КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Бюджетного права как подотрасли финансового права, его предмет. Источники и субъекты бюджетного права
В результате функционирования государственных и местных бюджетов возникает широкий круг общественных отношений, которые регулируются бюджетным правом. Бюджетное право - это подотрасль финансового права, представляющая собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих бюджетное устройство Российской Федерации, структуру и порядок распределения доходов и расходов бюджетной системы, компетенцию государства и муниципальных образований в области бюджета, а также бюджетный процесс. Бюджетное право имеет свой предмет, обладающий определенной спецификой: · бюджетное право регулирует отношения РФ, ее субъектов, муниципальных образований и соответствующих органов представительной и исполнительной власти; · эти отношения возникают в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов государства и муниципальных образований. В бюджетном праве можно выделить институты, закрепляющие бюджетное устройство РФ, т.е. виды бюджетов, принципы их взаимной связи; структуру доходов и расходов бюджетной системы; компетенцию РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в области бюджета; бюджетный процесс, представляющий собой порядок формирования и реализации бюджетов. Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные. Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы РФ, перечень доходов и расходов, распределение их между различными бюджетами и т.д. К бюджетным процессуальным относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета, осуществление государственного и муниципального финансового контроля в области бюджетной деятельности. Субъекты бюджетного права – это носители юридических прав и обязанностей в отношениях по образованию, распределению и использованию бюджетов всех уровней. К ним относятся государство и его территориальные образования, органы государственной власти и местного самоуправления. Бюджетный кодекс РФ закрепляет разграничение компетенции между РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления. Так, согласно ст. 7 БК РФ в области регулирования бюджетных правоотношений к ведению Российской Федерации относятся: установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений; определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; установление порядка составления и рассмотрения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утверждения и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, осуществления контроля за их исполнением, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; определение основ кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; определение общего порядка и принципов осуществления заимствований и предоставления гарантий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, погашения и обслуживания государственного (муниципального) долга; осуществление государственных заимствований Российской Федерации, предоставление государственных гарантий Российской Федерации, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом Российской Федерации и управление государственными активами Российской Федерации; установление основ бюджетной классификации Российской Федерации и общего порядка ее применения; установление единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений; временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации; установление оснований, видов ответственности и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иные. В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъектов Российской Федерации, согласно ст. 8 БК РФ, относятся: составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации; установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации; определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации; осуществление государственных заимствований и предоставление государственных гарантий субъекта Российской Федерации, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом и государственными активами субъекта Российской Федерации; установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к бюджету субъекта Российской Федерации и бюджетам территориальных государственных внебюджетных фондов; временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления и иные полномочия. За городами федерального значения Москвой и Санкт-Петербургом закреплены дополнительные бюджетные полномочия. В области регулирования бюджетных правоотношений, согласно ст. 9 БК РФ, к ведению муниципальных образований относятся: установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета; составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета; установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования; осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами; установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету и иные полномочия. Участниками бюджетные отношений являются специальные субъекты, к числу которых БК РФ относит: финансовые органы - Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований); главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом; распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств; получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом; бюджетное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы. Источники бюджетного права. К источникам бюджетного право относится Конституция РФ (ст. 71, 72, 101, 104, 106, 114). В частности, в ст. 71 указано, что в ведении РФ находится федеральный бюджет. Статья 101 Конституции устанавливает, что для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации, согласно ст. 106 Конституции РФ, подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета. В статье 114 установлено, что Правительство РФ разрабатывает т представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета. К источникам бюджетного права относятся федеральные законы. Ежегодно принимаются законы о федеральном бюджете, об исполнении федерального бюджета. Например, Федеральный закон от 24.11.2008 N 204-ФЗ (ред. от 28.04.2009) «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», Федеральный закон от 03.12.2008 N 228-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2007 год». Ведущее место среди источников бюджетного права занимает Бюджетный кодекс, принятый 31 июля 1998 года [4]. Нормы бюджетного права содержаться в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, правовых актах министерств РФ. Например, это Постановление Правительства РФ от 10.03.2009 № 217 «Об утверждении Правил распределения и предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 26.05.2009 № 453 «Об утверждении Правил предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2009 год», Приказ Минфина от 19.03.2009 № 26н «Об утверждении Порядка составления и представления финансовой отчетности об использовании федерального бюджета в Счетную палату Российской Федерации», Приказ Минпромторга РФ от 17.02.2009 N 64 «Об утверждении Правил предоставления в 2009 - 2011 годах субсидий из федерального бюджета организациям народных художественных промыслов». Нормы бюджетного права находят свое закрепление в нормативно-правовых актах субъектов РФ. Это, например, Закон г. Москвы от 10.09.2008 № 39 (ред. от 27.05.2009) «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве», Постановление Правительства Москвы от 12.05.2009 № 413-ПП «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий из бюджета города Москвы в сфере межрегиональных связей и национальной политики», Постановление Правительства Москвы от 07.04.2009 № 263-ПП (ред. от 26.05.2009) «О мерах по реализации Закона города Москвы от 10 декабря 2008 г. № 65 «О бюджете города Москвы на 2009 год и плановый период 2010-2011 годов" и предварительных итогах исполнения бюджета города Москвы за 2008 год».
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 3419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |