КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Кнут» и «пряник» в системе обязательного
Вопросы для обсуждения Контрольные Вопросы Контрольные вопросы Вопросы для обсуждения
Виды затрат на охрану труда. Налоговый учет расходов на мероприятия по охране труда. Отнесение затрат на охрану труда в налоговом и бухгалтерском учете. Затраты в сфере охраны труда подразделяются на: — расходы на мероприятия по охране труда; — расходы компенсационного характера, обусловленные работой в не благоприятных условиях труда; — выплаты по возмещению вреда пострадавшим в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями. Осуществление затрат регулируется трудовым законодательством и нормативными правовыми актами в сфере охраны труда, а учет — законодательными и нормативными документами бухгалтерского и налогового учета. Бухгалтерский учет затрат производства продукции регулируется нормативными документами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06 марта 1998г. № 283. С 1 января 2002 г. параллельно бухгалтерскому учету осуществляется налоговый учет в связи с введением в действие Федерального закона от 6 января 2001 г. № 110-Ф3 «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ. Следует отметить, что основные принципы учета вошли в гл. 25 НК РФ, в которой приведен порядок учета затрат. В принятом порядке налогового учета затрат за основу взят учет расходов по элементам (ст. 253 НК РФ): — материальные расходы; — расходы на оплату труда; — суммы начислений амортизации; — прочие расходы. В бухгалтерском учете все расходы классифицируются отдельно по статьям и по элементам: — материальные затраты; — затраты на оплату труда; — отчисления на социальные нужды; — амортизация основных фондов; — прочие затраты. Классификация мероприятий используется при составлении отчетов о фактических расходах на мероприятия по охране груда в форме № 7-травматизм «Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях». Расходы на мероприятия по охране труда текущего характера учитываются в целях налогообложения в составе расходов, уменьшающих налоговую базу в рамках установленных нормативов и в соответствии со ст. 254, 255 и 264 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Текущие расходы на мероприятия по охране труда, осуществляемые сверх установленных нормативов, оплачиваются из прибыли организаций. Мероприятия по охране труда, связанные с реконструкцией производства, техническим перевооружением, совершенствованием технологических процессов, механизацией и автоматизацией производства и т.п., осуществляются за счет капиталовложений, как правило, многоцелевого характера. Капитальные расходы увеличивают стоимость основных производственных фондов. Капитальные расходы, носящие долговременный (инвестиционный) и производственный характер, учитываются в целях налогообложения через амортизацию в соответствии со ст. 256 и 257 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Мероприятия по охране труда бюджетных организаций финансируются за счет средств, выделяемых на содержание организации, в соответствии со сметой. Расходы на мероприятия по охране труда относятся на предметную статью 111000 «Прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг», подстатью 111040 «Прочие текущие расходы» в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (приказ Минфина России от 25 мая 1999 г. № 38н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»). Необходимость раздельного учета расходов на мероприятия по охране труда актуализируется в связи с введением финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, частично финансируемых за счет страховых взносов по обязательному специальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, перечисленных страхователями Фонду социального страхования РФ. В число предупредительных мер в соответствии с Перечнем, утверждаемым соответствующими постановлениями Минздравсоцразвития России входят, как правило, проведение обязательных переодических медицинских осмотров, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификация работ по охране труда, оплата стоимости путевок на лечение в санаториях работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами, оплата расходов на приобретение работникам, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, сертифицированных средств индивидуальной защиты по установленным нормам. Расходы на проведение предупредительных мер финансируются за счет использования 20% страховых взносов, возвращаемых страхователю на основе предоставляемых документов, подтверждающих целевое расходование средств. Затраты на мероприятия оплачиваются Фондом социального страхования Российской Федерации по зачетной форме в счет уплаты страховых взносов. Страховые взносы в налоговом учете учитываются в составе «Прочих расходов, связанных с производством и реализацией» (ст. 264 Налогового кодекса РФ) и входят в состав расходов, уменьшающих налоговую базу, так же как мероприятия по перечню предупредительных мер. Расходы на технические мероприятия, направленные на обеспечение нормальных условий труда и не носящие капитального характера (приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования), учитываются в целях налогообложения по ст. 254 «Материальные расходы» — подп. 3 п. 1. Эти росходы должны быть обоснованы и подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ (ст. 252 НК РФ). В практической деятельности у организаций возникает множество вопросов, связанных с налогообложением операций по приобретению для сотрудников специальной одежды. Для целей налогообложения налогом на прибыль одежда для сотрудников может учитываться по-разному. Однако при этом следует помнить, что по правилам, установленным гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль», любые расходы организации (в том числе и одежда для сотрудников) могут быть учтены при исчислении налога на прибыль. Но при этом должны выполняться условия, что эти расходы предназначены для использования в предпринимательской деятельности и удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к расходам, учитываемым при налогообложении прибыли. Для того чтобы те или иные расходы можно было учесть при исчислении налога на прибыль, они должны быть обоснованы (экономически оправданы), документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (ст. 252 НК РФ). Если приобретение одежды удовлетворяет приведенным выше требованиям, расходы на ее приобретение могуг быть учтены при налогообложении прибыли, причем по разным статьям расходов. Для того чтобы правильно учесть при налогообложении прибыли расходы на одежду для сотрудников, необходимо иметь в виду следующее. 1. Учет одежды в качестве основных средств. Любой вид одежды может быть учтен в качестве объекта основных средств, под которым в целях исчисления налога на прибыль понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией. Однако для признания основных средств амортизируемыми необходимо выполнение ряда условий, установленных в ст. 256 НК РФ. Согласно этой статье, амортизируемым имуществом признается следующее имущество (основные средства): — оно находится у налогоплательщика на праве собственности; — это имущество используется в организации с целью извлечения дохода; — срок полезного использования данного средства более двенадцати месяцев; — стоимость его составляет более 10 000 рублей. Не ставя целью в данной книге подробно рассматривать налогообложение основных средств, отметим, что в случае признания одежды основным средством стоимость ее приобретения относится в состав расходов постепенно исходя из срока полезного использования объекта основных средств (одежды). Если же одежда не признается с точки зрения гл. 25 НК РФ амортизируемым имуществом (например, стоимость приобретения менее 10000руб. либо срок службы менее года), ее стоимость можно учесть по иным статьям расходов.
2. Учет специальной одежды в качестве материальных ресурсов. Расходы на приобретение спецодежды следует учитывать в качестве материальных расходов. Данное положение специально оговорено в подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ, согласно которому расходы на приобретение спецодежды и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом, учитываются как материальные расходы. При этом стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию. При применении приведенного выше положения следует иметь в виду, что стоимость специальной одежды в силу прямого предписания закона не должна учитываться иным образом. Это связано в первую очередь с ее назначением как средства индивидуальной защиты, предназначенного для защиты жизни и здоровья при исполнении служебных обязанностей, вследствие чего ее выдача носит обязательный бесплатный характер. Такая одежда не предначена для личного постоянного ношения и не должна передаваться работникам в собственность (по крайней мере, до полного износа). Мнение налоговых органов по этому вопросу высказано в Меторекомендациях по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (утверждены приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-02/729). Согласно этим методическим рекомендациям затраты на приобретение спецодежды, спецобуви и защитных приспособлений подлежат включению в состав расходов (на основании подп. 3 п. 1 ст. 254 РФ) только в случае, если их обязательное применение работниками конкретной профессии предусмотрено законодательством Российской Федерации. Причем такие расходы следует признать экономически обоснованными (а следовательно, учесть в качестве расходов при налогообложении прибыли) только в случае, если они произведены в соответствии с Правилами обеспечения работников специальной одеждой, по Типовым нормам бесплатной выдачи специальной одежды4.
4 В эти нормы могуг вноситься изменения, поскольку Минздравсоцразвития предоставлено право утверждать нормы бесплатной выдачи работникам сертифицированных средств индивидуальной защиты и вносить в эти нормы по предложениям федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации изменения и дополнения.
Кроме того, в частных разъяснениях налогоплательщикам (например, письмо Управления МНС России по г. Москве от 19 февраля 2004 г. № 26-12/11155) налоговыми органами неоднократно высказывалась позиция о том, что для целей формирования налогооблагаемой прибыли расходы на обеспечение работников спецодеждой учитываются в пределах установленных законодательством норм. Аналогичной позиции придерживается и Минфин России, обращая внимание налогоплательщиков на то, что затраты на приобретение спецодежды для своих работников могут быть отнесены к материальным расходам только при условии, что российским законодательством предусмотрено их обязательное применение работниками конкретно той профессии, для которой они приобретаются налогоплательщиком. Такие расходы производятся в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Минтруда России от 18 декабря 1998 г. № 51 «Об утверждении правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 9 июня 2004 г. № 03-02-05/2/34 «О расходах на приобретение спецодежды при применении упрощенной системы налогообложения»). Вместе с тем существует мнение5, что приведенные выше суждения не соответствуют действующему законодательству. Действительно, в соответствии со ст. 212 и 221 ТК РФ и ст. 14 Закона об основах охраны труда работодатель обязан за счет собственных средств6 обеспечить приобретение и выдачу специальной одежды (специальной обуви и других средств индивидуальной защиты) работникам, если они заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях и связанных с загрязнением. Причем обязательная выдача работникам специальной одежды производится по Типовым правилам обеспечения специальной одеждой и по определенным нормам, которые содержатся в Типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи специальной одежды.
5См.: Пархачева М.А., Смирнова С.А. Спецодежда. Форма. Фирменная одежда: Бухгалтерский учет и налогообложение. М.: Статус-Кво 97, 2004. С. 42—45 6 Выражение «за счет собственных средств» порой воспринимается как утверждение о том, что организация должна осуществлять затраты на приобретение специальной формы и спецобуви за счет чистой прибыли предприятия, что в корне не верно. Речь идет о затратах предприятия из собственных оборотных средств, а не за счет средств работника, получающего спецодежду на своем рабочем месте.
В то же время указанные правила и нормы относятся к обеспечению спецодеждой работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, и обязательны к применению. Это означает, что нормирование выдачи специальной одежды направлено на вменение в обязанность работников в определенных условиях, неблагоприятных для работников, выдать им средства защиты от неблагоприятных воздействий. Тем не менее организация всегда имеет право позаботиться о сотрудниках и выдать любые средства индивидуальной защиты (как предусмотренные, так и не предусмотренные законодателем) и в любом количестве. Конечно при условии, что такие средства (в данном случае - спецодежда) предназначены для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения7.
7 Вместе с тем п.6 Правил обеспечения работников специальной одеждой оговорено, что в случае, когда средства индивидуальной защиты не содержатся в Типовых правилах обеспечения работников специальной одеждой, они могут быть выданы работнику на основании аттестации рабочих мест. Порядок проведения аттестации регламентируется постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. № 12 «О проведении аттестации рабочих мест».
Кроме того, подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ никак не связывает расходы на приобретение средств индивидуальной защиты с нормированием расходов по бесплатной выдаче одежды работникам. Тем более что если законодатель хочет связать учет расходов в целях налогообложения прибыли с какими-либо нормами, он прямо указывает на это. Например, согласно подп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей включаются в состав расходов в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Таким образом, НК РФ никак не ограничивает для целей налогообложения расходы организации по обеспечению работников спецодеждой и не ставит их в зависимость ни от правил, предусмотренных Минтрудом России, ни от условий труда. Целью подзаконного регулирования данными актами Минтруда России является не обеспечение налогообложения, а исключительно охрана труда и защита жизни и здоровья работников. МНС России, делая отсылку к подзаконным актам Минтруда, выходит за рамки своих полномочий, установленных в ст. 4 НК РФ, поскольку, таким образом дополняет нормы НК РФ. Исходя из того что расширительное толкование закона недопустимо, МНС России не следует решать за предпринимателя — выгодно ему или нет обеспечивать работников спецодеждой, выдавая при этом один хлопчатобумажный халат в год или два. Данный вывод подтверждается и судебной практикой. Так, Федеральный арбитражный суд Уральского округа рассмотрел дело по отнесению охранной организацией в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, затрат на спецодежду, выдаваемую работникам (постановление от 4 июля 2003 г. по делу № Ф09- 1917/2003 АК). Налоговая инспекция посчитала, что такие расходы нельзя учесть при налогообложении прибыли, поскольку в законодательстве о частной детективной и охранной деятельности отсутствует норма об обязательном применении спецодежды. Суд не согласился с доводами налогового органа, указав, что в соответствии с Законом об основах охраны труда работодатель обязан обеспечить за свой счет выдачу специальной одежды работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда по установленным нормам. В то же время из буквального смысла Закона о частной детективной и охранной деятельности следует, что услуги охранной организации (по защите жизни и здоровья физических лиц) можно отнести к работам, связанным с опасными условиями труда. И поэтому действия налогоплательщика по уменьшению налоговой базы по налогу на прибыль в связи с осуществлением расходов на спецодежду правомерны. Интересный вывод по поводу нормирования расходов по приобретению спецодежды был сделан Федеральным арбитражньим судом Центрального округа (постановление от 29 марта 2004 г. по делу № А68-АП-150/13-03). Судом было указано на несостоятельность выводов о том, что отнесение в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, расходов по обеспечению специальной одеждой и обувью должно регулироваться Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, утвержденными постановлением Минтруда России. Это связано с тем, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствии и не могут служить основанием для регулирования соответствуюших правоотношений и применения санкций за невыполнение содержащихся в них предписаний. В связи со сказанным представляется неверным «привязывать» расходы на выдачу спецодежды к каким-либо нормам. Главное, чтобы одежда, включаемая в состав расходов по подп. 3 п. 1 ст. 25 НК РФ, относилась к средствам индивидуальной здщиты, т.е. имела направленность на защиту работников от внешних воздействий, а не к форменной или фирменной одежде, учесть которую по данной статье не представляется возможным. В то же время тем налогоплательщикам, которые не хотят спорить с налоговыми органами, можно предложить учитывать спецодежду в качестве материальных расходов именно в том порядке, который предлагают налоговые органы. Стоимость иной одежды, служащей для защиты работников, но не попадающую в списки спецодежды, утвержденные Минтрудом России, надо включить в состав прочих расходов в качестве расходов на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Правда, стоит предварить свои действия оправдательными документами (например, материалами аттестации рабочих мест по условиям труда). Расходы на приобртение мыла, смывающих и обезвреживающих средств учитываются в соответствии с установленными постановлением Минтруда России от 4 июля 2003 г. № 45 «Об утверждени норм бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, порядка и условий их выдачи» нормативами выдачи. Согласно ст. 255 НК РФ «в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной (или) натуральных формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, а также расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами». В пункте 3 ст. 255 НК РФ в числе начислеиий компенсирующего характера выделены начисления за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, производимые в соответствии с законодательством РФ. При установлении доплат за условия труда следует руководствоваться постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 октября 1986 г. № 387/22-78 «Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядка применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда». Сокращенный рабочий день и дополнительный отпуск предоставляются согласно Списку производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день согласно постановлению Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/п-22. Расходы на бесплатно предоставляемые работникам лечебно-профилактическое питание и витаминные препараты в связи с работой в особо вредных условиях труда учитываются в целях налогообложения согласно подп. 5 п. 7 ст. 254 «Материальные расходы» и п. 25 ст. 270 «Расходы, не учитываемые в целях налогообложения». Основанием для учета расходов является постановление Минтруда России от 31 марта 2003 г. № 14 «Об утверждении перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов лечебно-профилактического питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания». Расходы на бесплатное обеспечение молоком и другими равноценными пищевыми продуктами работников, занятых на работах с вредными условиями труда, учитываются в целях налогообложения согласно подп. 5 п. 7 ст. 254 «Материальные расходы» и п. 25 ст. 270 «Расходы, не учитываемые в целях налогообложения». Основанием для учета является постановление Минтруда России от 31 марта 2003 г. № 13 «Об утерждении норм и условий бесплатной вьщачи молока или других равноценньих пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда». Расходы на организационные мероприятия по охране труда учитывают по ст. 264 «Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией» (подп. 7 п. 1), где указано, что «расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых с вредными или тяжелыми условиями труда» относятся к прочим расходам, и в их числе: — расходы на сертификацию продукции и услуг (сертификация работ по охране труда в организации, аттестация рабочих мест по условиям труда) — подп. 2 п. 1 ст. 264. Правомерность отнесения затрат по аттестации рабочих мест на себестоимость подтверждена письмом Минфина России от 5 декабря 2000 г. № 16-00-16 в Минтруд России, в котором указано, что «все затраты по проведению аттестации рабочих мест как специальными подразделениями организации, так и сторонними организациями, имеющими соответствующее право на проведение этих работ, связаные с производственной деятельностью организации, подлежат включению в себестоимость продукции (работ, услуг) и должны приниматься для целей налогообложения»; — расходы консультационные и иные аналогичные услуги (в части проблем охраны труда) — подп. 15 п. 1 ст. 264. В частности, можно учитывать оплату специалистов сторонних организаций, привлекаемых для оказания консультавной помощи, например, при решении спорных вопросов по оценке состояния условий труда, производимой независимой экспертизой условий труда на рабочих местах (ст. 21 Федерального закона № 181 -ФЗ); — расходы на приобретение услуг по управлен организацией или ее структурными подразделениями (в части, касающейся управления охраной труда)— подп. 18 п. 1 ст. 264. В статье 12 «Службы охраны труда в организации» Федерального закона № 181 -ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» предусмотрена необходимость служб охраны труда, а при их отсутствии работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. В связи с этим оплата специалистов по охране труда сторонних организаций, привлекаемых для осуществления функций управления охраной труда, должна учитываться в составе расходов, связанных с производством; — расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе - подп. 23 п. 1, п. 3 ст. 264. В управлении охраной труда большое значение придается обучению и повышению квалификации специалистов, повышение знаний в сфере охраны труда. Для целей налогообложения принимаются как производственные расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, так и на договорной основе. Расходы на санитарно-бьтовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников учитываются по подп. 7 п. 1 ст. 264 «Прочие расходы, связанные с производством и /или/реализацией продукции», в их числе: — расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации; — расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда; — расходы по оплате учреждениям здравоохранения услуг, оказываемых работникам, в том числе проведении предварительных и периодических медицинских осмотров. Оплата расходов на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров осуществляется в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. № 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)», приказом Минздравмедпрома России от 14 марта 1996 г. № 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии», приказом Минздрава России от 10 декабря 1996 г. № 405 «О проведении предварительных и периодических осмотров работников», другими отраслевыми документами. Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний учитываются согласно подп. 45 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ. В целях выполнения требований охраны труда в организациях осуществляются мероприятия по доведению показателей по освещенности, запыленности, загазованности, микроклимату цехов, рабочих мест и т.п. до нормативного уровня за счет совершенствования технологии производства, установки вентиляционных систем и др. Подпункт 35 п. 1 ст. 264 НК РФ позволяет относить к производственным «расходы некапитального характера, связанного с совершенствованием технологии, организации производства и управления». Рассмотрение порядка налогового учета затрат в сфере охраны труда в связи с введением гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ позволяет сделать следующие выводы:
В прилагаемой ниже табл. 2.4 приведены все виды расходов в сфере охраны труда и порядок их учета в целях налогообложения и бухгалтерского учета. Различия между двумя видами учета связаны с тем, что в первом случае учитываются только те расходы, которые предусмотрены налоговым законодательством, а во втором — все расходы.
