Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Категориальный аппарат педагогики




Объектом педагогики как науки является воспитание.

Вся совокупность педагогических явлений получила название воспитания.

Но объект нередко один и тот же у многих близких наук. В частности, разные аспекты воспитания рассматривают философия воспитания, социология, педагогическая психология и т. д.

Предметом педагогики является сущность воспитания как взаимосвязанной деятель­ности педагога и воспитанника, направленной на развитие личности последнего; эту сущность составляют цели, содержание, закономерности, принципы, методы, средства и формы организации воспитания.

Задачи педагогики:

1. Вскрытие закономерностей в области воспитания, обучения, управления образовательными системами.

2. Изучение и обобщение опыта педагогической деятельности.

3. Разработка целей, содержания, методов, средств, форм, технологий, систем воспитания, обучения и управления образовательными структурами.

4. Внедрение результатов педагогических исследований в практику.

5. Прогнозирование развития образования.

Педагогика, как и всякая наука, выполняет две основные функции: фундаментальную (теоретическую) и прикладную (технологическую). Изучение, объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно-следственных связей процесса воспитания, научное предвидение развития того или иного педагогического явления, построение теоретических моделей преобразования педагогической действительности – это выражение фундаментальной (теоретической) функции педагогики. Разработка практических рекомендаций для учителей и воспитателей, новых методик, технологий учебно-воспитательного процесса – это реализация прикладной (технологической) функции педагогики.

Всякая наука оперирует присущим ей набором категорий – наиболее общих понятий, из которых выводятся все остальные ее понятия. Например, для психологии такими общими категориями являются: «психика», «личность», «деятельность». Основные педагогические категории: «воспитание», «обучение», «образование».

Родовым (корневым, исходным) понятием в педагогике следует считать воспитание. Этимологически слово «воспитание» происходит от древнерусского възъпитание – возвышение, духовное питание человека. В отечественной педагогике термин «воспитание» употребляется в двух смыслах.

Воспитание в широком смысле – это передача старшими поколениями и усвоение новыми поколениями социального опыта, включающего систему знаний, навыков и умений, способов творческой деятельности и ценностных отношений.

Воспитание в широком педагогическом смысле включает в себя воспитание в узком смысле и обучение.

Воспитание в узком смысле – это процесс целенаправленн ого форми-рования ценностных отношений к действительности (нравственных, эстетических идеологических, социальных). Ценностное отношение, глубоко усвоенное, «принятое» человеком, ставшее частью его «Я», носит название личностного качества. Поэтому воспитание в узком смысле можно также определить как целенаправленный процесс формирования личностных качеств.

Синонимом воспитания в узком смысле является термин «воспитательная работа».

Обучение – процесс целенаправленного взаимодействия педагога и учащихся, в котором учащиеся под руководством педагога усваивают знания, навыки, умения, а также способы творческой деятельности, мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи.

Можно сказать иначе: воспитание в узком смысле – это формирование главным образом опыта социального поведения, а обучение – формирование опыта познавательной и предметно-практической деятельности. При этом граница между воспитанием в узком смысле и обучением весьма условна.

Образование (нем. Bildung – образованиеот Bild – картина, образ) как специальное педагогическое понятие ввели в научный обиход немецкий писатель, мыслитель Иоганн Вольфганг Гёте и швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци на рубеже XVIII и XIX веков. Они рассматривали образование как формирование образа Божия в человеке, духовное и физическое становление и совершенствование.

В наше время понятие «образование» употребляется чаще всего в трех значениях.

Во-первых, образование как процесс. В этом значении образование приближается к понятию воспитания в широком смысле.

Во-вторых, образование как результат обучения и воспитания. Именно в этом значении мы употребляем слово «образование», когда говорим о ком-либо: «он получил блестящее образование», «ему не хватает образования».

В-третьих, образование как социальный институт, как сферу общественной жизни и профессиональной деятельности людей. В этом значении мы употребляем термин «образование», когда говорим: «национальная система образования», «реформы в образовании», «работники образования».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.