Министерства финансов РФ о ходе исполнения федерального бюджета в текущем году и об исполнении бюджета за истекший год.

Министерство финансов РФ имеет следующие права:

- разрабатывает инструкции по финансовым, налоговым и бюджетным вопросам, обязательные для всех хозяйствующих субъектов и государственных и муниципальных органов управления;

- составлять проект федерального бюджета на очередной год;

- контролировать исполнение бюджета по доходам и расходам;

- составлять отчет об исполнении федерального бюджета за предыдущий год;

- подготавливать проекты постановлений Правительства РФ по бюджетным вопросам.

 

Государственная налоговая служба Российской Федерации:

- разрабатывает инструкции по отдельным видам налогов;

- вносит изменения и дополнения;

- подготавливает инструктивные письма и разъяснения по наиболее сложным вопросам применения той или иной инструкции, а также по сути вносимых изменений в них.

 

Федеральное казначейство имеет права:

- контролировать поступления доходов в федеральный бюджет на всей территории страны, а также использование средств бюджета учреждениями и организациями в регионах;

- выдавать бюджетные кредиты предприятиям и органам власти субъектов Федерации;

- выделять финансирование из федерального бюджета учреждениям и организациям в соответствии с утвержденным Законом о бюджете и сметами расходов на текущий год.

 

Бюджетные права органов власти субъектов федерации:

Аналогичные бюджетные права имеют органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации - только в отношении соответствующих бюджетов.

Например, в Калининградской области органом законодательной власти является Областная Дума области, а органом исполнительной власти области - правительство области, которые имеют бюджетные права в отношении областного бюджета.

Органы представительной и исполнительной власти на уровне местного самоуправления имеют бюджетные права в отношении соответствующих местных бюджетов. Например, в городе Калининграде органом представительной власти является городской совет депутатов Калининграда, а органом исполнительной власти - мэрия.

 

На современном этапе повышается роль региональных и местных органов власти и управления в хозяйственном и культурном строительстве. Они осуществляют руководство экономикой и социально-культурной сферой на подведомственной территории, жилищным строительством, образованием и здравоохранением, проводят мероприятия по благоустройству городов и сел, строят и ремонтируют дороги.

Все предприятия обязаны участвовать в формировании доходов. Кроме налогов и неналоговых доходов бюджетов, в разделе о финансах местного самоуправления указаны и внебюджетные средства органов местного самоуправления. Для определения общего размера финансовых ресурсов территории должен составляться сводный территориальный финансовый баланс.

Местные органы власти самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют свои бюджеты. Вмешательство вышестоящих органов в бюджетный процесс не допускается. Региональные и местные бюджеты состоят из бюджета текущих расходов и бюджета развития.

Составление и исполнение бюджетов всех уровней осуществляется на единой правовой основе по строго установленным принципам с учетом государственного устройства

Функционирование бюджетной системы РФ осуществляется с помощью бюджетного федерализма, формирующего межбюджетные отношения.

Бюджетный федерализм – межбюджетные отношения, складывающиеся между органами государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления в целях сбалансированности и эффективного функционирования бюджетной системы государства.

Межбюджетные отношения регулируются. Бюджетное регулирование – это процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной части бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов.

Бюджетный кодекс РФ четко разграничил доходы и расходы по бюджетам различных уровней.

Доходы бюджетов можно разделить на две группы:

- собственные (закрепленные) доходы бюджетов – доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами;

- регулирующий доход – федеральные и региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в процентах в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года). Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня, который передает регулирующие доходы.

Одним из методов бюджетного регулирования является оказание прямой финансовой помощи из вышестоящего бюджета нижестоящей.

Формы оказания прямой финансовой поддержки: субвенции, дотации, субсидии, кредиты, ссуды.

Субвенция – финансированный объем государственных средств, выделяемых на безвозмездной и безвозвратной основе для целевого финансирования расходов бюджетов. Субвенция имеет две особенности.

Во-первых, она используется в течение оговоренного срока, при просрочке субвенция подлежит возврату предоставившему ее органу.

Во-вторых, ее используют для выполнения конкретных целей.

Дотация –выдается единовременно и без целевого назначения в случаях, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для покрытия текущих расходов.

Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе.

Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года

В 1994 г. в России был введен новый механизм межбюджетных отношений. Был создан Федеральный фонд поддержки регионов (ФФПР) за счет отчислений части НДС, поступающей в федеральный бюджет. Регионы получают из этого фонда трансферты (перевод средств в бюджеты нижестоящего территориального уровня из фонда поддержки регионов). Регионы делились на три группы, с выделением нуждающихся и особо нуждающихся регионов.

Одной из сложных проблем бюджетного федерализма современной России является обоснованное разграничение расходов между бюджетами разных уровней. Основополагающим принципом разграничения затрат между бюджетами является принцип адекватности бюджетных расходов полномочиям, закрепленным за соответствующим уровнем управления.

На практике этот принцип нельзя реализовать полностью, так как существуют полномочия, относимые к предметам совместного ведения федеральных органов власти и субъектов федерации и переданные одними органами власти другим. Отсюда некоторые расходы финансируются из разных бюджетов. В принципе такое происходит и в странах с развитой рыночной экономикой. Например, бюджетное финансирование высшего образования имеет преимущественно региональный аспект, чем достигается ориентация деятельности вузов на интересы соответствующих регионов. Однако это потребует законодательного оформления передачи части функций другому уровню управления.

 

ТЕМА № 5: Налоги и налоговая система

ЛЕКЦИЯ № 12: Историко-экономическое значение и

Учебные вопросы:

1. Необходимость, сущность и развитие налогов

2. Основы построения налогов и их элементы

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.