Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В зависимости от средств общение может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным




Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Под средствами общения понимается то, каким образом личность реализует содержание общения и достигает его цели.

ВВЕДЕНИЕ.

Заключение.

Общение в условиях пограничного подразделения и методы обеспечения его результативности.

Сущность, содержание, функции, средства и техника общения.

Введение.

Л Е К Ц И Я

«Основы психологии общения»

ТЕМА 7: «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ»

 

МОСКВА - 2011 год.

Учебные и воспитательные цели:

1. Ознакомить курсантов с основами психологии общения, его видами, функциями и ролью в развитии личности и профессионального коллектива, в деятельности офицера-пограничника.

2. Воспитывать необходимые положительные качества личности офицера-пограничника.

3. Формировать у курсантов убежденность в необходимости совершенствования умений и навыков межличностного и внутриколлективного общения.

Время -2 часа (90 мин.)

Место- лекторий.

 

План лекции:

 

Литература:

Основная:

Еникеев М.И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии. Учеб.- Норма, 2010.

Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: учеб.- 3-е изд.- М., 2008.

Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология: Учебник для ВУЗов.- 5-е изд.- СПб., 2003.

Дополнительная:

Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник. - М.: Наука, 1994

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Лениздат. 1992

Еникеев М.И. Общая психология: учеб.-10-е изд.- М., 2007.

Романов В.В. Военно-юридическая психология. Учебник. М.,2005.

Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология : учеб. пособие / Л. Д. Столяренко. − Изд. 4-е. − Ростов н/Д. : Феникс, 2006. – 542 с.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология – М.: Академия. 2009



Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – Спб., 2004.

Узнадзе Д.Н. Общая психология – М., 2004.

Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Прикладная военная психология – СПб., 2006.

Леонтьев А.А. Педагогическое общение — М.: Знание, 1979.

 

Презентация, ноутбук, проектор, экран.

 

Постоянным атрибутом жизнедеятельности человека является взаимодействие с другими людьми. Важным средством такого взаимодействия выступает общение.

Общение принадлежит к базовым категориям психологической науки, наряду с такими как сознание, личность, деятельность и т.д. Такая постановка проблемы, возводящая общение в ранг важнейших для психологии категорий, исходит из анализа взаимосвязи общения, деятельности и общественных отношений людей.

Общение имеет огромное значение в развитии личности. Оно играет основную роль на самых ранних этапах зарождения личности и продолжает быть важнейшим условием ее развития на протяжении всей жизни. Вне общения с себе подобными, с окружающим миром человек не может стать личностью.

Необходимость общения сотрудников пограничных органов обусловлена, во-первых, обязанностью совместного участия в деятельности по охране Государственной границы, овладения пограничной специальностью, усвоения норм поведения в профессиональных коллективах; во-вторых, потребностью личности в приобретении социального опыта, приобщении к культурным ценностям.

Войсковой опыт свидетельствует, что успешность деятельности офицера определяется не только его профессиональной подготовленностью, но и умением общаться с подчиненными, личными качествами и способностью руководить людьми. Обусловлено это тем, что более половины служебного времени офицера пограничного подразделения занимает общение с личным составом. Для того чтобы овладеть наукой и искусством общения, офицеру необходимы знания закономерностей и механизмов этого процесса, структуры, форм и приемов общения, а также уяснить его место в сложной системе взаимоотношений сотрудников пограничных органов.

Целью лекции является уяснение сущности и содержания основ общения, его закономерностей и роли в деятельности офицера-пограничника, формирование у курсантов установки на умелую и эффективную организацию личного и внутриколлективного общения в условиях пограничного подразделения.

 


1. Вопрос «СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ФУНКЦИИ, СРЕДСТВА И ТЕХНИКА ОБЩЕНИЯ».

 

ОБЩЕНИЕ- сложный, многоплановый процесс взаимодействия людей. В ходе этого процесса устанавливаются и развиваются контакты между ними, происходит обмен информацией, восприятие и понимание другого человека, взаимовлияние и взаимопереживание, вырабатывается единая стратегия и тактика отношений.

Общение – взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/или аффективно-оценочного характера.

Значение общения в жизни и деятельности людей невозможно переоценить, оно заключается в том, что:

· общение обеспечивает организацию людей для совместной деятельности, их взаимосвязь и взаимоотношения;

· в общении проявляются психические качества людей;

· общение обеспечивает передачу и овладение людьми знаниями и опытом, выработанным человеком;

· общение выступает непременным условием формирования и развития личности(её сознания, направленности, характера, способностей, высших чувств и т.д.);

· общение, как уже отмечалось, — это важнейшая потребность человека.

Рассматривая ранее теорию деятельности, мы подчеркнули, что одним из основных видов деятельности является общение. В целом психологическая структура общения такая же, как и деятельности.

Отечественные психологи исходят из единства общения и деятельности, ибо любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей.Деятельность посредством общения не просто организуется, но и обогащается. Взаимодействуя в процессе той или иной деятельности, люди вступают во взаимоотношения как личности, подчеркивая свою индивидуальность.

Общение имеет свои цели, содержание, средства, типы и виды, функции.

Цель общения - это то, ради чего происходит процесс взаимодействия, установление взаимоотношений. Оно служит развитию психологических отношениймежду общающимися, установлению межличностных контактов, интерперсональных отношений, формированию личности. Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни групп, коллективов, государства в целом.

Офицеру необходимо общение с подчиненным для согласования действий в совместной деятельности, решения управленческих задач, осуществления процесса обучения и воспитания, установления и поддержания психологического контакта, личных отношений с сотрудником.

Содержание общения - это информация, передаваемая при контактах людей. Это могут быть сведения о внутреннем мотивационном состоянии, о наличных потребностях, предаваемых партнеру с расчетом на его участие в их удовлетворении. Это знанияо мире, приобретенный опыт, навыки и умения. Общение офицера с подчиненными, так как и сотрудников между собой многопредметно и разнообразно по своему внутреннему содержанию, познать которое можно, лишь проанализировав предмет общения - то, по поводу чего оно происходит.

Общение служит средством удовлетворения потребностей сотрудников и условием их индивидуального развития. В процессе общения можно воздействовать на мотив, цель, программу, принятие решения, на выполнение отдельных действий и их контроль, т.е. на все «составляющие» деятельности подчиненного. В общении осуществляется также взаимная стимуляция и коррекция поведения. Выступая источником дополнительной энергии, общение позволяет приобрести новые интересы, мотивы и цели деятельности. В ходе его осуществляется межличностный обмен действиями, операциями, навыками и умениями, что обогащает и совершенствует деятельность сотрудника. Расширяет его кругозор, развивает способности.

Информация может передаваться и приниматься различными способами: телесными контактами (касание тела, руками и т.п.); на расстоянии, с помощью органов чувств (наблюдение за деятельностью другого человека, восприятие звуковых сигналов). Человек изобрел и усовершенствовал такие способы, как язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных формах (тексты, схемы, рисунки), технические средствапередачи и приема информации (радио, телевидение, телефон, телеграф, интернет и т.д.). Средства общения зависят от уровня развития сотрудника и его культуры, умения устанавливать и поддерживать контакты с людьми в любой ситуации.

С помощью естественных органов человека (рука, голова, туловище, голосовые связки и т.п.) осуществляется непосредственное общение. При опосредованном общении используются специальные средства. Это могут быть как природные предметы (палка, брошенный камень, след на КСП и др.), так и культурные (знаковые системы, печать, радио, телевидение и др.)

Прямое общение осуществляется при личных контактах, непосредственном восприятии людьми друг друга, когда они видят, слышат, чувствуют собеседника, реагируют на определенные действия. Косвенное общение предполагает участие посредников, которыми могут выступать другие люди. Например, при передаче распоряжений курсантам начальник института поручает начальникам факультета, командирам подразделений.

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов, такие как деловое, личностное и целевое.

Деловое общение присутствует в совместной деятельности и направлено на повышение ее качества и продуктивности. Если деловое общение сосредоточено на том, чем заняты люди, то личностное общение связано с психологическими проблемами внутреннего мира человека, а именно: познанием себя и себе подобных, отношением к другим людям, к тому, что происходит вокруг, разрешением внутреннего конфликта и т.п. Целевое общение служит средством удовлетворения специфической потребности, в том числе потребности в общении с людьми.

Общение может носить формальныйили неформальныйхарактер. Например, общение офицеров заставы между собой и с личным составом в условиях оперативно-служебной деятельности является формальным общением, т.к. регламентировано положениями Устава Пограничных органов ФСБ России, инструкциями, наставлениями и т.д.

Неформальное общение наполнено субъективным личностным смыслом, обусловлено теми личностными отношениями, которые установились между военнослужащими. Высшие формы неформального общения - любовь и дружба. Неформальное общение в условиях пограничной заставы характерно, прежде всего, вне служебной и учебно-боевой деятельности. Его содержание и формы могут быть самыми разнообразными и нестандартными.

Поскольку человеку свойственно стремление к неформальному общению, к самовыражению, раскрытию перед другими людьми своего внутреннего мира, своих удач и проблем, эмоций и чувств, офицеру необходимо уметь устанавливать неформальный контакт с подчинёнными. При этом надо знать, что способность устанавливать неформальное общение зависит от многих факторов.

Итак, уяснив сущность общения, его цели, содержание, средства, типы и виды, следует рассмотреть и функции общения.

 

В психологии выделяют три функции общения (иногда их называют сторонами, аспектами). Рассмотрим каждую из них:

· общение как коммуникация - обмен информацией между общающимися;

· общение как интеракция - организация взаимодействия установление отношений определённого типа (выработка стратегии и тактики);

· общение как социальная перцепция - восприятие друг друга, взаимная оценка и установление на этой основе взаимопонимания.

Все стороны общения находятся в единстве. В коммуникативных актах реализуются информативные, фактические (контактные) и управленческие задачи общения. Обмениваясь информацией, люди оценивают и познают друг друга, воздействуют один на одного. Рассмотрим подробнее каждую из них.

Процесс обмена информацией предусматривает, что сотрудники в ходе совместной деятельности обмениваются различными представлениями, идеями, чувствами, настроениями и пр. Это информация не просто передается, а и формируется, уточняется, развивается.

Коммуникативная функция общения между людьми имеет свою специфику. В ходе обмена информацией общающимися совместно постигается предмет общения. Для этого необходимо обладать единой или сходной системой кодирования и декодирования, т.е. говорить на одном языке, когда знаки и закрепленные за ними значения известны общающимся.

Эффективному процессу обмена информацией могут препятствовать барьеры, носящие социальный или психологический характер. С одной стороны, это различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание, порождающее разную интерпретацию одних и тех же понятий. С другой стороны, барьеры могут носить чисто психологический характер вследствие индивидуальных особенностей личности (застенчивость, скрытность, недоверие, равнодушие, несовместимость и т. п.).

На эффективность общения в процессе обмена информацией влияют многие и другие факторы. Среди них: настроения и установки собеседников, предполагающие активный, двусторонний характер взаимодействия, скоордини-рованность речи; включенность общающихся в общий контекст деятельности, близость предмета общения; наличие обратной связи, позволяющей раскрыть точность восприятия смысла сообщения собеседником; умения и навыки общаться с людьми.

Как мы уже отмечали выше, существует разнообразные средства (знаковые системы) общения при обмене информацией. Это вербальные средстваобщения, когда используется слово, т.е. устная и письменная речь и невербальные. Часть из них связаны с речью, но не являются самой речью:

-- паралингвистика: модуляция высоты голоса, его громкость, интонация, быстрота речи, тембр, ритм, паузы в речи.

-- экстралингвистика: смех, хихиканье, плач, шепот, вздохи, покашливание и другие звуки типа «хм-хм», «э-э-э» и т.п.

Кроме этого, к невербальным относятся также поза, мимика, жесты, контакт глаз общающихся, взаимное расположение собеседников в пространстве, временные отношения, прикосновениядруг к другу и другие средства.

Используя речь, говорящий в процессе говорения кодирует, а слушающий в процессе слушания декодирует эту информацию. Устная речь осуществляется в формах монолога или диалога. Предпочтительней для общения с подчиненными диалог, в ходе которого происходит обмен мнением по обсуждаемому вопросу, динамику которого на примере одного из собеседников можно представить в виде последовательности отрезков: высказывание, отношение, восприятие сообщения, подготовка к высказыванию, вновь высказывание. Длина каждой фазы зависит от ситуации. Восприятие без искажения сообщения может быть только в том случае, если фаза высказывания говорящего совпадает с фазой восприятия слушающего.





Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 720; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.02 сек.