Таблица 2.4. Отнесение затрат на охрану труда в бухгалтерском и налоговом учете 8
8 См.: Информационный бюллютень Комитета Администрации Алтайского края по труду. 2005. № 2
4. Экономика компенсаций за неблагоприятные условия труда Виды компенсаций и льгот за работу в неблагоприятных условиях труда. Комплексная оценка охраны труда. Доплаты за работу в условиях труда, отличающихся от нормальных. Компенсации за неблагоприятные условия труда существуют самые различные: 1) доплата к окладам или тарифным ставкам; 2) выдача лечебно-профилактического питания; 3) выдача молока; 4) сокращенная рабочая неделя; 5) дополнительный отпуск; 6) досрочная профессиональная пенсия по Спискам № 1 и № 2 в соответствии с действующим законодательством; 7) иные финансовые или материальные компенсации, определяемые непосредственно работодателем и работником (коллективом работников). Экономические подходы при предоставлении компенсаций за неблагоприятные условия труда (по позициям 2, 3, 7), как правило, сводятся к изучению рынка используемой продукции на предмет более оптимального соотношения «цена-качество» с целью последующего бесперебойного обеспечения работников по установленным нормам и договоренностям. Наибольший интерес с точки зрения экономики охраны труда представляют механизмы расчетов доплат за работу во вредных и опасных условиях труда. В соответствии со ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами. Механизм установления повышенной оплаты работников, занятых на тяжелых работах, на работах с вредными или опасными условиями труда, по сравнению с оплатой работ с нормальными условиями труда включает следующие элементы: перечень соответствующих работ, аттестацию рабочих мест, определение конкретных размеров повышенной оплаты. Перечень тяжелых работ, работ с вредными либо опасными или иными особыми условиями труда должен определяться Правительством РФ (ч. 2 ст. 147 ТК РФ). Но поскольку такой перечень в настоящее время отсутствует, работодатели должны ориентироваться на типовые перечни профессий рабочих и работ, оплачиваемых по повышенным тарифным ставкам и окладам в зависимости от условий труда и типовые перечни работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и вредными и особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, при работе в которых работник вправе получать доплаты, утвержденные в свое время Госкомтрудом СССР и ВЦСПС. Их привязка к условиям труда в конкретных организациях производится по результатам аттестации рабочих мест — системы оценки рабочих мест для подтверждения или отмены права на получение компенсаций и льгот работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда. Аттестация производится в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. № 12. При аттестации рабочего места по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте опасные и вредные производственные факторы (физические, химические, биологические), тяжесть и напряженность труда. Оценка фактического состояния условий труда на рабочем месте состоит из оценок: по степени вредности и опасности, по степени травмобезопасности; обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, а также эффективности этих средств. В случаях когда на рабочем месте фактические значения опасных и вредных производственных факторов превышают существующие нормы или требования по травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты не соответствуют существующим нормам, условия труда на таком рабочем месте относятся к вредным и (или) опасным. Результаты оценки фактического состояния условий труда на рабочем месте заносятся в карту аттестации рабочих мест, в которой аттестационной комиссией организации дается заключение о результатах аттестации и, в частности, общая оценка условий труда на каждом рабочем месте и размер доплаты (в процентах) к тарифной ставке работника. Конкретные размеры повышенной оплаты — размер доплаты к тарифной ставке (окладу) работника — устанавливаются работодателем по результатам аттестации рабочих мест с учетом мнения представительного органа работников и фиксируются в коллективном и трудовом договорах. Возможные размеры доплат (процент к тарифной ставке, окладу) определяют в соответствии с Типовым положением об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 октября 1986 г. № 387/22-78. Используют внесенные в Карту данные инструментальных замеров уровней вредных производственных факторов — сравнивают результаты полученных измерений с ПДУ физических параметров и ПДК вредных веществ, которые установлены санитарными нормами и правилами. Согласно классификации «Руководства по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» Руководство Р 2.2.2006-05, класс 3.1 оценивается на 1 балл, класс 3.2 — на 2 балла, класс 3.3 — на 3 балла, класс 3.4 — на 4 балла, табл. 2.5. Таблица 2.5. Балльная оценка классов вредности
