КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Поведение на рынке товаров фирмы-монополиста
ВОПРОС 16. МОНОПОЛИЯ. ВИДЫ МОНОПОЛИЙ ВОПРОС 15. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ (ВВП) – макроэкономический показатель, представляющий собой рыночную совокупную стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в стране за определенный период времени (месяц, квартал, год) всеми производителями на территории данной страны (национальными и иностранными). ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ (ВНП) – макроэкономический показатель, представляющий собой рыночную совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны не только внутри страны, но и за рубежом. ВНП рассчитывается как и ВВП, но отличается от него на величину чистых факторных доходов из-за рубежа: ВНП = ВВП + ЧФД (чистые факторные доходы из-за рубежа). Чистые факторные доходы из-за рубежа – это разница между доходами, полученными гражданами данной страны за рубежом, и доходами иностранцев, полученными на территории этой страны. ВНП больше ВВП, если доходы от собственников факторов, используемых за рубежом, превышают доходы иностранцев от использования принадлежащих им факторов в экономике данной страны. В закрытой экономике ВНП = ВВП. В открытой экономике отличия в объемах ВНП и ВВП объясняются главным образом функционированием иностранных фирм на территории данной страны и отечественных фирм на территориях других стран. ВВП, как и ВНП, измеряется тремя способами: а) по расходам (по конечному использованию); б) по доходам (по распределительному методу); в) по добавленной стоимости (по производственному методу). При расчете ВВП (ВНП) по расходам суммируются расходы всех экономических субъектов: ВНП - С + I + G + NE, где С – потребление (расходы); I – валовые инвестиции; G – расходы правительства; NE – чистый экспорт. Расчет ВВП (ВНП) по доходам осуществляется суммированием всех видов факторных доходов (заработная плата, все виды прибыли, рентные доходы, проценты) плюс два компонента, не являющихся доходами, – амортизация и чистые косвенные налоги на бизнес, т. е. налоги-субсидии. При расчете ВВП (ВНП) по добавленной стоимости суммируется стоимость, добавленная на каждой стадии производства конечного продукта. Этот метод дает возможность определить вклад различных фирм и отраслей в производство ВВП (ВНП). Сумма добавленной стоимости равна стоимости конечных товаров и услуг. Добавленная стоимость – это приращение стоимости; это стоимость, которую добавляет фирма (отрасль) к купленным материалам и услугам в процессе производства и реализации продукции; это разность между общей выручкой, полученной от продажи данной продукции, и стоимостью рыночных затрат на ее производство и реализацию (стоимость сырья, материалов, топлива, энергии и тому подобной промежуточной продукции). Данные показатели рассчитываются как в текущих (действующих) ценах, так и в неизменных (постоянных) ценах базисного года. Рассчитанный ВВП (ВНП) в текущих рыночных ценах называется номинальным ВВП (ВНП), а рассчитанный в постоянных ценах – реальным ВВП (ВНП). Номинальный ВВП (ВНП) может увеличиться как за счет роста физического объема всей продукции, так и за счет роста уровня цен. На реальный ВВП (ВНП) уровень цен не влияет. Поэтому реальный ВНП выступает основным показателем физического объема товаров и услуг.
Реальный ВВП (ВНП) = Номинальный ВВП (ВНП) / Индекс цен (дефлятор)
Индекс цен текущего года = (Цены текущего года / Цены базового года) x 100%
Индекс цен выражает относительное изменение среднего уровня цен широкой группы товаров за определенный период. Взаимозависимость номинального и реального ВВП (ВНП) выражается формулой:
Дефлятор ВНП = Номинальный ВНП / Реальный ВНП
Дефлятор (индекс цен) выражает различия между номинальным и реальным ВНП; используется с целью определения уровня инфляции.
График годового изменения реального ВВП России 1991–2010
Валовой внутренний продукт России в рыночных ценах (номинальный), в млн. руб.
ЧИСТЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ (ЧНП) представляет собой наиболее точный макроэкономический показатель созданных и купленных населением данной страны товаров и услуг за определенный период времени (месяц, квартал; год). ЧНП исчисляется посредством вычитания из ВНП амортизационных отчислений: ЧНП = ВНП - Амортизационные отчисления. Разница между ценами, по которым покупают потребители, и продажными ценами фирм составляет косвенные налоги на бизнес (налог на добавленную стоимость, акцизные сборы, импортные пошлины; налоги на монопольные виды деятельности и т. д.). Если вычесть из ЧНП косвенные налоги на бизнес (косвенные налоги за минусом субсидий бизнесу), то получим национальный доход (НД). НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД (НД) – макроэкономический показатель совокупных доходов всего населения данной страны за определенный период времени (обычно за год). НД определяется по формуле:
НД = ЧНП - Косвенные налоги с предпринимателей. - доходы наемных работников (заработная плата) и некорпоративных собственников; - рентные доходы (доходы от собственности на землю и недвижимость); - доходы (прибыль) корпораций; - процентные доходы. Различают произведенный и использованный национальный доход. Произведенный НД – это весь объем вновь созданной стоимости товаров и услуг. Использованный НД – это произведенный НД за вычетом потерь от стихийных бедствий, ущерба при хранении и т. д. и внешнеторгового сальдо. В России НД подразделяется на два фонда: а) фонд потребления (часть НД, используемая для удовлетворения личных потребностей населения, а также на содержание учреждений и организаций непроизводственной сферы); б) фонд накопления (часть НД, используемая на расширенное воспроизводство). ЛИЧНЫЙ ДОХОД (ЛД) – сумма доходов, реально получаемых населением после вычета из НД вкладов населения в социальную систему страхования, налогов на прибыль корпораций и нераспределенной прибыли, но с добавлением трансфертных платежей. ЛД представляет собой полученный, но не заработанный доход, ибо в него включаются трансфертные платежи. ЛИЧНЫЙ РАСПОЛАГАЕМЫЙ ДОХОД (ЛРД) – доход, который может быть использован для непосредственного расходования домашними хозяйствами. Личный располагаемый доход определяется по формуле: ЛРД = ЛД - Индивидуальные налоги. Следовательно, ЛРД есть доход, который домашние хозяйства используют в своем окончательном виде. ЛРД выступает в двух основных формах: а) в форме потребительских расходов; б) в форме личных