Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От чего зависит степень внушаемости людей?




Содержание межличностного восприятия есть взаимодействие двух партнеров, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик благодаря самому факту своего присутствия. При оценивании партнера люди часто строят целую систему интерпретаций его поведения и причин, его вызывающих. В условиях дефицита информации начинается приписывание причин поведения и возникает целая система способов приписывания (атрибуция).

В процессах общения идентификация и рефлексия высту­пают в единстве.

Рассмотренные механизмы взаимопонимания позволяют перейти к анализу самого содержания процесса познания людьми друг друга и сопровождающих его эффектов.

Приписывание зависит от поступка. Если он типичен, возможности интерпретации сужены. Если неординарен — возможности самые широкие. Это с одной стороны, с другой — приписывание зависит от соответствия поступка социальным и культурным нормам. При их нарушении диапазон объяснений расширяется. Наконец, характер атрибуций зависит от того, является ли субъект восприятия сам участником этих событий.

Становится ясно, почему сотрудник, не выполнивший задачу, винит обстоятельства, а командир (начальник), ее поставивший и лично не участвовавший, винит подчиненного. По этой же причине ответственность за определенные события приписывается другим сотрудникам. Важно помнить, что в межличностном восприятии атрибутивные процессы занимают значительное место.

В перцепции важная роль отводится установке в общении. Часто формирование первого впечатления о незнакомом человеке зависит от данной ему характеристики. И тогда в нем, в зависимости от установки, одни найдут отрицательные черты, другие - положительные.

В перцепции возможны ошибки восприятия, в основе которых лежит эффект «ореола», эффект «новизны и первичности», эффект стереотипа восприятия.

Эффект «ореола»— это своеобразное «клеймо» на образ человека, общее оценочное суждение, мешающее видеть его действительное поведение. Поэтому во время общения путем приписывания формируется установка на ранее существовавший образ и искажается восприятие.

Эффект «первичности» возникает при восприятии незнакомого человека и зависит от порядка и значимости представления информации для оценки личности. Ранее доведенная информация, хотя она и диаметрально противоположна последней, играет решающую роль при восприятии.

При восприятии знакомого человека действует эффект «новизны» и последняя, новая информация, также противопоставленная ранее высказанной, оказывается наиболее значимой. Ошибочное восприятие связано и со стереотипом. Он возникает в силу недостаточного опыта и информации и существует в виде устойчивого образа. В результате возникает упрощенный подход и предубеждение к людям. Существуют стереотипы восприятия профессий, этнические стереотипы и др.

 

Необходимо помнить, что у каждого человека при общении с другим человеком своеобразная реакция на различные аргументы, свое ролевое положение, свои диапазоны темпа и ритма беседы и т.п.

Не учитывая все эти характеристики, практически невозможно с успехом начать общение с незнакомым человеком, установление с ним психологического контакта.

П с и х о л о г и ч е с к и й к о н т а к т - это процесс установления и поддержания взаимного тяготения общающихся. Если люди проникаются интересом или доверием друг к другу, можно говорить, что между ними установился психологический контакт.

В психологическом плане развитие контакта между людьми проходит три стадии:

1) взаимное оценивание,

2) взаимная заинтересованность,

3) обособление в диаду.

Это хорошо прослеживается на каком-нибудь вечере, пикнике, коллективном выходе в театр и т.п.

В процессе оценивания имеет место внешнее восприятие друг друга и формирование первого впечатления. Люди, встретившись друг с другом, подсознательно прогнозируют исход контакта. Результатом взаимного оценивания является вступление в общение либо отказ от него. Далее участники общения делают осторожные шаги к сближению и как бы раскрывают себя, руководствуясь формулой: "Я могу быть вам полезен!" Возникает заинтересованность друг другом, сокращается обмен информацией с другими лицами. Все это ведет к выбору общей тематики бесед и в конечном счете к обособлению. Важными показателями этой стадии являются частый обмен взглядами, улыбками, сокращение дистанции между партнерами, иногда учащенное касание друг друга.

Нарисованная картина характерна для установления и развития любых контактов.

