Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поведение на рынке товаров фирмы-монополиста




ВОПРОС 16. МОНОПОЛИЯ. ВИДЫ МОНОПОЛИЙ

ВОПРОС 15. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

 

ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ (ВВП) – макроэко­номический показатель, представляющий собой рыночную совокупную стоимость конечных товаров и услуг, произведен­ных в стране за определенный период времени (месяц, квартал, год) всеми производителями на территории данной страны (национальными и иностранными).

ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ (ВНП) – макроэкономический показатель, представляющий собой рыночную совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных факторами производства, находящимися в соб­ственности граждан данной страны не только внутри страны, но и за рубежом.

ВНП рассчитывается как и ВВП, но отличается от него на величину чистых факторных доходов из-за рубежа:

ВНП = ВВП + ЧФД (чистые факторные доходы из-за рубежа).

Чистые факторные доходы из-за рубежа – это раз­ница между доходами, полученными гражданами данной страны за рубежом, и доходами иностранцев, полученными на территории этой страны.

ВНП больше ВВП, если доходы от собственников фак­торов, используемых за рубежом, превышают доходы ино­странцев от использования принадлежащих им факторов в экономике данной страны.

В закрытой экономике ВНП = ВВП. В открытой эко­номике отличия в объемах ВНП и ВВП объясняются глав­ным образом функционированием иностранных фирм на территории данной страны и отечественных фирм на терри­ториях других стран.

ВВП, как и ВНП, измеряется тремя способами:

а) по расходам (по конечному использованию);

б) по доходам (по распределительному методу);

в) по добавленной стоимости (по производственному методу).

При расчете ВВП (ВНП) по расходам суммируются рас­ходы всех экономических субъектов:

ВНП - С + I + G + NE,

где С – потребление (расходы); I – валовые инвестиции; G – расходы правительства; NE – чистый экспорт.

Расчет ВВП (ВНП) по доходам осуществляется сумми­рованием всех видов факторных доходов (заработная плата, все виды прибыли, рентные доходы, проценты) плюс два ком­понента, не являющихся доходами, – амортизация и чистые косвенные налоги на бизнес, т. е. налоги-субсидии.

При расчете ВВП (ВНП) по добавленной стоимости суммируется стоимость, добавленная на каждой стадии про­изводства конечного продукта. Этот метод дает возможность определить вклад различных фирм и отраслей в производ­ство ВВП (ВНП). Сумма добавленной стоимости равна сто­имости конечных товаров и услуг.

Добавленная стоимость – это приращение стоимо­сти; это стоимость, которую добавляет фирма (отрасль) к куп­ленным материалам и услугам в процессе производства и реализации продукции; это разность между общей выруч­кой, полученной от продажи данной продукции, и стоимостью рыночных затрат на ее производство и реализацию (стоимость сырья, материалов, топлива, энергии и тому подобной промежуточной продукции).

Данные показатели рассчитываются как в текущих (дей­ствующих) ценах, так и в неизменных (постоянных) ценах базисного года.

Рассчитанный ВВП (ВНП) в текущих рыночных ценах называется номинальным ВВП (ВНП), а рассчитанный в постоянных ценах – реальным ВВП (ВНП). Номиналь­ный ВВП (ВНП) может увеличиться как за счет роста физи­ческого объема всей продукции, так и за счет роста уровня цен. На реальный ВВП (ВНП) уровень цен не влияет. Поэто­му реальный ВНП выступает основным показателем физи­ческого объема товаров и услуг.

 

Реальный ВВП (ВНП) = Номинальный ВВП (ВНП) / Индекс цен (дефлятор)

 

Индекс цен текущего года = (Цены текущего года / Цены базового года) x 100%

 

Индекс цен выражает относительное изменение средне­го уровня цен широкой группы товаров за определенный пе­риод.

Взаимозависимость номинального и реального ВВП (ВНП) выражается формулой:

 

Дефлятор ВНП = Номинальный ВНП / Реальный ВНП

 

Дефлятор (индекс цен) выражает различия между но­минальным и реальным ВНП; используется с целью опре­деления уровня инфляции.

 

График годового изменения реального ВВП России 1991–2010

 

Валовой внутренний продукт России в рыночных ценах (номинальный), в млн. руб.

 

               
13208233,8 17027190,9 21609765,5 26917201,4 33247513,2 41276849,2 38786372,2 44939152,9

ЧИСТЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ (ЧНП) пред­ставляет собой наиболее точный макроэкономический показа­тель созданных и купленных населением данной страны товаров и услуг за определенный период времени (месяц, квартал; год).

ЧНП исчисляется посредством вычитания из ВНП амор­тизационных отчислений:

ЧНП = ВНП - Амортизационные отчисления.

Разница между ценами, по которым покупают потребители, и продажными ценами фирм составляет косвенные на­логи на бизнес (налог на добавленную стоимость, акцизные сборы, импортные пошлины; налоги на монопольные виды деятельности и т. д.).

Если вычесть из ЧНП косвенные налоги на бизнес (кос­венные налоги за минусом субсидий бизнесу), то получим национальный доход (НД).

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД (НД) – макроэкономиче­ский показатель совокупных доходов всего населения дан­ной страны за определенный период времени (обычно за год).

НД определяется по формуле:

 

НД = ЧНП - Косвенные налоги с предпринимателей.

- доходы наемных работников (заработная плата) и некорпоративных собст­венников;

- рентные доходы (доходы от собственности на землю и недвижимость);

- доходы (прибыль) корпораций;

- процентные доходы.

Различают произведенный и использованный нацио­нальный доход. Произведенный НД – это весь объем вновь созданной стоимости товаров и услуг. Использованный НД – это произведенный НД за вычетом потерь от стихийных бед­ствий, ущерба при хранении и т. д. и внешнеторгового сальдо. В России НД подразделяется на два фонда:

а) фонд потребления (часть НД, используемая для удов­летворения личных потребностей населения, а так­же на содержание учреждений и организаций непро­изводственной сферы);

б) фонд накопления (часть НД, используемая на рас­ширенное воспроизводство).

ЛИЧНЫЙ ДОХОД (ЛД) – сумма доходов, реально полу­чаемых населением после вычета из НД вкладов населения в социальную систему страхования, налогов на прибыль кор­пораций и нераспределенной прибыли, но с добавлением трансфертных платежей. ЛД представляет собой получен­ный, но не заработанный доход, ибо в него включаются транс­фертные платежи.

ЛИЧНЫЙ РАСПОЛАГАЕМЫЙ ДОХОД (ЛРД) – доход, который может быть использован для непосредственного расходования домашними хозяйствами.

Личный располагаемый доход определяется по формуле:

ЛРД = ЛД - Индивидуальные налоги.

Следовательно, ЛРД есть доход, который домашние хо­зяйства используют в своем окончательном виде. ЛРД вы­ступает в двух основных формах:

а) в форме потребительских расходов;

б) в форме личных сбережений.

НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО (НБ) – совокупность материальных и нематериальных благ, которыми располага­ет общество на определенную дату и которые созданы тру­дом людей за весь предшествующий период.

НБ включает в себя как материальные, так и нематери­альные многолетние результаты человеческой деятельности.

Основными элементами материальной части национального богатства являются:

а) основные фонды в стране (производственные и непроизводст­венные);

б) материальные оборотные фонды (запасы сырья, основ­ных вспомогательных материалов, топлива, остатки незавершённого производства, запасы готовой продук­ции);

в) товарные запасы народного хозяйства;

г) государственные резервы, в том числе страховые, за­пасы оборонного назначения, золотой запас;

д) предметы длительного пользования в домашнем хозяй­стве населения (индивидуальные средства транспорта, мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственно­го обихода и т. п.);

е) природные ресурсы, вовлеченные в экономический обо­рот (освоенные земли, леса, воды, богатства земных недр и др.)

ж) материальные элементы памятников культуры, искусства и истории.

К нематериальным многолетним результатам относятся:

а) научный потенциал;

б) образовательный потенциал;

в) квалификационный потенциал;

г) культурный потенциал.

Особое значение в структуре невещественного нацио­нального богатства имеет потенциал здоровья.

 

МОНОПОЛИЯ – тип структуры рынка, в котором существу­ет только один продавец, контролирующий всю отрасль про­изводства определенного товара, не имеющего близкого за­менителя.

Рынок, на котором господствует монополия, представля­ет собой полную противоположность конкурентному рынку, где имеется много конкурентов, предлагающих для продажи стандартизированные товары.

Различают три вида монополии.

Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции: юри­дическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.

Естественная монополия – отрасль, в которой долгосроч­ные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, основанные на владе­нии уникальными природными ресурсами.

Открытая предпринимательская монополия – монополия, при которой одна фир­ма, по крайней мере, на определенное время, является един­ственным поставщиком продукта, однако не имеет специаль­ной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.

Подобное разграничение монополий носит достаточно ус­ловный характер, поскольку некоторые фирмы могут принад­лежать одновременно к нескольким видам монополий.

Государственная монополия – полный контрольгосударства над определенными видами хозяйственной деятельности (например, Рособоронэкспорт).

Чистая монополия – это ситуация, когда существует един­ственный продавец товара, причем этому товару нет близкого заменителя в других отраслях.

Чистые монополии в настоящее время – редкое явление. Чаще встречаются рынки, на которых конкурируют друг с дру­гом несколько фирм. Чистые монополии, как правило, могут существовать только при покровительстве государства. При­чем они присущи скорее местным рынкам, нежели общена­циональным. Более того, понятие чистой монополии явля­ется абстракцией. Имеется много товаров, у которых нет заменителей.

Чистая монополия характеризуется следующими основ­ными чертами:

а) одна фирма и много покупателей, т. е. на рынке имеется единственный производитель, реализующий свой товар множеству мелких покупателей. Если на данном рынке единственному продавцу противостоит и единственный покупатель, то такой рынок называют двусторонней монополией;

б) отсутствие товаров-заменителей (нет совершенных заменителей продукта монополиста);

в) отсутствие свободы входа на рынок (в отрасль), т. е.существуют практически непреодолимые барьеры на входе.

Естественная монополия – это фирма, которая в состоянии удовлетворить весь рыночный спрос на продукт с меньшими издержками, чем те, которые были бы возможны, если бы две или более фирм поставляли точно такое же количество товара. Такого типа монополию называют естественной потому, что в этом случае входные барьеры основываются на особенностях технологии, отражающих естественные законы производства, а не на правах собственности или правительственных лицензиях.

Примерами естественных монополий являются электрические сети, трубопроводный транспорт (нефтепровод и газопровод), проводная телефонная связь, централизованное теплоснабжение, городская канализация, метрополитен.

Понятие монополии. Рынок монополии. Монополия – это крупное хозяйственное объединение, находящееся в частной собствен­ности и осуществляющее контроль над отрас­лями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и из­влечения монопольных прибылей.

Главным признаком монополии являет­ся занятие монопольного положения на рынке.

Монопольное положение на рынке – это доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или в месте с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определен­ного товара.

Характерные черты монополии заклю­чаются в следующем:

1) отрасль состоит из одной фирмы, которая яв­ляется единственным производителем данно­го продукта или поставщиком данной услуги;

2) не существует близких заменителей монопо­лизированного продукта;

3) монополист диктует покупателю цену и имеет возможность манипулировать количеством предложенного продукта.

Основными видами монополий являются:

1) естественная монополия;

2) легальная монополия;

3) искусственная монополия.

Естественные монополии – организа­ции, имеющие в своем распоряжении редкие элементы производства, а также отрасли инфра­структуры, обладающие стратегическим значе­нием для общества и значительной положительной отдачей от масштаба.

Легальные монополии – монополисти­ческие объединения, образованные на законном основании.

Искусственные монополии – объедине­ния предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод.

К числу искусственных монополий относят картель; синдикат; трест; многоотраслевой кон­церн.

Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, участники ко­торого сохраняют собственность на средства производства и результаты производства. Участники картели самостоятельно продают из­готовленную продукцию на рынке, договарива­ясь о квоте.

Квота – доля каждого в общем выпуске про­дукции.

Синдикат – объединение ряда предприя­тий, изготовляющих однородную продукцию;

здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за отдельными участниками объединения, а готовая продукция сбывается как общее достояние через создан­ную для этого контору.

Трест – объединение ряда предприятий од­ной или нескольких отраслей промышленности, участники которого отдают свою собственность на средства производства и произведенный продукт.

Барьеры входа-выхода в отрасль – сово­купность факторов объективного и субъективно­го порядка, которые либо препятствуют входящей фирме организовать прибыльное производство на отраслевом рынке, либо противодействуют вы­ходу из него укоренившейся фирме без значи­тельных потерь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 646; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.