Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Истинность православия




Сейчас все мы с вами находимся в такой жизненной ситуации, когда уже никоим образом не можем себя отделить ни какими стенами от окружающего мира. Правда, мы отчасти пытаемся. И особенно пытаются это сделать в тех общинах, которые хотят вести монастырский образ жизни. Но, увы, даже при всем усилии мы не можем окончательно отгородиться от мира. Да и возникает вопрос: можно ли сейчас это делать? А какова ситуация вокруг нас?

Одна из тех реальностей, которая наиболее нам близка такова, что мы оказались в море религиозного плюрализма. Когда то Петр прорубил окно в Европу – это было всего окно – теперь, всем известно кто, разрушил стену. Теперь просто дом открыт, и прошенные и (главным образом) непрошенные гости, заезжие и залетные, наполняют нашу землю. Мы с вами оказались перед лицом такого множества людей, каждый из которых предлагает нам свои идеалы, свои нормы жизни, свои религиозные воззрения, что, пожалуй, предыдущие поколения не позавидуют вам. Раньше было проще. Хотя и были разные религии, но все это было как-то приглушенно. Главная проблема, которая стояла перед прошлым поколением, это – религия и атеизм. Сейчас появилось нечто гораздо большее и гораздо более сложное.

Если хотите, это только первая ступень – есть Бог или нет Бога Ну хорошо, человек убедился, что есть Бог, а дальше? А кем ему быть? А почему ему надо быть христианином? А почему не мусульманином? А почему не буддистом? А почему не кришнаитом? Сейчас так их много. Пройдя сквозь дебри и джунгли этого религиозного древа, он становится христианином, и вдруг здесь к своему изумлению (когда кажется, что нашел уже пристанище) видит – а христианство то оказывается тоже разно. Кем мне быть? Православным? Католиком? Пятидесятником? Лютеранином? Опять – несть числа!

Вот перед какой ситуацией оказалась наша современная молодежь. Это, конечно, всегда было, но степень не та! Если когда то это было так просто, под сурдинку, то сейчас с полной силой, каждый из представителей новых и старых религий (из представителей не православных конфесий), пожалуй, гораздо больше трубит о себе и имеет гораздо большие возможности выступлений посредством средств массовой информации, чем даже мы – православные.

Итак, первое, перед, чем мы останавливаемся – перед вот этим плюрализмом. И вот сегодня мне бы вам просто хотелось, очень кратко – конспективно – пройтись по вот этой лесенке. Лесенке, которая стоит перед каждым современным человеком, и посмотреть, хоты бы в самых общих, но принципиальных чертах, почему человек должен стать не просто христианином, но именно – православным. Вопрос в высшей степени важный.

Основное богословие имеет целью обоснование главных религиозных истин. Конечно, если можно, и не главных – все зависит от того, сколько времени отводится, но главная задача – обоснование основных религиозных истин. И, прежде всего, обоснование христианских истин, и уж, прежде всего конечно – православных истин. Здесь оказывается тоже, вы видите, целый ступенчатый ряд.

Так вот: перед чем мы стоим сейчас? Первая проблема – самая простая для нашего времени, но очень не простая для предыдущего поколения – атеизм и религия. Очень часто встречаясь на конференциях разных с людьми, которые действительно образованны, не поверхностны, не верхогляды – приходится постоянно сталкиваться все с тем же вопросом: кто такой Бог? Почему вы считаете, что Он есть? Даже: зачем Он нужен? Если есть Бог, то почему Он не выступит с трибуны ООН и не объявит о себе? Даже такие вещи предлагаются сейчас. Что можно сказать по этому вопросу?Все вопросы, кстати, которые мы с вами будем рассматривать, это в большинстве случаев не те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ – так и только так. В значительной части это будут более или менее обоснованные точки зрения, обоснованные мнения. Привыкайте к этому. Не считайте, что по всем вопросам есть абсолютные решения. Есть очень много точек зрения, которые могут излагать позитивную точку зрения, не охватывая всей проблематики данного вопроса.

В данном случае: на что нужно обратить ваше внимание, когда ставится вопрос о бытии Бога – о вере в бытие Бога, или о вере в небытие Бога? Этот вопрос, наилучшим образом решается с позиции современной главной философской мысли, которую легче всего выразить понятием экзостенциальности. Существование человека, смысл человеческой жизни – в чем он может быть? Ну, конечно, только в жизни. А в чем еще? Какой смысл какого то дела, если по завершении его нельзя воспользоваться плодами этого дела? Смысл жизни может быть только в жизни – еще ни кто никогда и во веки веков не мог считать и не утверждал, что смысл жизни может быть в вечной и окончательной смерти. А что утверждают атеизм и христианство? Два совершенно взаимоисключающих тезиса. Христианство говорит: человек, тебя ожидает вечная жизнь. Готовься – эта жизнь является условием и средством подготовки к этой вечности: вот что необходимо для этого сделать, вот каким надо быть, чтобы вступить туда. Что утверждает атеизм? Верь, человек, тебя ожидает вечная смерть.

Какой пессимизм и отчаяние – верь, человек, тебя ожидает вечная смерть! Одно это утверждение уже заставляет содрогнуться человеческую душу – избавьте меня от такого мировоззрения! Когда человек заблудился в лесу, ищет дорогу, ищет путь домой и вдруг, находя кого то, спрашивает: есть отсюда выход? – а ему в ответ: нет выхода и не ищи! Все Оставайся здесь и устраивайся, как можешь. Поверит ли он ему? Сомнительно

Когда он найдет другого человека и тот скажет ему: да, есть выход и я тебе укажу признаки, приметы, по которым ты можешь выйти отсюда – кому он поверит? Совершенно ясно, пока у человека еще сохраняется искра искания истины, искра искания смысла жизни, до тех пор он психологически не может принять концепции, утверждающей, что его как личность ожидает вечная смерть.

Здесь мы указываем на одну сторону, психологически очень существенную, и которой, как мне кажется, достаточно для каждого человека с живой душой, чтобы понять, что здесь ни о каком гадании нет и речи: ясно, что только религиозное мировоззрение – только мировоззрение, которое принимает за основу и смысл жизни Того, Кого называем мы Богом – дает возможность говорить о смысле жизни, о понимании жизни и о твердой цели, к которой можно идти. Итак, давайте сейчас закроем этот вопрос о вере в Бога. Итак, по вере в Бога, мы входим во вторую: кому же верить? Народу полно и все кричат: я есть истина! И мусульмане, и конфуциане, и буддисты, и индуисты, и иудеи, и кого только нет?! Какой то журналист взялся считать, сколько религий в мире и насчитал, что то говорит, тысячу религий – не меньше. Пусть тысяча – не важно. В общем то, меньше – значительно меньше, много меньше Это уж там разветвления отдельных религий, а как правило эти ответвления основных религий сохраняют всю суть основного корня. Ответвлений множество, а корень – суть – сохраняется. Поэтому, если вы займетесь сравнительно–историческим и сравнительно–богословским анализом религий различных вариаций, то сведете их к весьма немногим. Это мусульманство, это иудаизм, это индуизм (Он очень многообразен. В индуизме действительно разнообразие колоссальное, но тем не менее он сохраняет одну идею, которая налагает печать на все эти ветви), это китайские религии, можно выделить в отдельную категорию шаманские или магические религии, которые имеют своеобразие по существу.

Но дело не в этом. Мы видим, что их много. Христианство находится среди них. Вот он стоит христианский проповедник среди других. Кто прав, кто виноват? Есть, тут два пути подхода – может быть даже больше, но мы назовем два. Один из этих путей, который даст возможность человеку выбрать и понять, что христианство религия правильная, истинная, – то, что она утверждает, объективно соответствует человеческой природе, человеческим исканиям, человеческому пониманию смысла жизни.

Есть метод, сравнительно–богословского анализа. Довольно долгий путь. Тут нужно хорошо изучить каждую религию. Кстати, отец Серафим Роуз прошел этим путем – это замечательный человек, замечательный подвижник, вообще человек, просто редчайший для нашего времени. Он прошел этим путем и из состояния неверия, и из состояния агностицизма, он пришел к христианству и затем к православию. Но далеко не каждый может пройти этим путем. Повторяю еще раз: требуется большое время, большие силы, если хотите, способности, для того чтобы, изучить все это (а тем более, изучить все в подлинниках, как пытался Роуз это сделать). Но это метод реальный, метод вполне научный и вполне приемлемый.

Но человеческий ум лукав, он ищет дорожку полегче. В конце концов, каждая религия обращена к человеку – ему она утверждает, что вот такова истина, а не другая. Существо всех религий, всех мировоззрений заключается в учении о спасении. Все мировоззрения, все религии утверждают одну простую вещь – вот то, что сейчас есть, это меня не устраивает, и даже если это лично меня устраивает, я знаю, что это множество не устраивает. Это не устраивает вообще человечество: они ищут чего то другого, большего. Стремятся куда-то!.. Настоящее положение вещей никого не устраивает.

Существо каждой религии ‒ это учении о спасении и вот здесь мы сталкиваемся с весьма интересными вещами, которые, уже дают возможность сделать обоснованный выбор, когда мы стоим перед лицом религиозного многообразия. Христианство, в отличие от всех других религий, утверждает нечто, что другие религии просто не знают. Не только не знают, но и, если им говорят это, с негодованием отвергают. И это утверждение заключается в одном понятии, которое сейчас вам расшифрую немножко, понятии греха.

Все религии говорят о грехе. Если хотите, все мировоззрения, все идеологии. там тоже есть свои грехи. Называются, правда, по–разному, но это не важно. Христианство что говорит? Христианство утверждает, что то состояние, в котором мы все с вами находимся – родились, растем, воспитываемся, мужаем, созреваем, развлекаемся, учимся, делаем открытия, обращаемся к народу и человечеству и т. д. – вот это состояние, которым мы наслаждаемся, это состояние глубокой болезни. Это состояние глубокого повреждения Мы больны!.. Речь идет не о гриппе и не о бронхите. Речь идет даже не о психическом заболевании. Вы психически и физически здоровы – можете в космос лететь, но вы глубоко больны!

Христианство утверждает, что состояние нашей природы человеческой – это не нормальное состояние. Совсем не норма – это глубочайшее отступление от нормы! Мы находимся в состоянии глубокой ненормальности. В чем эта ненормальность? Произошло какое-то странное, трагическое расщепление единого человеческого существа на противоборствующие очень часто, автономно как бы существующие: ум, сердце и тело.

Но проблема заключается в том, что мы не видим своего истинного состояния, своей глубокой поврежденности, своей болезни. Вот это ощущение своей цельности, вот это ощущение, если хотите, своей здравости – это глубочайшее чувство, присущее каждому человеку. И христианство говорит: вот здесь-то и заключен тот корень, тот источник, из за которого человеческая жизнь, как в индивидуальном плане – личном – так и в плане общечеловеческом, развивается таким образом, что мы приходим к одной трагедии за другой. Особенно яркой иллюстрацией, конечно, является человечество в целом.

Весь вопрос в том, что другие религии не признают этого, отвергают Они считают: да, человек это семечко, но здоровое. Да, это семечко может нормально развиваться, может – не нормально: верно. Что развитие обусловлено социальной средой, экономическими условиями, психологическими факторами – обусловлено многими вещами. И поэтому он может быть хорошим, может быть плохим, но сам человек по своей природе это то, что и есть.

Вот главный тезис нехристианского сознания. Поэтому на этом утверждении строится величайшая христианская догма – о Христе, как Спасителе! Христианство действительно верно говорит, что есть такой грех, что действительно мы ненормальны и больны, и поэтому действительно нужен Бог–Спаситель. Если это так, то христианство именно право, а не какие-либо другие религии.

Давайте обратимся с вами к истории человечества – давайте посмотрим, чем оно живет? Всю историю – по крайней мере, доступную нашему историческому взору – какими целями? Конечно же, все хотят построить Царство Божие на Земле, создать рай. Все понимают, что невозможен этот рай на Земле, это Царство без мира (война – это ад), без справедливости (само собой понятно: какое Царство Божие, если несправедливость царит?), без уважения друг к другу (снизойдем уже до таких вещей). Все прекрасно понимают, что без этих основополагающих нравственных ценностей, без их осуществления, невозможно достичь человечеству никакого благоденствия на Земле. Что мы делаем – все человечество – всю историю? Что мы делаем?! – Эрих Фром хорошо сказал: «История человечества наполнена кровью».

Историки (военные историки) лучше всех могли бы нам проиллюстрировать, чем наполнена эта история: войны, кровопролития, жестокости, насилие – точно все то, что противоречит той идее, той цели, той мысли, к которой казалось бы все направлены и исполнения которой все ждут – когда же оно настанет, Царство Божие?!. И все делаем точно наоборот!.. Двадцатый век это век ужу такого гуманизма, о котором сами гуманисты, наверное, никогда не предполагали мечтать – все уже кажется, мы дошли до верха человеческого совершенства и показали этот «верх». Если бы предыдущее человечество могло посмотреть на то, что произошло в двадцатом веке, то оно содрогнулось бы, наверное – таковы масштабы (и количественные, и качественные) той жестокости, той несправедливости, того обмана (политика стала обманом), которые творятся в мире.

История опровергает наш ум, издевается над ним, иронизирует: посмотрите вы, человечество, вы умные?.. вы здравые?.. Вы не душевнобольные, конечно, нет–нет. Поэтому вы творите немножко больше и хуже, чем в сумасшедших домах!.. Мне кажется, что это очень сильный факт, от которого никто и никуда уйти не может, и он показывает, что не единицы какие то в человечестве только заблуждаются – нет–нет, – а действительно это массовое сумасшествие, это всечеловеческая ненормальность!..

Ну а если мы обратимся теперь в плане личного? Если у человека хватит честности к себе обратиться? Взять зеркало и посмотреть на себя? Правда, на себя смотреть очень трудно, – ну давайте на соседа посмотрим. Один только я хороший!.. Единственный кто хороший – это я, все прочие – это кошмар какой то!.. Что за народ пошел?! Недаром апостол Павел сказал золотые слова: «Бедный я человек. Я делаю не то доброе, что хочу, а то злое, что ненавижу».

Действительно, бедный человек. Каждый, кто хоть немножко соприкоснется с самим собой, – с самим собой! – увидит, что такое действие страсти. Когда действительно я знаю, что это плохо и делаю. Так что же ты, делаешь? Зачем же ты делаешь? Ты же знаешь – это вредно это плохо – плохо тебе, плохо другим?..

Что показывает личный опыт? Действительно, мы находимся в каком-то порабощении. Действительно: «не то доброе, что хочу, а то злое, что ненавижу» – делаю Здесь, в глубине души, каждый человек увидит, что с ним происходит, и что он делает. Если человек внимательно присмотрится к себе, то он увидит картину: оказывается не вокруг меня все плохие, а во–первых – я плохой!.. Вы подумайте, при этом психология человека как может меняться?

Обратите внимание: святые отцы – вот те, кто является нашим идеалом (о св. отцах конечно подвижниках, тех, которые приобрели особое дарование Духа Святого, которые очистились. Потому что в святцах у нас много там мучеников и других, которые не достигали этой степени обожения – речь идет именно о подвижниках, которые, по слову Серафима Саровского, «стяжали Духа Святого»), – к чему они приходили? Это вообще любопытнейшая в психологическом отношении вещь. Они видели всех – лучше себя. Себя видели, скажу иначе, худшими всех!.. Совершенно парадоксальная вещь!.. Странная Они, которые даже в мыслях боялись согрешить и уж кажется совсем святыми были, вдруг заявляют, что они хуже, грешнее всех. Что это, лицемерие какое то что ли? Смиренничание какое-то противное?.. Избави Бог!!! Даже мы грешные и то начнем плеваться, когда увидим, что человек начинает смиренничать. Да и самому себя противно станет!.. Здесь люди, повторяю, которые в мыслях даже боялись допустить ложь – не могли такого говорить. Когда Пимен Великий говорил: «Поверьте, братья, куда будет ввержен Сатана, туда буду ввержен я» – не лицемерил он. Он это говорил от всей сути своей души – он говорил то, что действительно он видел. Когда Сесой Великий умирал и его лицо просветилось как солнце – на него невозможно смотреть было – а он умолял Бога дать ему еще хоть немного времени на покаяние, простите, не лицемерил человек, а говорил от всей души.

Что же это такое с человеком происходит? Что может совершаться с человеком? Мы кажется переполнены всякой грязью и я, знаете, чувствую себя очень хорошим человеком!.. Я – хороший человек, но если я когда то что то делаю плохо, то только по той причине, будьте уверены, что это виноват он, это виновата она, это виноваты они и т. д. Все вокруг меня виноваты – один я хороший!.. Тут святые вдруг говорят: никто не виноват – я виноват. Даже виноват и в том, что, кажется, он не делал. По моей небрежности, по отсутствию моей молитвы, по моим грехам эта духовная атмосфера такая устанавливается, что даже и люди другие впадают в согрешение. Интересное же явление, не правда ли? Поразительное!!!

Так вот, Христианство утверждает, что человек по своей природе, в настоящем состоянии, глубоко поврежден. Это повреждение, к сожалению, мы не видим. Самая потрясающая слепота! Самая страшная, самая главная, которая присутствует в нас – это невидение своей болезни. Вот на что указывает христианство. Вот корень самой этой поврежденности, присутствующей в нас, а то, что она есть, об этом однозначно, со всей силой и яркостью свидетельствуют как история человечества, так и история жизни каждого человека в отдельности. И, в первую очередь – для каждого человека – его личная жизнь.

Утверждение христианства о поврежденности нашей – ненормальности, является не какой то метафизической истиной. Вы посмотрите: как история, так и индивидуальный опыт совершенно и определенно однозначно говорят об этом, и об этом говорит только христианство. Оно указывает причину – где: не вне нас. (Мы все время ищем вне себя: дурные политики, дурные цари, дурные князья и вельможи, дурные епископы и патриархи и т. д. и т. п. – все дурные. Забыли мы только об одном – «слона я только не приметил», – свою собственную душу, этого я не вижу.) Христианство – и только оно – говорит об этом. Обратите внимание, как основополагающие христианские истины адекватно выражают, отражают, подлинное состояние человека.

Итак, мы с вами прошли две ступени. Религия и атеизм. Ясно: там – бессмыслица, а здесь – смысл. Христианство и другие религии – здесь прямо откровенно говорится человеку о том, что у него есть и с чем надо бороться, и даются средства. Другие, в лучшем случае, предлагают этику, а правильно кем то сказано: «Этика ‒ это гигиена, а не терапия души». Терапия – это аскетика!.. Вы знаете, что самое главное для врача? Найти эту болезнь, и найти ее причины. До тех пор пока мы не выявили надлежащую причину – ту, правильную причину болезни – и саму болезнь, мы не можем применить ни каких правильных средств. Христианство указывает на основную болезнь, христианство дает пути ее исцеления. Поэтому мы избираем христианство, а не те религии, которые льстят моему самолюбию – говорят: ты хороший, ты лучше всех на свете.

Ну, хорошо. Дошли до христианства, да? Вхожу в следующую комнату, а там опять полно! Вот искушение! Католик кричит: самая лучшая вера – лучшая в мире! Если не веришь – посмотри, сколько за мной стоит?! Сколько?! Там вон православные, видишь, стоят – всего каких то 170 миллионов. Ну, протестанты – 350 миллионов. А нас католиков – миллиард 45 миллионов! Уже одно это является сильнейшим доказательством, что мы и есть истинное христианство. А там кто то такой говорит, пищит: да нет – истина не в количестве Ну а в общем то ситуация серьезная Действительно, где же оно истинное христианство – где оно? Где оно?!

Здесь тоже есть несколько методов анализа. В нашем академическом богословии нам всегда предлагали метод сравнительного изучения догматических систем, в частности: католицизма, протестантизма и, естественно, православия. Вы понимаете, что конечно это метод заслуживающий внимания, заслуживающий доверия, но мне он представляется недостаточно хорошим и недостаточно точным. Вот с католиками мы спорим – ну примат папы возьмите – вы что думаете?.. Это хорошо, вот собрались мы сейчас православные и будем: да, да, это никуда не годится, а вы попробуйте, когда перед вами сидят католические богословы – вы увидите, что там вести дискуссии посложнее Там просто так вы не закидаете шапками, а надо говорить по существу. Причем, что значит – по существу? Надо обратиться к истории Надо хорошо знать историю Фактическую сторону Что этот примат – действительно является выражением христианского сознания или это болезнь, которая возникла на древе христианства? Что эта фелиокла – действительно отражает веру церкви, является допустимым вариантом веры, или это есть ложь? То же самое в отношении всех прочих католических догматических утверждений, отличающих его от православия. То же чистилище, то же непорочное зачатие и прочие всякие вещи.

Не так тут просто – мы проводили не раз такие встречи. Вы знаете: Русская Православная Церковь долгое время вела диалог с католиками (причем со стороны Римской Католической Церкви была всегда делегация Ватикана – не какой либо поместной, национальной церкви, а именно Ватикана). Для человека не имеющего хорошего образования, не имеющего достаточных познаний, трудно будет разобраться, кто прав, а кто виноват.

Сравнительный метод догматических исследований очень не прост, особенно когда вы будете поставлены перед лицом людей не только знающих, но и хитроумных. Тут будет не просто И кстати вы знаете, что сама наша история русская показывает, как иногда люди, недостаточно знакомые с православием, не утвержденные в нем, спотыкались и даже переходили в католичество. Ну другие, если не переходили, то по крайней мере очень симпатизировали. Возьмите хотя бы Владимира Соловьева, книгу «Россия и Вселенская Церковь». О–о! Прочитает ее человек так и не известно, что он начнет после этого думать. Не побежит ли к Папе Римскому. Уж, кажется Владимир Соловьев – великий мыслитель, талантливейший, образованнейший человек, – а посмотрите, что только писал?

Есть совсем другой вариант, другой путь, который однозначно говорит о том, что католицизм – это действительно религия заблуждения. Не прав католицизм Не верно это христианство!.. – оно ведет человека не туда. И этот метод лежит на другой дорожке. Этот метод – исследование, изучение католической духовности и ее сопоставление с православной духовностью. Здесь во всей силе, во всей яркости (причем такой яркости подчас – убийственной!) обнаруживается все, если хотите, безумие – выражаясь эстетическим языком, вся прéлестность католической духовности. Та прéлестность, которая чревата колоссальными изъянами и повреждениями для человека, ставшего на этот путь жизни.

Достаточно привести несколько высказываний, несколько фактов католических мистиков, чтобы они просто даже наивно сказали: спасибо, нам теперь все ясно – нам больше ничего не нужно!..

Все ясно Действительно – по святым оценивается Церковь: скажите мне, кто ваши святые и я вам скажу, какая ваша Церковь. Святые – это идеал, это норма жизни, на которую мы должны ориентироваться. Это вовсе не чин и не звание, а норма жизни! Это те люди, которые осуществили и показали, что разумеется под святостью в данной Церкви. Поэтому по святым мы можем лучше всего судить о самой Церкви. И вот здесь, не залезая далеко – потому что эта тема, как и любой из вопросов затронутых здесь, требует отдельного разъяснения, отдельного развития – здесь факты вопиющие, и мы можем показать их! Возьмите, например, хотя бы вот эту книжонку «Откровения блаженной Анжелы» Что там творится с этой «блаженной Анжелой»! До каких вещей она доходит?! Какие диалоги она ведет со Святым Духом и с Иисусом Христом?! В какой любви ей объясняются эти лица Святой Троицы?! Ой, любим мы и апостолов всех, но никого не любим так, как тебя Были в апостолах всех, но ни в ком так не были, как в тебе И видит она себя во мраке Святой Троицы, в самой середине Чего там только нет: то она видит себя припавшей к Ребру Христову и пьющей Кровь Его; когда отходит Христос, она начинает вопить и кричать – монахини, другие монахини, ее хватают за руки, за ноги и выносят скорее из костела.

У Алексея Федоровича Лосева есть блестящая конечно страница, где он дает итоговый взгляд на католическую мистику, где он противопоставляет строгую московско–византийскую духовность с католической сладостностью и, сексуальностью. Возьмите вы только эту Великую Терезу – что там происходит!.. Вообще вот есть книжечка такая Мережковского «Испанские мистики». Там много конечно всякой чепухи, но многие факты из жизни католических святых, которые он там сообщает – просто поразительны!.. Когда Христос является к Терезе и говорит (после многих конечно явлений): «До этого Я был Бог твой – отныне Я и Супруг твой», а Тереза закатывает глаза и падает в обморок от восторга, то знаете ли это какой то кошмар просто! Мороз по коже!.. Когда она восклицает: «О, Бог мой, Супруг мой!!!» – да что же это такое?! Когда она о Христе говорит: «Возлюбленный», зовет таким пронзительным свистом, что не услышать этого невозможно и «душа моя изнемогает от желания». Когда она, игуменья Тереза, любит петь и плясать с кастаньетами.

Обращаю ваше внимание: Тереза, Тереза Великая, вы знаете – кто она? Папой Павлом VI она возведена в достоинство учителя Церкви!.. Учитель Церкви – это высшая ступень канонизации в католической церкви!.. То есть она – Учитель: то есть она равна Василию Великому, Иоанну Златоусту, Григорию Богослову – этим Великим, кого мы называем Великие! Это Тереза.

А такая же Катарина Сиенская? Ей двадцать лет и она чувствует, что с ней должно что-то произойти, ходит по садовой дорожке, часами разговаривает с Иисусом, который ей объясняет и толкует Псалтирь и всякие прочие вещи? Часами!.. Что бы мы сделали с этой бедной девушкой, которая одна ходит и разговаривает с Иисусом и которая непрестанно творит молитву? Вы так и думаете: молитву Иисусову. Ох, отсталые люди вы!.. Совсем не Иисусову!!! Есть молитва оказывается «получше» – учитесь у Великой Катарины!.. Тоже Учитель Церкви, тоже возведенная ПавломVI с это достоинство. «Соединись со мною браком в вере». Больше ничего не надо.

Как прав был тот помещик, о котором пишет Игнатий Брянчанинов – святитель, который, увидев в руках своей дочери книжку «Подражание Иисусу Христу» Фомы Кемпийского, вырвал ее у нее из рук и сказал: «Прекрати играть с Богом в романы!» «В романы» и больше ничего!.. Так сказать неосуществленные природные склонности, потом могут суррогатом проявлять себя – что называется: «боком выходить». Вот это «выхождение боком» и проявляется там.

Ну, знаете, это тема громадная – католическая мистика – об этом можно говорить много и долго. Когда здесь мы соприкоснемся вот с этой католической духовностью и православной, то нужно быть только уже человеком ничего или не понимающим, или не желающим видеть, чтобы он мог не отшатнуться в ужасе от этой мистики!

Вот это то, что касается католицизма. Ну, с протестантизмом, по–моему, даже еще проще – тут достаточно, мне кажется, догматики. Даже догматики достаточно, не обязательно переходить к мистике. Достаточно только одного утверждения, чтобы сразу увидеть, что такое протестантизм: верующему грех не вменяется в грех!

Вот тут вопрос, который они перепутали. Они десятый этаж назвали первым, или первый назвали десятым – зашли на него и кричат, что мы уже на десятом небе – на самом деле, будучи на нашей бренной Земле. Все перепутали на свете: они забыли, какая вера спасает человека. Не вера же в то, что две тысячи лет назад Христос пришел и все в порядке – все сделал за нас, и теперь, если я верую, все – мне грех автоматически не вменяется. Перепутали, да еще как перепутали!..

Ну, об этом отдельно надо бы говорить, что это значит, скажу вам только: православие решительно заявляет, что спасает человека – да вера, но какая? Не вера «умовая», как говорит святитель Феофан; не вера в то, что что то было, или что есть, или что будет – а это то состояние человека, которое приобретается правильной христианской жизнью Приобретается только правильной христианской жизнью, благодаря которой человек убеждается, что оказывается страсть он ни одну не может искоренить в себе сам. Сам!.. С Богом, оказывается, может; сам – не может!..

Основополагающая христианская истина – синергия! Не идея предопределения – продестинации, когда Бог все творит, все что хочет, то и делает; не биологианство человеческое, когда я могу все сделать Синергия Нормальное человеческое состояние это собожество – богочеловечество, вот нормальное человеческое состояние. С Богом – я побеждаю, без Бога – ничего не могу сделать. И вот тут то, когда при правильной христианской жизни человек увидит, наконец, что сам он не может, а с Богом может – вот когда у него и начинается спасительная вера. Вот!.. А почему – вот? А потому: только когда я тону мне нужен спаситель, а когда я на берегу мне никого не надо.

Православная правильная христианская жизнь как раз и показывает, обнаруживает человеку те болезни, которые в каждом из нас присутствуют; показывает ему, что сам он – сам, без Бога – не может их исцелить. Отсюда, видя себя тонущим, он обращается ко Христу! Христос приходит, помогает ему – вот откуда начинается живая спасительная вера. Так для человека начинается христианство уже, а не просто религия, не просто вера в Бога.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.151 сек.