сбережений. НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО (НБ) – совокупность материальных и нематериальных благ, которыми располагает общество на определенную дату и которые созданы трудом людей за весь предшествующий период. НБ включает в себя как материальные, так и нематериальные многолетние результаты человеческой деятельности. Основными элементами материальной части национального богатства являются: а) основные фонды в стране (производственные и непроизводственные); б) материальные оборотные фонды (запасы сырья, основных вспомогательных материалов, топлива, остатки незавершённого производства, запасы готовой продукции); в) товарные запасы народного хозяйства; г) государственные резервы, в том числе страховые, запасы оборонного назначения, золотой запас; д) предметы длительного пользования в домашнем хозяйстве населения (индивидуальные средства транспорта, мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственного обихода и т. п.); е) природные ресурсы, вовлеченные в экономический оборот (освоенные земли, леса, воды, богатства земных недр и др.) ж) материальные элементы памятников культуры, искусства и истории. К нематериальным многолетним результатам относятся: а) научный потенциал; б) образовательный потенциал; в) квалификационный потенциал; г) культурный потенциал. Особое значение в структуре невещественного национального богатства имеет потенциал здоровья.
МОНОПОЛИЯ – тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя. Рынок, на котором господствует монополия, представляет собой полную противоположность конкурентному рынку, где имеется много конкурентов, предлагающих для продажи стандартизированные товары. Различают три вида монополии. Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав. Естественная монополия – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, основанные на владении уникальными природными ресурсами. Открытая предпринимательская монополия – монополия, при которой одна фирма, по крайней мере, на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией. Подобное разграничение монополий носит достаточно условный характер, поскольку некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополий. Государственная монополия – полный контрольгосударства над определенными видами хозяйственной деятельности (например, Рособоронэкспорт). Чистая монополия – это ситуация, когда существует единственный продавец товара, причем этому товару нет близкого заменителя в других отраслях. Чистые монополии в настоящее время – редкое явление. Чаще встречаются рынки, на которых конкурируют друг с другом несколько фирм. Чистые монополии, как правило, могут существовать только при покровительстве государства. Причем они присущи скорее местным рынкам, нежели общенациональным. Более того, понятие чистой монополии является абстракцией. Имеется много товаров, у которых нет заменителей. Чистая монополия характеризуется следующими основными чертами: а) одна фирма и много покупателей, т. е. на рынке имеется единственный производитель, реализующий свой товар множеству мелких покупателей. Если на данном рынке единственному продавцу противостоит и единственный покупатель, то такой рынок называют двусторонней монополией; б) отсутствие товаров-заменителей (нет совершенных заменителей продукта монополиста); в) отсутствие свободы входа на рынок (в отрасль), т. е.существуют практически непреодолимые барьеры на входе. Естественная монополия – это фирма, которая в состоянии удовлетворить весь рыночный спрос на продукт с меньшими издержками, чем те, которые были бы возможны, если бы две или более фирм поставляли точно такое же количество товара. Такого типа монополию называют естественной потому, что в этом случае входные барьеры основываются на особенностях технологии, отражающих естественные законы производства, а не на правах собственности или правительственных лицензиях. Примерами естественных монополий являются электрические сети, трубопроводный транспорт (нефтепровод и газопровод), проводная телефонная связь, централизованное теплоснабжение, городская канализация, метрополитен. Понятие монополии. Рынок монополии. Монополия – это крупное хозяйственное объединение, находящееся в частной собственности и осуществляющее контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Главным признаком монополии является занятие монопольного положения на рынке. Монопольное положение на рынке – это доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или в месте с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара. Характерные черты монополии заключаются в следующем: 1) отрасль состоит из одной фирмы, которая является единственным производителем данного продукта или поставщиком данной услуги; 2) не существует близких заменителей монополизированного продукта; 3) монополист диктует покупателю цену и имеет возможность манипулировать количеством предложенного продукта. Основными видами монополий являются: 1) естественная монополия; 2) легальная монополия; 3) искусственная монополия. Естественные монополии – организации, имеющие в своем распоряжении редкие элементы производства, а также отрасли инфраструктуры, обладающие стратегическим значением для общества и значительной положительной отдачей от масштаба. Легальные монополии – монополистические объединения, образованные на законном основании. Искусственные монополии – объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. К числу искусственных монополий относят картель; синдикат; трест; многоотраслевой концерн. Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют собственность на средства производства и результаты производства. Участники картели самостоятельно продают изготовленную продукцию на рынке, договариваясь о квоте. Квота – доля каждого в общем выпуске продукции. Синдикат – объединение ряда предприятий, изготовляющих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за отдельными участниками объединения, а готовая продукция сбывается как общее достояние через созданную для этого контору. Трест – объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого отдают свою собственность на средства производства и произведенный продукт. Барьеры входа-выхода в отрасль – совокупность факторов объективного и субъективного порядка, которые либо препятствуют входящей фирме организовать прибыльное производство на отраслевом рынке, либо противодействуют выходу из него укоренившейся фирме без значительных потерь.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 646; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |