КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Финансы хозяйствующих субъектов, их функции и принципы организации
Содержание и процедура экологического аудита на предприятии Экологический аудит является немаловажным моментом в разработке и развитии стратегии бизнеса, залогом успеха деятельности предприятия в результате повышения его конкурентоспособности в условиях возрастающей экологизации рынка и потребителей, снижения себестоимости производимой им продукции в результате экономии энергии, сырья и природных ресурсов, отсутствия расходов, связанных с выплатой штрафов и компенсаций за превышение нормативов и лимитов по сбросу(выбросу) загрязняющих веществ в окружающую среду, оптимизации вопросов управления и снижения объемов образующихся отходов [12]. Основными экономическими аспектами экологического аудита, способствующими улучшению прибыльности предприятия, являются: - увеличение прибыли при оценке рынка реализации производимой продукции; - модернизация технологических процессов с точки зрения экологических рисков и перспектив развития предприятия; - оценка экологических рисков, связанных с выпускаемой продукцией, что может спровоцировать потерю имиджа предприятия или компании на мировом рынке; - стратегический аудит, выполняемый для заказчиков в целях выявления потенциальных рисков и возможностей; - использование экологического аудита при планировании инвестиций, их размера и сферы вложения; - использование экологического аудита при решении спорных во Основным содержанием экологического аудита предприятия является комплексная оценка ситуации, которая находит свое отражение в отчете "Оценка состояния окружающей среды, охраны труда и здоровья на предприятии". Информация, содержащаяся в отчете, является конфиденциальной и принадлежит заказчику аудита. Основная цель аудита - оценка потенциальной ответственности, связанной с нарушением требований природоохранного законодательства и требований к управлению охраной окружающей среды на предприятии. Процедура проведения экологического аудита должна обеспечить возможность оценки соответствия проверяемого объекта установленным для него критериям экологического аудита, быть по возможности простой и доступной в управлении и исполнении. Перед проведением аудита необходимо [11]: - идентифицировать процессы, используемые в коммерческой деятельности или производственном процессе объекта аудирования; - четко установить целевую направленность политики и планов предприятия; - определить компетенцию аудита, включая его структуру и масштаб; - разработать процедуры, устанавливающие порядок выполнения аудита. Основными этапами процедуры экологического аудита являются: - проверка первичной документации, журналов регистрации и прочих материалов, регистрирующих показатели природоохранной деятельности; - сбор информации в рамках проведения аудита, включая собеседование с персоналом; - визуальное обследование объекта, проверка состояния и эксплуатации технических средств; - инструментальный анализ параметров окружающей среды и факторов негативного воздействия; - выработка рекомендаций по совершенствованию природоохранной деятельности и рациональному использованию природных ресурсов. Экологический аудит должен быть ориентирован на внутренние индивидуальные потребности предприятия в соответствии с его политикой и установленными целями. Кроме того, важно четко идентифицировать цели и задачи деятельности предприятия, прежде чем определить, какой тип экологического аудита ему необходим. Совет директоров или руководство предприятия, в соответствии с собственными задачами и проводимой экологической политикой, может сделать установку на проведение более детального аудита, в котором анализируются все аспекты организации управления и работы предприятия на разных структурных уровнях. Экологический аудит можно условно подразделить на несколько типов в зависимости от целей, однако они не являются взаимоисключающими. Это значит, что в течение года можно провести несколько различных видов экологического аудита: аудит управленческой деятельности предприятия, энергосбережения, минимизации отходов, недвижимости и т.д. Так, при приобретении земельной недвижимости может возникнуть необходимость в проведении специальных исследований с целью выявления пользователя последних 50 лет, если возникают подозрения на загрязнение окружающей среды. В сфере деятельности, связанной с минимизацией отходов, может потребоваться одновременное выполнение аудита и проведение исследований относительно новых тенденций и технологий, разработанных и внедренных в Японии или в Европе, которые могут быть адаптированы для производственного процесса конкретного предприятия. Это может иметь существенное значение для реорганизации управленческого аппарата предприятия: например, в обязанности персонала, ответственного за данную деятельность, будут дополнительно включены проведение обзора и оценки новой продукции и технологий, появляющихся на рынке, и разработка соответствующих мер по обеспечению их внедрения в деятельность предприятия. В необходимых случаях план проведения экологического аудита может включать и другие виды работ по согласованию с заказчиком. Несмотря на большое разнообразие видов экологического аудита, основные их программы в большинстве случаев одинаковы и включают в себя несколько этапов [12]: 1) этап предварительных работ, содержащий: - отбор объектов аудирования; - составление графика аудирования объектов; - подбор команды аудиторов (команда аудиторов, как правило, составляет не более 4-5 человек); - разработку плана аудита, что предполагает определение масштабов аудирования, отбор приоритетных задач, подготовку аудиторских протоколов, четкое распределение ресурсов программы;
