Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика гражданского машиностроения




ТЕМА 8. ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Рис. 1 Алмазно-бриллиантовый комплекс Якутии

 

В учебниках по географии промышленности издававшихся в советский период машиностроению по праву отводилась большая часть текста. Комплекс рассматривался в качестве ведущего. И действительно, в структуре промышленного производств на него приходилось более 30 %.

За годы рыночных преобразований ситуация изменилась кардинальным образом и в худшую сторону. На машиностроение приходится около 15 % производимой продукции, многие производства в его составе или деградировали или утрачены. Еще сохранились основные производственные фонды заводов, но в ряде случаев нет экономически значимых объемов выпуска продукции (эту ситуацию мы образно называем «пустая география»). Яркий пример «пустой географии» - ситуация в отечественном производстве гражданских самолетов. Так в 2000 году всеми (!) авиационными заводами страны было выпущено 3 гражданских авиалайнера. И это при том, что в СССР их ежегодно производилось не менее 150. При всем том, что в последние годы предпринимались попытки улучшить ситуацию, объемы производства в большинстве отраслей сокращаются так быстро, что географы не успевают отслеживать происходящие сдвиги в размещении производства. Постепенно структура мощностей отечественных заводов приходит в соответствие с реальным платежеспособным спросом на их не всегда качественную продукцию. В этой связи, при отсутствии грамотной политики, можно ожидать исчезновения с экономической карты страны многих предприятий, а возможно и целых отраслей.

Одна сторона медали отечественного машиностроения представлена предприятиями гражданского профиля, другая – предприятиями ОПК (оборонно-промышленного комплекса). Факторы и тенденции их развития, географическое размещение, рассмотрены ниже.

 

Машиностроительный комплекс – сложное межотраслевое сочетание, включающее машиностроение и металлообработку.

Общее количество отраслей в составе комплекса – более 100. Как правило, они объединяются в три основные группы: тяжелое машиностроение (металлоемкое производство), транспортное и сельскохозяйственное машиностроение (трудоемкое производство) и точное машиностроение (наукоемкое производство). В гражданском машиностроении страны насчитывается около 1 600 предприятий.



В территориальном отношении – это самая распространенная отрасль. Её предприятия имеются в 80 субъектах Российской Федерации. Повсеместное размещение предприятий в пределах главной полосы заселения вовсе не означает равномерного развития отрасли. Главный ареал машиностроительного производства приурочен к территории 3 экономических районов: Центрального, Северо-Западного и Поволжского. Именно здесь машиностроение наиболее науко – и трудоемкое, а его отраслевой состав максимально диверсифицирован. В тоже время, к примеру, на Дальнем Востоке страны относительно хорошо развиты только несколько отраслей, а большая часть необходимой машиностроительной продукции поставляется из вне.

Основные рыночные факторы размещения машиностроительных предприятий следующие:

- емкость рынка сбыта и оптимальный масштаб предприятия;

- наличие «поддерживающих» отраслей;

- возможность организации производства на принципах глубокой специализации и кооперирования в рамках локальных территорий и наличия структур «головное сборочное предприятие – субподрядчики» - кластеризация;

- наличие относительно дешевого труда для работы предприятий «отверточной сборки»;

- наличие квалифицированных кадров для организации работы высокотехнологичных предприятий.

В советской плановой экономике определяющим фактором размещения машиностроительных предприятий был военно-стратегический. Именно поэтому, территориальная организация комплекса во многом носила иррациональный характер.

Все многообразие вариантов размещения машиностроения может быть сведено к нескольким типам:

1. Машиностроение крупных центров (разнообразное, трудоемкое).

2. Машиностроение при металлургических базах (металлоемкое).

3. Машиностроение при обслуживаемой отрасли (например, производство тракторов в сельскохозяйственной зоне).

4. Машиностроение небольших центров (моноотраслевое, филиальное).

5. Машиностроение наукоградов (уникальное, высокотехнологичное).

Полной номенклатурой производств располагают всего несколько стран в мире. Россия в последние 20 лет фактически утратила многие производства и перешла к активному импорту, в том числе и из КНР. Из отрасли – локомотива, машиностроение все больше превращается в аутсайдера развития с низкой рентабельностью и темпами обновления основных производственных фондов, физически изношенным оборудованием и стареющими трудовыми кадрами.

Выпуск важнейших видов машиностроительной продукции сократился в десятки раз (табл.1) и не отвечает реальным потребностям страны. Произошедшее за последние годы сокращение производства означает утрату огромного количества рабочих мест в промышленности, рост безработицы в центрах машиностроения, невостребованность технических знаний и др.

Таблица 1





Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 711; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.022 сек.