Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сотрудника органов внутренних дел




 

Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел специфична: т.к. объектом труда выступает человек (гражданин, партнер, коллега). Предметом профессиональной деятельности являются социальные системы, сообщества, социальные группы, личность.

К основным психологическим особенностям профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел относятся следующие:

1. Принадлежность к типу профессий «человек - человек» (согласно классификации Е.А. Климова[6]). Постоянные контакты, взаимодействие и взаимоотношения сотрудников органов внутренних дел с разными категориями граждан требуют проявления к ним внимания, решения правовых проблем, оказания помощи в виде консультаций и пр. Причем в качестве партнеров выступают не только граждане, могущие оказать содействие и вступить в конфронтацию, но и сотрудники подразделений ОВД и работники других правоохранительных органов, взаимодействующие с сотрудниками в решении оперативно-служебных задач. Указанные категории людей обладают индивидуальными психологическими особенностями, которые необходимо учесть и использовать сотруднику в своей деятельности.

2. Детальная правовая регламентация деятельности обязывает сотрудников руководствоваться нормами права, нормативными правовыми документами, служебными инструкциями и приказами. Отступление от служебных обязанностей и нарушение сотрудником должностных полномочий рассматривается как нарушение им правовой регламентации его деятельности и закона.

3. Властные полномочия даны сотрудникам органов внутренних дел для того, чтобы они могли более полно реализовать свои должностные обязанности, направленные на обеспечение безопасности и благополучия граждан. К властным полномочиям относятся: возможность применения санкций принуждения, выяснение подробных обстоятельств личной жизни людей, ограничение свободы отдельных граждан, обоснованное применение силы. Стоит подчеркнуть, что сотрудник органов внутренних дел может применять правомерные методы воздействия на граждан. В законе «О полиции» в статье 5 «Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина» закреплено принципиальное положение о том, что в отношении к гражданам (правонарушителю, подозреваемому, свидетелю) запрещено использовать угрозы, насилие, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение[7].

4. Конфликтный характер деятельности обусловлен тем, что значительная часть граждан имеет противоположные мотивы и суждения, чем сотрудники органов внутренних дел. Более того, при столкновении интересов и сотрудники органов внутренних дел и граждане проявляют типичные для конфликтных ситуаций инциденты в виде проявлений агрессии, эгоизма и превосходства. Подобные разрушающие переживания затрудняют достижение целей конфликтующих сторон, а сами действия приводят к неизбежным конфликтам, которые разрешать значительно труднее, чем конфликтные ситуации.

В исследовании, проведенном в ОРЮИ МВД России в 2008-2009 году, было установлено, что конфликтные взаимодействия возникают чаще всего у инспекторов ДПС ГИБДД со следующими участниками дорожного движения:

- лицами, находящимися в состоянии опьянения, агрессивно настроенными (на это указали 68 % слушателей выпускного курса и 60,5 % инспекторов ДПС ГИБДД);

- молодыми людьми 17-25 летнего возраста (соответственно 56 % и 34,2 %); пешеходами (соответственно 36 % и 39,5 %);

- высокопоставленными лицами, руководителями (32 % и 34,5 %);

-коммерсантами и предпринимателями (32 % и 28,9 %).

- сотрудниками органов внутренних дел (26,3 % и 4 %). Представляется, что небольшой опыт инспекторов ДПС приводит к проявлению большей лояльности и уступчивости в разрешении психологического противоречия или противоборства с сотрудниками органов внутренних дел[8].

Эмоциональная и интеллектуальная напряженность конфликтных взаимоотношений накладывает отпечаток на профессиональную деятельности и предъявляет особые требования к сотруднику органов внутренних дел. Так, по мнению опрошенных инспекторов ДПС ГИБДД, для минимизации конфликтного взаимодействия они должны обладать: развитыми интеллектуальными способностями, эмоционально уравновешенностью и дисциплинированностью, высокой нравственностью и законопослушанием [9].

5. Психические и физические перегрузки сотрудников органов внутренних дел возникают не только в ситуациях риска и ожидания опасности (экстремальных ситуациях), но и каждый день, который насыщен информационной недостаточностью и дефицитом времени для решения оперативно-служебных задач, непредсказуемостью событий, отказом от отдыха и пр. Указанные особенности профессиональной деятельности вызывают отрицательные эмоции, которые приходится часто подавлять. В этой связи согласимся с мнением В.П. Михайловой о том, что частота возникновения отрицательных эмоций высока, поэтому сотрудники должны уметь подавлять или контролировать собственные эмоции и эмоции партнера по общению[10].

Подчеркивая значимость эмоциональной устойчивости при выявлении сотрудником противоправных действий и их пресечении, в «Кодексе профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел» указано, что сотрудник должен:

1) сохранять выдержку и достоинство, контролировать своё эмоциональное состояние, своим видом и действиями демонстрировать уверенность и спокойствие;

2) проявлять эмоционально-психологическую устойчивость при провоцировании правонарушителями конфликтной ситуации; не позволяя втянуть себя в конфликт, предпринимать все возможные меры к его разрешению и пресечению[11].

3. Нестандартный характер деятельности,несмотря на типичность профессиональных ситуаций, характерен для сотрудников органов внутренних дел. Любое правонарушение или преступление является неповторимым не только в совершении их гражданами, но и уникальным в раскрытии и расследовании, применении административных и уголовных санкций. Это накладывает отпечаток на проявление у сотрудников органов внутренних дел гибкого мышления, аналитических способностей, исключая шаблонность и стереотипность подходов.

Таким образом, перечисленные психологические особенности профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел обусловлены спецификой выполняемой деятельности а накладывают отпечаток на предъявляемые к личности требования, которые будут подробно рассмотрены следующем вопросе лекции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.