КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формирование комплекса маркетинга в сфере образовательных услуг ДОУ
Позиционирование услуг ДОУ на рынке Позиционирование на рынке — обеспечение ДОУ четких конкурентных преимуществ в результате создания услуг, в наибольшей степени отвечающих запросам целевого сегмента. На практике в ДОУ могут использоваться следующие приемы позиционирования: · на базе определенных преимуществ; · на базе специфических потребностей; · на базе специального использования; · через категорию потребителей; · в сравнительном плане; · через полное идентифицирование; · через поддержание представления. Комплекс маркетинга (система «маркетинг-микс») — набор переменных, создающихся организацией и направленных на достижение ответной реакции со стороны целевого рынка, а в сфере услуг он включает в себя: разработку услуг, их совершенствование, расширение ассортиментного ряда путем внедрения новых услуг; определение ценовой политики; реализацию коммуникативной политики.
УСЛУГА – любая деятельность или благо, которую одна сторона может предложить другой. Услуга неосязаема и не приводит к овладению собственностью.
Анализ услуг ДОУ предполагает рассмотрение четырехуровневых характеристик услуги. На первом уровне раскрывается предназначение услуги, т. е. определяется круг потребностей, на удовлетворение которых она направлена. На втором уровне определяются основные характеристики услуги. состава, оснащенность материально-технической базы учреждения и т.д. Третий уровень связан с дополнительными характеристиками услуги. К ним относятся дополнительные выгоды, которые предоставляются покупателю при приобретении тех или иных услуг. Современные организации, в том числе и образовательные учреждения, пытаются привлечь клиентов многообразием дополнительных выгод Четвертый уровень заключается в определении особенностей восприятия покупателем услуги. При приобретении услуги важно, чтобы покупатель ощутил личную выгоду совершенной сделки. Это достигается путем демонстрации продавцом конкурентных преимуществ собственных услуг, дальнейших перспектив покупателя в результате приобретения услуг, высокой репутацией учебного заведения и т.д.
Жизненный цикл услуги — временной период от выхода услуги на рынок до прекращения ее реализации на нем. Продолжительность жизненного цикла, его стадий варьируются в зависимости от услуги, маркетинговой стратегии учреждения, ситуации на рынке услуг. Жизненный цикл услуги состоит из четырех стадий: выход на рынок (внедрение услуги), рост, зрелость (насыщение), спад спроса на услугу. Первая стадия (выход на рынок) характеризуется превышением издержек производителя над получаемой в процессе продаж прибылью. Это обусловлено невысоким объемом продаж. Целью маркетинга на данной стадии является ознакомление покупателей со свойствами предлагаемой услуги и активное ее продвижение на рынке. Руководителю ДОУ следует помнить, что, организовывая в ДОУ новые услуги, необходимо определить целевой рынок, для которого они будут организованы, и проанализировать конкурентную ситуацию на нем Вторая стадия характеризуется значительным ростом объема продаж. Услуга становится популярной — и возможно снижение усилий по ее продвижению. Однако повышающийся спрос на услугу способствует и росту числа конкурентов, желающих ее оказывать. Поэтому каждое ДОУ, стремящееся удержаться на рынке с данной услугой, старается ее модифицировать (осваивать новые технологии оказания услуги, обновлять оборудование и т.д.). Третья стадия отличается выходом на пиковый объем продаж и его последующим спадом, угасанием интереса покупателей к данной услуге. На этой стадии важно быстро отреагировать на изменение спроса и предложить новые модификации услуги. Возрастает роль продвижения услуг на рынке, которое носит не столько информативный характер (покупатель уже осведомлен о характеристиках услуги), сколько направлено на демонстрацию отличительных признаков предлагаемых услуг от аналогов конкурентов. Анализируя деятельность ДОУ, можно говорить о том, что стадия зрелости на предоставляемые ими услуги достаточно продолжительна, например, на оздоровительные услуги. Четвертая стадия характеризуется падением спроса на данную услугу. В этом случае возможна реализация одной из двух стратегий: отказ от оказания услуги, разработка новых услуг или пассивное отношение к не пользующейся спросом услуге. Большинство ДОУ оказывает разнообразные услуги, и их совокупность в маркетинге называется «продуктовым портфелем» или «портфелем (ассортиментом) услуг». Портфель услуг ДОУ должен быть сбалансирован, в него должны входить услуги, находящиеся на различных стадиях жизненного цикла. Портфель услуг разрабатывается в ходе определения ассортиментной политики ДОУ.
Ценовая политика Цена — количество денег, которое должен заплатить покупатель за право получения какого-либо продукта (услуги). Цена с точки зрения маркетинга определяется следующими факторами: издержками производителя; целями деятельности производителя (например, увеличение прибыли, расширение рынка потребителей услуг, улучшение имиджа организации и т.д.); потребительской стоимостью услуги, т.е. насколько она ценна и необходима для удовлетворения потребностей покупателей. При этом потребительская цена может быть как выше, так и ниже объективных затрат на ее оказание; рыночной ситуацией (типом рынка, конкурентной ситуацией и т.д.); состоянием маркетинговой среды (государственным регулированием, экономической ситуацией в стране). Ценообразование в ДОУ определяется системой государственных цен на услуги, которые устанавливаются исходя из стратегических социальных приоритетов. Этапы ценообразования: 1. Постановка задач ценообразования, согласованных с ключевыми целями ДОУ. Возможные задачи ценообразования: увеличение рыночной доли ДОУ, завоевание лидерских позиций на рынке; улучшение имиджа ДОУ, сохранение популярности, доступности и привлекательности его услуг для покупателей; обеспечение выживания ДОУ на рынке; максимизация прибыли в краткосрочной и долгосрочной перспективе. 2. Определение спроса на услуги, требующее анализа характера спроса и выявления его эластичности. Эластичность спроса — зависимость спроса от изменения какого-либо рыночного фактора (мы рассматриваем ценовую эластичность спроса). В случае если изменение цены вызывает снижение или повышение спроса, следует говорить о его эластичности. При эластичном спросе на услуги организации широко используют политику снижения цен для привлечения покупателей. В случае меньшей эластичности спроса на услуги организации имеют возможности для повышения цен. 3. Оценка издержек. Минимальная цена услуг ДОУ определяется издержками на их оказание. Издержки ДОУ закладываются в статьи сметы, которая составляется при определении цены на платные образовательные услуги. 4. Анализ цен и качества услуг конкурентов. Чаще всего при ценообразовании учитывается уровень цен конкурирующих ДОУ, центров дополнительного образования, гувернеров на аналогичные услуги. В случае одинакового уровня качества услуг, ДОУ вынуждено устанавливать цены, близкие к ценам конкурентов. 5. Выбор метода ценообразования. Метод ценообразования «Себестоимость плюс прибыль» — наиболее часто используемый. Он заключается в начислении определенной наценки на себестоимость услуг, но он не учитывает рыночного спроса, и его применение целесообразно в тех случаях, когда организация является ведущей на рынке или когда ее руководство удовлетворено получаемыми результатами. Метод ценообразования на основе ощущаемой ценности товара считает основным фактором производства не издержки продавца, а покупательское восприятие. Этот метод соответствует маркетинговому позиционированию товара. Расходы исследуются как показатель лишь для того, чтобы обеспечить безубыточность деятельности ДОУ. Ключевой вопрос при использовании данного метода — правильное определение потребительной стоимости товара в результате проведения маркетинговых исследований. Метод ценообразования на основе оценки уровня текущих цен во главу угла ставит цены конкурентов, меньшее внимание уделяется показателям собственных издержек или спроса. Данный метод широко используется на современном рынке образовательных услуг. Это обусловлено тем, что определить эластичность спроса на услуги ДОУ достаточно трудно, поскольку на него влияет не только цена, но и множество других факторов. Ценообразование с учетом психологических факторов. При определении цены следует помнить о том, что работа ДОУ направлена на удовлетворение социальных потребностей населения, повышение статуса образования в обществе и увеличение спроса на образовательные услуги. Недопустимо установление цен на образовательные услуги ДОУ, значительно превышающих покупательские способности населения. При определении цены следует учитывать особенности восприятия покупателем цены. Считается, что позитивнее воспринимаются цены: выраженные нечетным числом; «неокругленные» (например: 98, а не 100 руб.); л* не оканчивающиеся на «0» и «5» (данные цены воспринимаются потребителем как формально установленные и вызывают подозрение в их завышении); в которых не используются числа, связанные с суевериями (например: 13, 666 и т.д.). 6. Установление окончательной цены. На данном этапе необходимо стремиться к определению оптимальной структуры цен и динамики ее изменения во времени. Следует помнить, что ценовая конкуренция на рынке образовательных услуг все больше уступает место неценовым формам конкуренции: обеспечению качества образовательных услуг, поддержке имиджа образовательных учреждений, успешному осуществлению коммуникативной политики ДОУ и т.д.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 3096; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |