Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нарушение бюджетного законодательства. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства





Помощь в написании учебных работ
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Российское право устанавливает ответственность за нарушение бюджетного законодательства, которая является разновидностью юридической ответственности. Следовательно, ответственности за нарушение бюджетного законодательства присущи все общие признаки юридической ответственности в целом. Вместе с тем, ответственность за нарушение бюджетного законодательства, являясь разновидность финансово-правовой ответственности, обладает рядом особенностей.

Меры ответственности за нарушение бюджетного законодательства носят имущественный характер, что позволяет воздействовать на экономические интересы правонарушителей.

Особенностью ответственности за нарушение бюджетного законодательства также является сочетание политических и правовых санкций.

К нарушителям бюджетного законодательства, согласно ст. 282 БК РФ, могут быть применены следующие меры:

- предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

- блокировка расходов;

- изъятие бюджетных средств;

- приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

- наложение штрафа;

- начисление пени и иные меры.

Правом применять указанные санкции обладают руководители органов Федерального казначейства и их заместители.

В случае наличия в действиях нарушителей признаков состава правонарушения, к ним могут применяться меры наказания (административного или уголовного).

Анализ положений бюджетного кодекса позволяет выделить несколько групп деяний, нарушающих бюджетное законодательство:

- деяние, нарушающие правила использования бюджетных средств получателями бюджетных средств;

- деяния, нарушающие правила по предоставлению бюджетных средств и финансированию расходов;

- деяния, нарушающие правила по управлению бюджетными средствами;

- деяния, нарушающие правила по исполнению бюджета.

К деяниям, нарушающим правила по использованию бюджетных средств получателями бюджетных средств, относятся:

· нецелевое использование бюджетных средств - направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения (ст. 289 БК РФ). За данное правонарушение установлена ответственность согласно ст. 15.14 КоАП РФ, которая влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные статьей 285.1 Уголовным кодексом Российской Федерации;



· невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе, по истечении срока, установленного для их возврата (ст. 290 БК РФ), влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 15.15 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, полученных на возвратной основе, процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, взыскание пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе;

· неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе (ст. 291 БК РФ), влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 15.16 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также изъятие в бесспорном порядке сумм процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, полученными на возвратной основе, взыскание пени за просрочку уплаты процентов (платы) за пользование указанными бюджетными средствами в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.

К деяниям, нарушающим правила по предоставлению бюджетных средств и финансированию расходов относятся:

· неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств, перечисление бюджетных средств в меньшем объеме, чем предусмотрено уведомлением о бюджетных ассигнованиях, либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств (ст. 293 БК РФ), влечет наложение административной ответственности на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления, выплату компенсации получателям бюджетных средств в размере недофинансирования. Следует отметить, что в КоАП РФ и УК РФ не предусмотрена ответственность за совершение данного деяние.

· несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств (ст. 294 БК РФ) влечет наложение административной ответственности на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления, а также вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. Ответственность предусмотрена статьей 19.6 КоАП РФ за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности.

· финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись (ст. 296), влечет наложение административной ответственности на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления, изъятие в бесспорном порядке сумм предоставленных бюджетных средств, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. Следует отметить, что действующее законодательство не предусматривает ответственности за совершение данного деяния.

· финансирование расходов сверх утвержденных лимитов (ст. 297 БК РФ) влечет наложение административной ответственности на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления, изъятие в бесспорном порядке сумм выделенных бюджетных средств, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. КоАП РФ ответственность за правонарушение, предусмотренное данной статьей, не установлена.

К деяниям, нарушающим правила по управлению бюджетными средствами, относятся:

· предоставление бюджетных кредитов с нарушением порядка, установленного Бюджетным кодексом (ст. 298 БК), влечет наложение административной ответственности на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления, изъятие в бесспорном порядке сумм предоставленных бюджетных средств, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. КоАП РФ ответственность за правонарушение, предусмотренное данной статьей, не установлена.

· предоставление бюджетных инвестиций с нарушением порядка, установленного Бюджетным кодексом (ст. 299 БК РФ), влечет наложение административной ответственности на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления, изъятие в бесспорном порядке сумм предоставленных бюджетных средств, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. КоАП РФ ответственность за правонарушение, предусмотренное данной статьей, не установлена.

· предоставление государственных или муниципальных гарантий с нарушением порядка, установленного Бюджетным кодексом (ст. 300 БК РФ), влечет наложение административной ответственности на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления, аннулирование указанных гарантий, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. КоАП РФ ответственность за правонарушение, предусмотренное данной статьей, не установлена.

· осуществление государственных или муниципальных закупок с нарушением порядка, установленного Бюджетным кодексом (ст. 301 БК РФ), влечет блокировку соответствующих расходов, наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений в соответствии со статьей 7.29 Кодексом РФ об административных правонарушениях, а также вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

· нарушение запрета на размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо передачу их в доверительное управление (ст. 302 БК РФ)- размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо передача их в доверительное управление с нарушением порядка, установленного Бюджетным кодексом, влечет наложение административной ответственности на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления, изъятие в бесспорном порядке размещенных (переданных) бюджетных средств, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. КоАП РФ ответственность за правонарушение, предусмотренное данной статьей, не установлена.

К нарушениям правил по исполнению бюджета относятся:

· непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением (ст. 292 БК РФ), влечет наложение административной ответственности в соответствии со статьей 19.7 КоАП РФ на руководителей получателей бюджетных средств, а также вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

· несоответствие сводной бюджетной росписи и бюджетной росписи главных распорядителей бюджетных средств расходам, утвержденным бюджетом (ст. 295 БК РФ), влечет наложение административной ответственности на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления, а также вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. КоАП РФ ответственность за правонарушение, предусмотренное данной статьей, не установлена.

· несоблюдение обязанности зачисления доходов бюджетов - незачисление либо несвоевременное зачисление средств, подлежащих обязательному зачислению в доходы соответствующих бюджетов (ст. 303 БК РФ), влечет наложение административной ответственности на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, подлежащих зачислению в соответствующие бюджеты, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации. КоАП РФ ответственность за правонарушение, предусмотренное данной статьей, не установлена.

· несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов – несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета соответствующих бюджетов (ст. 304 БК РФ), влечет привлечение руководителей кредитных организаций к административной ответственности, а также взыскание пени с кредитной организации в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. КоАП РФ ответственность за правонарушение, предусмотренное данной статьей, не установлена.

· несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление бюджетных средств на лицевые счета получателям бюджетных средств (ст. 305 БК РФ), влечет наложение штрафов на руководителей кредитных организаций в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, а также взыскание пени с кредитной организации в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. КоАП РФ ответственность за правонарушение, предусмотренное данной статьей, не установлена.

· несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам, отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, либо несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств (ст. 306 БК РФ), влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, а также вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. КоАП РФ ответственность за правонарушение, предусмотренное данной статьей, не установлена.

В случаях, если в деяниях нарушителей будут содержаться признаки уголовного преступления, они подлежат ответственности по уголовному кодексу РФ.

Как было указано выше, Кодексом об административных правонарушениях установлена ответственность лишь некоторые нарушения бюджетного законодательства. Таким образом, целый ряд бюджетных проступков не нашел своего закрепления в КоАП РФ.

В Бюджетном кодексе указывается на возможность привлечения к уголовной ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Однако в Уголовном кодексе нет статей, специально предусматривающих уголовную ответственность за такие деяния. О привлечении к уголовной ответственности, как представляется, можно вести речь, если в действиях лиц будут иметь место признаки составов, предусмотренных ст. 160 УК РФ – присвоение или растрата, ст. 285 УК РФ – злоупотребление должностными полномочиями, ст. 285.1 – нецелевое расходование бюджетных средств, ст. 286 – превышение должностных полномочий, ст. 287 УК РФ – отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию или Счетной палате РФ, ст. 292 УК РФ – служебный подлог, ст. 293 УК – халатность.

Анализ Бюджетного кодекса РФ не позволяет сделать однозначный вывод о возникновении нового вида ответственности – бюджетной ответственности. На нарушение бюджетного законодательства к нарушителям применяется административная, уголовная ответственность, а также используется ряд мер принуждения, таких как изъятие средств, взыскание пени, носящих восстановительный характер, и не являющихся мерами наказания. Однако в рамках регионального законодательства предпринимаются пытки закрепления бюджетной ответственности. Так, Постановление Правительства Москвы за нецелевое использование средств бюджета города Москвы предусматривает возможность применения помимо мер принуждения, таких как, списание в бесспорном порядке средств, уменьшение бюджетных ассигнований, взыскание пеней, взыскание штрафов, исчисляемых в размере, определенном законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год [8].

 

 

Литература

1. Конституция Российской Федерации. 1993 г. 9ст. 71, 72, 101, 104, 106, 114).

2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98 (изм. от 23.12.2002)// СЗ РФ. 03.08.98. № 31. Ст. 3823.

3. Федеральный закон от 24.07.2007 № 198-ФЗ (ред. от 08.11.2008) «О федеральном бюджете на 2008 год и на планируемый период 2009 и 2010 годов»

4. Федеральный закон РФ от 24.11.2008 № 204-ФЗ (ред. от 28.04.2009) «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»

5. Постановление Правительства РФ от 10.03.2009 № 217 «Об утверждении Правил распределения и предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»

6. Постановление Правительства РФ от 26.05.2009 № 453 «Об утверждении Правил предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2009 год»

7. Приказ Минфина от 19.03.2009 № 26н «Об утверждении Порядка составления и представления финансовой отчетности об использовании федерального бюджета в Счетную палату Российской Федерации»

8. Приказ Минпромторга РФ от 17.02.2009 N 64 «Об утверждении Правил предоставления в 2009 - 2011 годах субсидий из федерального бюджета организациям народных художественных промыслов».

9. Приказ Минфина от 26.02.2003 № 47 «О порядке образования, использования и управления средствами федерального резерва»

10. Закон г. Москвы от 10.09.2008 № 39 (ред. от 27.05.2009) «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве»

11. Постановление Правительства Москвы от 12.05.2009 № 413-ПП «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий из бюджета города Москвы в сфере межрегиональных связей и национальной политики»

12. Постановление Правительства Москвы от 07.04.2009 № 263-ПП (ред. от 26.05.2009) «О мерах по реализации Закона города Москвы от 10 декабря 2008 г. № 65 «О бюджете города Москвы на 2009 год и плановый период 2010-2011 годов" и предварительных итогах исполнения бюджета города Москвы за 2008 год».

13. Постановление Правительства г. Москвы от 16.11.2004 № 798-ПП (ред. от 07.04.2009) «Об утверждении порядка применения финансовыми органами города Москвы мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ при использовании средств бюджета города Москвы»// "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, 08.12.2004.

14. Анисимов А., Крылов Г. Бюджетный закон – ось бюджетного процесса ¤ ¤ Хоз-во и право. 1993. № 6. С. 39-51.

15. Государственный бюджет. Учебник / Под ред В.М. Родионовой/ М., Финансы и статистика, 1995.

16. Бюджетная система России: Учебник ¤ Под ред. Г.Б. Поляка. М., 1999.

17. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник ¤ Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. М., 2000.

18. Викулин А.Ю., Крохина Ю.А. Бюджетная политика в системе категорий финансового права// Государство и право. 2004. № 2. С. 42.

19. Ильюшихин И. Актуальные вопросы Бюджетного кодекса РФ ¤ ¤ Хоз-во и право. 2001. № 8. С. 77-87.

20. Конюхова Т.В. О системе российского бюджетного законодательства ¤ ¤ Журнал россиского права. 2001. № 6 С. 37-43.

21. Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм ¤ Под ред Н.И. Химичевой. М., 2001.

22. Овчинников И. Финансы местного самоуправления: проблемы укрепления доходной базы ¤ ¤ Хоз-во и право. 1998. № 9. С. 124-128.

23. Яндиев М.И. Прогнозирование доходов нуждается в усовершенствовании ¤¤ Финансы. 2001.№ 4. С. 12-14.

 

Профессор кафедры

административного права

к.ю.н., доцент

подполковник милиции Д.Н. Шурухнова

 


[1] Финансовое право. Отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко.- М, 2003. С. 63.

[2] Федеральный закон от 24.07.2007 № 198-ФЗ (ред. от 08.11.2008) «О федеральном бюджете на 2008 год и на планируемый период 2009 и 2010 годов»

[3] Федеральный закон РФ от 24.11.2008 № 204-ФЗ (ред. от 28.04.2009) «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»

[4] Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 09.04.2009)// СЗ РФ от 03.08.98, № 31, Ст. 3823.

[5] Викулин А.Ю., Крохина Ю.А. Бюджетная политика в системе категорий финансового права// Государство и право. 2004. № 2. С. 42.

[6] Там же.

[7] Там же. С. 42.

[8] Постановление Правительства г. Москвы от 16.11.2004 № 798-ПП (ред. от 07.04.2009) «Об утверждении порядка применения финансовыми органами города Москвы мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ при использовании средств бюджета города Москвы»// "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, 08.12.2004.





Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 763; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.