КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Антиинфляционная политика государства: монетарные и немонетарные меры
Когда в стране темп роста уровня цен достигнет таких размеров, что грозит перерасти в гиперинфляцию, тогда первоочередной задачей экономической политики правительства становится подавление инфляции. Как следует из модели инфляции, необходимым условием ее возникновения является ускорение темпа роста количества денег, находящихся в обращении. Поэтому остановить или придержать рост инфляции независимо от того, монетарными или немонетарными факторами она порождена, можно только при снижении темпа прироста предложения денег или денежной массы. Выбор у правительства имеется лишь в отношении того, как сокращать темп роста денежной массы: резко и однократно (шоковая терапия) или постепенно (градуирование). Поскольку неизбежным следствием снижения темпа прироста денежной массы является снижение совокупного спроса, уровня производства и занятости, то эта дилемма решается по-разному в зависимости от социально-экономической обстановки в стране. Достоинство шоковой терапии состоит в том, что при ее последовательном проведении у экономических субъектов возникает доверие относительно намерений правительства и их инфляционные ожидания снижаются. Постепенное снижение темпа роста денежной массы может восприниматься как свидетельство неуверенности правительства в правильности выбранной цели экономической политики и возможности отказа от борьбы с инфляцией. В такой ситуации инфляционные ожидания не способствуют снижению инфляции. Примером удачной шоковой терапии может служить Польша, оказавшаяся осенью 1989 г. на грани гиперинфляции (месячный уровень инфляции достигал 55%). После либерализации цен и сокращения темпов роста денежной массы уровень инфляции резко снизился, сопровождаясь на первых порах сокращением ВНП. В России первую волну инфляции, начавшуюся с 1992 г., удалось погасить только к 1996 г. По своей природе это была инфляция спроса, которая в подавленном виде существовала последние 20 лет существования социализма. Основными средствами ее подавления послужили резкое снижение темпов предложения денег, прекращение финансирования дефицита федерального бюджета за счет кредитов Центрального банка РФ, введение с июля 1995 г. «валютного коридора» для обменного курса рубля к доллару США, директивное ограничение роста цен на продукцию естественных монополий. Инфляция второй волны была инфляцией издержек. После обвала российской денежной системы в августе 1998 г. обменный курс рубля совершил скачок с 6,2 руб/дол. в июле до 23 руб/дол. в январе 1999 г. Поскольку в то время около 50% товаров народного потребления были импортными, то ИПЦ возрос к началу 1999 г. на 70,6%. Вместе с резким сокращением импорта повышение цен способствовало оживлению отечественного производства. Производители смогли повысить отпускные цены, и в 1999 г. сводный индекс цен производителей возрос на 47%. Рост отечественного производства сопровождался увеличением спроса на деньги. Поэтому, несмотря на существенную денежную эмиссию, на которую вынужден был пойти Банк России для финансирования дефицита госбюджета и поддержания коммерческих банков (в 1999 г. предложение денег возросло на 57,2%), инфляция быстро пошла на убыль. Одним из вариантов шоковой терапии является проведение предваряющей либерализацию цен (или совмещенной с ней) денежной реформы конфискационного типа с последующим проведением жесткой монетарной политики. Реформы такого типа предполагают проведение обмена старых денег на новые в определенном соотношении без изменения номинального уровня доходов и цен. При этом на суммы подлежащих обмену старых денег нередко накладываются определенные ограничения, иногда дифференцированные для различных экономических субъектов. Реформы конфискационного типа могут оказаться полезными при переходе от подавленной к открытой инфляции. Конфискационная денежная реформа выравнивает номинальную массу новых денег по сложившемуся уровню реальных доходов, в то время как простая либерализация цен выравнивает уровень реальных доходов по сокращающемуся из-за роста уровня цен объему реальных кассовых остатков. Конфискационные денежные реформы разной степени жесткости проводились во многих странах, особенно в послевоенные годы (Венгрия – 1946 г., ФРГ – 1948 г. и др.). Однако следует иметь в виду, что такого рода денежная реформа может оказаться эффективной в долгосрочном аспекте лишь при условии одновременного изменения денежно-кредитной политики в сторону ее ужесточения. Как свидетельствует опыт, политика градуирования может оказаться успешной, если рост денежной массы и уровня цен не превышает 20–30% в годовом исчислении. Примеров успешного проведения этой политики, когда инфляция достигает нескольких сотен или тысяч процентов в год, нет. Дилемма шоковая терапия – градуирование стимулирует разработку моделей «оптимальной» антиинфляционной политики. Иногда в качестве альтернативы чисто монетарным методам борьбы с инфляцией предлагают так называемую политику цен и доходов. Ее суть в том, что правительство в директивном порядке либо замораживает цены и/или номинальные доходы (вариант шоковой терапии), либо ограничивает рост денежной зарплаты ростом средней (по стране) производительности труда, а рост цен – увеличением расходов на оплату труда (вариант градуирования), либо замораживает тарифы естественных монополий. Аргументы сторонников политики цен и доходов сводятся к тому, что, во-первых, контроль за ценами и доходами делает несбыточными все инфляционные ожидания (и рабочих, и предпринимателей) и таким образом уничтожает инфляционную инерцию, и, во-вторых, он подрывает способность монополий повышать цены, а профсоюзов – заработную плату. Оппоненты политики цен и доходов обращают внимание на то, что без сокращения роста денежной массы подобная политика обречена на неудачу. Обычно при этом указывают на опыт введения контроля за ценами в США администрацией президента Р. Никсона. Контроль был введен в августе 1972 г., когда инфляция (в годовом исчислении) составляла 3–5%. Спустя 2 года она достигла 12%, поскольку рост бюджетного дефицита и денежной массы из-за продолжающейся вьетнамской войны перекрыл эффект, который, быть может, и был получен в результате введения контроля за доходами. Поэтому такой контроль может рассматриваться лишь как дополнительный инструмент антиинфляционной политики. Наиболее жесткие оппоненты политики цен и доходов идут в своей критике дальше. Они указывают, что такая политика не только не снижает инфляционных ожиданий, но, напротив, провоцирует их рост. И предприниматели, и профсоюзы ждут не дождутся отмены контроля, и в это время их аппетиты в отношении роста цен и доходов увеличиваются. Кумулятивный эффект отложенных инфляционных ожиданий может привести к резкому всплеску инфляции после отмены контроля. На выбор варианта антиинфляционной политики правительства существенно влияет социально-политическая обстановка в стране, поскольку распределение издержек этой политики между различными социальными слоями общества зависит от выбранного варианта. Если сокращение бюджетного дефицита госбюджета будет осуществляться путем сокращения государственных расходов, то издержки такой политики лягут в основном на сферу, финансируемую за счет бюджета (предприятия, имеющие доступ к дешевым кредитам и безвозмездным дотациям, бюджетники, социальная сфера). Если оно будет осуществляться за счет роста налогов на прибыль и экспортных тарифов, издержки лягут в основном на предпринимателей и работников негосударственных предприятий. Распределение бремени повышения личных налогов зависит от того, будет ли это распределение пропорциональным или прогрессивным. Поэтому правительство испытывает постоянное давление «групп интересов» и в случае своей слабости может оказаться вообще не способным к выбору и последовательному осуществлению своего политического курса. В целом антиинфляционную политику можно проводить эффективно, если тщательно проанализировать причины возникновения инфляции. Ее предотвращению лучше всего способствуют скоординированные действия правительства и частного сектора. Правительству следует в ходе: а) фискальной политики стабилизировать государственные расходы и систему налогообложения; б) денежной политики стремиться к равенству темпов роста предложения денег темпам роста производственного потенциала страны (национального дохода при полной занятости); в) валютной политики не допускать импорта инфляции. В то же время предпринимателям и домашним хозяйствам при определении политики заработной платы следует придерживаться равенства темпов роста ставки заработной платы темпам роста производительности труда. Кроме того, необходимо проводить эффективную антимонопольную политику, структурную политику по стимулированию эффективных структурных сдвигов в экономике, сокращение военных расходов и масштабов ВПК и стимулирования малого бизнеса. Монетарные инструменты делятся на прямые и косвенные. К прямым относится: темпы эмиссии, меры по банковскому кредитованию. К косвенным: норма минимального резервного покрытия, учетная ставка Центрального Банка, операции с ценными бумагами. Кейнсиансы главным рычагом снижения инфляции считают сдерживание совокупного спроса, поэтому антиинфляционная политика использует меры сдерживающей налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики. Монетаристы считают, что государство должно применять следующие меры: - увеличивать денежную массу равномерно и не более, чем на 3-6% в год; - повысить товарность экономики, выбрасывая на рынок разнообразные товары, ресурсы, информацию; - проводить разумную приватизацию; - снять барьеры движения капитала; - ограничить спрос через конфискационную денежную реформу, замораживать сбережения; - ввести дорогой кредит, которые разорит нерентабельные фирмы, а рентабельным понизить налоги.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |