Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6 УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ





Помощь в написании учебных работ
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Лекция 13. Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе развития

Основу финансовой политики и финансового механизма составляет стратегическая концепция, правильность которой подтверждается практикой. Финансовая политика Республики Беларусь регламентирована следующими документами:

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь;

Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий год;

Законом Республики Беларусь о бюджете на соответствующий год;

Концепцией развития банковской системы Республики Беларусь;

Инвестиционным кодексом Республики Беларусь и др.

Основные положения документов, определяющих финансовую политику следующие:

- обеспечение устойчивого экономического роста на качественном уровне, позволяющее повысить реальные доходы населения;

- создание налоговой системы, отвечающей требованиям экономического роста и финансовой стабилизации;

- снижение налоговой нагрузки;

- повышение эффективности государственных расходов и сокращение уровня расходов бюджета по отношению к ВВП;

- поэтапная консолидация государственных ресурсов в бюджете;

- концентрация бюджетных средств с целью реализации важнейших государственных программ и мероприятий;

- оптимизация и совершенствование управления государственным долгом.

Фискальное регулирование в Республике Беларусь проводится практически ежегодно. Это связано с неустойчивой экономической конъюнктурой, нуждающейся в постоянной корректировке.

Признаком стабильности бюджетно-налоговой системы в мировой практике служат следующие пороговые значения:

- дефицит бюджета – не более 3%;

- уровень государственного долга для переходных экономик – не более 55% ВВП;

- уровень платежей по обслуживанию внешнего долга в объеме доходов бюджета – не более 30%.

В Республике Беларусь показатели финансовой безопасности находятся в допустимых границах и многие из них еще далеки от критических значений.

Фундаментом успешной бюджетно-налоговой политики должно быть избавление от дефицита бюджета и порождающих его проблем. Этого можно достичь, сформировав благоприятную инвестиционную и конкурентную среду, устранив препятствия, тормозящие экономическую активность хозяйствующих субъектов. Необходим комплекс мероприятий, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных ресурсов в госбюджет. А с другой – создали предпосылки для постепенного сокращения государственных расходов. Одно из таких мероприятий – передача рынку тех секторов национального хозяйства, которые могут функционировать более эффективно без государственного вмешательства.



В рамках финансовой политики особое внимание следует уделять активизации инвестиционных процессов. Этого возможно достичь только при условии существенного улучшения инвестиционного климата во всех его составляющих, что является задачей действенной инвестиционной политики.

Инвестиционный климат – это обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, правовых, политических и организационных предпосылок, предопределяющих целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему. Как правило, оценку инвестиционного климата осуществляют применительно к макроэкономической сфере.

Инвестиционный климат нашей страны неустойчив, он постоянно меняется, и сегодня позиции Беларуси в зарубежных рейтингах незавидны. Кризис инвестиционной сферы проявляется в недостаточных объемах капиталовложений во все отрасли экономики и отсутствии интереса к развертыванию деятельности на территории Беларуси со стороны отечественных и иностранных инвесторов. Это является главной причиной дефицита внутренних и внешних инвестиций, бегства капитала за границу и, как следствие, невыполнение государственных инвестиционных программ.

Усложнение финансовых проблем, неудовлетворительное финансовое состояние отечественных субъектов хозяйствования в свою очередь блокируют рост инвестиций и обновление основных средств.

В 2006 - 2010 гг. источником устойчивого экономического роста может стать только форсирование расширения инвестиций в основной капитал при возрастающем внутреннем спросе на них. Важнейшая проблема белорусской экономики – инвестиционное обновление основного капитала. Особенно остро она стоит в экспортоориентированных отраслях промышленности: в последнее время ведущие экспортеры не в состоянии обеспечить воспроизводство продукции, конкурентоспособной на внешних рынках.

Важнейшим приоритетом инвестиционной политики должно стать восстановление расширенного воспроизводства. Основным инструментом достижения данной цели является новая амортизационная политика, которая должна способствовать восстановлению основных средств.

Для Республики Беларусь денежно-кредитное и бюджетно-налоговое регулирование играет особую роль, так как проблемы инфляции, дефицита бюджета, стабильности рубля, кредитования носят первостепенный характер.

Наряду с государственной финансовой политикой существует и финансовая политика предприятий, представляющая собой целенаправленную деятельность финансовых менеджеров на достижение целей ведения бизнеса. Целями финансовой политики предприятия могут быть:

- оптимизация структуры капитала и обеспечение финансовой устойчивости предприятия;

- обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;

- выживание предприятия в условиях конкурентной борьбы;

- избежание банкротства и крупных финансовых неудач;

- лидерство в борьбе с конкурентами;

- максимизация рыночной стоимости предприятия;

- устойчивые темпы роста экономического потенциала предприятия;

- рост объемов производства и реализации;

- максимизация прибыли;

- минимизация расходов;

- обеспечение рентабельной деятельности.

В условиях глобализации финансов в современном мире, относительно свободного движения капитала и других ограниченных ресурсов финансовая политика любого государства не может строиться изолированно и учитывать только внутреннее состояние экономики. Она должна ориентироваться и на соответствующие требования и стандарты международного финансового права и международных финансовых институтов.

Применение современных экономических законов с учетом национальных особенностей белорусской экономики поможет сформировать эффективную финансовую политику. Что станет одним из факторов прогрессивного развития Беларуси в целом.





Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.