Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологическое образование, воспитание, издательская и информационная




Планирование в сфере управления охраной окружающей среды. Стратегическое планирование. Национальный план действий по охране окружающей среды РФ. Региональный план действий по охране окружающей среды. Экологическая программа региона. Областные целевые программы. Программа устойчивого развития РТ.

Экологический мониторинг как метод УООС. Цели и задачи экологического мониторинга. Основные направления экологического мониторинга.

(Вопрос рассмотрен в 8-м разделе, пункт 1)

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ - 1) документ экологического планирования; 2) долгосрочная программа, предусматривающая систему действий в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и устойчивого развития, реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом, а также выполнения международных обязательств РФ в данной сфере.
Основные направления Г.с. установлены Указом Президента РФ от 04.02.1994 г. N 236 и включают: а) обеспечение экологически безопасного устойчивого развития в условиях рыночных отношений (экологически обоснованное размещение производительных сил; экологически безопасное развитие промышленности, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства; экологически безопасное развитие сельского хозяйства; использование возобновимых природных ресурсов; рациональное использование невозобновимых природных ресурсов; расширенное использование вторичных ресурсов, утилизация, обезвреживание и захоронение отходов; совершенствование управления в области охраны окружающей природной среды, природопользования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; б) охрану среды обитания человека (создание для людей здоровой среды обитания в городских и сельских поселениях; развитие системы природных комплексов рекреационного и курортно-оздоровительного назначения; улучшение качества продуктов питания; обеспечение населения качественной питьевой водой; предотвращение загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов; обеспечение радиационной безопасности населения; предупреждение и уменьшение опасного воздействия природных явлений, техногенных аварий и катастроф; экологическое воспитание и образование населения); в) оздоровление (восстановление) нарушенных экосистем в экологически неблагополучных регионах РФ (выведение из кризисной экологической ситуации ряда крупных городов и промышленных центров; преодоление последствий радиоактивного загрязнения территорий; сохранение природного комплекса бассейна озера Байкал; осуществление программы "Возрождение Волги"; восстановление нарушенных экосистем прибрежной полосы Черного моря; защита населения и прибрежных территорий от последствий подъема уровня Каспийского моря; сохранение природных комплексов Онежского, Ладожского озер и Невской губы; решение экологических проблем районов Крайнего Севера с обеспечением особого режима природопользования; сохранение и восстановление экосистемы санаторно-курортного комплекса "Кавказские Минеральные Воды"); г) участие в решении глобальных экологических проблем сохранения биологического разнообразия; охрана озонового слоя; предотвращение антропогенного изменения климата; охрана лесов и лесовосстановление; развитие и совершенствование системы особо охраняемых природных территорий; обеспечение безопасного уничтожения химического и ядерного оружия; решение межгосударственных экологических проблем (трансграничное загрязнение, проблемы Балтийского, Каспийского, Черного и Аральского морей, Арктического региона); восстановление экосистемы и видового состава гидробионтов Азовского моря; решение проблем Мирового океана. См. также Государственная экологическая доктрина, Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации, План действий Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - документ экологического планирования, разрабатываемый в целях оздоровления экологической обстановки в РФ, снижения ее неблагоприятного влияния на здоровье населения, сохранения жизнеобеспечивающих функций биосферы, обеспечения эффективного участия России в международной природоохранной деятельности.

Н.п.д. по о.о.с. РФ является ориентиром для целенаправленного использования бюджетных ассигнований на охрану окружающей природной среды при вложении их в решение приоритетных экологических проблем, а также при выделении финансовых средств на природоохранные цели отечественными и зарубежными инвесторами. Впервые Н.п.д. по о.о.с. РФ был разработан на 1992-2001 гг. и состоял из двух разделов: "Анализ состояния окружающей природной среды и экологическая политика", "Концепция совершенствования экологической политики РФ". Предполагается разрабатывать Н.п.д. по о.о.с. РФ каждые 2-3 года с привязкой их в части финансирования к соответствующим финансовым годам. См. Государственная стратегия Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, Государственная экологическая доктрина, Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, План действий Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА система руководящих политических, экономических, организационных, идеологических, правовых принципов, являющихся теоретической основой государственной экологической политики, практических действий по охране окружающей природной среды, обеспечению рационального использования природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности человека и иных объектов; 2) документ экологического планирования. См. также Государственная стратегия Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, Национальный план действий по охране окружающей среды, План действий Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования.

Реализация, контроль и корректировка НПДООС.Совершенствование механизма разработки НПДООС 1. Организационно-правовой механизм взаимодействии участников реализации НПДООС Для придания общенационального статуса на этапе утверждения НПДООС целесообразнорекомендовать Правительству Российской Федерации создать Национальную Комиссию по реализации НПДООС, включающую представителей следующих целевых групп: МПРРоссии и других специально уполномоченных органов управлении охраной окружающей среды федерального уровня, Минэкономики России, Минфина России, крупных частных компаний (предпочтительнее союзов и объединений предпринимателей), ряда субъектов Российской Федерации, выбранных по определенным классификационным критериям с целью наиболее полного представления экологических проблем, коммерческих банков (предпочтительнее ассоциаций банков), профсоюзов, Государственной Думы, неправительственных экологических организаций, объединений и общественных движений жителей экологически неблагополучных регионов, коренных народов и народов Севера, основных религиозных конфессий, экспертов и ученых. Внедрение НПДООС можно рассматривать как важнейший элемент внутреннейэкологической политики. Он позволяет структурировать процесс принятия решений, сделать его более ясным и понятным для населения, объективнее определить приоритеты и основные направления деятельности; способствует привлечению инвестиций в охрану окружающей среды. НПДООС в России должен стать ядром объединения интересов различных целевых групп. 2. Экономический и финансовый механизмы реализации НПДООС Важнейшим финансовым инструментом реализации НПДООС является комплексисточников финансирования природоохранных проектов. Природоохранные проекты можно разделить на три общие категории: - проекты, являющиеся окупаемыми в финансовом отношении, т.е. при осуществлении которых обеспечиваются достаточные поступления для покрытия всех расходов, а финансовый риск представляется приемлемым; - проекты, которые обеспечивают достижение существенных результатов вобласти охраны окружающей среды, однако не обладают финансовой окупаемостью,для финансирования таких проектов, как правило, необходимы средства из федерального бюджета; - проекты, которые нуждаются в льготном финансировании. Первую категорию проектов можно считать "беспроигрышной", поскольку экологические выгоды появятся в результате финансово обеспеченных инвестиций. Осуществлению таких инвестиционных проектов будет способствовать решение следующих проблем:изменение неадекватной ценовой политики (например - субсидирование водоканалов, предприятий по переработке отходов и др.); совершенствование мер, обеспечивающих промышленным предприятиям стимулы для инвестиций в целях сохранения ресурсов и улучшения состояния окружающей среды; обеспечение механизмов для финансировании маломасштабных инвестиций. Льготное финансирование осуществляется на более благоприятных условияхпо сравнению с коммерческими источниками. Льготный характер финансированиобеспечивается различными способами. К их числу относятся: уменьшение процентной ставки, совмещение дотаций с займами, предоставление более длительного льготного периода, продление периода выплаты (срока погашения). 2.1. Возможные механизмы финансировании. Дотации представляют собой прямое субсидирование и могут использоватьсдля финансирования части проекта. При правильном планировании это поощряетполучателей к расходованию собственных ресурсов, а стороны, принимающие участие в финансировании, - к совместному осуществлению проекта. Дотации могут быть эффективными в проектах, которые имеют ограниченные возможности в том, что касается возмещения издержек. Займы. Внутренние и внешние займы являются наиболее важным инструментомфинансирования капиталовложений в природоохранную деятельность в дополнениек бюджетному финансированию государственного сектора. Займы международныхфинансовых учреждений (МФУ) - один из основных источников долгосрочного недорогостоящего финансирования проектов для стран с переходной экономикой. Каждое МФУ имеет свою особую стратегию предоставления займов, базу ресурсов и функциональные ограничения, с учетом которых предполагается, что предоставление займов со стороны МФУ ориентировано на спрос и, что условия погашения займов должны удовлетворять установленным банковским критериям. Преимущества таких займов очевидны: заемщики могут лучше приспосабливать выплату займа к финансовым поступлениям от инвестиций, а продолжительность займа - к предполагаемому техническому финансовому сроку освоения инвестиций; расширять базу проекта для охвата мало- и среднемасштабных проектов; обеспечивать рынок для местных финансовых учреждений. Примером является деятельность Российской программы организации инвестиций в оздоровление окружающей среды, учрежденной на основании постановления Правительства Российской Федерации от 11 августа 1995 г. n 808. Финансовое обеспечение займов. Одним из вариантов финансового обеспечении инвестиционных проектов в России стали переводные векселя в твердой валюте;простые векселя российских или иностранных банков;золотые сертификаты Минфина России; валютные облигации Внешэкономбанка; золотые (или из других драгметаллов)депозиты, находящиеся в собственности областной или городской администраций. Наряду с перечисленными возможностями существует дополнительный механизмфинансирования природоохранной деятельности. Это - использование пакетов акций предприятий, находящихся в ведении Мингосимущества России. Современная экономическая политика России включает продажу напрямую, либо с аукциона региональными подразделениями Мингосимущества России пакетов акций предприятий, находящихся в республиканской, областной и муниципальной собственности. Указом Президента Российской Федерации предусмотрено, что 51% суммы вырученной от продажи пакета акций будет реинвестировано в предприятия, акции которых проданы государством, т.е. реинвестировано в предприятия, находящиеся в собственности данной области или муниципалитета.Соединив 51% доли предприятий и доли бюджета: местного (9% или 19%) и регионального (20% или 10%), предприятия, расположенные на территории области или города, могут получить на цели реинвестирования 80% поступлений от продажи акций, прямой или с аукциона. Это означает, что дополнительно к традиционному обеспечению и финансовым средствам, области и города, в распоряжении которых имеются непроданные пакеты акций приватизированных предприятий, могут использовать эти пакеты для обеспечения привлекаемых сторонних инвестиций. Либо, если акции не используются на эти цели, их можно продать и вырученные средства вложить в совместное финансирование.Таким образом, акции, находящиеся в ведении Мингосимущества России, могутслужить гибким и нетрадиционным финансовым инструментом, при использованиикоторого необходимо учитывать привлекательность акций тех или иных предприятий для инвесторов и рыночную оценку их стоимости. Субсидирование процентных ставок по кредитам. Субсидия представляет собой разницу между условиями, на которых предоставляется кредит, и условиями, которые предлагаются коммерческими и финансовыми учреждениями. Результат субсидируемого кредита может быть таким же, что и не субсидируемого кредита в сочетании с дотацией. Основные отличия кредитов от дотаций заключаются в следующем: кредитытребуют от получателя согласия с процедурой оценки финансовой жизнеспособности проекта; выплата процентов предусматривает средства пополнения первоначального капитала; и, что наиболее важно, кредиты должны выплачиваться, а для этого необходимы кредитоспособность, гарантирование кредита при невыполнении обязательств и достаточный поток наличных средств. Для субсидирования процентных ставок по кредитам требуется высокий уровень квалификации в области финансовой деятельности, и это связано с более высокими административными издержками, чем в случае дотаций. Масштаб охватываемых проектов будет тесно связан с размером субсидии:чем ниже уровень субсидии, тем более жизнеспособным в финансовом отношениидолжен быть проект. Гарантирование экологических кредитов. Главная задача гарантированиякредита - снятие, частично или полностью, риска кредитора и передача этогориска третьей стороне, включая коммерческие и/или политические риски. В настоящее время частные гарантии получить трудно и прямое гарантирование кредитов со стороны МФУ является наиболее подходящим для крупномасштабных проектов. Для стимулирования прямого предоставления займов, для осуществления проектов по экологическим инвестициям необходимо разрабатывать системы внутренних институциональных гарантий. Система гарантирования экологических кредитов, ориентированная на природоохранные инвестиции, могла бы уменьшить кредитный риск для кредиторов (или держателей облигаций), а также совместить риск нескольких проектов. Долевое финансирование экологических проектов. Паевое финансированиепредставляет собой вложение денег инвестором в компанию или проект без конкретного требования прямой выплаты (т.е. деньги находятся в состоянии "риска"); ожидается, что за определенный период времени ценность компании или проекта возрастет и обеспечит значительный доход от первоначальной инвестиции. По многим проектам в области охраны окружающей среды расчетная прибыль на первоначально вложенные капитальные активы не оправдывает ожиданий коммерческих источников (предоставляющих венчурный капитал). Тем не менее паевые вложения являются эффективными с экономической точки зрения для проектов, которые должны приносить доход, и здесь большим подспорьем стало бы создание финансового механизма, сориентированного исключительно на проекты в области охраны окружающей среды. Такая система капитальных вложений в экологических целях могла бы способствовать финансированию компаний, осуществляющих проекты по природоохранному инвестированию, путем привлечения частных капитальных активов, дотаций и кредитов. Для участия в организации местных проектов паевого финансирования экологической деятельности, доноры должны обеспечить выделение фондов до начала функционирования этой системы. Это особенно важно для финансирования концессионных компаний, предоставляющих экологические услуги в городах (например, обработка и удаление отходов и водоснабжение) и в промышленном секторе. Применение системы паевого участия будет более действенным в странах, продвинувшихся на пути приватизации и корпоратизации. Подобные структуры уже созданы в скандинавских странах, в которых организована Корпорация стран Северной Европы по финансированиюэкологических проектов (НЕФКО), и прямые инвестиции в соответствии с заведенным порядком привлекаются для конкретных проектов, осуществляемых ЕБРР и Международной финансовой корпорацией (МФК). Совместное осуществление проектов происходит в тех ситуациях, когда одногосударство может выполнить часть своих обязательств в соответствии с каким-либо международным соглашением путем оказания содействия деятельности на территории другого участвующего государства. Совместное осуществление предусматривается в тех случаях, когда страна-донор, производящая инвестиции для сокращения степени загрязнения окружающей среды, имеет более высокие дополнительные издержки по борьбе с загрязнением, чем "принимающая" страна, в которой происходит сокращение выбросов загрязняющих веществ. Сокращение выбросов загрязняющих веществ засчитывается стране-донору. Положения о совместном осуществлении включены в такие международные соглашения, как Рамочная Конвенция ООН об изменении климата, Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, и Протокол к Конвенции ЕЭК о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния относительно дальнейшего сокращения выбросов серы, принятый в июне 1994 г. в Осло. Учет расходов на охрану окружающей среды в счет погашения долга. Такойвариант преобразования долга был предложен странами-кредиторами "Парижскогоклуба" в 1990 г., что расширило круг обычных мероприятий по переносу сроковвыплаты официальных двусторонних долгов. При заключении каждой договоренностиоб учете расходов на охрану окружающей среды в счет погашения долга страна-должник производит замену своей задолженности на обязательства по выделению ресурсов на охрану окружающей среды. Страна-кредитор соглашается отказаться от причитающейся ей части задолженности в иностранной валюте при том условии, что страна-дебитор предоставляет ресурсы в национальной валюте на цели охраны окружающей среды. В большинстве случаев эти средства управляются целевым фондом, возглавляемым комитетом, состав которого согласовывается обеими сторонами. До настоящего времени Польша и Болгария являлись странами, заключившими соглашение об учете расходов на охрану окружающей среды в счет погашения задолженности (двусторонняя модель). Использование механизма учета расходов на охрану окружающей среды в счет погашения долга находится в непосредственной зависимости от двух ключевых положений: заинтересованности национального правительства в уменьшении долга из-за серьезных финансовых последствий и степени готовности правительств-доноров заниматься вопросами уменьшения долга и, в частности, списания долга в целях охраны окружающей среды. 2.2. Источники финансировани В сфере природоохранной деятельности происходит существенная трансформации структуры инвестиций по источникам финансирования и формам собственности. В капитальных вложениях на охрану природы постоянно снижаются средства федерального бюджета - до 6% в 1996 г., средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов составляют 22%, основная часть приходится на собственные средства предприятий - 67% в 1996 г. при увеличении относительной доли экологических фондов. Ниже приведена структура инвестиций экологического назначения по основным источникам финансирования в %: Источники финансирования 1995 г. 1996 г. Средства федерального бюджета 11,4 6,0 Бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты 22,5 22,7 Собственные средства предприятий 63,3 67,4 Экологические фонды 2,7 3,6 Инвестиции, всего 100,0 100,0 Бюджетное финансирование поддерживает следующие направления природоохранной деятельности: организация и функционирование территорий с режимом ограниченного использования;административные расходы на содержание управленческого аппарата;мониторинг и научно-исследовательская деятельность. Важнейшей статьей бюджетных расходов является финансирование федеральных целевых программ. Помимо прямого финансирования природоохранной деятельности, непосредственно отражаемого в статистике охраны окружающей среды, бюджеты разных уровней осуществляют косвенную поддержку этой деятельности путем: - прямых инвестиций (бюджеты развития) или стимулирования инвестиционнойактивности в реконструкцию предприятий, что автоматически улучшает показателиприродоохранной деятельности предприятия; - развития социальной инфраструктуры (прежде всего, жилищно- коммунального хозяйства). Собственные средства предприятий используют два внутренних источникафинансирования природоохранной деятельности: - амортизационные отчисления, идущие на восстановление основных фондовпо охране окружающей среды; - прибыль предприятия, часть которой направляется на строительство иреконструкцию систем очистки или на модернизацию технологических процессов. Экологические фонды являются важными механизмами финансирования природоохранных расходов. В целом их капитал формируется за счет природоохранных налогов и сборов. Фонды распределяются посредством широкого круга механизмов, предназначенных для предоставления финансовой помощи, обычно на благоприятных условиях частному или государственному сектору для инвестирования и выполнения природоохранных мероприятий. Экологические фонды. В экологических фондах, в основном, практикуетсязачет платежей за загрязнение в обмен на проведение "загрязнителем" природоохранных мероприятий, согласованных с соответствующим комитетом по охране окружающей среды. Распространена практика выделения грантов и беспроцентных кредитов. Около 60-70% средств экологических фондов расходуется на поддержку инвестиционных проектов, хотя в общем объеме средств, выделяемых на "зеленые" инвестиции, они составляют менее 3% (природоохранные инвестиции предприятий всех форм собственности - около 600 млн. долларов, инвестиции из экологических фондов - 13 млн. долларов). Инвестиционные фонды. Инвестиционные и венчурные фонды, созданные в последние 5 лет, располагают внушительным суммарным капиталом, часть которого уже инвестирована в российскую экономику. Фонды планируют выделить часть средств на природоохранные проекты, исходя из приоритетов отраслевых и целевых инвестиций. Российские коммерческие банки. Потенциал финансирования "зеленых" инвестиций пока еще очень ограничен. Наблюдается тенденция к поддержке инвестиций в экономику, как правило при условии быстрой окупаемости проекта (в течение 2-2,5 лет) и ставках, составляющих примерно 25% годовых. Потенциальная величина среднего кредита невелика - около 1,5-2 млн. долларов. В целом, кредитование из средств отечественных коммерческих банков может быть успешным при поддержке экологических фондов, компенсирующих разницу между ставкой процента банка и рентабельностью предприятия. Платежи за природные ресурсы должны стать заметным источником поступленифинансов на цели охраны природы. Прежде всего это относится к платежам заземлю в части земельного налога, выплачиваемого предприятиями за свою санитарно-защитную зону (СЗЗ). Плата за СЗЗ включается в общую сумму платежей предприятия за землю (земельный налог и/или арендная плата). Хотя платежи за СЗЗ составляют всего лишь небольшую долю всех поступающих в бюджеты платежей за землю, но для каждого отдельного предприятия эта сумма может быть в 3-5 раз больше, чем платежи данного предприятия за загрязнение окружающей среды. Частный капитал. Привлечение финансовых ресурсов частного сектора в дополнение к бюджетному финансированию возможно по ряду направлений природоохранной деятельности. Одна из потенциальных сфер деятельности - городская инфраструктура, включающая сбор, утилизацию, уничтожение отходов, водоснабжение и водоотведение, энергоснабжение. Использование частных услуг осуществляется в различных формах, от простых контрактов на услуги до передачи отдельных объектов инфраструктуры в частную собственность. В мировой практике привлечения частного капитала используются различныеформы договоров: простой договор на оказание услуги, договор на оказание услуги и ремонт мощностей, договор на концессию, включающий также осуществление инвестиций в городские объекты, долгосрочный контракт на строительство или реконструкцию мощностей с последующей передачей в собственность, совместное владение объектами. Распределение ответственности и доходов между муниципальными органами управления и частными организациями определяется формой контракта. Проекты по строительству и реконструкции объектов городской инфраструктуры, требующие значительных инвестиций, в то же время имеют предсказуемый размер доходов в условиях роста тарифов на энергоснабжение, водоснабжение и водоотведение, удаление отходов. Вовлечение частных услуг в эту сферу деятельности позволяет упростить управление, снизить эксплуатационные издержки, повысить эффективность работы муниципальных служб. Международные финансовые организации и организации содействующие развитию, страны-доноры В условиях экономической и финансовой нестабильности и хронического дефицита ресурсов большую позитивную роль в финансировании природоохранных мероприятий играют международные финансовые организации и непосредственно страны-доноры. За последнее десятилетие более 1 млрд. долларов было израсходовано на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов из внешних источников финансирования. Если речь идет не о заявке на выделение грантов, а о необходимости получения кредита, то следует учитывать, что: - международные финансовые институты не финансируют проекты полностью,т.е. должны быть определены и другие источники средств; - обычно требуется гарантия Правительства Российской Федерации или субъекта Российской Федерации; - проект должен соответствовать международным стандартам, то есть, прежде всего, быть реализуемым и окупаемым. Глобальный экологический фонд (ГЭФ). Имеются ресурсы для оказания помощив финансировании дополнительных издержек в четырех областях: уменьшение объема парниковых газов с целью предупреждения изменения климата, защита биологического разнообразия, международных вод и озонового слоя. Эти фонды охватывают расходы, связанные с проведением исследований, оказанием технической помощи, подготовкой проектов и капиталовложениями. Утвержденный портфель проектов ГЭФ для России за 1995-1997 годы составляет около 90 млн. долларов, и имеются возможности увеличить этот портфель в ближайшие 2-3 года. Частные фонды. Аккумулируемые в частных фондах средства могут расходоваться на предоставление грантов, как в Фонде Рокфеллера или Фонде МакАртуров, на проведение экологических исследований, организацию семинаров и конференций, подготовку тематических докладов, а также на осуществление инвестиций. Последние могут предоставляться из венчурных или инвестиционных фондов. Венчурные фонды предполагают "вхождение" в уставной капитал предприятия. Существующие примеры свидетельствуют, что кредиты выдаются сроком от 5 до 8 лет и до 19% годовых. Инвестиционные фонды владеют акциями предприятия, которые являются для них обеспечением инвестиций, участвуют в дополнительной эмиссии. Двусторонние и многосторонние доноры обеспечивают странам Центральнойи Восточной Европы на безвозмездной основе техническую помощь, профессиональную подготовку и инвестиционную поддержку. Двусторонние программы помощи обычно разрабатываются и осуществляются через посредство учреждений страны-донора и соответствующие российские ведомства-партнеры. Такая помощь, как правило, предоставляется через механизм финансирования обусловленных закупок. Ключевой функцией международных финансовых учреждений (МФУ) являетсямобилизация на международных рынках капиталов фондов с низким уровнем издержек и направление этих фондов в качестве займов странам-получателям, в частности, странам, в которых высокая степень кредитного риска для коммерческих учреждений. МФУ предоставляют займы на более привлекательных условиях и с более благоприятными сроками выплаты, чем те, которые предлагают на коммерческой основе Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), Инвестиционный банк стран Северной Европы (НИБ). Кроме того, некоторые МФУ обеспечивают долевое финансирование на безвозмездной основе (ЕБРР, НЕФКО), выдают гарантии (ЕБРР, МБРР и Многостороннее агентство по гарантированию капиталовложений (МАГК)), и все они предоставляют консультативные услуги и техническую помощь странам-получателям. Международный банк реконструкции и развития (МБРР), обычно называемыйВсемирный банк, действует только на основе правительственных гарантий, т.е.кредиты выдаются правительствам или агентствам, которые поддерживаются правительственными гарантиями. Около 75% кредитов Всемирного банка выдаются под специальные проекты. Проект должен быть технически осуществим, иметь достаточно высокий процент окупаемости и способствовать экономическому росту и развитию страны (предоставляется срок до 15 лет, льготный период - до 5 лет). МБРР принимает активное участие на всех стадиях работы по обоснованию и предоставлению кредита. Работа ведется по схеме так называемого проектного цикла, включающему идентификацию проекта, подготовку, оценку, проведение переговоров, внедрение, контроль и определение результатов. Подготовительные фазы могут занять от 1 до 2 лет, однако известны и исключительные случаи, как, например, разлив нефти в Республике Коми, когда банк оперативно предоставил кредиты Правительству Российской Федерации на устранение последствий экологической катастрофы. В России кредиты банка "проходят"через Российскую программу организации инвестиций. Обычные условия - 11-12,5%годовых в валюте сроком на 8 лет, льготный период - 3 года (беспроцентный).Средние кредиты составляют порядка 3-4 млн. долларов, и предприятие должнопривлечь не менее 30% средств из других источников. Официальным гарантом выступает Минфин России. В большинстве случаев МБРР требует, чтобы все поставки осуществлялисьпо ценам международного уровня на конкурсной основе. Предприятие получаетне "живые" деньги, а возмещение указанных по проекту расходов на оборудование,консультационные услуги и т.д. К отбору консалтинговых фирм в так называемый"короткий список" также предъявляются очень высокие требования. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) - это институт прямогофинансирования проектов. Его основные задачи - консультации, предоставлениессуд и гарантия возврата, поддержка структур, ориентированных на рынок, продвижение частных инициатив в Центральной и Восточной Европе, включая Россию. Не менее 60% средств направляется на предприятия частного сектора или на государственные предприятия, внедряющие программы частного владения и контроля, около 40% - на общественную инфраструктуру или другие проекты. ЕБРР может финансировать совместные предприятия, например, по производству компонентов водоснабжения или химической очистки сточных вод. В период макроэкономической стабилизации, либерализации цен и реформы собственности ЕБРР усиливает роль консультирования для привлечения частных инвестиций. Для ЕБРР неэффективно выдавать кредиты или инвестировать проекты суммойменьше 5 млн. ЭКЮ. Срок кредитования составляет максимум 10 лет, а процентнаяставка определяется индивидуально для страны. Предприятие, ищущее средства,вправе непосредственно направить заявку на финансирование в банк. Время, закоторое осуществляется принятие решения о финансировании проекта, обычно составляет 2 месяца со дня рассмотрения полной информации о проекте. При необходимости ЕБРР рекомендует проведение экологического аудита. Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) представляет ссуды на выгодныхусловиях в основном для приоритетных проектов ЕС. Владельцами капитала являются страны - члены ЕС, каждая из которых принимает в нем долевое участие. Как часть интеграционной политики ЕС, банк финансирует проекты в рамках Программы технической поддержки ТАСИС в странах бывшего СССР, за исключением стран Балтии. Банк считает экологию одним из своих приоритетов. Финансирование – максимум 50% стоимости проекта. Банк предоставляет средне- и долгосрочные кредиты, продолжительность которых зависит от сущности проекта и от сроков службы объектов инвестирования. ЕИБ выдает кредиты в смешанных валютах или в одной, принимая во внимание интересы заемщика и удобство операции. Поскольку банк работает на бесприбыльной основе, ссудный процент близок к той стоимости, по которой он заимствует деньги на рынке капиталов. Обычно кредиты предоставляются с фиксированным процентом, установленным в момент подписания документов, в некоторых случаях процент определяется во время каждой выплаты. Банк требует определенных гарантий от своих заемщиков, как правило, правительственных. Агентство США по международному развитию (АМР) - национальная правительственна организация, оказывающая помощь странам с переходной экономикой, в основном на безвозмездной основе. В период с 1994 по 1997 годы АМР осуществляло ряд крупных экологических проектов в России, включая охрану лесов на Дальнем Востоке, снижение атмосферного загрязнения в городах Волгограде и Нижнем Тагиле, разработку основ устойчивого развития в г.Новгороде. Вопросы экологической политики и экономики в рамках проекта АМР разрабатывал Гарвардский институт международного развития. Совместная российско-американская Комиссия по экономическому и технологическомусотрудничеству рассматривала вопросы загрязнения свинцом окружающей средыи установления ответственности за прошлый экологический ущерб при приватизации. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - оказываетконсультативную помощь, проводит исследования, способствующие развитию рыночных отношений в странах бывшего СССР. ОЭСР готовит регулярные обзоры достижений в области охраны окружающей среды. Со странами СНГ непосредственно связан Директорат по охране окружающей среды при Департаменте стран - не членов ОЭСР. В состав Директората входит специальная комиссия по выполнению Программы действий по охране окружающей среды для Центральной и Восточной Европы. Эта комиссия координирует процесс разработки и выполнения НПДООС в этих странах, включая страны бывшего СССР. Комитет по подготовке проектов (КПП). Основной целью КПП является выявление первоочередных природоохранных проектов в странах Центральной и Восточной Европы и в том числе бывшего СССР, содействие их финансированию через организацию инвестиций, оказание каталитического воздействия и использование проектов в качестве показательных примеров. КПП помогает подбирать и финансировать первоочередные экологические проекты. Его деятельность строится на принципах, заложенных в Программе действий по охране окружающей среды для Центральной и Восточной Европы, одобренной на Конференции Министров "Окружающая среда для Европы" (г.Люцерн, апрель 1993 г.). В число проектов КПП включаются инвестиционные проекты, которые финансируют совместно два донора или более и/или международные финансовые организации (исключение составляют двусторонние программы). Донорская помощь оказывается странами-донорами (Дания, Швейцария, Нидерланды, Швеция, Австрия и др.) в виде приглашения экспертов и оплаты консультационных услуг, научно-технической поддержки, создания информационных баз данных, распространения информации, передачи опыта развитых стран, проведения целевых семинаров, "круглых столов". Таким образом, перечень существующих и потенциально возможных источниковфинансирования природоохранной деятельности включает: внутренние источники финансирования - государственный бюджет (федеральный, региональный, муниципальный); - экологические фонды; - собственные средства предприятий; - фонды отраслевых министерств; - коммерческие займы банков; - инвестиционные венчурные фонды; - платежи за природные ресурсы. внешние источники финансировани - международные организации; - двусторонние соглашения; - международные финансовые институты. 3 Вовлечение заинтересованных сторон населения и регионов в процесс разработки и реализации НПДООС и РПДООС Роль неправительственных организаций в разработке и реализации НПДООС. Роль общественности в решении важнейших проблем, связанных с окружающейсредой и устойчивым развитием, общепризнанна. Предоставляя информацию и мнения независимых экспертов, предлагая альтернативные варианты, неправительственный сектор вносит важный вклад в природоохранную деятельность. Неправительственные организации как активная сила, выступающая за сохранение окружающей среды, должны поддерживать НПДООС как важный инструмент для улучшения экологической ситуации, и добиваться решения наиболее острых экологических проблем, разработки и реализации эффективной экологической политики, совершенствования институциональных отношений. Кроме того, неправительственные организации могут использовать процесс разработки НПДООС как средство налаживания межсекторального сотрудничества. В связи с этим необходимо максимально вовлекать неправительственные организации в разработку и реализацию НПДООС. Направления участия неправительственных организаций в реализации НПДООС: - обеспечивать общественную поддержку НПДООС, распространяя информациюв регионах и в средствах массовой информации; - разрабатывать конкретные проекты и осуществлять контроль за выполнением; - оказывать содействие в выполнении НПДООС. В НПДООС включаются мероприятия, осуществляемые государственными органами.Между тем, ряд неправительственных организаций имеет высокий профессиональныйуровень, достаточный для участия в программах по сохранению биоразнообразия,экологического образования, распространения информации, экологической экспертизыи т.д. 4. Информационное сопровождение и обработка данных для оценки выполнения НПДООС Информационное обеспечение является одним из условий успешного выполнения НПДООС, позволяя контролировать реализацию поставленных задач и изменения в состоянии окружающей среды. Мониторинг осуществляется по двум основным направлениям: мониторинг качества окружающей среды и мониторинг природоохранных действий. Поэтому информация должна быть систематизирована по двум направлениям: отражать состояние окружающей среды и действия по реализации НПДООС. Поскольку в нем поставлены первоочередные задачи в области охраны атмосферы и водных ресурсов, то необходим постоянный мониторинг изменения состояния водного и воздушного бассейнов. Информация должна отражать результаты природоохранной деятельности на предприятиях наиболее загрязняющих отраслей. Мониторинг позволяет оценить результаты природоохранных действий. Объекты плана (отрасли промышленности, сельское хозяйство, транспорт и др.) вовлечены как в формирование экологической политики и приоритетных действий, в постановку целей, так и в мониторинг выполнения поставленных целей. Система показателей имеет большое значение для мониторинга и оценки выполнения НПДООС. Показатели должны быть представительны, емки по содержанию, малочисленны. Данные принципы обеспечивают при минимальных затратах наглядность, простоту и доступность анализа. Отслеживается ограниченный набор приоритетных показателей в противоположность действующему принципу мониторинга - сбору максимального количества показателей. Для принятия решений по ходу выполнения приоритетных задач национального плана, корректировки действий, выработки политики требуется строго лимитированный набор приоритетных показателей. Для контроля за ходом выполнения НПДООС используются четыре типа показателей: экологические, гигиенические,экономические, социальные. Прогрессивным направлением в мониторинге являетсявыбор показателей, связывающих воедино социально-экономические причины экологических проблем и результаты загрязнения окружающей среды в физическом выражении. Так, воздействие транспорта на окружающую среду может контролироваться биологическим показателем состояния деревьев, который позволяет следить за долгосрочными эффектами. Социально-экономические показатели (например, объемы продаж бензина со свинцовыми добавками) позволяют получить ежемесячные оценки, отслеживая причины процесса. Сравнение динамики производства и динамики загрязнения окружающей среды позволяет выявлять основные причины экологических изменений. Объединение экологических и социально-экономических показателей в единую систему соответствуетсовременным направлениям корректировки национальных счетов и представляетсобой важный инструмент реализации природоохранной политики. К экологическим и гигиеническим показателям относятся: - валовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, необходимость снижения которых определена в числе приоритетов; - превышение ПДК по загрязняющим веществам в населенных пунктах, включенных в приоритетный список; - объем неочищенных сточных вод, сбрасываемых в водоемы; - содержание загрязняющих веществ в сточных водах, необходимость снижения которых определена в числе приоритетов; - комплексные интегральные индикаторы состояния окружающей среды (поотдельным средам); - площадь особо охраняемых природных территорий (в % от общей территории). К экономическим показателям относятся: - производство промышленной продукции по объектам, включенным в переченьприоритетных действий; - производство сельскохозяйственной продукции по регионам, включеннымв приоритетный список; - производство бензина со свинцовыми добавками. К социальным показателям относятся: - население, проживающее в населенных пунктах с неблагоприятной обстановкой; - доля населения, обслуживаемого системами водопровода и канализациив выделенных Планом регионах. Показатели суммируются по средам (воздух, вода, продовольствие, биоразнообразие)и по объектам (отрасли и регионы из приоритетного перечня). Информация, представленная в двух разрезах, характеризует выполнениезадач и реализацию Плана объектами действий. Для отражения текущей результативности осуществляемых природоохранных действий наиболее важны индекс загрязнении атмосферы и приведенный сброс загрязненных вод в водные объекты. Использование интегральных показателей загрязнения атмосферы и воды позволяет сравнить состояние окружающей природной среды за период выполнения НПДООС (1999-2001 гг.). Показатели, характеризующие реализацию Плана объектами действий, также фиксируют изменение выбросов и сбросов, однако не в агрегированной форме. Напротив, для каждой отрасли или региона выбираются ключевые показатели, отражающие наиболее значимые вредные ингредиенты. Динамика поступления ключевого для каждого объекта загрязняющеговещества сопоставляется с динамикой производства за соответствующий периодвремени. Так, для энергетики важными показателями являются выбросы сернистогоангидрида, оксидов азота, оксидов углерода, взвешенных веществ в сравнениис показателем производства электроэнергии. Сопоставление ежегодных показателей выбросов с намеченными в результате осуществления приоритетных мероприятий выбросами позволяет оценить степень выполнения планов в этой отрасли. Ответственные за сбор информации по всей цепи ее прохождения должны бытьчетко определены. 'Обеспеченность техникой, оборудованием, едиными методикамиизмерения, квалифицированными кадрами является необходимым условием организации мониторинга. Ответственными, за информационное обеспечение являются: МПР России, Миннауки России, Госкомзем России, Росгидромет, Рослесхоз, Минсельхозпрод России, Минздрав России, Госкомстат России. Вся собранная информации поступает в МПР России, для анализа и обобщения. Выделяется ряд направлений деятельности Госкомэкологии России в использовании информации. Основное направление - использование информации в качестве инструментапроведения политики, анализа выполнения НПДООС и выработки дальнейших действий. Второе направление - использование информации для связей с общественностью и обязательное информирование общественности об осуществлении НПДООС и планируемой политики. Третье направление - использование информации для контактов и взаимодействии с участниками реализации НПДООС. Обеспечение специальной информацией (в том числе, по направлениям политики, по малоотходным, энерго- и ресурсосберегающим технологиям, альтернативным источникам энергии, передовой агротехнике, утилизации отходов, обмену опытом и результатами работы) объектов плана является механизмом реализации Плана. Четвертое направление - регулярный обмен информацией с региональнымивластями, ответственными за выполнение большей части НПДООС, предоставлениеинформации международным организациям.

Проблемы финансирования охраны окружающей среды.
В СССР централизованное финансирование природоохранительной деятельности проводилось на уровне 9 - II млрд. руб. за пятилетие. Это значительно ниже тех потребностей, которые необходимо было удовлетворить для решения задачи гармонизации отношений человека и природы.
После суверенизации России строка на охрану окружающей природной среды в федеральном бюджете исчезла. По федеральному бюджету на 1994 г. для нужд охраны окружающей среды государством выделено отдельной строкой 1083 625,9 млн. рублей, что составляет около 1% всех федеральных расходов. Этого, бесспорно, недостаточно, ибо такая сумма не компенсирует ущерб, причиняемый загрязнением окружающей среды, снижением производительности труда в результате отрицательного воздействия окружающей среды.
Закон РФ об охране окружающей среды называет несколько источников финансирования охраны природной среды: государственный бюджет, внебюджетные экологические фонды, средства предприятий, учреждений, организаций. С принятием вышеназванного закона местные и республиканские внебюджетные экологические фонды стали рассматриваться существенным источником финансирования экологических затрат. Основную массу денежных отчислений этих фондов по закону должны иметь города и районы, т. е. те поселения, которые в первую очередь испытывают на себе все пагубные последствия загрязнения и разрушения окружающей природы.
Вместе с тем двухлетний (1992 —1993 гг.) опыт использования этих внебюджетных экологических фондов вскрыл и много злоупотреблений и нецелевом расходовании средств. Это снизило материальную заинтересованность предприятий в охране окружающей среды, породило стремление избежать отчислений в эти фонды и в то же время под видом затрат на отчисления в экологические фонды заполучить больше средств из бюджета.
С целью консолидации в республиканском бюджете России всех средств внебюджетных (в том числе и экологических) фондов Указом Президента РФ от 22 декабря все внебюджетные фонды ликвидированы. Поступавшие в них внебюджетные средства перечисляются в государственный бюджет с сохранением их целевой направленности.

 

Экологическая программа РТ (региона)

Финансирование природоохранных программ и мероприятий в 2006 г. в Республике РТ

осуществлялось как из средств федерального бюджета, так и из бюджета республики.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.06.2006 г. № 353 в 2006 г. освоены

субсидии из средств федерального бюджета, направленные на осуществление капитального

ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности РТ, муниципальной

собственности и бесхозных ГТС. В приоритетном порядке были направлены субсидии на

осуществление капитального ремонта объектов, находящихся в аварийном состоянии, ЧП на

которых могут привести к возникновению негативных последствий. Аналогично работы проведены и на переходящих объектах, которые необходимо завершить в 2007 г.

На федеральных средствах осуществлен капитальный ремонт 6 гидротехнических

сооружений на общую сумму 10 000,0 тыс. руб. (табл. 6.2.1). Мероприятие направлено на

предотвращение аварийных ситуаций и регулирование стока в период половодий и паводков,

защиту пахотных земель от эрозии, а также улучшение экологического состояния и микроклимата

окружающей среды. Выполнены такие работы как планировка откосов и полотна насыпей,

устройство грунтощебеночных покрытий земляных плотин площадью более 12 тыс. м2, произведен

ремонт и замена пришедших в негодность узлов водоспускных и водосбросных сооружений.

В рамках же реализации Программы социально-экономического развития РТ на 2006-2010 гг.

проведена работа по реализации целевой республиканской программы по обеспечению

экологической безопасности населения РТ. Целевое расходование республиканских бюджетных

средств на финансирование природоохранных мероприятий осуществлялось в соответствии с

Законом РТ «О бюджете РТ на 2006 год» в соответствии с «Перечнем программных мероприятий,

подлежащих финансированию за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду в

Республике Татарстан в 2006 году», утвержденным постановлением Кабинета Министров

Республики Татарстан от 9.02.2006 г. № 51.

Объем инвестирования из средств республиканского бюджета в природоохранные

мероприятия в 2006 г. составил 259,97 млн. руб. Из них за счет платы за негативное воздействие на

окружающую среду в РТ из средств Экологического фонда РТ профинансированы

природоохранные мероприятия на сумму 182,19 млн. руб. Кроме того, из республиканского

бюджета дополнительно было выделено 6,0 млн. рублей на обустройство двух водных объектов РТ.

Целевое финансирование природоохранных мероприятий в 2006 г. осуществлялось в рамках

следующих приоритетных направлений, утвержденных Кабинетом Министров Республики

Татарстан (табл. 6.2.2).

Анализ произведенных инвестиций, повторяем, из средств республиканского бюджета

на природоохранные мероприятия показывает, что основная доля направлена на капитальное

строительство, и, в первую очередь, на мероприятия по благоустройству водных объектов,

рациональное водопользование, утилизацию и переработку отходов, воспроизводство

растительного и животного мира. В 2006 г. финансировались природоохранные мероприятия

общереспубликанского значения, такие как - создание музея природы в г. Казань. А также в

сравнении с 2005 г. наблюдается увеличение расходования средств, направленных на

экологическое образование населения республики (в процентном отношении к общему

объему финансирования).

Данные по расходованию средств Экофонда по муниципальным районам РТ

представлены в табл. 6.2.3.

За счет средств Экофонда в 2006 г. проведен ряд работ, решающих важные задачи:

Охрана водных ресурсов:

- введены в эксплуатацию 550 м водопровода в н.п. Кырбаш Сабинского м.р. (акт

гос. комиссии);

- проложены 520 м водоводов жилого массива Царицинский Бугор в Советском м.р.

г. Казань, восстановлены воздушные электрические.линии ВЛ – 10 кВ;

- проведены уличные сети водоснабжения в н.п. Аккиреево Черемшанского м.р. длиной

6030 м;

- осуществлены работы по очистке р. Черемшан; изъят грунт объемом 52 тыс. м3;

- обустроен водоем в р.ц. Актаныш; разработано 16,68 тыс. м3 грунта;

- проведены работы по очистке и благоустройству декоративного пруда и парковой

зоны природно-исторического памятника «Тукай-Кырлай» Арского м.р. РТ: проведена

рекультивация карьера на площади 7,13 тыс. м2, укрепление откосов посевом многолетних

трав на площади 8,6 тыс. м2, устройство открытой беседки из бруса 16 м2, скамеек.

- сдан государственной комиссии объект «Реконструкция пруда № 7 у н.п. Лесхоз

Сабинского м.р.»;

Хранение, утилизация, переработка отходов:

- сдан в эксплуатацию полигон ТБО в н.п. Кинер Арского м.р.;

- проведена реконструкция шламонакопителя ОАО «Химзавод им. Карпова»

г. Менделеевск площадью 11,59 га;

- проведена рекультивация свалки ТБО в г. Бавлы Бавлинского м.р. площадью 5 га;

- изготовлено и передано в эксплуатацию более 500 контейнеров объемом 0,8 м3 и 50

бункеров объемом 8 м3 для сбора и утилизации отходов;

- разработана карта грунта по реконструкции существующего шламохранилища для

твердых нефтешламов на территории Карабашской нефтешламовой установки (НШУ-1);

- организована работа по сбору, хранению и транпортировке люминисцентных ламп и

ртутьсодержащих приборов; утилизировано 130 тыс. ламп;

- выполнены работы по отбору образцов и проведены лабораторные исследования

пришедших в непригодность и запрещенных к применению пестицидов, утилизировано 220 т

пестицидов и ядохимикатов;

Охрана атмосферного воздуха:

- проведены 69 м наружного газопровода низкого давления по ул. Интернациональная в

р.ц. Арск;

- созданы защитные лесные насаждения на склонах в Кукморском, Сабинском,

Тюлячинском, Балтасинском м.р. общей площадью 507,1 га;

- созданы противоэрозионные защитные лесные насаждения на территории

Альметьевского м.р. площадью 140,8 га;

- благоустроена и озеленена парковая зона в г. Заинск, в т. ч. территория детских садов,

школ и овражно-балочной сети, общей площадью 20 га;

Особо охраняемые природные территории:

- разработан макет Второго издания Государственного реестра особо охраняемых

природных территорий (ООПТ);

- разработано рыбоводно-биологическое обоснование создания рыбохозяйственной

заповедной зоны «Берсут»;

Научные работы по экологии:

Из средств Экофонда РТ профинансированы следующие научные разработки в области

экологии и охраны окружающей среды:

- издание материалов I Всероссийской научной конференции;

- выполнены научно-исследовательские работы по оценке эффективности инвестиций в

природоохранные мероприятия Юго-Востока на примере нефтегазодобывающих

предприятий;

- проведен анализ 800 образцов грунта и донных отложений территории РТ на

содержание тяжелых металлов;

- проведены работы по радиационному обследованию почв территорий Предволжья,

Востока и Юго-Востока РТ;

- разработана концепция «Обустройство зоны отдыха в зеленой зоне г. Казань» (2 этап);

- выпущено второе издание Красной книги РТ; всего в нее занесен 751 вид флоры и

фауны;

- разработаны научные и организационные основы лесовосстановления на

деградированных, исключенных из сельскохозяйственного пользования землях республики;

- проведены работы по комплексному обследованию Куйбышевского вдхр.,

деятельность:

- проведены экологические конкурсы «Человек и природа», «Экофорум», «ЭКОлидер»;

- в течение 2006 г. подготовлены и размещены в эфире 18 передач республиканской

экологической телевизионной программы;

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 778; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.163 сек.