Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Каким же образом мы, ориентируясь на внешне проявляемые поведенческие характеристики другого, формирует представление о нем, о его внутреннем мире?




Различные отношения людей друг к другу могут выражаться через то, какое место (при свободе выбора) они занимают за столом.

Поза, осанка, походка, наклоны общающихся, также имеют важное информативное значение в процессе общения. Эти динамические позиции характеризуют разнообразные психологические состояния, в том числе готовность и неготовность, желательность и нежелательность общения. Так, провинившийся военнослужащий чаще всего идет неуверенной походкой, сутулится, чтобы уменьшить свой рост, подчеркнуть отношения субординации и попытаться уйти от наказания. По позам, осанкам и расположению общающихся можно предположить, насколько эффективно общение, и определить роль каждого общающегося в нем.

Голос - весьма характерная черта в общем впечатлении, производимом человекам в процессе общения. Как правило, многие из нас размышляют над содержанием своих слов, а не над способом которым мы их выражаем. А ведь тон и манера разговора имеют почти такое же важное значение, как и его содержание.

Четкое произношение слов, окончаний и частиц, отличает внутренне дисциплинированных людей, которым присуща ясная жизненная позиция. Напротив, нечеткое, расплывчатое произношение выдает в человеке недостаток критического отношения к себе. Оно характерно для уступчивых, неуверенных людей, с вялой волей. Заметные колебания в скорости речи типичны для легко возбудимых, неуверенных в себе или недостаточно уравновешенных людей. Спокойный, уверенный тон голоса, должен быть отличительной особенностью офицера-руководителя.

Невербальные средства общения значительно дополняют речь, замещают ее, передают эмоциональные состояния общающихся. Ученые считают, что в общении слова составляют 7%, звуки и интонация - 38%, неречевое взаимодействие - 55%, а по некоторым другим оценкам, невербальному общению отводится до 80%.

Наиболее информативной в процессе общения является мимика. Понятие «мимика» означает выражение лица в его движениях, в динамике, показывающее внутреннее эмоциональное состояние человека. При всех различиях мимики, меняющейся в соответствии с эмоциональными воздействиями и физическими испытаниями, лицо остается зеркалом состояния человека. Мимика есть «немая речь» лица, которая может отражать основные эмоции человека: удивление, страх, гнев, интерес, отвращение, презрение, печаль, счастье и др.

Основную познавательную нагрузку несутглаза, брови и губы. А самым информативным источником является его глаза. По характеру взгляда можно судить о намерениях собеседника, об этапах разговора, об уровне отношений. Он оказывает сильное психологическое воздействие на собеседника. Взгляд может нас взволновать, захватить, восхитить, приковать, но с другой стороны - оттолкнуть, разочаровать, ввести в угнетенное состояние. Глазами можно выразить одобрение, согласие, запрет, разрешение, поощрение. Человек, отводящий глаза от собеседника, кажется скрытным и неискренним. А человек, «пялящий глаза», кажется ограниченным и бестактным.

В визуальном общении обычно используется контакт глаз. Его характеристиками являются частота обмена взглядами, направленность и длительность, динамика и статика и другие движения глаз. Контакт глаз дополняет вербальную коммуникацию, а именно — сообщает о готовности продолжать или прекратить ее, способствует раскрытию внутреннего состояния или, напротив, сокрытию его.

Взгляд партнера может быть деловым, если не опускается ниже глаз другого человека, сосредоточен в районе лба; социальным, если он направлен на символический треугольник на лице партнера, расположенный на уровне глаз и в области рта; интимный, проходящий через линию глаз и опускающийся на другие части тела; взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Люди безошибочно угадывают поведение глаз, игру взглядов.

Офицер, обладающий достаточными психолого-педагогическими знаниями, по таким частям лица, как рот, губы, форма и блеск глаз, взгляду, положению бровей, горизонтальных или вертикальных складок на лбу, подвижности лица в целом или его отдельных частей может успешно анализировать эмоциональные состояния подчиненных, определять их намерения.

Язык жестов и телесных движений обладает не меньшей информативностью для наблюдательного человека, чем мимика. Известна целая группа жестов, которые характеризуют положительное, открытое, доверительное отношение к партнеру. Другая группа жестов, напротив, относится к отрицательным, скрытным, конфронтационным формам.

Следует учитывать, что язык мимики и жестов почти невозможно подделать, они регулируются подсознательно. Так, в процессе лжи (особенно если человек сам осуждает эту ложь) возникает характерное сокращение мышц лица, увеличивается просвет зрачков, нередко расширяются кровеносные сосуды лица - происходит его покраснение, увеличивается количество миганий, совершаются характерные микрожесты и макрожесты - прикрытие рта, прикосновение к носу, протирания глаза, уха, почесывание шеи, оттягивание пуговиц и др. (В следственной практике давно замечено, что ложные показания труднее давать при хорошем обзоре всего тела и ярком освещении лица и легче всего солгать по телефону). Открытость и честность часто сопровождаются раскрыванием ладоней. Поглаживание подбородка - сигнал о принимаемом решении.

Таким образом, глаза и руки, поза, походка, отдельные телесные движения часто говорят больше, чем слова, и непроизвольно свидетельствуют о подлинном состоянии и намерении человека.

Время и пространство так женесут свою смысловую нагрузку в общении. Так, при взаимодействии люди стремятся сохранить зону своего личного пространства.

Все пространство вокруг общающихся подразделяется на ряд зон: интимная (0 - 45 см), личная (45см - 1,2 м), социальная (2 - 6 м), общедоступная (свыше 6 м). Наиболее важна и значима интимная зона, расцениваемая человеком как его собственность. Особенно ревниво оберегается зона до 15 см. Ее нарушение вызывает даже физиологические изменения в организме - учащается пульс, выделяется адреналин, напрягаются мускулы, кровь приливает к голове. Находясь в общественных местах повышенной скученности, люди придерживаются неписаных правил деликатности (избегают взглядов «в упор», не разговаривают, не проявляют эмоций, ограничивают телодвижения). Длительное нарушение интимной зоны труднопереносимо, а для многих людей даже невыносимо.

Например, на допросах противодействующих расследованию лиц используется прием длительного вторжения в интимную зону допрашиваемого. Не имея возможности отодвинуться, некоторые допрашиваемые «отодвигают» самого допрашивающего, давая ответы на трудные вопросы.

Личная зона - расстояние для дружественных бесед, общения с хорошо знакомыми лицами, с которыми устанавливаются доверительные отношения. В социальной зоне происходит общение малознакомых людей, в общедоступной - общение с большой группой лиц, например на лекции. Это необходимо учитывать в своей практике офицеру.

Квадратный стол способствует созданию отношений соперничества и вызывающего поведения людей, равных по положению. Он чаще всего используется для проведения короткой деловой беседы, подчеркивая субординацию. За таким столом отношения сотрудничества устанавливаются командиром более всего с теми, кто рядом. Причем с теми, кто справа, будет больше взаимопонимания, чем с теми, кто слева, и менее всего - напротив. Такой стол - для официальных взаимоотношений.

Круглый (неофициальный) стол используется для доверительного общения, для «удобства» дискуссии. Считается, что те, кто расположен справа от начальника, ближе к нему и более всех его понимают. Те, кто слева, - тоже близкие люди. Остальные - дистанцированы. Если за круглым столом расположились две или несколько групп для дискуссии, то, как правило, справа от лидера располагаются члены его команды.

Однако, всегда следует помнить, успех или неуспех офицера в общении с подчиненными определяют не столько пространственное расположение, сколько его содержание, течение и направление, которые задаются ценностными установками, позициями, целями общения.

Таким образом, в процессе коммуникации сотрудники обмениваются информацией, а также вступают во взаимодействие, без которого невозможен ратный труд по охране границы.

Интерактивная функция общения связана с выработкой стратегии, тактики и техники взаимодействия людей, организацией их совместной деятельности для достижения определенных целей. Такое общение предполагает достижение взаимопонимания, приложение совместных усилий для дальнейшей организации деятельности, в конечных результатах которой заинтересованы общающиеся. Специфика интеракции в том, что она фиксирует не только обмен информацией, но и, главное, организацию совместных действий, а следовательно, вырабатывает их формы и нормы.

Многоплановость структуры взаимодействия вызвала различные подходы к ее описанию. Оригинальный подход взаимодействия представлен в транзактном анализе Э.Бёрна - направлении, предлагающем регулировать позиции участников взаимодействия (Родитель, Взрослый, Ребенок) и учитывать характер ситуации и стиль взаимодействия.

Возможные виды взаимодействия обычно делят на две противоположные группы: позитивные (кооперация, согласие, приспособление, ассоциация) и н егативные (конкуренция, конфликт, оппозиция, диссоциация). В первом случае взаимодействие способствует организации совместной деятельности. Во втором - создает на ее пути препятствия.

Реальные механизмы взаимодействия работают тогда, когда организованы совместные слаженные действия сотрудников. Стратегия и тактика взаимодействия возможны лишь на основе взаимопонимания. Причем стратегия определяется особенностями профессиональной деятельности, пограничной службы, а тактика - непосредственным представлением о партнере, конкретном сотруднике, его намерениях, установках, мотивах.

Взаимодействуя, командир (начальник) и его подчиненные не только заботятся о планах совместного труда, но и, выражая себя как индивидуальные личности, взаимно воспринимают друг друга.

Перцептивная функция общения объясняет восприятие и понимание другого человека и самого себя, установление на этой основе взаимопонимания и взаимодействия. В акте общения включаются и работают все психические процессы. С их помощью воспринимаются и оцениваются индивидуальные особенности психики и поведения сотрудников. Познание друг друга в процессе общения является как результатом, так и условием общения.

Социальная перцепция предполагает не только понимание и принятие целей, мотивов, установок партнера по общению, но и рассматривает, как, каким образом он воспринимается. В процессе межличностной перцепции мы, по словам С.Л.Рубинштейна, как бы «читаем» мысли другого человека. Это с одной стороны. С другой —чем более полно раскрывается другой человек, тем более полным становится представление о самом себе. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия и тактика собственного поведения.

Основными психологическими механизмами восприятия и установления взаимопонимания являются: идентификация, эмпатия и рефлексия.

Идентификация означает отождествление, уподобление себя другим. Идентифицировать себя с подчиненными — значит, во-первых, объединить себя с ними на основе установившейся эмоциональной связи и включить в собственный мир принятых у них норм и ценностей; во-вторых, это представление, видение командиром своих подчиненных как продолжение самого себя (проекция), наделение их своими особенностями, чертами, чувствами, желаниями; в-третьих, постановка себя на место подчиненного, что проявляется в виде погружения, перенесения себя в поле, пространство, обстоятельства подчиненных и приводит к усвоению их личностных смыслов.

Рациональное осмысливание ситуации партнера усиливается эмоциональным переживанием, т.е. эмпатией (вчувствованием). Эмпатия позволяет принять во внимание линию поведения другого человека. На основе эмоциональной оценки человека формируется отношение к нему: симпатия - положительный образ другого, антипатия —отрицательный.

Эмпатия может проявляться в таких формах: сопереживание — переживание тех же эмоциональных состояний, что и другой человек, через отождествление с ним или сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека. Полное отсутствие эмпатии - эмоциональная тупость - одна из основных предпосылок жестких насильственных преступлений. О большом значении эмпатии в процессе общения подчеркивал В.А. Сухомлинский: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей чувствовать его душу, его желания».

Однако при общении важно не только со стороны понять другого человека, но и принять во внима­ние, как будут воспри­нимать и понимать нас самих.

Рефлексия - понимание другого человека путем размышления за него, осознание субъектом того, как он сам воспринимается партнером по общению. Рефлексия — это своеобразный процесс удвоенного зеркального отображения собеседниками друг друга. Рефлексия входит в состав восприятия дру­гого человека. Понять другого означает, в частности, осоз­нать его отношение к себе как к субъекту восприятия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.