Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объект, предмет, задачи и функции педагогики как науки




Нормативные, руководящие и инструктивные документы

Основная

Литература

Лекция 1

Педагогика как наука о воспитании

Составитель: Якубель Г.И., доцент кафедры основ специальной педагогики и психологии БГПУ, кандидат педагогических наук, доцент

Понятийный аппарат: педагогика ● объект педагогики ● предмет педагогики ● воспитание ● обучение ● образование ● дидактика ● андрагогика ● методология педагогики ● неопозитивизм ● прагматизм ● бихевиоризм ● экзистенциализм ● диалектический материализм ● деятельностный подход ● системный подход

Вопросы лекции

1. Объект, предмет, задачи и функции педагогики как науки.

2. Категориальный аппарат педагогики.

3. Система педагогических наук и их связь с другими науками.

4. Методология педагогики, ее уровни.

 

Педагогика / под ред. В.А. Сластенина. М., 2002. Гл. 5, 6 (§ 1–3).

Степаненков Н.К. Педагогика школы. Минск, 2007. Тема 1 (§ 1–5, 7).

Харламов И.Ф. Педагогика. Минск, 2000. Гл. 1, 2 (§ 1, 2, 4, 5), 5 (§ 1–3), 7.

 

Об образовании: Закон Республики Беларусь, в ред. от 19 марта 2002 г. Гл. 1 (ст. 2), 2 (ст. 6–8).

 

Дополнительная

Краевский В.В. Общие основы педагогики. М., 2006. Альтернативный источник: Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап. М., 2006.

Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М., 1989.

 

Термин «педагогика» имеет несколько значений. Во-первых, он обозначает науку о воспитании. Во-вторых, иногда можно услышать мнение, что педагогика – это искусство воспитания, и тем самым она приравнивается к педагогической практике. В-третьих, в последние десятилетия этим словом стали обозначать разнообразные подходы к воспитанию, его методы и формы: «педагогика сотрудничества», «личностно ориентированная педагогика», «семейная педагогика», «музейная педагогика» и т. п.

Такая неоднозначность приводит к путанице, мешает ясному и научному изложению. Для того, чтобы не уклоняться в сторону при объяснении сложных педагогических проблем, примем однозначную трактовку: термин «педагогика» означает педагогическую науку, то есть систему теоретических и методических идей по вопросам воспитания, и только в этом смысле будем употреблять это слово.

Кратко рассмотрим гéнезис (происхождение) педагогики как науки.Человек выделился из мира животных 2–3 млн. лет назад, а 40–35 тыс. лет назад появился человек современного физического типа. Именно тогда началась историческая эпоха и, одновременно, зародилось воспитание как особый вид человеческой деятельности. Вначале воспитание было неотделимо от трудовой деятельности первобытных людей (младшие члены первобытной общины научались в процессе прямого включения в деятельность старших и подражая им). Позднее воспитание институализируется (оформляется как род занятий, ремесло), появляются люди, которые специально занимаются воспитанием, подготовкой молодого поколения к труду и защите племени. Процесс воспитания на этом этапе носил общественный характер, осуществлялся в специальных «домах молодежи» и заканчивался инициацией (посвящением юношей и девушек во взрослые члены общины). В условиях разложения родоплеменного строя появляется индивидуальная семья и собственно семейное воспитание. Тогда же воспитание начинает дифференцироваться: для детей знати – главным образом умственное и военное, для детей бедняков – физическое и трудовое.

В эпоху древневосточных цивилизаций (VII–V вв. до н. э.) возникает школа как особое воспитательно-образовательное учреждение. Тогда же начинают развиваться теоретические представления о воспитании. Например, Конфуций определил цель воспитания как моральное совершенствование, подготовку «благородных мужей» (согласно Конфуцию, «благородные мужи» преследуют свой долг, в то время как «низкие мужи» – свою корысть).

В Древней Греции появился термин «педагог» (pais – дитя и ago – веду, дословно – ведущий ребенка, детоводитель). Так называли раба, сопровождавшего в школу детей состоятельных родителей; собственно учитель носил название «дидаскáл» (греч. didaskein – учить). Следовательно, термин «педагогика» переводится как «детовождение».

С древнейших времен и до начала XVII века продолжался донаучный период развития педагогики: педагогические идеи развивались в рамках философии. Все крупные педагоги этого периода известны прежде всего как философы (Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит, Фома Аквинский, Эразм Роттердамский, Мишель Монтень, Кирилл Туровский, Франциск Скорина, Сымон Будный и другие).

Начало научного периода в развитии педагогики, когда она наконец-то выделилась в самостоятельную область познания, связано с именами Фрэнсиса Бэкона и Яна Амоса Коменского. Английский философ и естествоиспытатель Ф. Бэкон в 1623 г. издал трактат «О достоинстве и увеличении наук», в котором сделал попытку классифицировать науки и в качестве отдельной отрасли научного знания назвал педагогику, под которой понимал «руководство чтением». Официальной датой рождения педагогики можно считать 1632 год, когда вышла в свет книга Я.А. Коменского «Великая дидактика».

В русский язык термин «педагогика» ввел выдающийся общественный деятель времен царствования Екатерины II, просветитель и журналист Николай Иванович Новикóв. Он же первым в России объявил педагогику наукой.

Объективной предпосылкой возникновения и развития педагогики, как и любой науки, являются социально-экономические потребности общества в подготовке подрастающих поколений к жизни. На развитие педагогической теории и практики всегда влияли также политика и идеология.

Объект, предмет, задачи и функции педагогики. Каждая наука имеет свой объект и предмет исследований. Объект науки отвечает на вопрос: какая часть объективного мира, какой круг явлений изучается данной наукой? Предмет указывает на то, что конкретно в объекте изучается данной наукой. Объект и предмет науки соотносятся как общее и частное.

Долгое время в качестве объекта педагогики рассматривался ребенок (в учебниках педологии так и писали: объект исследования – развивающийся ребенок). В 20–30-е годы XX столетия А.С. Макаренко и другие исследователи опровергли это воззрение и указали, что объектом исследования педагогики выступает совокупность педагогических явлений.

Педагогическое явление может считаться таковым, если в нем:

а) целенаправленно решаются задачи воспитания, обучения, образования;

б) имеет место определенным образом организованное педагогическое взаимодействие (педагога и ребенка, родителей и ребенка, педагога и родителей).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.