Сотруднику пограничных органов необходимо научиться управлять данным процессом. Его деятельность в этом плане предполагает следующие действия: а) заведение знакомства; б) формирование у объекта интереса к контакту; в) установление с ним доверительных отношений.

Успешность установления и развития психологического контакта во многом обусловлена психологией человеческих отношений, развитием психологических связей между общающимися, их способностью вдохнуть в общение свои общечеловеческие намерения.

Следует отметить, что есть немало общительных, так называемых коммуникабельных людей, которые не задумываются о своих успехах в общении с другими людьми, так как интуитивно находят правильную линию поведения.

 

Для того чтобы у подчиненных возник привлекательный образ командира (начальника), положительное эмоциональное отношение к нему, офицеру следует соблюдать ряд приемов и правил общения.

Конкретными приемами могут служить:

· Прием «имя собственное» рекомендует чаще обращаться по имени-отчеству, ибо эти звуки — самая приятная мелодия для человека. Имя, данное человеку, сопровождает его всю жизнь и неразделимо с его личностью. Такое обращение служит показателем внимания и вызывает часто неосознанные положительные эмоции.

· Следующий прием связан с лицом человека, которое, как известно, является «зеркалом души». Мимические реакции лица редко поддаются контролю и поэтому отражают действительное отношение к собеседнику. Приветливое выражение на лице, улыбка сигнализируют о дружеских, товарищеских отношениях и добрых намерениях.

· Прием «золотые слова» подразумевает, чтобы командиры не скупились на комплименты, похвалу и поощрение, в которых нуждается каждый человек.

· Стремитесь быть приятным в общении. Это значит быть предупредительным, но не назойливым, деликатным, но не утомительным.

· Сущность приема «терпеливый слушатель» сводится к тому, чтобы уметь заинтересованно выслушать военнослужащего, не только дать, но и способствовать тому, чтобы он высказался. Умейте внимательно слушать и побуждать подчиненного рассказывать о себе. Умение слушать собеседника – это искусство.

По умению слушать друг друга люди делятся на три группы: внимательные слушатели, пассивные слушатели, агрессивные слушатели. Внимательные создают благоприятную атмосферу беседы, стимулируют говорящего к активности. Пассивные вызывают у говорящего апатию. Агрессивные слушатели вызывают у говорящего негативные эмоции. Таким образом, внимательные слушатели –это положительный тип слушателей, а пассивные и агрессивные –отрицательный.

· Позаботьтесь об этике общения: внешнем виде, пространственном положении, манерах (приветливость, тактичность, чувство юмора и др.).

· Еще один прием поможет повлиять на человека, если, общаясь, командир (начальник) будет использовать знания о людях, их семейное положение, хобби и другие индивидуальные особенности и характеристики личности.

 

Таким образом, общение - многогранный сложный процесс взаимодействия людей, подчинённый определённым правилам, имеет свои психологические механизмы. Эффективное общение офицера предполагает обмен информацией, организацию взаимодействия и взаимопонимание. Офицеру-пограничнику, необходимо не только развивать личные качества как руководителя, но и владеть технологией и конкретными психологическими приемами общения с подчиненными.

Вместе с тем, учитывая взаимосвязь общения и деятельности, зависимость содержания и структуры общения от характера деятельности, её разнообразия и многоплановости офицеру необходимо знать и учитывать особенности общения в условиях деятельности по охране Государственной границы России.

 

2. Вопрос «ОБЩЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ПОГРАНИЧНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ И МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕГО РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ».

 

Общение является важнейшей объективной потребностью людей, предопределяет результаты деятельности каждого сотрудника пограничных органов и профессионального коллектива в целом, и социально-психологический климат в нем. Поэтому офицер сам обязан уметь эффективно и правильно общаться с подчиненными в ходе выполнения оперативно-служебных задач, их обучения и воспитания, а так же умело организовывать и направлять межличностное взаимодействие личного состава.

Общение в профессиональных коллективах, подразделениях и пограничных органах ФСБ России строится на основе требований уставов, инструкций и наставлений и принципов единоначалия, субординации и координации во взаимоотношениях, заложенных в них. Надо подчеркнуть, что данные принципы не противоречат общепризнанным нормам взаимоотношений и общения в обществе, а дополняют и конкретизируют их в соответствии с необходимостью пограничной службы.

Учитывая, что взаимоотношения, исходя из особенностей деятельности пограничников, классифицируют по сферам их проявления — служебные, общественные, неслужебные, то правомерно и общение в этих сферах подразделять на: служебное (формальное, деловое) и неслужебное (неофициальное).

Офицеру важно учитывать, что каждый из этих видов общения имеет свои характерные черты и отличия в содержании, формах, средствах, методах и приёмах.

Так, например, характер служебного (формального, делового) общения определяется принципом строгой субординации, отличается категоричностью, краткостью, уставным языком и т.п. Его главным содержанием являются проблемы организации охраны границы, качества несения пограничной службы, боевой учёбы, состояния дисциплины и другие вопросы оперативно-служебной деятельности пограничного подразделеия. В деловом общении, первое и основное условие успеха заключается в произведении впечатления грамотного, знающего дело человека, т.е. чтобы таковым воспринимали офицера подчиненные (это компетентность, демократизм, расположенность к человеку, последовательность, уверенность и т.д.). На эти характеристики и надо себя настраивать.

С другой стороны, свои особенности имеет неформальное (обыденное) общение военнослужащих. Его главным содержанием, как правило, являются личностные проблемы, интересы сотрудников пограничных органов. Содержанию неформального общения соответствуют определённые формы, методы и средства общения. В дружеском общении важны открытость, отзывчивость, общность ценностей, сочувствие, способность дать вовремя совет и оказать поддержку.

Основными особенностями общения в условиях профессиональной деятельности сотрудников пограничных органов ФСБ РФ являются:

· имеющиеся объективные предпосылки для утверждения и развития высших форм общения между сотрудниками, таких как дружба и войсковое товарищество. Содержание и значение их очень ярко и образно выразил великий русский писатель Н.В.Гоголь словами героя одноимённой повести Тараса Бульбы, воскликнувшим: «Нет уз святее товарищества»;

· ограничение социальной сферы и возможностей общения пограничников в связи с условиями комплектования и дислокации подразделений, размещения и быта пограничников, половозрастной однородностью коллективов;

· определённая регламентация содержания и видов общения характером пограничной службы, требованиями уставов, инструкций и наставлений, основанных на принципах единоначалия и строгой субординации во взаимоотношениях сотрудников;

· широкое использование многообразных средств общения и специфика их применения. Так общение между пограничниками в пограничных отрядах часто осуществляется не только речью, но и установленными сигналами, выраженными в жестах, пантомиме, мимике, изображении условных знаков на КСП, звуковыми сигналами, тактильно-мышечной чувствительностью и др.

· чётко выраженная педагогическая направленность общения, прежде всего между начальниками и подчинёнными. Офицер — это педагог, учитель и воспитатель своих подчинённых, следовательно, общение между ними — это педагогическое общение;

· обусловленность содержания, форм и средств общения многона-циональным составом коллектива. Каждая нация и народность имеет свои характерные социально-психологические особенности общения. Практика показывает, что позволительно в общении с сотрудниками одной национальности, то может быть недопустимым с сотрудниками другой национальности.

Таковы некоторые основные особенности общения в условиях деятельности по охране границы. Знание и учёт их в значительной мере предполагает успех работы офицера по организации службы, обучению и воспитанию личного состава.

В процессе взаимодействия пограничников при решении служебных и личных задач, офицера с подчиненными оказывается психологическое влияние друг на друга.

Психологическое влияние -это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью психологических средств: вербальных и невербальных.

При осуществлении контактов офицера с личным составом в условиях пограничного подразделения применяются самые разнообразные методы и средства воз­действия. Сущность их заключается в применении специальных приемов по­буждения сотрудников принимать навязываемую им идею или организовать свое поведение в интересах решения оперативно-служебных задач, целесообразного удовлетворения личных потребностей.

Командир (начальник) в своей практической деятельности использует не только административно-командные способы воздействия на подчиненного, но опирается больше на психологические методы влияния. Особенно это характерно при решении проблем обучения и воспитания личного состава, а также для межличностного общения.

Основными психологическими видами воздействия в процессе межличностного общения сотрудников, начальника с подчиненным являются убеждение, внушение, подражание, самопродвижение, заражение, просьба, критика, игнорирование, принуждение и другие.

Главным методом психологического влияния в процессе общения является УБЕЖДЕНИЕ.

Убеждение - осознанное, аргументированное логически и фактически обоснованное воздействие на систему взглядов и представлений сотрудника или группу лиц, имеющее своей целью изменение их суждения, отношения, намерения или решения. Это с одной стороны, разностороннее влияние на личность с целью формирования у нее одних качеств и избавления от других, а с другой - побуждение к определенной деятельности. Это всегда воздействие на разум человека.

Влияние в ходе убеждения осуществляется следующим образом: сотруднику предъявляются ясно сформулированные аргументы в приемлемом для его темпе и в понятных для него терминах (развертывания аргументации); открыто признаются как сильные, так и слабые стороны предлагаемого решения, дающее сотруднику понять, что офицер сам видит ограничения этого решения (двухсторонняя аргументация); необходимо получать от сотрудника согласие на каждом шаге доказательства.

Основными приемами убеждения считаются информирование (рассказ), разъяснение, доказательство и опровержение, а также беседа.

Условие эффективного убеждения - высокий нравственный и интеллектуальный авторитет воздействующего лица. При этом в процессе убеждения неизбежно включаются и механизмы внушения.

ВНУШЕНИЕ - сознательное, неаргументированное воздействие на личность сотрудника или коллектив, имеющее своей целью изменение их состояния, отношение к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям.

Внушение - это всегда проникновение через «черный ход» сознания. В процессе внушения передаваемая информация воспринимается человеком без какой-либо критической оценки и логической переработки предлагаемого. Оно представляет собой одно из средств взаимного влияния людей в процессе их общения. Особенность внушения проявляется в том, что оно оказывает влияние на поведение человека незаметно для него. Бесконтрольно проникнув в психику, внушаемая идея реализуется в виде поступков. Вместе с тем сам человек оценивает свои действия как сами собой разумеющиеся.

Основными средства влияния в процессе внушения являются: личный магнетизм и личный авторитет воздействующего; уверенность вербального и невербального поведения, отчетливая, размеренная речь внушающего; использование условий и обстановки, усиливающих суггестивное воздействие (приглушенность освещения, ритмические звуки, ритуальные прикосновения и др.); выбор наиболее внушаемых лиц.

Внушающее воздействие основано на специфическом качестве челове­ческой психики - внушаемости, то есть способности воспринимать внуше­ние. Различные люди обладают разной степенью внушаемости.

Внушаемость зависит от образования, опыта, возраста людей. Дети обладают повышенной внушаемостью. Чем старше человек, тем тяжелее он поддается внушению. Внушающим воздействиям особенно подвержены неуверенные сотрудники, с пониженным уровнем притязаний, низкой самооценкой, высоко-впечатлительные, с пониженным уровнем критичности интеллекта, верящие в беспорочность авторитетов.

Уменьшение внушаемости происходит постепенно, в процессе воспитания, социального общения и практической деятельности индивида. Образованные люди менее внушаемы, чем необразованные. Внушаемость зависит от уровня культурного развития нации. Женщины в основном более внушаемы, чем мужчины. Внушаемость зависит также от психического состояния человека. Так, например, повышенная внушаемость связана с тревожностью, которая возникает в момент угрозы, опасности и т.п.

Существуют и ситуативные факторы повышенной внушаемости: крайнее утомление, психическая демобилизованность, расслабленность, низкий уровень информированности и компетентности, дефицит времени для принятия ответственного решения, состояние повышенной коммуникативности, интимной предрасположенности к внушающему воздействию.

Следует учесть, что несмотря на теоретическую возможность перево­да психики человека в состояние пониженной критичности, быстро внушить ему идею, противоречащую его нравственным уста­новкам, практически невозможно. Об этом свидетельствуют факты, что в бодрствующем состоянии и в легких фазах гипноза человека практически невозможно заставить с помощью внушения совершить противные его убеж­дениям и взглядам поступки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1075; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.