Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сотрудника органов внутренних дел. Профессиональное развитие и мастерство




Профессиональное развитие и мастерство

 

В коллективах сотрудников органов внутренних дел распространена система наставничества и психологической помощи в отношении молодых сотрудников в адаптации к коллективу. На процесс адаптации существенное влияние оказывает конформность. Повышенная конформность может приводить к тому, что новичок легко поддается негативным влияниям, втягивается в «круговую поруку». Нонконформность, стремление к самостоятельности ведет к игнорированию традиций, общественного мнения, порождает конфликты с опытными специалистами. с населением, формируют чувство уверенности в себе[42].

Адаптация молодых специалистов в основном завершается к концу первого года работы (и обучения в вузе). Это проявляется в усвоении основных профессиональных приемов, методов работы и ценностных ориентаций. Молодой юрист начинает идентифицировать себя с правоохранительными органами, у него появляется чувство «мы», чувство профессиональной гордости, он связывает свою дальнейшую судьбу со служебной карьерой и результатами профессиональной деятельности. Дальнейший процесс профессионального развития личности часто осуществляется стихийно, а задача практического психолога и руководителя подразделения – придать ему целенаправленный характер.

В жизненном цикле человека различаются отдельные возрастные стадии, смена которых – переходные периоды – может происходить достаточно бурно, сопровождаться трудностями и эмоциональными переживаниями, сопутствующими возникновению качественных перемен в жизнедеятельности личности. Эти моменты называют кризисными точками, или возрастными кризисами человека. Наиболее детальная и признанная в психологии периодизация возрастных кризисов принадлежит американскому ученому Эрику Эриксону, который выделяет в общем жизненном цикле восемь психосоциальных стадий. Учитывая возрастные границы лиц, работающих в правоохранительных органах, остановимся на отдельных кризисах жизни.

Стадия ранней зрелости, длящаяся примерно от 20 до 25 лет характеризуется проблемой человека, связанной с поиском своего места в межличностных отношениях между полюсами интимности – изоляции. При этом под интимностью понимают способность к близости с другими людьми, включающую, в том числе способность к эмоциональному сопереживанию другим, собственную открытость и способность вверять себя кому-либо. А это фактически означает появление у человека такого важнейшего качества здоровой личности, как любовь, предполагающую установление отношений взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

На стадии средней зрелости, продолжающейся по Эриксону почти 40 лет (от 26 до 64 лет), содержание кризиса связано с формированием продуктивного, творческого отношения к жизни в противовес инертности, застою. Это время самореализации личности, ее самоактуализации, взлета ее социальных и творческих возможностей. Для здоровой личности характерен выход за пределы собственных нужд, ощущение своей ответственности за этот мир, своей способности и обязанности заботиться о других. Чувство заботы, по мнению Эриксона, психологически противоположно апатии, безразличию, поглощенности собой, характерным для необретших чувства собственной продуктивности[43].

Появление новых личностных качеств в том или ином возрасте – это перспективная модель развития здоровой самореализующейся личности. На уровне индивидуального сознания переживаемый человеком кризис – это острая эмоциональная ситуация, мучительное ощущение потребности и необходимости изменений в сочетании с неясностью характера и способов, наконец, чувства растерянности, беспомощности, бессилия. Но, несмотря на это, человек, по мнению Эриксона и одного из классиков гуманистической психологии Р.Мэйя, способен преодолевать трудности психосоциального характера, более того, то, как человек справляется со своими трудностями, становится ключевым фактором в его понимании жизни. Поэтому психологический кризис – это не угроза катастрофы, а скорее вызов, потенциально ведущий человека к личностному росту, увеличению его зрелости и адаптивности.

С точки зрения каждый кризис содержит и позитивные, и негативные компоненты. Успешное его разрешение – это прогресс в развитии личности, возможный личностный рост. Нерешение конфликта или его неудовлетворительное решение – это опасность для личности, дальнейшему развитию которой или ее полноценному функционированию может быть нанесен урон.

Руководители коллективов органов внутренних дел, а также сами специалисты должны знать эти особенности и учитывать их при проведении индивидуально-воспитательной работы, оказании своевременной помощи в случае затянувшихся кризисов, организации профессиональной деятельности и самовоспитания. Ведь любой кризис, противоречие – это возможность позитивных изменений, переосмысление своей жизни, а может быть, и начала нового пути.

Учитывая, что в органах внутренних дел работают почти 10% женщин, возникает вопрос о том, как решаются проблемы взаимоотношений между мужчинами и женщинами, а также женщинами-юристами и гражданами. Для этого сошлемся на данные некоторых исследований, проведенных отечественными и зарубежными психологами. Еще в начале прошлого века датский профессор Гейманс в книге «Психология женщин» выделил некоторые черты женского характера, которые во многом подтвердились последующими исследованиями:

- эмоциональность, импульсивность,

- склонность к фанатизму,

- превосходство мужчин в вербальных способностях,

- развитая интуиция,

- большая способность переносить боль и тяжелые аффекты, выполнять скучную, монотонную работу и др.

По данным большинства научных исследований[44] женщины лучше расшифровывают невербальную информацию, чем мужчины. Тем нее менее, ложь в невербальных сообщениях женщины распознают гораздо хуже, чем мужчины. Это происходит, по гипотезе Розенталя и Де Пауло потому, что женщины вежливее мужчин. Поэтому они выключают свою способность, когда сталкиваются с обманом, чтобы проявить вежливость к партнеру. Эта гипотеза сочетается с теорией различия полов, предложенную Элис Игли. В соответствии с ее социально-ролевой теорией разделение труда строится в большинстве культур по гендерному признаку. Как правило, женщины получают в семье и обществе определенные семейные и профессиональные роли, состоящие в первую очередь в воспитании детей. Поэтому женщины более заботливы, дружелюбны, экспрессивны и чувствительны. Из-за своего положения в обществе для женщины для женщины важнее навыки отзывчивости и общительности. Итак, женщины-юристы, проявляя вышеперечисленные качества в профессиональной деятельности, могут оказывать позитивное влияние на социально-психологический климат в коллективе, заниматься воспитательной работой (например, с молодыми юристами), а также монотонной (например, оформление документов), показывать пример вежливости и корректности в поведении и др.

Как установлено в психологии труда, постоянное осуществление определенного вида профессиональной деятельности, может приводить к двум противоположным последствиям: совершенствованию личностных и профессиональных свойств, и к появлению профессиональной деформации.

Важно заметить, что в типичных условиях деятельности один сотрудник успешно осваивает профессию (за счет выработки навыков, умений, профессионального мастерства, а не за счет манипулирования статистикой или совершения незаконных действий), другой этого не делает. Возникает вопрос о психолого-педагогическом механизме формирования умений, профессионально значимых качеств личности, саморазвитие знаний и психических свойств (способностей).

Исследования, проведенные в Научном центре Академии МВД РФ, показали, что можно выделить следующие этапы профессионального мастерства сотрудников органов внутренних дел [45]:

1. Подготовка в учебном заведении, адаптация к профессиональной деятельности (3-4 года).

2. Приобретение профессионального опыта решения задач средней тяжести.

3. В течение 5-6 лет работы в практических органах сотрудник реально приближается к уровню, определяющим профессиональное мастерство.

4. Через 8-9 лет сотрудник становится профессионалом.

Естественно, что в каждом конкретном случае время, необходимое для профессионализации личности, может быть несколько иным, но общая тенденция такова. Сотрудник может достичь и может не достичь высокого уровня профессионализма. Все зависит как от двух причин:

- внешних (объективных для личности),

- внутренних (субъективных) условий.

Ключевое значение для формирования профессионального мастерства имеет устойчивая профессиональная направленность, объединяющая систему ценностей, мотивов, закрепленных в жизненных целях, установках, перспективах, стремлениях и активном труде по их достижению. Другими словами, внутреннее (субъективное) условие будет оказывать влияние в том случае, когда сотрудник ОВД хочет и желает совершенствоваться, овладевать и обогащать свой профессиональный опыт.

Самосовершенствование рассматривается в настоящее время как специфический и активный вид профессиональной деятельности специалистов: неотъемлемый компонент их подготовки и переподготовки. Согласно данным проведенных исследований, около 86% опрошенных специалистов считают профессиональное самосовершенствование делом чрезвычайно важным и необходимым для эффективного исполнения своих профессиональных обязанностей. В то же время только каждый четвертый среди них занимается хотя бы какой-то практической деятельностью в данном направлении. Налицо явное противоречие, требующее для своего разрешения серьезных раздумий и конкретных решений со стороны специалистов и руководителей.

Результаты практической деятельности, а также психолого-педагогические исследования в различных системах труда свидетельствуют, что профессиональное самосовершенствование всегда есть результат осознанного взаимодействия специалиста с конкретной средой, в холе которого он реализует потребности выработать у себя такие личностные качества, которые дают успех в профессиональной деятельности и в жизни вооб*ще. Следовательно, самосовершенствование – явление личностно-социальное[46].

Профессиональное самосовершенствование специалиста – это сознательный, целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями деятельности и личной программой развития.

В основе этого процесса лежит психологический механизм постоянного преодоления внутренних противоречий между наличным уровнем профессионализма («Я-реальное профессиональное») и воображаемым состоянием («Я-идеальное профессиональное), которое требует разрешения.

Естественно, не каждый специалист ощущает потребность в самосовершенствовании. Это зависит не только от того, как относится юрист к предъявляемым ему требованиям и «идеальным качествам», но и от руководителя, которому необходимо создать условия для воспитания соответствующих потребностей и мотивов. Исходное начало при самосовершенствовании профессиональным развитием - глубоко личная, внутренняя заинтересованность и убежденность специалиста в необходимости постоянной работы над собой.

Содержательная сторона процесса самосовершенствования зависит от возраста и индивидуальных особенностей личности, от занимаемой должности и характера профессиональной деятельности, от уровня руководства и требовательности в коллективах. Как показывает практика и целевые исследования, в процессе работы над собой можно выделить основные направления:

А) развитие мировоззренческой и позиционной определенности, нравственности, расширение своего кругозора;

Б) совершенствование профессиональных и организаторских качеств,

В) формирование общей, технической, правовой и педагогической культуры, эстетических и физических качеств;

Г) постоянное обновление знаний, совершенствование практических навыков и умений;

Д) формирование навыков самостоятельной работы над собой, способности к постоянному самосовершенствованию, устойчивой мотивации личностного развития;

Е) выработка умения управлять своим поведением, потребностями и чувствами, овладение методами и приемами эмоционально-волевой саморегуляции.

Как было отмечено ранее, самосовершенствование – процесс активный. Приспособление к требованиям профессии нельзя назвать самосовершенствованием, поскольку такой подход позволяет присвоить лишь наработанный опыт. Творческий подход, внесение своего вклада в профессию, продвижение вперед своего самосознания и профессионального самосознания - являются определяющими составляющими самосовершенствования специалиста.

Структурно процесс самосовершенствования сотрудников можно представить в виде четырех основных логически взаимосвязанных этапов:

1. Самосознание и самооценка уровня развития знаний, психических свойств и качеств личности; принятие решения на самосовершенствование;

2. Планирование и выработка программы самосовершенствования;

3. Непосредственная практическая деятельность по реализации поставленных задач в работе над собой;

4. Самоконтроль и самокоррекция деятельности по самосовершенствованию.

Процесс самовоспитания и самосовершенствования – трудный и многоплановый процесс. Не всем людям удается в полной мере справиться с целями и задачами развития личности-профессионала. Поэтому процесс работы над собой должен стимулироваться и контролироваться не только изнутри, но и извне – руководителями и коллективами сотрудников органов внутренних дел.

Инженерная психология, начиная с 1960-х годов, поставила вопрос о надежности профессиональной деятельности, под которой принято понимать безошибочное выполнение человеком возложенных на него профессиональных обязанностей (функций) в течение требуемого времени и при заданных условиях деятельности[47].

Психологические разработки, начатые отечественными психологами В.Д. Небылицыным (1930-1972) и Б.Ф. Ломовым, позволили сформулировать общие основы профессиональной надежности. Так, среди психологических механизмов надежности, санкт-петербургские психологи выделяют:

1) Самоконтроль (как фундаментальный механизм), Самоконтроль как свойство личности и одновременно черта характера, формируется в результате целенаправленного воспитания. Среди психологических факторов запуска самоконтроля определяющая роль принадлежит мотивации. Необходимо не только обучать человек навыкам самоконтроля, но и воспитывать в нем такие черты характера, которые побуждали бы к должному самоконтролю в его поведении, поступках, деятельности. К ним в первую очередь следует отнести ответственность, дисциплинированность, чувство долга и др.;

2) Компенсацию ( возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций);

3) Избыточность (универсальный механизм, среди видов которого выделяют информационный и структурный; избыточность способно свести ошибки функционирования к минимуму).

В настоящее время предъявляются серьезные требования к моральной (нравственной) и правовой надежности сотрудника. Гордость за выполнение трудных обязанностей, профессиональная честность, осознание не только юридической, но и моральной ответственности перед гражданами, их благополучие, а часто и жизнь, которые ему вверены по долгу службы, - все это обязательные слагаемые моральной и правовой, в целом профессиональной надежности сотрудника правоохранительных органов.

Таким образом, профессиональная и личностная надежность сотрудника позволяют рассматривать профессиональную деятельность как деятельность безошибочную. Поэтому повышение профессионального мастерства, т.е. профессионального опыта и этики поведения должно стать основной целью, главной составляющей направленности личности сотрудника органов внутренних дел.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 3155; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.