Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональная деформация личности сотрудника органов внутренних дел: факторы влияния, проявлении и меры профилактики




 

Как установлено в психологии труда, постоянное осуществление определенного вида профессиональной деятельности, может приводить к двум противоположным последствиям: совершенствованию личностных и профессиональных свойств, и к появлению профессиональной деформации.

В психологии сформировалось три подхода к определению понятия «профессиональная деформация»:

1. Как психологические изменения личности под влиянием специфических условий деятельности.

2. Как комплекс характерологических изменений личности – возникновение отрицательных черт характера, например, подозрительность, черствость, бюрократизм, волокита.

3. Как результат деятельности в сходных условиях, завершающийся формированием стереотипов мышления и поведения. Это дает сначала положительный эффект, ибо позволяет быстро решать задачи, эффективно выполнять привычные действия. Но в условиях нестандартности задачи стереотип превращается в тормоз на пути ее решения.

Обобщив все выше указанные подходы, сформулируем определение профессиональной деформации.

Профессиональная деформация - это негативные изменения в структуре личности, вызываемые воздействиями среды, содержанием, организацией и условиями профессиональной деятельности, опосредованные определенными личностными предпосылками.

Рассматривая обсуждаемое явление в широком контексте, доктор педагогических наук А.В.Буданов выделяет три группы факторов, способствующие развитию профессиональной деформации сотрудников милиции:

1) объективные, т.е. факторы, обусловленные спецификой деятельности милиции: «нормативный» характер деятельности и особые властные полномочия; стрессы, причем стрессорами выступают не только ситуации риска, но и временной прессинг, дефицит позитивных впечатлений; высокий уровень психических и физических перегрузок; профессиональная ответственность за характер и результаты деятельности, когда успехи могут оказываться незамеченными, но почти каждая ошибка становится объектом пристального внимания со стороны общества, может быть наказуема законом; отрицательное влияние криминальной среды; возможные претензии, обвинения, недоверие гражданского населения как к системе в целом, так и к конкретному сотруднику; профессиональное бессилие, вызванное наличием объективных неблагоприятных условий для решения профессиональных задач (например, лучшее оснащение преступной группировки); затруднения в решении личных вопросов, связанные с характером и режимом работы; корпоративност ь, обусловленная жесткой иерархичностью и авторитетностью внутри системы ОВД, выражается в отчуждении органов внутренних дел от общества и их изоляции.

2) субъективные факторы социально-психологического характера: неадекватный стиль руководства, который не удовлетворяет потребности людей (ситуация борьбы за власть между коллегами); напряженная конфликтная эмоционально-психологическая атмосфера в коллективе; нечеткие ролевые обязанности, отсутствие точных должностных инструкций, определяющих границы ответственности, устанавливающих приоритеты между служебными задачами; отсутствие возможности самосовершенствования; профессиональное бессилие, вызванное несовершенством самой правоохранительной системы (например, слабой нормативной базой); напряженные отношения вы семье сотрудника, дискомфортные домашние условия.

3) субъективные факторы личностного свойства: недостаточная профессиональная подготовка; неадекватно высокие личностные ожидания:, способные вызвать повышенную агрессию; профессиональный возраст (или профессиональный опыт), который может способствовать возникновению шаблонности в мышлении и действиях; некоторые личностные изменения, связанные с процессом профессиональной адаптации сотрудников, например, раздражительность, чрезмерная подозрительность, разочарование в профессии; хронические заболевания, вызывающие тревожные, беспокойные состояния, чувство неудовлетворенности собой и др.

Приведем данные исследований деформации у различных сотрудников милиции. Как отмечает Е.А.Козловская, профессиональной деформации инспекторов ДПС ГИБДД может способствовать неправильная позиция руководителя к правонарушителям. Нередки случаи, когда он просит не наказывать, закрыть дело по отношению к лицам, совершившим противоправное деяние. Профессиональная деформация проявляется и в том, что руководители испытывают давление вышестоящего руководства, которое требует искусственного улучшения показателей в работе. С другой стороны, профессиональная деформация проявляется и в тех случаях, когда инспектор не обращает внимания на нарушителей, свидетелей, подозреваемых, не замечает антиобщественных проявлений, пассивно несет службу, инертен, безразличен к работе.

В качестве основного, определяющего фактора профессиональной деформации сотрудников ГИБДД выступают специфические условия и негативные особенности профессиональной деятельности [34].

В исследовании С.Е.Борисовой было установлено, что развитие личностных предпосылок профессиональной деформации отмечается уже на ранних этапах профессионального становления, в частности, в период профессиональной адаптации в первые годы службы. Другими словами, психологический механизм профессиональной деформации в определенной степени обусловлен процессом адаптации личности к условиям среды. В одних случаях, личность, внутренне не принимая нормы и ценности, доминирующие в коллективе, формально внешне приспосабливается к ним, чтобы не выглядеть «белой вороной», что в итоге приводит к деформации. В других случаях, новый сотрудник привыкает к сложившимся в коллективе формам социальных отношений в течение длительной или постоянной работы, не замечая негативных изменений в собственной личности (по принципу: «ведь он такой же, как все»). При выборе сотрудником милиции стратегии «соперничество» (стратегия поведения, которая способствует достижению успеха в деятельности за счет принижения интересов других людей) повышается вероятность проявления у этого сотрудника определенных личностных предпосылок профессиональной деформации[35].

Между продолжительностью службы и вероятностью возникновения профдеформации существует определенная зависимость:в первые 5 лет маловероятно возникновения профессиональной деформации; 6-10 лет – средняя вероятность, 11-15 лет – высокая вероятность; более 15 лет – очень высокая вероятность[36].

Выше указанные факторы влияют на профессиональную деформацию. Причем, как отмечается в научных исследованиях, основной причиной развития профессиональной деформации сотрудников милиции является влияние специфики профессиональной деятельности и профессиональной роли [37].

Таким образом, деформация в структуре личности представляет в конечном итоге отражение тех искажений, которые проявляются в профессиональной деятельности юриста и в разнообразных отношениях, возникающих на ее основе. В этом смысле деформация сознания и результат, и одновременно предпосылка профессиональной деформации.

Исходя из определения профессиональной деформации и учитывая структуру личности, выделим основные проявления профессиональной деформации юриста в когнитивной, эмоциональной и волевой сфере, а также поведении (черты характера, направленность, способности).

Так, в когнитивной сфере наблюдается: притупление способности к самостоятельному мышлению, организованному и долговременному планированию, прогнозированию отдаленных последствий; затруднения в решении нестандартных ситуаций, в результате чего возрастает количество ошибочных действий; склонность к шаблону и догматизму, снижение вероятности объективного критического подхода к тем или иным явлениям; неадекватная самооценка.

В эмоциональной и волевой сфере происходит: огрубление, притупление чувств, нарастание эмоционального напряжения, беспокойства; постепенная утрата способности к самоконтролю и саморегуляции; ослабевают моральные и эмоциональные ограничения (или, наоборот, становятся жесткими); депрессия, усталость, неудовлетворенность собой.

В поведении имеет место: жесткие неадекватные стереотипы («обвинительный уклон» по отношению к людям, уверенность в собственной непогрешимости); перенос служебной роли во внеслужебные взаимоотношения; «правовой нигилизм» (пренебрежение к требованиям закона или неприятие необходимых по закону мер, игнорирование требований закона в форме псевдоактивности, произвольное токование закона); чрезмерно выраженные педантичность и подозрительность по отношению к окружающим людям[38].

Перечисленные признаки могут проявляться по-разному в зависимости от степени профессиональной деформированности сотрудника, от занимаемой должности, от социума, в котором он находится и т.д.

Указанные факторы и проявления профессиональной деформации обусловливают постановку проблемы нейтрализации рассматриваемого явления, как важнейшего условия повышения профессиональной надежности сотрудника ОВД.

В связи с высокой стрессогенностью деятельности и вероятностью эмоционального выгорания сотрудников органов внутренних дел становится актуальными задачи профилактики данного негативного феномена.

Под профилактикой профессиональной деформации понимают систему предупредительных мер, направленных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений профессиональной деформации.

Меры профилактики могут быть психологического и непсихологического характера. К психологическим мерам следует отнести:

1. Психодиагностические меры:

¨ определение профпригодности и должностного соответствия;

¨ своевременное выявление лиц, предрасположенных к профессиональной деформации, или деформирующихся с целью оказания им психологической помощи.

2. Оказание психологической помощи:

¨ обеспечение психологической грамотности сотрудников, повышение их социально-психологической компетентности;

¨ проведение индивидуального и группового консультирования с целью актуализации сил и способностей юриста для решения трудных жизненных ситуаций, достижения ими физического и психического благополучия;

¨ развития способности к осознанным нешаблонным способам действия;

¨ социально-психологический тренинг, в ходе которого происходит развитие умений и формирование навыков профессионального поведения, препятствующих возникновению проявлений профессиональной деформации.

Меры профилактики непсихологического характера могут быть сведены к организационно-управленческим и воспитательным мероприятиям:

1. Организационно-управленческие: повышение управленческой культуры руководителей от высшего до начального звена управления (выбор оптимального стиля руководства); эффективная организация профессиональной деятельности (обеспечение согласованного взаимодействия сотрудников, возможности профессионального роста, четкое распределение обязанностей, забота о качестве жизни юристов, создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе и т.д.);

2. Педагогические (воспитательные) меры: меры педагогического воздействия (создание условий и возможностей для профессионального роста, образования, самообразования и самовоспитания); стимулирование потребности и стремления к самосовершенствованию и самоутверждению юриста и т.п.

Несмотря на условное деление данных мер, их используют в неразрывном единстве. Как свидетельствует практика, чтобы обеспечить устойчивость в профессиональной деформации, необходим непрерывный процесс формирования: развития и поддержания социально-психологической культуры юриста. Проведение занятий по психологии и педагогике повышает у обучаемых интерес к человеку, человеческому фактору. У сотрудников появляется стремление использовать в работе социально-психологические методы, искать правильные и обоснованные подходы в общении и взаимодействии с другими людьми, терпеливость и настойчивость в достижении нужного психологического эффекта, усиление самоанализа и т.д.

Учитывая факт, что личностные предпосылки появления профессиональной деформации у сотрудников появляются в процессе адаптации (т.е. первые годы службы в практических органах), отметим основные пути преодоления элементов деформации у сотрудников на стадии профессионального становления. Эти пути рекомендованы, в первую очередь, руководителям коллективов сотрудников.

А) создание здорового морально-психологического климата в коллективе;

Б) организация целенаправленной индивидуально-воспитательной работы с каждым сотрудником;

В) проведение мероприятий службы хорошего настроения и умелая организация досуга сотрудников и членов их семей;

Г) опора на механизмы становления личности (идентификации, сдвига мотива на цель, присвоения роли).

А.В.Буданов отмечает: «Хотя профессиональная деформация затрагивает и нравственную и интеллектуальную сферу личности, серьезным фактором ее развития является эмоционально-волевая сфера человека. Более того, профессиональная деформация нередко начинается именно в эмоционально-волевой сфере и «накопление усталости» здесь может сыграть порой еще более губительную роль, чем стрессовая ситуация. Поэтому в системе мер по … профилактике профессиональной деформации активная роль принадлежит самому сотруднику. Психологической технике личных действий в этом направлении нужно учить»[39].

Синдром эмоционального выгорания – это эмоционально-волевая деформация специалиста, вызванная особенностями его профессии.

Данный синдром был введен американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергером в 1974 году и исследуется в зарубежной психологии более 25 лет. Синдром состоит из нескольких фаз:

1. Фанатизм (работоголизм, огромный выплеск энергии).

2. Фрустрация (перепады настроения, изменение эмоциональности, конфликтность, равнодушие).

3. Астения (утомление, отсуствие отдыха по утрам, повышенная заболеваемость простудой).

4. Апатия и безразличие, чувство одиночество.

5. Фаза сгорания (не разделяются роли и позиции: я сотрудник, я гражданин, я сын и пр.) [40].

Проявление «выгорания» у сотрудников органов внутренних дел очевидны, поскольку одним из факторов, влияющих на появление такого феномена, является насыщенная интеллектуальная нагрузка и постоянные контакты с людьми. Поэтому представляется необходимым рассмотреть вопрос о том, можно ли помочь самому себе «снимать» часть негативных эмоциональных состояний, тем самым, создавая плодотворную почву для повышения эффективности служебной деятельности. Ответ очевиден: возможность имеется у каждого сотрудника, если есть желание к проведению такой работы. Более того, речь идет, по большому счету, о своеобразной культуре «высвобождения» отрицательных эмоций, которой следует владеть в совершенстве. Ведь каждый сотрудник органов внутренних дел – это не только профессионал в своем деле, но и психолог, и психотерапевт (в первую очередь, в оказании помощи самому себе!) и воспитатель …

Чтобы успешно справляться с трудностями службы, сотрудник органов внутренних дел должен находиться в состоянии полной внутренней собранности, мобилизованности, испытывать чувства страстного желания добиться успеха, готовности преодолеть все на пути к нему. Очевидно, что только настоящий профессионал-сотрудник способен так вести себя в экстремальной ситуации. Считается, что человек развивается благодаря трем составляющим: страху, воле и интересу. Цельные, социально-развитые и воспитанные люди, хорошо подготовленные при попадании в экстремальные ситуации проявляют психическую деятельность в виде:

· отсутствие борьбы мотивов и установки на достойное поведение, отвечающее главным жизненным целям и ценностным ориентациям, представлениям о долге, чести, достоинстве, совести;

· устремленность и решимость в достижении цели, вера в успех;

· понимание происходящего, собственных задач и предстоящих действий;

· готовность к энергичным, решительным, смелым, мужественным, напористым, неотступным действиям;

· оптимальной психической напряженности;

· боевитости, увлеченности, азарте;

· повышенной устойчивости к риску, опасностям, расслабляющим факторам;

· бдительности, осмотрительности и разумной осторожности;

· быстроте реакции на изменение обстановки;

· полном владении собой[41].

Одним из направлений в работе над собой сводится к тренировке воли и волевых качеств и волевой регуляции. Механизмы саморегуляции и самоконтроля, выработанные личностью в жизни и профессиональной деятельности – одно из высших достижений специалиста с большой буквы.

Для выполнения служебных задач сотруднику ОВД часто требуется напряжение психических сил, целеустремленность, инициатива, смелость и т.п. Эти качества неразрывно связаны с проявлением воли, которую можно описать с помощью волевого действия. Рациональная регуляция волевых действий позволяет человеку осуществлять свою деятельность оптимальным способом.

1) Рациональный самоконтроль личности, включенный в волевое усилие, помогает ей не уклониться от намеченного пути. Так происходит предотвращение напрасных, неоправданных энергозатрат, не связанных с достижением конечной цели. Научиться контролировать поток своих мыслей. И не допускать в сознание саморазрушительных, осуждающих, мстительных идей. Чем больше мы носим в себе негативных мыслей, тем больше на нас валится проблем и тем более невыносимым нам кажется собственное существование. Надо обладать незаурядной силой воли, чтобы в течение дня возвращать себя к позитивным мыслям.

2) Для личности важно не столько то, что мы чувствуем, сколько то, как мы к этому относимся и как при этом ведем себя. Только зрелая личность способна отделять свои чувства от себя, преодолевать собственные импульсы ради выполнения профессиональных задач, долга, проявляя ответственность.

3) Контроль над восприятием. В любой ситуации мы может сконцентрировать свое внимание на разных аспектах. В психологии существует такой закон: все, на что обращаешь внимание, растет. Ищите в жизни плохое – оно будет увеличиваться. Видите хорошее – его становится больше. «Увидеть за облаками небо» – задача нелегкая, но необходимо выработать такую установку для того, чтобы жить и преодолевать все препятствия.

Важно заметить, что в типичных условиях деятельности один сотрудник успешно осваивает профессию (за счет выработки навыков, умений, профессионального мастерства, а не за счет манипулирования статистикой или совершения незаконных действий, другой этого не делает. Возникает вопрос о психолого-педагогическом механизме формирования умений, профессионально значимых качеств личности, саморазвитие знаний и психических свойств (способностей). Этот будет рассмотрено в последнем вопросе лекции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 5908; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.