- разработку предварительного вопросника и отсылка его на предприятие; в некоторых случаях возможен предварительный визит на объект с целью первоначального сбора информации; - выработку критериев оценки по разным аспектам и объектам аудирования; 2) этап непосредственного аудирования, в том числе: - анализ состояния окружающей среды на предприятии (система мониторинга, формы и результаты отчетности, программы внутренних инспекций, планы действий в чрезвычайных ситуациях и др.); - ознакомление с документацией и интервьюирование персонала, проведение широкого обзорного «тура» по предприятию, внесение по результатам этих работ изменений в программу аудита; - сбор конкретной информации, сравнение фактической и «бумажной» ситуации, выработка методов верификации и тестирования данных, проверка полноты охвата проблем в соответствии с протоколом аудита; - оценку собранных данных, подготовка полного перечня выявленных проблем; - оценку значимости тех или иных отклонений от норм и других Результаты аудирования па этом этапе предоставляются в устной форме или форме краткого промежуточного отчета; 3) заключительный этап аудита, в том числе: - обработка собранных данных, необходимые эколого-экономичес-кис расчеты; - подготовка к рассылке проекта отчета, анализ замечаний; - подготовка окончательного отчета по результатам аудирования, обсуждение отчета внутри группы аудирования и его предоставление управленческому персоналу предприятия; - подготовка прогнозов, рекомендаций и предложений но решению выявленных и прогнозируемых проблем; определение графика реализации мероприятий, формирование плана действий, который разрабатывается персоналом самого предприятия; - проверка осуществления разработанного плана действий, которая может проводиться как группой аудирования, так и управленческим персоналом или специалистами-экологами самого предприятия. В практике аудирования используется ряд методов анализа природоохранной деятельности и состояния предприятия [12]. Метод анкетирования - один из основных методов обзора, анализа оценки и ранжирования экологических проблем, позволяющий обосновывать и разрабатывать конкретные и адресные рекомендации. Пго суть заключается в опросе и составлении перечня направлений экологической деятельности персонала предприятия, разработке рекомендаций и предложений по развитию и повышению эффективности эколого-экономической деятельности предприятия. Метод материальных балансов и технических расчетов - составление и анализ системы материальных балансов основных компонентов сырья и материалов, воды, загрязняющих веществ. Позволяет не только оценить фактическое воздействие на окружающую среду (контролируемое и неконтролируемое, организованное и неорганизованное, регулируемое и нерегулируемое) производства в целом, по и дать необходимую оценку отдельным источникам воздействия па окружающую среду, системам регулирования сброса и выброса загрязняющих веществ, системам размещения и удаления отходов, системам мониторинга. Обобщенные и детализированные балансовые схемы материальных потоков являются одной из наиболее удобных форм представления данных о воздействии производства на окружающую среду. Картографические методы состоят в разработке и использовании ситуационных планов промышленных площадок, карт-схем территорий, геодезических съемок, топографических карт и т.д. Аудиторские ситуационные карты, в целом, должны характеризовать территории промышленных узлов, районов, отдельных административных единиц, предприятий с обозначением источников сброса, выброса загрязняющих веществ, источников образования отходов и мест их размещения. Методы с использованием фотосъемки и видеосъемки с высокой эффективностью могут применяться как в качестве дополнительных к картографическим методам, так и самостоятельно. Зачастую только результаты съемки способны наглядно и информативно охарактеризовать существующую экологическую ситуацию (например, состояние нарушенных территорий, видимые изменения состояния окружающей среды, аварийное и «ночное» воздействие на окружающую среду, неорганизованные источники сброса и выброса загрязняющих веществ, несанкционированное размещение и захоронение отходов). Экологический аудит предполагает знание нормативно-правовых актов, определяющих регулирование в таких сферах, как экологическое право, экологическое нормирование, экологический контроль, применение экономических методов управления природопользованием. Аудитор должен быть знаком как с правовыми нормами в области охраны окружающей среды, техническими нормами и стандартами, имеющими силу закона, так и с перечнем обязанностей предприятия. В перечень обязанностей предприятия входят обеспечение комплексного использования полезных ископаемых и других природных ресурсов, осуществление организации производства на базе малоотходных и безотходных технологий как главного направления обеспечения сохранности природной среды. Природоохранные мероприятия, осуществляемые предприятием, должны полностью компенсировать отрицательное воздействие производства на природную среду. В проектах по расширению, реконструкции и техническому перевооружению производства предприятие должно предусматривать природоохранные сооружения и установки, их строительство и налаживание эффективной и бесперебойной эксплуатации. Предприятие возмещает ущерб, причиненный загрязнением окружающей среды и нерациональным использованием природных ресурсов, и несет материальную ответственность за несоблюдение законодательства об охране окружающей среды. Рекомендации по результатам аудиторской проверки могут включать в себя смету расходов по приведению предприятия в соответствие с требованиями нормативно-правовой базы. Структура отчета по экологическому аудиту предусматривает сбор и анализ информации по нескольким направлениям: 1) в характеристике предприятия дается краткое описание его здании и сооружений, главных технологических процессов, номенклатуры продукции; 2) характеристика окружающей среды включает в себя негативные изменения в прошлом, происшествия и восстановительные мероприятия; 3) описание системы управления содержит сведения по процедуре и политике предприятия в области взаимодействия с окружающей средой. Особое внимание при этом уделяется потребности в энергии, средствам и методам контроля энергопотребления, описанию стационарных и передвижных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, описанию источников технологической, питьевой и иной воды, планам водоохранной деятельности; 4) проверяется соответствие используемого порядка обращения с материалами и их складирования требованиям, рекомендациям и передовому опыту; 5) анализируются паспорта отходов, проверяется их соответствие требованиям нормативно-правовых актов; 6) финансовый раздел содержит сведения о суммарных затратах на природопользование, видах штрафов и выплат за загрязнение, о других расходах по охране окружающей среды, о наличии страхования и гарантий; 7) раздел состояния условий труда на предприятии содержит сведения: - о размерах доплат персоналу предприятия в зависимости от фактического состояния условий труда (тяжелые и вредные условия труда и особо тяжелые и особо вредные условия труда); - перечисление условий труда, не соответствующих требованиям охраны труда по санитарно-гигиеническим факторам, в том числе по запыленности и загазованности воздуха, производственному шуму, вибрации, освещенности, температуре и относительной влажности воздуха и др.; - перечисление условий труда, не соответствующих требованиям норм охраны труда по безопасности труда; - о численности работающих, получающих льготы в связи с вредными условиями труда; - о количестве оборудования, машин и механизмов, не отвечающих требованиям охраны труда; - о техническом состоянии строительных конструкций и производственных помещений и др. Оценка условий труда производится согласно «Типовому положению об оценке труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда», а также «Гигиеническим критериям оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса». Заключительная часть отчета по экологическому аудиту на предприятии содержит сведения о соответствии деятельности предприятия требованиям нормативно-правовой базы по охране окружающей среды и охране труда (см. Приложение). При проведении аудита предприятие получает ряд преимуществ [10], в том числе: - определение возможных путей достижения экологизации деятельности предприятия и выявление причин, препятствующих достижению этой цели; - снижение вероятности подвергнуться риску судебной тяжбы и выплаты большой компенсации за причиненный ущерб, а также экологических платежей и штрафов; - усиление экологизации деятельности и политики предприятия, повышение экологической сознательности и экологической ответственности персонала предприятия; - определение степени соответствия деятельности предприятия экологическим нормативам, установленным органами федеральной государственной власти и субъектами федерации; - оценку риска и ущерба, связанного с загрязнением окружающей среды в результате производственной или иной деятельности предприятия; В ходе экологического аудита анализируются в общей сложности несколько десятков различных документов по охране окружающей среды и рациональному природопользованию, нормативная документация соответствующей отрасли, экологический паспорт предприятия, государственная статистическая отчетность предприятия в области охраны окружающей среды, сведения по экономике природопользования, промышленной санитарии, охране труда и др. Финансы хозяйствующих субъектов, к которым относятся коммерческие и некоммерческие организации, представляют собой выражаемые в денежном измерителе экономические отношения, возникающие в процессе учреждения этих организаций, в ходе производства и реализации продукции, оказания работ и услуг, формирования оборотных и внеоборотных активов, привлечения различных источников финансирования, распределения и использования привлеченных средств. Таким образом, финансы хозяйствующих субъектов как часть общей финансовой системы охватывают процессы создания, распределения и использования валового внутреннего продукта в стоимостном измерении. В процессе управления предприятием, организацией, учреждением и соответственно их финансовой деятельностью важную роль играет устанавливаемый Гражданским кодексом РФ их статус юридического лица, т. е. лица, которое имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном, управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. В соответствии с действующим законодательством предприятие, организация, учреждение представляет собой единый имущественный комплекс, который в ходе хозяйственной деятельности может входить в хозяйственные взаимоотношения, быть объектом залога, аренды и других сделок, связанных с отчуждением, установлением, изменением и прекращением вещных прав. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету и вести предусмотренную законодательством финансовую отчетность, отражающую хозяйственную деятельность. Извлечение прибыли как основная цель деятельности является отличительной чертой коммерческой организации; некоммерческая организация (учреждение) такую цель в качестве основной не преследует и полученную прибыль между учредителями и участниками не распределяет. Коммерческие организации (предприятия) в настоящее время создаются в одной из следующих организационно-правовых форм: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия. Некоммерческие организации создаются в таких организационно-правовых формах: общественные и религиозные организации (объединения); учреждения, финансируемые собственником; благотворительные и иные фонды; ассоциации и союзы; другие формы (организационно-правовые формы некоммерческих организаций более гибкие и менее жестко определены законом). Первоначальное формирование финансовых средств, необходимых для осуществления деятельности, определяемой уставом, происходит в момент учреждения организации, когда образуется уставный капитал (для коммерческих организаций) или уставный фонд (для некоммерческих организаций). Источниками их формирования в зависимости от выбранной организационно-правовой формы хозяйствования выступают средства акционеров, членов товариществ и кооперативов, бюджетные средства, первоначальные взносы и пожертвования физических и юридических лиц. Дополнительные источники поступлений финансовых ресурсов и направления их использования определяются целевой и функциональной (уставной) деятельностью организации.
Вся совокупность финансовых отношений хозяйствующих субъектов может быть систематизирована по следующим направлениям: • финансовые отношения, связанные с формированием уставного капитала или уставного фонда хозяйствующего субъекта; уставный капитал (фонд) является основным источником формирования первоначальных активов, необходимых для осуществления уставной деятельности на начальном этапе; • финансовые отношения, связанные с производством и реализацией продукции и оказанием услуг; • финансовые отношения, связанные с эмиссией и размещением долговых и долевых ценных бумаг, долевым участием в создании совместных предприятий; • финансовые отношения между хозяйствующими субъектами и его обособленными подразделениями (филиалами и представительствами), вышестоящей организацией (министерством или управляющей компанией), союзами и ассоциациями, членами которых они являются; • финансовые отношения между хозяйствующими субъектами и финансовыми органами государства по уплате налогов и сборов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды; • финансовые отношения между хозяйствующими субъектами и финансово-кредитными учреждениями в процессе осуществления финансовых расчетов и хранения денег, получения и погашения кредитов, уплаты процентов, использования банковских услуг для ускорения финансовых расчетов; • финансовые отношения между хозяйствующими субъектами и страховыми компаниями, возникающие при страховании имущества, коммерческих контрактов и коммерческих рисков, работников предприятия и др.; • финансовые отношения между хозяйствующим субъектом, его собственниками, работниками и инвесторами, возникающие при распределении и использовании доходов, оплате труда, выплате дивидендов по акциям и процентов по облигациям. Все перечисленные финансовые отношения возникают в процессе формирования и движения (распределения, перераспределения и использования) капитала, доходов, фондов, резервов и других денежных источников средств предприятия, т.е. его финансовых ресурсов. Именно денежные потоки и финансовые ресурсы являются непосредственными объектами управления финансами предприятия. Финансовые ресурсы предприятия — это все источники денежных средств, аккумулируемых предприятием для формирования необходимых ему активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счет собственных доходов и накоплений, так и за счет различного вида поступлений.
Основным источником поступления финансовых ресурсов в коммерческой организации в производственной сфере после формирования ее уставного капитала выступает выручка от реализации, полученная от продажи произведенной продукции или оказанных производственных работ и услуг. Выручка от реализации в процессе ее распределения принимает форму денежных расходов и накоплений. К денежным расходам относятся произведенные денежные или финансовые расчеты с работниками предприятия, поставщиками, финансово-кредитными учреждениями, расчеты по уплате налогов в федеральный и местные бюджеты и внебюджетные фонды. Накопления финансовых средств предприятий производится главным образом за счет нераспределенной части чистой прибыли от всех видов деятельности. Дополнительным собственным источником накопления финансовых средств является выручка от реализации излишних (не применяемых в производственном процессе) активов и поступления привлеченных средств за счет увеличения уставного капитала. Дополнительными источниками финансирования могут быть заемные средства, предоставляемые финансово-кредитными истраховыми организациями в виде краткосрочных и долгосрочных банковских кредитов иоблигационных займов. Финансовые отношения предприятия строятся на следующих принципах, предопределяющих их свободу распоряжения финансовыми иматериальными ресурсами и связанных с основами хозяйственной деятельности. Принцип хозяйственной самостоятельности. Его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют свои расходы, источники финансирования, направления вложений денежных средств с целью получения прибыли. Развитие рыночных отношений существенно расширило самостоятельность хозяйствующих субъектов, появились новые возможности в инвестировании денежных средств. Предприятия с целью получения дополнительной прибыли могут осуществлять финансовые инвестиции краткосрочного идолгосрочного характера в форме приобретения ценных бумаг других коммерческих организаций, государства, участия в формировании уставного капитала другого хозяйствующего субъекта, хранения денежных средств на депозитных счетах коммерческих банков. Однако сказать о полной финансовой самостоятельности хозяйствующих субъектов в процессе формирования финансовых, ресурсов и использования принадлежащих им денежных средств нельзя. Государство осуществляет регламентацию ряда сторон их деятельности; в частности, оно определяет минимальные размеры уставного капитала для различных организационно-правовых форм собственности, проводит лицензирование отдельных видов деятельности, определяет требования по охране труда, обязательному социальному и медицинскому страхованию работников предприятия и минимальным размерам заработной платы. Предприятия всех форм собственности в соответствии с законодательством уплачивают необходимые налоги в соответствии с установленными ставками, участвуют в формировании внебюджетных фондов. Начисление амортизации также происходит по нормам, установленным законодательно. Принцип самофинансирования. Реализация этого принципа — одно из основных условий предпринимательской деятельности, обеспечивающее конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости за счет банковских икоммерческих кредитов. Принцип материальной заинтересованности. Объективная его необходимость диктуется основной целью предпринимательской деятельности — получение прибыли с целью повышения благосостояния собственников предприятия и его работников. Реализация этого принципа может быть обеспечена ростом доходности акций и вложенных паев, достойной оплатой труда, оптимальной налоговой политикой государства, соблюдением экономически обоснованных пропорций в распределении чистой прибыли на потребление инакопление. Принцип материальной ответственности. Означает существование определенной системы ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В целом для любого хозяйствующего субъекта этот принцип реализуется через пени, неустойки, штрафы, взимаемые при нарушении договорных обязательств, налоговые выплаты, а также в случае крайне неэффективной деятельности путем применения судебной процедуры банкротства. Принцип обеспечения финансовых резервов. Необходимость формирования финансовых резервов обусловлена самой сутью предпринимательской деятельности, которая, как известно, всегда сопряжена с риском. В условиях рыночных отношений последствия предпринимательского риска ложатся непосредственно на предприятие (точнее, его собственников), которое добровольно и самостоятельно на свой страх и риск реализует разработанную им программу производственной деятельности. В экономической борьбе за потребителя предприятие вынуждено продавать свою продукцию в кредит с риском невозврата денег в срок. При наличии временно свободных денежных средств предприятие вправе размещать их в виде депозитных вкладов или ценных бумаг с риском их возможной потери. Наконец, могут иметь место прямые экономические просчеты в разработке маркетинговой политики, приводящие к значительному недополучению планируемых доходов. Законодательно необходимость резервирования финансовых средств реализуется в открытых изакрытых акционерных обществах — резервный капитал не может быть менее 15% величины оплаченного уставного капитала. Финансовые резервы могут образовывать и хозяйствующие субъекты других организационно-правовых форм собственности.
Функции финансов предприятий: —> формирования капитала, денежных доходов и фондов; —> использования капитала, денежных доходов и фондов; —> регулирования денежных потоков предприятия.
Конкретной реализацией этих функций занимаются финансовые службы предприятий, финансовые менеджеры, используя при этом широкий спектр специальных приемов и методов, разработанных финансовым менеджментом
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |