Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-экономические последствия безработицы и ее пути снижения




ВОПРОС 3. БЕЗРАБОТИЦА: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ, ЭКОНОМИЧЕСКИАЯ ПОЛИТИКА ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ЗАНЯТОСТИ.

Национального института бизнеса

Редакционно-издательским советом

Рекомендовано к изданию

 

© Национальный институт бизнеса 2009

© Мысаченко В.И.. 2009

 

 

На рынке труда мы встречаемся с таким социально-экономическим феноменом, как безработица, под которой понимают превышение предложения труда над его спросом.

Безработица – неотъемлемый элемент рынка тру­да. Население делится на несколько основных кате­горий в зависимости от того положения, которое оно занимает относительно рынка труда.

Безработными считаются те лица трудоспособ­ного возраста, которые на данный момент не имеют работы, выходят на рынок труда и ведут активный ее поиск.

Теория естественной безработицы. Как уже отмечалось, понятие полной занятости не подразумевает, что все люди трудоспособного возраста заняты в общественном произ­водстве. И дело не только в том, что часть людей не желает работать при установившейся ставке заработной платы (добровольная безработица). Кроме этой части трудоспособного населения, представленного на рис. 40 отрезком N0N1, в состоянии полной занятости всегда есть опреде­ленное число людей, находящихся на стадии выбора наилучшего мес­та работы и подготовки к трудоустройству. Эти люди образуют есте­ственную безработицу, которая является неизбежным следствием сво­бодного выбора места и времени работы.

Структура трудовых ресурсов постоянно меняется: в каждом пери­оде часть работающих увольняется и в это же время часть безработных устраивается на работу. Интенсивность такого перемещения людей зависит от многих обстоятельств, в том числе от состояния экономичес­кой конъюнктуры.

Термин «естественная норма безработицы» был введен М. Фридманом для характеристики уровня безработицы в условиях долгосрочного равновесия. Естественная норма безработицы – это уро­вень безработицы, который отражает реальную структуру рынков товаров и труда, их несовершенство, стохастические колебания спроса и пред­ложения, затрат на сбор информации о вакантных рабочих местах и их доступности, по перемещению трудовых ресурсов и т.д.

Фактический или наблюдаемый уровень безработицы обычно не равен естественному. В периоды экономического бума спрос на рабо­чую силу настолько велик, что число людей, оставляющих производ­ство, сокращается по сравнению с обычной нормой δ, а доля безработ­ных, устраивающихся на работу, превышает среднее значение g, в ре­зультате безработица оказывается ниже естественного уровня. В таких случаях говорят, что экономика «перегрета». В периоды экономическо­го спада наблюдаются обратные процессы, и фактическая безработица превышает естественный уровень.

В экономической литературе различают следующие виды безработицы: фрикционную, структурную, се­зонную, циклическую, региональную.

Естественная безработица состоит из фрикционной и структурной. Фрикционная безработица связана с определенными затратами времени на поиск нового места работы по имеющейся у безработного профессии или квалификации и длится от 1 до 3 месяцев. Структурная безработица связана с технологическими изменениями и сдвигами в произ­водстве, которые изменяют структуру спроса на ра­бочую силу, поэтому безработному необходимо получить дополнительное или новое образование, повысить квалификацию и пр. Это более тяжелая и длительная форма безработицы.

Сезонная безработица обусловлена се­зонными колебаниями в объеме производства опре­деленных отраслей: сельское хозяйство, строитель­ство, промыслы, в которых в течение года происходят резкие изменения спроса на труд. Циклическая (конъюнк­турная) безработица представляет собой отклонение фактичес­кого уровня безработицы от естественного на фазе спада в экономике. Разность между фактическим и естественным уров­нями безработицы характеризует уровень конъюнк­турной безработицы (Пц).

Ее осно­вой являются циклические колебания объемов выпус­ка продукции и занятости, связанные с экономичес­ким спадом и недостатком спроса. Циклическая безработица связана с уменьшением реального ВНП и высвобождением части рабочей силы, что ведет к росту числа безработных. В период циклического спада циклическая безработица дополняет фрикци­онную и структурную; в периоды циклического подъ­ема циклическая безработица отсутствует.

Региональная безработица является результатом несоответствия между спросом и предложением ра­бочей силы в данном регионе.

Измерение фактического уровня безработицы (UФ):

,

где UФ – уровень фактической безработицы, F – численность безработных, R – численность экономически активного населения; R = N (занятые) + F (безработные).

 

 

Если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень безработицы, то страна недо­получает часть ВНП. Исчисление потенциальных по­терь продукции и услуг в результате роста безрабо­тицы осуществляется на основе закона, сформулиро­ванного американским экономистом А. Оукеном. Закон Оукена гласит, что если фактический уровень безработицы выше естественного на 1 %, то фактический объем про­изводства будет ниже потенциального на γ %. Другими словами, если конъюнк­турная безработица растет на 1 пункт, то конъюнктурный разрыв уве­личивается на γпунктов.

По расчетам Оукена, в 60-в годы в США, когда естест­венная норма безработицы составляла 6%, параметр γ был равен 2,5%.

Разность между фактическим (и) и естественным (и*) уровнями безработицы называют уровнем конъюнктурной безработицы (иk = и – и*).

Наличие конъюнктурной безработицы свидетельствует о неполном использовании производственных возможностей страны. Потенциаль­но возможный при данной технике объем производства yF(N*) – нацио­нальный доход полной занятости – превышает фактически достиг­нутый при наличии конъюнктурной безработицы y(N). Разность [yF(N*)–y(N)] образует конъюнктурный разрыв.

Установленную зависимость между величиной конъюнктурной безработицы и конъюнк­турным разрывом Оукен выразил формулой:

где γ– параметр Оукена.

А. Оукен связывал потери ВВП с тем, что при появлении конъюнктурной безработицы происходит следующее:

- не все уволенные регистрируются в качестве безработных;

- часть оставшихся на работе переводится на сокращенный рабочий день;

- снижается средняя производительность труда из-за наличия скрытой безработицы на производстве.

Коэффициент Оукена отражает тот факт, что выпуск определяется не только технологией производства, но и изменением экономической активности людей в различных фазах функционирования националь­ного хозяйства.

К экономическим последствиям конъюнктурной безработицы относятся также:

- увеличение бедности;

- снижение общего уровня жизни;

- увеличение степени неравенства и социального расслоения.

Неэкономические последствия конъюнктурной безработицы:

- усиление криминализации в обществе;

- рост сердечно-сосудистых, психических заболеваний и алкоголизма;

- повышение количества разводов, снижение рождаемости и пр.;

- возрастание социальной напряженности и политической нестабильности.

В современной экономической теории существу­ют различные подходы к регулированию заня­тости, Традиционно выделяют два главных направле­ния: неоклассическое и кейнсианское.

Неоклассическое направление исходит из того, что рынок труда способен к автоматическому само­регулированию и остается устойчивым и равновес­ным в долгосрочном периоде в условиях полной за­нятости. Поэтому правительство должно проводить политику невмешательства в самонастраивающийся механизм рынка труда.

Представители неокейнсианского направления считают, что рынок труда может достичь равновесно­го состояния даже при высоком уровне безработицы, поэтому необходимо государственное вмеша­тельство и макрорегулирование рынка труда. Суть их рекомендаций сводилась к тому, что если основной причиной безработицы является снижение совокуп­ных расходов в экономике, то государство путем сти­мулирования расширения платежеспособного спроса на рынке благ и услуг может значительно снизить безработицу. Этому должны способствовать поощре­ние государством инвестиционной активности бизне­са, увеличение госзаказов, снижение ставок подо­ходного налога, расширение национализированного сектора, рост управляемости экономикой, усиление контроля за расходованием бюджетных средств. Проведение такой политики должно привести к росту производства и занятости. Однако при этом возника­ет проблема увеличения дефицита госбюджета и роста инфляции.

Попытка решить данную проблему была предприня­та английским экономистом А. Филлипсом в 50-е годы. Он пока­зал, что на протяжении изучаемого периода в Англии темпы роста средней денежной заработной платы и уровня безработицы находились в обратной зависи­мости, т.е. чем выше были темпы роста зарплаты, тем ниже безработица, и наоборот. Поскольку рост заработной платы является одним из важнейших фак­торов инфляции, то в модифицированном виде кри­вая Филлипса была представлена как обратная зави­симость между ростом цен Р (инфляцией) и уровнем безработицы U. Кривая Филлипса в краткосрочном периоде Fg представлена на рис. 1.

Рис 1. Кри­вая Филлипса

 

Политика занятости и регулирования безработицы. Политика занятости – комплекс мероприя­тий макроэкономической политики, направлен­ных на стабилизацию экономики на уровне пол­ной занятости, или потенциального выпуска. Рецептов государственного вмешательства в экономику в условиях макроэкономической не­стабильности достаточно много.

Однако общие принципы воздействия на уро­вень деловой активности сводятся к следую­щим тезисам: в условиях спадов государство должно проводить стимулирующую политику, а в условиях подъема – сдерживающую мак­роэкономическую политику, стремясь не допу­стить сильного «перегрева» экономики (инф­ляционного разрыва).

Политика занятости как составляющая со­циальной политики должна быть направлена на проведение мер, содействующих формированию условий для более полного употребления потен­циала трудовой и деловой активности трудоспо­собных граждан, противодействующих обедне­нию населения и массовой безработице.

Регулирование безработицы должно быть направлено на улучшение государственной фи­нансово-кредитной и налоговой политики, обес­печивающей более высокую экономическую привлекательность вложений как отечествен­ных, так и иностранных инвестиций в те регионы, где накоплены существенные резервы незаня­той, профессионально подготовленной рабочей силы.

Меры, направленные на регулирование безработицы:

1) реализация мер по предупреждению увольнений работников, ослаблению послед­ствий массовых увольнений на базе про­ведения предувольнительных консультаций по проблемам трудоустройства, обширного информирования о потребности работодате­лей в кадрах, вероятности профессионального обучения и переподготовки с последующим трудоустройством;

2) развитие, увеличение качества и продуктив­ности структуры профессионального обуче­ния и профессиональной ориентации безра­ботных граждан и незанятого населения в целях обеспечения конкурентоспособности и повышения профессиональной мобильно­сти рабочей силы на рынке труда;

3) организация единой информационной базе о спросе на рабочую силу и ее пред­ложении, увеличение доступа населения к информации о вакансиях в целях уменьшения времени отыскивания гражданами работы;

4) оказание адресной помощи при трудоустрой­стве гражданам, особо нуждающимся в со­циальной защите, на базе профилирования и формирования эффективных технологий работы с данной категорией граждан;

5) проведение операций по внедрению эффек­тивных механизмов профилирования безра­ботных и повышение адресности обеспечения пособий по безработице.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.