Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 10. Сферы и звенья финансовой системы




Определяющим признаком для вычленения отдельных сфер и звеньев является наличие в стране конкретных субъектов финансовых отношений. Таких глобальных субъектов в любом государстве два: субъекты хозяйствования и государство. Исходя из этого, финансовая система РБ включает в себя следующие две сферы: финансы субъектов хозяйствования различных форм собственности – децентрализованные финансы и общегосударственные – централизованные финансы.

Финансы субъектов хозяйствования – это система денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между: предприятиями – в основном это оплата за продукцию и услуги; предприятиями и вышестоящими организациями – образование централизованных фондов министерств и ведомств; предприятиями и входящими в них структурными подразделениями; предприятиями и госбюджетом (платежи в бюджет и обратное финансирование из бюджета); предприятиями и учреждениями банков – это в основном получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом.

Ввиду того, что чистая прибыль создается в сфере материального производства, финансы субъектов хозяйствования являются основой финансовой системы РБ, основой общегосударственных финансов и от состояния финансов субъектов хозяйствования во многом зависит финансовое положение республики в целом.

Финансы субъектов хозяйствования состоят из двух подсфер: финансов предприятий материального производства и финансов учреждений и организаций непроизводственной сферы.

Главенствующую роль играют финансы предприятий материального производства, которые непосредственно обслуживают производство, кругооборот средств предприятий. Именно в этой подсфере создается решающая часть финансовых ресурсов предприятий, значительная доля которых затем посредством налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета.

В свою очередь каждая подсфера финансовой системы может подразделяться на отдельные звенья. Финансы предприятий материального производства по отраслевой направленности подразделяется на следующие звенья: финансы предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства, грузового транспорта, связи, торговли, заготовок и др. Непроизводственная подсфера подразделяется на такие звенья, как финансы образования, культуры и искусства, здравоохранения и физической культуры, науки и научного обслуживания, пассажирского транспорта, ЖКХ и бытового обслуживания, коммерческих страховых, кредитных и других учреждений, финансы общественных организаций, финансы обороны и др.

В зависимости от форм собственности в составе обеих подсфер финансовой системы различают финансы предприятий, организаций и учреждений, основанных на государственной и частной собственности.

С учетом организационно-правовых обстоятельств, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Беларусь, финансы хозяйствующих субъектов подразделяются на финансы коммерческих и некоммерческих организаций. Принципиальное отличие организаций непроизводственной сферы в том, что они осуществляют некоммерческую деятельность – не преследует цели получения прибыли. И если предприятия сферы материального производства в результате формируют основную часть госбюджета, вторые являются его потребителями.

В условиях дальнейшего развития рыночных отношений все предприятия материального производства и небольшая часть организаций непроизводственной сферы осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета. Он представляет собой такой метод хозяйствования, который предполагает обязательное получение прибыли, достаточной для осуществления простого и расширенного воспроизводства. Финансы коммерческих организаций (предприятий) являются основой всей системы финансовых отношений, поскольку именно на этих предприятиях в процессе производства создается решающая доля национального дохода страны – главного источника формирования финансовых фондов. От результатов деятельности коммерческих предприятий во многом зависит финансовое положение страны в целом. Финансовые ресурсы предприятий, работающих на принципах коммерции, состоят в основном из собственных средств (денежные доходы и накопления), а также из привлеченных и заемных средств.

В последние годы многие учреждения непроизводственной сферы стали оказывать платные услуги и у них появились некоторые элементы коммерческой деятельности. В связи с этим финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы можно разделить на три группы:

- финансы учреждений и организаций, функционирующих на коммерческой основе (организации бытового обслуживания; коммерческие банки, страховые организации);

- финансы учреждений и организаций, частично функционирующих на коммерческой основе (государственные вузы, медицинские учреждения и др.);

- финансы учреждений и организаций, полностью финансируемых из бюджета (большинство учреждений здравоохранения, образования, культуры и др.).

К субъектам хозяйствования относятся также и домашние хозяйства и соответственно различают финансы домашних хозяйств. Под домашним хозяйством понимается хозяйство, которое ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно и имеющими общий бюджет. Домашнее хозяйство включает не только родственников, но и наемных работников.

Общегосударственные финансы представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием централизованных фондов денежных средств и использованием их для выполнения функций государства. В состав общегосударственных финансов включаются следующие звенья: государственный бюджет (республиканский и местные бюджеты); государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды; государственный кредит.

Главное звено централизованных финансов – государственный бюджет. В нем находят органическую увязку основные финансовые институты: налоги, займы и расходы. С помощью госбюджета правительство концентрирует в своих руках значительную часть финансовых ресурсов государства и обеспечивает достижение стратегических целей во внутренней и внешней политике, вмешивается в экономическую жизнь, оказывает воздействие на общественное воспроизводство в целях стимулирования экономического роста, занятости, поддержки необходимого уровня потребления как индивидуального, так и общественного продукта.

Госбюджет – это один из главных инструментов осуществления финансовой политики государства. Именно благодаря бюджету сглаживаются многие кризисные явления в жизни государства, снижается инфляция, оказывается социальная поддержка различным слоям населения, развиваются рыночные отношения, происходит приватизация государственной собственности, развивается внешнеэкономическая деятельность предприятий. Госбюджет выступает координирующим центром других звеньев финансовой системы, оказывает им при необходимости разнообразную помощь в форме бюджетных субсидий, кредитов, гарантий.

Вторым по своему значению звеном общегосударственных финансов выступают местные бюджеты. Под влиянием развития производственных сил происходит повышение роли местных органов власти в экономике и социальной сфере. Увеличение размеров местного хозяйства расширяет и усложняет функции местных властей, повышает их роль и удельный вес в финансовой системе. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей, используются для воспроизводства рабочей силы.

Бюджет страны состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные параметры. Формирование доходов государства осуществляется посредством системы налогов. В промышленно развитых государствах через финансовую систему перераспределяется до 40 - 50% национального дохода.

В расходной части государственного бюджета указываются конкретные направления денежных средств, их количественные параметры. Решающая часть расходов бюджета используется на финансирование отраслей народного хозяйства и социально-культурные мероприятия. При составлении государственного бюджета большое внимание уделяется сбалансированности бюджета, т.е. чтобы расходы не превышали доходы.

Республиканский и местные бюджеты как звено общегосударственных финансов взаимодействуют между собой. Внутри этого звена возникают различные межбюджетные отношения между уровнями бюджетной системы и видами бюджетов.

Важным звеном общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды. Они представляют собой средства правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Формирование внебюджетных фондов позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы, которые затем используются на отдельные мероприятия. По своему экономическому содержанию внебюджетные фонды представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение – мобилизация средств для пенсионного обеспечения, занятости населения, обязательного медицинского страхования, развития приоритетных отраслей экономики и т.д. Мобилизация и использование средств внебюджетных фондов осуществляется в специальных формах и особыми методами, в связи с чем эти фонды выделяют в самостоятельное звено государственных финансов. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений предприятий. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Общее количество внебюджетных фондов в каждой стране определяется правительством. К таким фондам относятся: инновационный фонд; фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки; фонд охраны природы; дорожный фонд; фонд развития строительной науки. Указанные фонды называются республиканскими целевыми бюджетными фондами. Согласно законодательству, областные и Минский городской Совет депутатов также формируют местные целевые бюджетные фонды (в частности, инновационные).

Государственный кредит – также важное звено общегосударственных финансов. С его помощью осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений. Государственный кредит – это совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком денежных средств и физическими и юридическими лицами в процессе формирования и использования общегосударственного фонда денежных средств.

Объективная необходимость существования государственного кредита заключается в постоянной нехватке средств государственного бюджета на удовлетворение потребностей общества, наличии бюджетного дефицита.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним. У нас преобладает внутренний государственный кредит, но в связи с хронической нехваткой финансов правительство РБ все шире проявляет инициативу по привлечению внешнего, т.е. международного кредита.

Дополнительной сферой финансовой системы является финансовый аппарат, в который включаются такие республиканские органы управления финансами, как Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Таможенный комитет, Комитет по ценным бумагам, Фонд социальной защиты населения, финансовые управления (отделы) отраслевых министерств и др. Именно этот аппарат непосредственно участвует в финансовой деятельности всех предприятий, учреждений и организаций, создает условия, необходимые для нормального течения финансовых процессов в народном хозяйстве страны. Особенность финансового аппарата состоит в том, что он является частью государственного аппарата и его нельзя включать в состав финансовых отношений. Однако данная сфера оказывает непосредственное влияние на финансовые отношения, организуя их таким образом, чтобы эффективное воздействие оказывалось на все стороны деятельности народного хозяйства.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 914; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.