Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тактика действия




Для формирования установки на выживание часто используются упражнения по воссоздающей визуализации, т.е. по созданию элементов опасной ситуации и образа своих действий. Подобные упражнения целесообразно выполнять, когда никто и ничто вам не мешает (в свободное время от исполнения обязанностей, в выходной день и т.д.).

1 этап (5-7 минут). Начните с расслабления, отвлекитесь от тревожных мыслей. Сядьте поудобнее, спина прямая, ноги поставьте так, чтобы тело заняло удобное, уравновешенное положение. Кисти рук положите на колени ладонями вверх. Закройте глаза. Постарайтесь расслабить мышцы.

Сосредоточьте свое внимание на дыхании. Осознайте его ритм. Делая вдох-выдох, почувствуйте по возможности все физические ощущения, которые возникают во время вдоха и подъема грудной клетки, выдоха и опускания грудной клетки. НЕ меняйте ритм дыхания. Сосредоточьте внимание на выдохе и с каждым выдохом «отпускайте» от себя заботы, тревоги, неприятные разговоры, угрозы, негативные мысли т.д. (на эту часть упражнения отведите 5-7 минут).

2 этап (10-12 минут):

а) концентрируйте внимание на создании образа ситуации и на том, как вы в ней поступите. Мысленно представьте ситуацию конфликтного взаимодействия с правонарушителем, скажем, его отказ подчиниться вашим требованиям, прекратить хулиганство и т.п. Для создания мысленно образа вспомните реальные ситуации из практики. Например, как выглядел грабитель, хулиган или угонщик. Четко представьте, в чем заключалось правонарушение в отношении вас – в угрозах, оскорблениях, физической агрессии и т.д.

б) после этого поработайте над своим образом-портретом стража правопорядка. Не жалейте для него «красок»: у вас масса положительных качеств – хорошее здоровье, сила, быстрота решения, крепкая воля, высокий профессионализм. Важны детали: как вы экипированы, чем вооружены.

в) следующий шаг: представьте в виде идеала ваши действия по пресечению противоправного поведения нарушителя. Действия должны быть решительными, быстрыми, напористыми, эффективными и непременно законными. В итоге вы должны будто наяву увидеть, как противник безоговорочно подчиняться вам.

г) а теперь посмотрите на себя, вернее на свой образ как бы со стороны: дескать, а этот работник великолепен, действовал эффективно, использовал все меры обуздания нарушителя, представленные законом: устное предупреждение – раз, физическое воздействие – два, специальные средства и оружие – три. Ущерб? Ни физического, ни психологического!

д) Повторите мысленно: «Мне нравится, как я действовал»; «Я буду всегда в подобных случаях таким же сильным, уверенным, находчивым, быстрым и профессионально грамотным работником»; «Я всегда выйду победителем из любого столкновения с правонарушителем» (на вторую часть упражнения отведите 10-12 минут).

Кроме рассмотренных приемов для преодоления стресса существуют следующие специальные средства:

- социально-психологические и педагогические (проведение тренингов, дебрифингов, аутогенной тренировки; обучение элементарным средствам снятия стресса, беседы, ролевые игры и пр.);

- медикаментозные и психотерапевтические (успокаивающие чаи, специальные медикаментозные средства, аромотерапия, рисуночная терапия и пр.);

Наиболее сложным видом переговоров, проводимых в экстремальных ситуациях, являются переговоры при силовом противостоянии: между вооруженными сторонами, представителями власти и террористами, захватчиками самолетов, морских кораблей, заложников, с вооруженными преступниками при их задержании, при пресечении преступных посягательств на произведения искусства и памятники старины. В указанных экстремальных ситуациях оказываются или могут оказаться сотрудники органов внутренних дел.

По особенностям поведения, требований, высказываний преступников; фонетике и лексике и иным особенностям составляется психологический портрет, тип преступника. В зависимости от социально-правовой характеристики ведущих мотивов Н.В.Андреев выделил следующие типы преступников, захватывающих заложников:

1) Уголовный:

а) «бегун» (мотив захвата заложников – уголовный, избежание наказания, обстоятельства захвата – застигнут в момент совершения преступлений);

б) «вымогатель» ( мотивировка поступка – получение выгоды; обстоятельства захвата – действует по заранее разработанному плану);

в) «боевик» (мотивировка – добиться освобождения или изменения условий своего заклбчения; обстоятельства захвата – действует по заранее продуманному и тщательно отработанному плану).

2) Политический:

а) «социальный протестант» (мотив – социальный протест; обстоятельства захвата – последнее средство добиться определенных, как правило, личных социальных улучшений);

б) «преобразователь» (мотив – требования определенных социальных преобразований в обществе; обстоятельства захвата – действия тщательно спланированы, организованы, контролируются «вышестоящим руководством», которое в акции не участвует);

3. Психологический:

а) «самоубийца» (мотивировка поступка – доказать свою правоту; обстоятельства захвата – ярко выраженный аффект);

В последнее время многие специалисты выделяют так называемый «суицидальный терроризм» (использование террористов-смертников). Теоретическое обоснование террористической деятельности сводится к тому, что современное общество утратило способность к конструктивному и ненасильственному решению общественно-политических проблем. В результате этого объектом террористических акций становятся не только политические деятели, но и обычные люди, которые, по мнению террористов, должны быть патологически запуганы, чтобы легко поддаваться требованиям «нового порядка».

Как результат вышеизложенного, террористы-смертники стали широко использоваться для совершения крупных, масштабных террористических акций, вызывающих широкий общественный резонанс. Всему миру известны такие теракты с их участием, как взрывы 11 сентября 2001 года в США, в феврале 2004 г. в Московском метро, в июне 2003 г. на рок-фестивале в Москве, двух самолетов в августе 2004 г., 24 января 2011 года в аэропорту Домодедово. Активно используются террористы-смертники против правительственных сил и армии США в Ираке. По мнению профессора В.Н. Смирнова, для исполнения террористической акции наиболее подходят люди с определенными индивидуально- и социально-психологическими особенностями, возрастными данными и религиозными убеждениями. В связи с этим для правоохранительных органов приобретает особую актуальность составление примерного психологического портрета террориста-смертника, учитывающего эти особенности (см. приложение 1)[27].

б) психически больной (мотив – освобождение от личностной проблемы; обстоятельства захвата – поступки в основном бессознательны, нелогичны, непредсказуемы);

в) «мститель» (мотив – субъективно мучительное чувство обиды, стыда, униженного достоинства; обстоятельства захвата – действия целенаправленны, продуманы, логичны настолько, насколько позволяет интеллект преступника)[28].

С учетом современных тенденций в России к этим трем типам А.М.Столяренко добавляет еще один тип:

«религиозный фанатик» (мотив – фанатичая защита, например, идей вакхабизма, распространенная на северном Кавказе). Женщины-террористки – социально неустроенные. Они хотят быть святее бога, русской православной церкви.

Первой отечественной работой по правовым, организационным, психологическим вопросам таких переговоров стала монография В.П.Илларионова «Переговоры с преступниками» (М., 1994), а затем были опубликованы и другие работы (А.В. Буданова, 1995; И.В.Свирской, Н.В.Андреева, 1995, 1997 и др.).

Переговоры с преступниками рассматриваются в них как один из ненасильственных способов борьбы, суть которого – правомерное психологическое воздействие, а цель – склонение к отказу от продолжения преступного деяния, а также к содействию в раскрытии и расследовании преступлений.

Ведение переговоров с преступниками – психологически напряженный труд и в международной практике существует понятие «стресс переговорщика». Переговорщики подбираются на добровольной основе с учетом их подготовленности и личных качеств. Подходят лица, отличающиеся общительностью, способностью к убеждению, находчивостью в разговоре тактичностью, самообладанием, практическим умом, здравым смыслом, умением слушать и задавать вопросы, способностью вызвать доверие[29].

По мнению В.И. Черненилова «При ведении переговоров следует не только использовать подстройку, сочувствие (эмпатию), но и поскольку переговоры это борьба – то переговорщик должен демонстрировать стремление к победе, желание достичь успех в этой борьбе» (В.И.Черненилов)[30].

Виды переговоров: тупиковые (когда переговоры ведутся для прикрытия подготовки спецоперации); имитация переговоров (когда переговоры ведутся с душевно больным человеком)[31].

Тактика и методика переговоров с преступниками представляет собой цепь вопросов, предложений, компромиссов, соглашений и ориентируется на:

· установление психологического контакта с ним,

· достижение конструктивных взаимоотношений,

· оказание психологического влияния с целью изменения поведения.

В упорной психологической борьбе приходится преодолевать сопротивление, склоняя к отказу от совершения противоправных действий, освобождению заложников и добровольной сдаче властям. Методы и приемы, используемые при ведении переговоров:

1) убеждение и внушение;

2) стимулирование и рекомендации;

3) психологическое воздействие и психологическое давление;

4) самораскрытие (откровенное раскрытие себя перед преступником как личности со своими мыслями, пониманием, опытом жизни, чувствами, интересами и пр.);

5) идентификация (мысленное представление себя на месте преступника, вхождение в его мысли);

6) рефлексия (осознание того, как ты воспринимаешься глазами преступника);

7) эмпатия (вчувствование в состояние и переживания преступника);

8) демонстрация уверенности и спокойствия и др.

Общие правила ведения переговоров:

- Создание ситуации переговоров, поиск взаимоприемлемых решений;

- Демонстрирование переговорщиком психологической устойчивости;

- Затягивание переговоров с тем, чтобы выиграть время на уточнение обстоятельств, осуществление разведывательных и поисковых мероприятий;

- Требование со стороны переговорщиков о сохранении жизни и здоровья заложников;

- Поддерживание веры преступников в возможности удовлетворения их требований;

- Установление доверительных отношений и др.

Сотрудник в экстремальной ситуации может проявить так называемую беспечность. Феномен беспечности – антипод бдительности. Выделяют два вида беспечности: первичная и вторичная.

Первичная беспечность связана с незнанием, непониманием опасности, необходимости бдительности и осторожности.

Первичная беспечность – привыкание к опасности, притупление бдительности, которая встречается у людей хорошо осведомленных, профессионально опытных, многократно успешно действовавших в условиях опасности.

Гибнут, часто и профессионалы. Профессионализм – не лихачество, «игра с огнем», а постоянная бдительность, соответствующая степени опасности осмотрительность, осторожность. Лихачу же, как выражался известный американский летчик Д.Коллинз, впервые перелетевший Атлантику, стоит помнить, что друзьям, возможно, вскоре придется принести цветы на его могилу.

Определенное влияние на принятие сотрудником решения о риске оказывает пережитая опасность. В связи с этим обстоятельством выделяются два основных феномена: эффект Карпентера и эффект обожженных пальцев. Эффект Карпентера заключается в том, что каждое восприятие и представление порождает склонность к подобному же восприятию и представлению. Сотрудник, получивший в опасной ситуации ранение или психотравму, теряет веру в возможность избежания несчастных случаев в будущем. У него развивается «беспокойство тревоги», требующее оказания психотерапевтической помощи.

Эффект обожженных пальцев представляет собой противоположную характеристику поведения сотрудников. В этом случае сотрудник, переживший опасность, становится более предусмотрительным, осторожным, у него развивается способность к мотивированному и обоснованному риску[32].

Зарубежные и отечественные исследования психологии безопасности деятельности сотрудников органов внутренних дел позволяют составить обобщенный психологический портрет погибших. К числу основных параметров такого портрета можно отнести:

· недостаточно личностные предпосылки для нормального выполнения служебных обязанностей: отсутствие необходимых физических данных и профессиональной подготовленности, неблагоприятные психические состояния, переутомление, виктимные качества и др.;

· неиспользование установленных правил, особенно в отношении ареста, задержания, обыска, конфликта с задержанным и т.п.;

· переоценка своих возможностей в «чтении» других людей, их познании;

· игнорирование прикрытия при возможности его иметь;

· притупление бдительности и доверчивость (ставка только на хорошее в людях);

· использование применения силы только как последней возможности, что ведет к запаздыванию в силовом реагировании;

· неумение предвидеть опасность;

· неверные действия в ситуации опасности («открывал спину» преступникам, не торопился двигаться, не маскировался, не искал укрытия, вел себя самоуверенно и т.п.);

· неверные решения и неудачная тактика действия в ситуации опасности;

· необоснованный риск[33].

Поэтому формирование способности к обеспечению личной профессиональной безопасности сводится к формированию образов-представлений сотрудника о сущности типовых опасных ситуаций в профессиональной деятельности, своей роли при разрешении таких ситуаций, методах эффективной и безопасной работы.

Условия безопасности можно свести к трем словам: информированность, бдительность, здравый смысл. Условий, естественно, больше. Это и профессиональная подготовленность, и психологическая устойчивость, и практический опыт, и в первую очередь - строгое соблюдение закона. Именно легкомысленные взаимоотношения сотрудника органов внутренних дел с законом являются частой причиной, по которой провокационные действия по отношению к нему могут дать результат. Однако при соблюдении прочих условий, необходимых для эффективной профессиональной деятельности вообще, эти три могут составить «треугольник безопасности».

Формирование способности к обеспечению личной безопасности является своеобразной гарантией остаться живым и здоровым. Основные блоки содержания такого формирования находят свое выражение в понимании структуры подготовленности. В полиции США подготовленность наглядно представляется в виде пятиконечной звезды, на лучах которой: умственные способности, владение оружием; физическая подготовка; тактика; экипировка (см. рисунок 1). Профессор А.В. Буданов добавляет к ним цель, а профессор А.И. Папкин – моральный дух как результат профессионально-психологической подготовки.

Звезда выживания»

 
 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.