* Рабочее место подлежит ликвидации или реконструкции. Баллы, установленные по степени вредности (3.1; 3.2; 3.3; 3.4) с учетом фактора времени определяются по формуле: Бi = Бст * Тi где Бi — балл, соответствующий i-фактору; Бст — балл, соответствующий вредности фактора (1, 2, 3,4 балла); Ti — относительное время воздействия данного фактора в течение рабочей смены, определяемое в результате аттестации рабочих мест. Продолжительность воздействия ВОПФ определяется путем хронометража в процессе аттестации рабочих мест. При расчете эквивалентных корректированных уровней шума, локальной и общей вибрации, инфразвука, ультразвука, среднесменных концентраций химических веществ и аэрозолей преимущественно фиброгенного действия, тяжести и напряженности труда время воздействия их на работающих в течение смены уже учтено. Расчет уровней неионизирующих излучений также учитывает время действия фактора. Для расчета доплат по этим факторам Т = 1. Для химических веществ с максимально разовыми ПДК, биологического фактора, ЭМИ от ПЭВМ, температуры воздуха, ТНС (тепловой нагрузки среды), теплового излучения — учитывается время действия факторов, Т может быть менее или равно 1 (Т < 1). Если время действия фактора составляет более 90% рабочей смены, то Т = 1. Совокупность воздействия ВОПФ на рабочем месте определяется суммарным количеством баллов (Б): Б = ΣБi = Б1 + Б2 + Б3+... + Бn. По суммарному количеству баллов устанавливают размер доплаты, за работу в неблагоприятных условиях труда, табл. 2.6.
Таблица 2.6. Размеры доплат в зависимости от количества баллов
Условиями (критериями) предоставления повышенной оплаты труда может быть и выполнение работ, предусмотренных отраслевыми Перечнями (при их наличии) с учетом результатов аттестации рабочего места (Приложение 7). При этом перечень факторов, которые могут учитываться при расчете доплат (с учетом специфики работ, выполняемых в отрасли), устанавливается соответствующими отраслевыми положениями об установлении доплат. В том случае, если работник занят выполнением работ, предусмотренных отраслевым перечнем работ с тяжелыми и вредными условиями труда, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, соответственно до 12% и до 24%, а для производственных факторов на данном рабочем месте отсутствует количественная оценка условий труда (например, аварийно-восстановительные работы по обслуживанию водопроводных сооружений, заглубленных свыше 3 м), размер доплат устанавливается пропорционально времени занятости в условиях, предусмотренных перечнями, исходя из максимальной доплаты 12% или 24% за работу в таких условиях полный рабочий день. Если ведомственными документами предусмотрен иной порядок предоставления доплат за работу с вредными условиями труда (например, в системе здравоохранения, авиации и других ведомствах — без учета фактического состояния условий труда), следует пользоваться ведомственными документами. Для предприятий, имеющих ограниченные возможности проводить инструментальные замеры уровней факторов производственной среды, ранее допускалось, в порядке исключения, в соответствии сп. 1.5. «Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда», утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 октября 1986 г. № 387/22-78, применение метода экспресс-оценки состояния условий труда по критериям, указанным в табл. 2.7.
Таблица 2.7. Критерии для экспресс-оценки состояния условий труда. А. Вредные производственные факторы (химические, пыль, вибрация, температура воздуха)
* Оценка в 3 балла дается только на основании инструментальных замеров. ** Пары и (или) газы, аэрозоли или смесь паров и аэрозолей.
Б) Тяжесть ручного физического труда (по методике НИИ труда Госкомтруда СССР)
*** По фактору «статическая нагрузка» условия труда для определения размеров доплат оцениваются не более 2 баллов. Можно отметить, что для определения степени вредности (баллов) условий труда по шуму, инфракрасному и неионизирующему излучениям экспресс-оценка условий труда не применялась. Необходимо было производить инструментальные замеры. При применении экспресс-оценки формировалась Карта условий труда на рабочем месте также, как и при инструментальных замерах факторов производственной среды. В качестве методической помощи ниже приводятся примеры расчетов доплаты за работу в неблагоприятных условиях труда. Пример 1 В результате рационализации рабочих мест условия труда на участке улучшились. Однако на отдельных рабочих местах содержание аэрозоля вещества 3 класса опасности все еще превышает ПДК до 5 раз. Не удалось также снизить до установленных норм производственный шум и он превышает ПДУ до 15 дБА. Температура воздуха на этих рабочих местах сохраняется на уровне 27°С. В условиях повышенного содержания аэрозоля и повышенной температуры воздуха рабочие находятся 460 минут, или 96% смены (остальные 4% рабочего времени рабочие отдыхают в комнате отдыха с нормальным микроклиматом); в условиях повышенного уровня шума рабочие находятся 360 минут, или 75% продолжительности смены (остальное время установки, генерирующие шум, не работают). Определяем фактическое состояние условий труда на рабочих местах по факторам с учетом гигиенической классификации труда и времени работы в указанных выше условиях в течение рабочей смены (480 мин.): X фактич. (аэрозоль) = 2 балла х (460 мин. / 480 мин.) = 2 балла. X фактич. (шум) = 2 балла х (360 мин. / 480 мин.) = 1,5 балла. X фактич. (микроклимат) = 1 балл х (460 мин. / 480 мин.) = 1 балл. Условия труда для определения конкретных размеров доплат оцениваются по сумме значений X фактич.: Сумма X фактич. = 2 + 1,5 + 1 = 4,5 балла По шкале, указанной в Таблице 2, в данном случае размер доплаты составит 12 процентов тарифной ставки. Пример 2 Работа электросварщика. Класс 3.2 — по сварочному аэрозолю, класс 3.1 — по двуокиси марганца, класс 3.1 — по озону, класс 3.1 — по шуму, класс 3.1 — по температуре воздуха. Воздействие указанных вредных факторов производственной среды составляет 80% рабочего времени. Б1 (сварочный аэрозоль) = 2 балла х 0,8 = 1,6 балла. Б2 (двуокись марганца) = 1 балл х 0,8 = 0,8 балла. Б3 (озон) = 1 балл х 0,8 = 0,8 балла. Б4 (шум) = 1 балл х 0,8 = 0,8 балла. Б5 (температура воздуха) = 1 балл х 0,8 = 0,8 балла. Суммарное количество баллов Б = 4,8 балла. По приведенной шкале размер доплаты составит 12%. Аналогичным образом ведется подсчет Сумма х фактич. и размеров доплат при применении метода экспресс-оценки.
Контрольные вопросы 1. Назовите виды компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда. Виды льгот. 2. Порядок расчета размеров доплат за работу в неблагоприятных условиях труда. 3. Сформулируйте основные экономические критерии предоставления компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда. Вопросы для обсуждения 1. Проанализируйте сущность экономики компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда. 2. Обсудите возможные варианты и методы расчетов доплат за работу во вредных условиях труда. 5. Экономические аспекты применения средств безопасности труда Приобретение средств индивидуальной защиты. Удельная стоимость использования средств индивидуальной защиты. Коэффициент относительной эффективности. Проблема применения средств индивидуальной защиты для России в настоящее время чрезвычайно актуальна. Это объясняется тем, что постперестроечный рост объемов производства не превышает 4-7% ежегодно, что позволяет современным работодателям лишь поддерживать на более-менее безаварийном уровне имеющееся технологическое оборудование. Модернизацию и обновление производства могут позволить себе единицы. В этих обстоятельствах, к сожалению, говорить о кардинальном улучшении условий труда, которые, как известно, влияют на возникновение профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний, пока не приходится. Единственной панацеей в данной ситуации остается использование средств индивидуальной защиты, с обращением взгляда в сторону более современных и эффективных СИЗ. Специальная обувь, специальная одежда и СИЗ выдаются бесплатно работникам, работающим во вредных условиях труда, а также на работах производимых в особых температурных условиях и связанных с загрязнением по нормам, установленным типовыми отраслевыми нормативами. Тем не менее у средств индивидуальной защиты имеется определенная стоимость и качество, и работодателю, при обеспечении ими работников приходится решать, что и почем приобрести. Производители СИЗ предлагают все более широкий и изменяющийся ассортимент СИЗ, различающихся как по своим функциональным характеристикам, улучшающимся с использованием новых материалов, так и по эргономическим свойствам. Как правило, приобретением СИЗ в организациях занимаются отделы материально-технического снабжения на основе перечней средств защиты, которые разрабатываются отделом охраны труда и руководителями структурных подразделений с учетом Типовых отраслевых норм. Основная задача снабженцев — минимизировать текущие краткосрочные затраты при покупке СИЗ. Качество СИЗ оценивается в лучшем случае лишь наличием сертификата соответствия. Вместе с тем, как показывает опыт и экономические расчеты, текущая дешевизна СИЗ не всегда выгоднее, чем покупка более дорогих, но и более качественных (эргономичных, с повышенными защитными свойствами и т.д.) средств безопасности. С чем это связано? Во-первых, купленные по типовой номенклатуре СИЗ часто не в полной мере соответствуют конкретным условиям труда, действующим на рабочем месте опасным и вредным производственным факторам. Это происходит потому, что используемые традиционные СИЗ были разработаны еще в эпоху социализма и не могли учесть все возможные свойства постоянно синтезирующихся новых веществ и изменяющихся технологических процессов. С другой стороны, новые СИЗ, учитывающие новые обстоятельства, оказываются дороже, что естественно, но неприемлемо для многих покупателей. Во-вторых, купленные традиционно СИЗ часто имеют низкие потребительские качества, далеки от соответствия элементарным эргономическим требованиям (неудобны для длительного повседневного применения и требуют сложного ухода) К производству таких СИЗ часто ведет погоня за прибылью, «выживание» или просто крайне низкий технологический уровень многих производителей СИЗ. В условиях низкой технологической культуры и трудовой дисциплины, снижения производительности при применении СИЗ, общего скептического отношения к средствам индивидуальной защиты в России многие работники, для которых были куплены и которым были выданы дешевые СИЗ, попросту не используют их (со всеми вытекающими последствиями). Минимизация затрат на обеспечение работников СИЗ в условиях их формального наличия приводит к тому, что выделенные работодателем финансовые средства не используются по своему целевомуназначению, так как купленные дешевые СИЗ не обеспечивают того минимума защиты, который могут обеспечить современные СИЗ в силу своих свойств. Кроме того, дешевые СИЗ имеют, как правило, еще и небольшой эксплуатационный ресурс, что приводит к фактическому перерасходу финансовых средств на их частое возобновление. Встречаются и случаи другой крайности — приобретение дорогих высокоэффективных средств защиты, многократно («с запасом») превосходящих по своим свойствам требуемый уровень защиты от конкретных загрязнений и опасностей производственной среды. Как же найти «золотую середину» при прокупку СИЗ? Вопросы оценки экономической эффективности использования СИЗ всегда интересовали экономистов [106]. Как правило, предлагаемые научные расчеты предполагают вычисление доходов от предотвращенного ущерба и сложны в применении. Вместе с тем современному предпринимателю в настоящее время необходимы инструментарии, которые без особых сложностей могли бы позволить сделать расчеты применения современных СИЗ и сэкономить на этом. Подобные инструментарии уже встречаются в нынешней литературе9. Они основаны на подсчете расходов и их минимизации на текущем временном периоде. Расходы на использование СИЗ состоят из суммы платежей за все партии СИЗ в течение года и расчетной стоимости затрат на их эксплуатацию: стирку, сушку, хранение, выдачу и т.п. Ясно, что сама по себе стоимость СИЗ не характеризует еще суммарных затрат. Последние зависят и от срока носки (использования), и от величины затрат на эксплуатацию. Расчеты экономической эффективности на предприятиях ведутся с учетом временного периода (квартал, полугодие, год, являющийся основным), на интервале которого сопоставляются расходы и доходы.
9 См.: Файнбург Г.З., Овсянкин А.Д. Средства индивидуальной защиты от неблагоприятного воздействия производственной среды / Под ред. проф. Г.З. Файнбурга. 2-е изд., испр. и доп. Пермь, 2003.
Заметим, что с позиции технической эффективности для любого технически годного СИЗ важен срок его использования. Этот срок (время использования) является простейшей важнейшей характеристикой СИЗ. Для его количественной характеристики (для совокупности однотипных СИЗ, используемых в разных условиях) введено понятие «время полуизноса» [106], определяемое временем за которое половина партии купленных СИЗ утратит свои потребительские свойства (не обязательно защитные просто станут непригодны для использования, например, из-за усадки при стирке, потере внешнего вида и т.п.). Это техническая характеристика. Экономической характеристикой использования СИЗ является не «стоимость СИЗ», как думают многие, а «стоимость использования», зависящая от времени использования (на большом массиве от времени полуизноса). Для того чтобы получить величину, независимую от этого времени, надо поделить «стоимость использования» на «время использования». Такая относительную характеристику, полностью характеризующую расходы на данный тип СИЗ, называется «удельной стоимостью использования» (УСИ): УСИ = СИ / ВИ, где СИ — стоимость использования (в единицах стоимости); ВИ — время использования (в единицах времени). Единицей стоимости в России является рубль (или тысяча рублей, или миллион). С единицей времени сложнее. Для экономистов — это год, а для реальной оценки — час использования СИЗ на производстве. Поскольку учет каждого часа нереален, то используется временной период, учет которого возможен — смена (день, поскольку 1 смена в 1 день). УСИ (рубль в смену) показывает удельный расход средств на обеспечение одним наименованием СИЗ одного работника в одну рабочую смену. В чем-то это скорость, с которой «утекают» деньги работодателя. Суммируя эти «утечки» по количеству СИЗ у одного работника, по всем работникам подразделения, организации в целом, в смену, в месяц, в год, можно увидеть «мощность» этих денежных потоков и принять меры к их оптимизации и минимизации. Чем меньше значение УСИ, тем оптимальнее (дешевле) использование (при одинаковых эргономических и защитных свойствах) данных средств индивидуальной защиты. Используя данные УСИ п
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 994; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |