Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Со­трудника органов внутренних дел




Профессиограмма и психограмма профессиональной деятельности

 

Чтобы иметь представление о профессиональной деятельности в психологии юридического труда используется метод профессиографического анализа. Результатом научных исследований в области психологии юридического труда стали профессиограммы сотрудников органов внутренних дел. Одной из первых была профессиограмма следователя, в ее разработку внесли вклад ученые – д.ю.н., профессор А.В. Дулов, д.психол.н., профессор В.Л. Васильев, д.ю.н., профессор Ю.Ф. Чуфаровский, д.психол.н., профессор В.В. Романов.

Под профессиограммой сотрудников органов внутренних дел будем понимать научно обоснованный перечень взаимосвязанных видов (сторон) деятельности, а также профессионально важных качеств личности, которые влияют на успешность профессиональной деятельности.

Указанные авторы рассматривают следующие основные подструктуры профессиональной деятельности следователя. Данные стороны деятельности раскрывают и деятельность сотрудников органов внутренних дел.

1) познавательно-прогностическую (когнитивную);

2) коммуникативную (общения);

3) организационно-управленческую;

4) воспитательную (профилактическую)[12].

Дадим краткую характеристику каждой из указанных сторон деятельности применительно к деятельности сотрудников органов внутренних дел как частного вида юридической деятельности.

1. Познавательно-прогностическая деятельность лежит в основе профессиограммы сотрудника органов внутренних дел и заключается в собирании исходной информации о лице, подозреваемом в совершении преступления; при наблюдении и контроле за дорожным движением, выявлении нарушений Правил дорожного движения, решении профилактических задач. Эта деятельность имеет особое значение и заключается в вычленении из окружающей среды профессионально значимой информации, которая дает сотруднику возможность с достоверностью представить событие с такой точностью, как этого требует закон.

Познавательно-прогностическая деятельность необходима для определения адекватности поведения и состояния гражданина (например, водителя и возможности дальнейшего передвижения этого водителя на транспортном средстве, правонарушителя); благоприятности обстановочных условий (например, ритмичности и безопасности движения); необходимости оказания правомерного психологического воздействия на гражданина; обеспечение безопасности граждан; оказание помощи потерпевшим и пр.

В решении перечисленных задач, безусловно, велика роль профессионального и жизненного опыта сотрудника органов внутренних дел, а также следующих профессионально-психологических качеств, способностей и умений сотрудника:

· психологическая наблюдательность (умение подмечать внешние проявления состояний граждан, угадывать их психологические мотивы действий и поступков);

· уметь наблюдать за самим собой, обеспечивая самоконтроль, управление собственным поведением и своевременное исправление допущенных ошибок;

· профессионально развитые мышление, память, воображение, интуиция (вычленить существенные признаки правонарушения, определять обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу; оценить взаимоотношения с гражданином, запомнить профессионально значимую информацию и пр.);

· прогностические способности (спрогнозировать последствия события, что позволит принять правильное решение);

· владение письменной речью, которая отличается соблюдением правил грамматики, логики, стилистики при оформлении специально предусмотренных законом форм: постановлений, протоколов, рапортов и т.д.

2. Коммуникативная деятельность сводится к главным инструментам в работе сотрудника органов внутренних дел - речи и языку. Сложные взаимоотношения сотрудника с гражданами (правонарушителями, подозреваемыми, свидетелями) требуют не только знаний психологии личности и общения, приемов разрешения конфликтных ситуаций. Формула “чтобы уметь - надо знать” понимается однозначно: знания должны быть практически закреплены, стали совершенными умениями, превратились в особое качество личности - умелость.

По данным опроса 190 граждан[13], почти две трети опрошенных (64% отношение к ним со стороны сотрудников органов внутренних дел рассматривают как недоброжелательные, а в 71% респондентов также указали, что в результате непосредственного общения с сотрудниками ОВД отношение к ним изменилось в худшую сторону. В итоге граждане воздвигают дополнительные грани различий между собой и сотрудниками, т.е. происходит групповая поляризация на «мы» и «они» (прежде всего по типу «свои»-«чужие»). Здесь срабатывает механизм группового фаворитизма, связанный с предпочтением, одобрением всех действий своей группы и недооценкой, недоверием к другой. Негативным фактором также является и то, что 51% опрошенных граждан, ведущим мотивом в общении сотрудников МОБ называют их властное самоутверждение, и лишь 38% респондентов указывают на мотивацию, обусловленную реальной ситуацией в профессиональной деятельности.

При общении с сотрудниками Госавтоинспекции граждане испытывают следующие затруднения:

· сотрудники не хотят общаться и ограничиваются лишь своими властными полномочиями (29%);

· сотрудники занимают в общении авторитарную позицию «сверху»; не видят в гражданине личность (25%);

· сотрудники плохо разбираются в людях (20%);

· не могут войти в положение граждан (14%);

· нет взаимопонимания (12%).

Успешность взаимодействия сотрудника с партнером (гражданином, коллегой, представителем других правоохранительных органов) зависит от психологического контакта и доверительных отношений между ними, а это, в свою очередь связано с уровнем знаний и профессиональным опытом общения. Перечислим профессионально важные качества сотрудника, влияющие на успешность коммуникативной деятельности:

Профессионально важные качества сотрудника, влияющие на успешность коммуникативной деятельности:

· позитивная направленность не людей;

· интеллектуальные способности (внимательность, наблюдательность, сообразительность любознательность и др.);

· эмоциональные качества (уравновешенность, доброжелательность, эмпатийность и др.);

· волевые качества (самообладание, решительность, целеустремленность и др.);

· коммуникативные способности (учитывать индивидуальные способности граждан, устанавливать психологический контакт и доверительные отношения различными категориями граждан и сотрудников, преодолевать конфликты и пр.);

· культура речи, общения, поведения (тактичность, вежливость и др.).

3. Организационно-управленческая деятельность. Сотрудник органов внутренних дел выступает и как организатор собственной профессиональной деятельности (например, сотрудник ДПС ГИБДД контролирует соблюдение правил дорожного движения, а также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, обеспечивая сохранение жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения), принимая ответственные решения, и добивается их реализации. Сотрудник выступает в качестве координатора деятельности многих людей – очевидцев, свидетелей, сотрудников органов внутренних дел.

Для осуществления организационно-управленческой деятельности сотруднику органов внутренних дел необходимы следующие профессионально важные качества, умения и способности:

· способность точно ориентироваться в деятельности, разбираться в качествах людей и их возможностях;

· умение организовывать свою деятельность, а также деятельность и поведение других (особенно в экстремальных ситуациях);

Например, для того, чтобы организовать работу со свидетелями и очевидцами произошедшего ДТП опытные сотрудники ДПС ГИБДД используют следующие приемы: предупреждают граждан об опасности нахождения на месте ДТП, заинтересованно начинают беседовать с очевидцами, потерпевшими и пр. участниками ДТП. Любопытствующие и зеваки, не удостоенные внимания со стороны сотрудников ДПС, постепенно расходятся.

· организованность, энергичность, настойчивость, обеспечивающие деятельность по контролю за соблюдением правил дорожного движения, регулировании дорожного движения и пр.;

· ответственность, требовательность, находчивость при руководстве деятельностью участников дорожного движения, коллегами при выполнении своих обязанностей;

· выдержка, самокритичность, дисциплинированность, чувство собственного достоинства в отношениях с коллегами, должностными лицами, руководством.

· умение оказывать управляющее воздействие на участников дорожного движения, разумное использование при этом власти.

Сотрудник органов внутренних дел часто работает в стрессовых и экстремальных условиях, поэтому ему необходимо быть психологически подготовленным к решению оперативно-служебных задач, уметь планировать и организовывать работу, связанную с риском для жизни.

Например, для выполнения необходимых мероприятий на месте дорожно-транспортных происшествий, оформления протоколов об административных правонарушении и решения других вопросов сотрудник ДПС ГИБДД, участковый уполномоченный должен обладать организаторскими умениями и навыками. Организаторские качества необходимы сотрудника органов внутренних дел для оказания управляющего воздействия на граждан, разумного использования при этом власти, организации исполнения принятых решений.

4. Воспитательная деятельность охватывает профилактические мероприятия, правовую пропаганду среди граждан, оказание воспитательного воздействия на граждан, должных лиц, напарника (особенно менее опытного в профессиональном и житейском плане).

Эффективность ее осуществления зависит от следующих профессионально важных качеств, умений и способностей:

· высокий уровень правосознания и нравственных качеств;

· устойчивая профессиональная направленность (интерес к профессии; мотивы, побуждающие к эффективности профессиональной деятельности);

· положительно эмоциональное отношение к профессии и профессиональной деятельности;

· коммуникативные способности;

· умение оказывать воспитательно-профилактическое воздействие на различные социальные и возрастные категории правонарушителей правил дорожного движения и др.

Воспитательная сторона деятельности сотрудника органов внутренних дел отражает устойчивую профессиональную направленность сотрудника, интерес к профессии, мотивы, побуждающие к эффективности профессиональной деятельности и положительно эмоциональное отношение к ней.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 3378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.