Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды и источники маркетинговой информации




Система любых управленческих решений (в том числе и маркетинговых) должна базироваться на информации, обладающей тремя основными свойствами: актуальностью, достоверностью, полнотой.

В маркетинговой деятельности фирмы используют два вида информации: первичную и вторичную.

Первичная информация данные, собранные специально для решения конкретной задачи, Такие данные необходимы в том случае, когда вторичной информации оказалось недостаточно. Достоинствами первичной информации являются:

· полное соответствие целям проводимого исследования;

· использование известных методов и методик получения данных;

· отсутствие противоречивых сведений из разных источников;

· возможность обеспечения конфиденциальности полученных сведений.

Методы получения первичной информации включают:

Наблюдение пассивная регистрация лично исследователем или техническими устройствами определенных процессов или действий людей. При проведении наблюдений должны выполняться следующие условия:

  • фиксация наиболее значимых характеристик ситуации;
  • краткосрочность;
  • публичность наблюдаемых процессов;
  • неосознанность наблюдаемого поведения.

Формы наблюдения могут быть весьма разнообразны, поэтому их принято классифицировать по следующим признакам.

  1. По степени включенности исследователя в наблюдаемый процесс:
  • с участием исследователя;
  • со стороны (наблюдатель не участвует в наблюдаемом процессе.
  1. По степени открытости наблюдения:
  • открытое (о наблюдении людям известно);
  • скрытое (неизвестно).
  1. По характеру наблюдаемых событий:
  • прямое (наблюдается само поведение);
  • непрямое (наблюдаются последствия (чеки, мусор и т.п.).
  1. По технике наблюдения:
  • персональные (события фиксирует наблюдатель);
  • приборные (события фиксируются приборами (датчиками, счетчиками и т. п.).

Наблюдение как метод получения первичной информации обладает следующими достоинствами:

  • независимость хода исследования от желания объектов наблюдения принимать в нем участие;
  • возможность учета факторов окружающей обстановки;
  • высокая объективность метода (наблюдаются фактически происходящие события);
  • возможность наблюдения неосознанных поведенческих актов.

Основными недостатками наблюдения являются:

· селективность (предпочтительность наблюдателя в отношении объектов, обладающих определенными характеристиками);

· субъективность восприятия наблюдаемых событий;

· возможность появления «эффекта наблюдения» (неестественного поведения при обнаружении наблюдения).

Эксперимент метод исследования, применяемый для оценки причинно-следственных связей, подразумевающий активное вмешательство исследователей в определенные процессы: они изменяют один или несколько параметров и наблюдают за тем, какое влияние это изменение оказывает на зависимый параметр.

К основным достоинствам эксперимента как метода получения первичной маркетинговой информации можно отнести возможности:

  • изучения причинно-следственных связей между событиями;
  • проверки маркетинговых решений (пробный маркетинг).

По характеру объектов, над которыми проводится эксперимент различают два их вида:

  • реальные, которые проводятся на реальных объектах;
  • имитационные, проводимые на основе моделирования объектов.

С точки зрения реальности условий проведения различают эксперименты:

  • лабораторные, проводимые путем тестирования продукта;
  • полевые, проводимые путем тестирования рынка.

Основными недостатками эксперимента считаются:

  • возможная непригодность результатов эксперимента для других условий;
  • большие трудоемкость и стоимость;
  • высокие риски.

Опрос – выяснение субъективных мнений и предпочтений респондентов (опрашиваемых лиц) в отношении объекта.

Многообразие видов опросов позволяет осуществить их классификации по ряду признаков.

  1. По количеству одновременно опрашиваемых респондентов:
  • индивидуальные опросы (каждый респондент опрашивается индивидуально);
  • групповые (одновременно опрашиваются несколько респондентов).

Индивидуальные интервью не применяются в том случае, если интересующая тема является деликатной (деньги, гигиена, секс и т. п.) или если поведение людей является следствием воздействия межличностных отношений в социальной группе.

В групповых опросах используют два типа групп – дискуссионные и фокус-группы.

В первом случае изучается восприятие определенного сектора рынка, мотивы и сдерживающие факторы в поведении потребителей, а также язык их общения. Обычный состав группы – 6–10 человек. Опрос проводится в форме свободной дискуссии и может продолжаться несколько часов.

Опрос методом фокус-группы является более структурированным. Он применяется для анализа восприятия определенной группой потребителей имиджа фирмы, марки или товара, оценки рекламы и для изучения характеристик общения тех потребителей, среди которых проводится опрос. Обычный состав группы – 8–12 человек.

  1. По форме опросов с точки зрения задействованных средств коммуникаций:
  • личные (интервью);
  • телефонные;
  • почтовые;
  • электронные.
  1. По форме опросов с учетом периодичности проведения:
  • разовые (единичные);
  • многоразовые;
  • периодические.

4. По способу подачи информации:

  • устные (респондент устно отвечает на задаваемые вопросы);
  • письменные (ответы носят письменный характер).
  1. По степени стандартизации:
  • структурированные (с жестко заданными последовательностью и формулировкой вопросов);
  • неструктурированные (со свободными последовательностью и формулировкой).

Структурированные опросы по их назначению могут проводиться как:

  • панельные (результаты поступают всем регулярным пользователям);
  • специальные (заказываются фирмой для своих нужд).

Примером неструктурированного интервью является глубинное интервью, основой которого составляет полное отсутствие влияние интервьюера на респондента. Респондент должен высказывать свое мнение в абсолютно свободной манере.

Разновидностью структурированного опроса является панельный опрос.

Панели – постоянные выборки изучаемой группы населения, подвергающиеся регулярным опросам по одним и тем же вопросам. Существуют следующие разновидности панелей:

  • массовые (например, потребительские или посреднические);
  • специалистов-предписантов (например, фармацевтов);
  • специализированные (например, школ владельцев кафе и т. п.);
  • барометры (небольшие панели), предназначенные для получения регулярных статистических сведений (например, подростки, студенты, молодые матери т. д.).

К основным достоинствам опроса как метода получения первичной информации относятся возможности:

  • выявления мнений у самих потребителей;
  • статистической обработки полученных сведений;
  • гибкость в проведении.

Основными недостатками опроса считаются:

  • субъективность полученной информации;
  • зависимость от желания респондентов публично высказывать свое мнение.

Вторичная информация – данные, собранные ранее для целей, не связанных с решением исследуемой проблемы. Эта информация может быть внутренней и внешней.

Источниками внутренней информации являются:

  • отчеты о продажах (по товарам, рынкам, регионам, интервалам времени и др.);
  • рекламации потребителей;
  • сведения о запасах продукции на складах;
  • счета клиентов;
  • отчет о прибылях и убытках;
  • выполненные ранее исследования.

Источниками внешней информации могут быть:

  • публичной внутринациональной – государственные и административные органы, учреждения и организации;
  • публичной международной – комиссии ООН, ВТО и т. п.;
  • частного происхождения –профессиональные печатные издания и организации;
  • компьютерные банки данных независимых организаций;
  • непериодические публикации разных фирм.

Основными достоинствами вторичной информации являются:

  • высокая скорость получения;
  • наличие разных источников, что позволяет сопоставлять данные;
  • относительная низкая стоимость;
  • возможность работы с данными, которые фирма не может получить самостоятельно.

К недостаткам вторичной информации можно отнести заложенные в ней возможности:

  • неполноты соответствия целям проводимого исследования;
  • устаревания данных;
  • наличия противоречивых сведений;
  • трудно проверяемая степень достоверности данных.

Маркетинговая информация может быть получена в ходе проведения одного из трех типов исследований:

  • кабинетных;
  • полевых;
  • комбинированных.

Целью кабинетных исследователей является сбор и обработка вторичной информации. Такие исследования включают:

  • классический анализ документов;
  • информационно-целевой анализ;
  • контент-анализ.

Полевые исследования представляют собой методы сбора и обработки информации «по месту нахождения информации» и включают:

  • наблюдение;
  • эксперимент;
  • опрос.

Классический анализ документов предполагает анализ их сущности с определенной точки зрения.

Информативно-целевой анализ предполагает анализ информативности текстовых материалов.

Контент-анализ предполагает анализ смысловых категорий в большом массиве информации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.