КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система педагогических наук и их связь с другими науками
Педагогика включает ряд отраслей (педагогических наук): общую педагогику, частные педагогики, прикладные педагогики, частные методики преподавания. Общая педагогика исследует основные закономерности воспитания и обучения, общие для всех возрастов и категорий воспитанников. Общая педагогика составляет основу всех остальных направлений и отраслей педагогических знаний, и потому должна изучаться студентами педагогических специальностей в первую очередь. Общая педагогика, в свою очередь, включает следующие основные разделы: история образования и педагогической мысли; сравнительная педагогика; этнопедагогика; дидактика; теория воспитания; школоведение. История образования и педагогической мысли изучает развитие педагогических идей, теорий и систем. Сравнительная педагогика (на Западе в синонимическом значении употребляется термин «компаративистика») изучает различия в системе образования в разных странах и регионах мира, а также общие тенденции развития образования в мире. Этнопедагогика изучает взгляды, идеи, принципы, методы, средства воспитания, бытующие у разных народов, сформировавшиеся в донаучный период и, как правило, получившие отражение в фольклоре. Другими словами, объект исследования этнопедагогики – народная педагогика (например, народная педагогика белорусов). Дидактика (греч. didakticos – поучительный от didaskein – учить, наставлять, поучать) – теория обучения. Это раздел общей педагогики, рассматривающий сущность процесса обучения, общие закономерности и принципы, на которых осуществляется процесс обучения, содержание образования, методы, средства и формы организации обучения и контроля его результатов. Все эти вопросы дидактика разрабатывает в общепедагогическом плане, безотносительно к содержанию того или иного учебного предмета. Теория воспитания – раздел общей педагогики, рассматривающий сущность, закономерности, принципы, методы, средства, формы организации процесса воспитания и диагностики его результатов. Педагогический менеджмент (раньше эту отрасль педагогики называли «школоведение») – раздел общей педагогики, изучающий проблемы организации народного образования, деятельности должностных лиц в учреждениях образования, формы и методы руководства учебно-воспитательным процессом. Помимо общей педагогики, выделяют частные педагогики. Критериями классификации здесь выступают возрастные и некоторые другие особенности воспитанников. Так, в зависимости от возраста воспитанников выделяются: ● ясельная педагогика (изучает вопросы воспитания детей раннего возраста – до 3 лет); ● дошкольная педагогика (от 3 до 6 лет); ● педагогика школы (от 6 лет до окончания школы); ● педагогика профессионального образования (внутри ее выделяется особый раздел – педагогика высшей школы); ● андрагогика (теория обучения и воспитания взрослых). В наше время на Западе иногда говорят о геронтогогике – теории обучения и воспитания пожилых людей. Кроме возрастных групп, выделяют некоторые другие особые группы воспитанников. Так, вопросы обучения и воспитания детей с отклонениями психофизического развития, разрабатывает коррекционная, или специальная педагогика (устаревшее название – дефектология, от греч. defectus – недостаток). Коррекционная педагогика, в свою очередь, делится на такие отрасли, как олигофренопедагогика, тифлопедагогика, сурдопедагогика, логопедия. Семейная педагогика изучает процессы формирования личности ребенка в семье. Социальная педагогика изучает процессы социального воспитания, то есть формирования личности в социальной среде (общество в целом, общественные организации и движения, неформальные молодежные объединения, СМИ, религиозные общины, деятельность педагогов-общественников). Социальную педагогику особенно интересуют проблемы воспитания тех детей, которые подвергаются риску и нуждаются в социальной поддержке и защите (сироты, инвалиды, дети, растущие в асоциальном окружении). С социальной педагогикой тесно связана превентивная педагогика, которая изучает пути и способы предупреждения и преодоления асоциальных отношений среди молодежи. Вопросы перевоспитания преступников и правонарушителей (детей и взрослых) в условиях исправительного учреждения рассматривает пенитенциарная педагогика. Производственная педагогика изучает процессы профессиональной подготовки, профессионального и личностного развития работников непосредственно на производстве (на заводе, фабрике, в организациях и учреждениях). Спортивная педагогика занимается теорией и практикой подготовки спортсменов, военная педагогика – вопросами подготовки военнослужащих. Частные, или предметные методики (частные дидактики) рассматривают теорию и практику обучения конкретным учебным предметам. Например, говорят о методике преподавания математики, методике преподавания биологии, истории и т. п. Связь педагогики с другими науками. Эта связь осуществляется двояко. Во-первых, имеет место интеграция научных знаний. Педагогика заимствует и интерпретирует идеи других наук. К.Д. Ушинский в книге «Человек как предмет воспитания (опыт педагогической антропологии)» писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Занимаясь вопросами воспитания человеческой личности, педагогика решает их в тесном взаимодействии с другими науками о человеке: философией, социологией, психологией, школьной гигиеной, анатомией и физиологией человека, этикой, эстетикой, кибернетикой и др. Так, философские идеи выполняют важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории, помогая ученым в определении исходных позиций при исследовании педагогических явлений. Социология исследует проблемы социальной обусловленности и социальных функций воспитания. Физиологические идеи об условнорефлекторной деятельности лежат в основе методики формирования умений, навыков, привычек поведения. Кибернетика рассматривает процесс обучения и воспитания как управляемый, который можно планировать, моделировать. Во-вторых, педагогика использует методы исследования других наук, что обогащает ее, как бы «вливает новую кровь». Так, проникновение в педагогику на рубеже XIX–XX веков психологического эксперимента породило экспериментальную педагогику. Использование методов медицины привело к созданию лечебной педагогики и было положено в основу воспитательной системы «школа здоровья». Внедрение методов кибернетики вызвало к жизни особый вид обучения – программированное обучение. Использование метода сравнения, взятого из биологии, породило сравнительную педагогику. Опора на социологические методы (анкетирование, интервьюирование) сделала возможным массовые педагогические исследования. Математические методы в педагогике позволяют исследователям оперировать цифрами, обрабатывать большие объемы материалов, получить количественные оценки эффективности тех или иных методик обучения и воспитания и, за счет этого, повысить меру точности эксперимента.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 919; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |