Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психические состояния и образования




Практика повседневного преодоления трудностей.

Ничто так не формирует ценные волевые качества человека, как

Весьма велико влияние коллектива на формирование волевых качеств. Че-

ловек, находясь в коллективе, с мнением которого он считается, вынужден вы-

полнять взятые на себя обязательства, проявлять настойчивость и самооблада-

ние, принимать решения, одобрение коллектива является для него наградой за

умение, иногда за пережитые неприятные эмоции.

Волевые качества человека формируются не только под воздействием ок-

ружающих людей и при выполнении поставленных задач, но и в процессе са-

мовоспитания, когда человек начинает сознательно воспитывать у себя нужные

волевые черты. Тренировка воли заключается в систематическом выполнении

интересных (непосредственно не привлекающих), но осмысленных и полезных

действий. При этом надо заставить себя регулярно совершать волевые усилия в

разных делах. Сознание того, что человек владеет собой, что умеет подчинять

низшие потребности целям более высокого порядка, не только снимает у него

состояние неуверенности, но и повышает его самооценку, поднимает уровень

самоуважения.

При этом важно, чтобы переживания внутренней собранности не покидало

человека и проявлялось регулярно в его действиях. Иначе у человека возникает

лишенное оснований представление, что он всегда сумеет себя остановить в

своей приверженности тем или иным соблазнам.

Психические состояния – это целостные характеристики психической

деятельности и поведения человека за определенный промежуток времени, по-

казывающие своеобразие психических процессов в зависимости от отражаемых

предметов и явлений действительности, предшествующих состояний и психи-

ческих свойств личности.

Каждый компонент психики (познавательный, эмоциональный, волевой)

по-разному представлен в том или ином состоянии. Своё название психическое

состояние получило от ведущего компонента: эмоциональное состояние (ра-

дость, печаль и т.д.), волевое состояние (решительность, настойчивость и т.д.),

познавательное состояние (задумчивость, сосредоточенность и т.д.). Таких со-

стояний – великое множество (в русском языке около 200 слов обозначают

различные психические состояния), собственно жизнь человека есть смена од-

ного состояния другим.

Рис. 5.7 Классификация психических состояний.

Личностные

Ситуативные

Познавательные

Волевые

Эмоциональные

Кратковременные

Затяжные

Длительные

Поверхностные

Глубокие

Приводящие к сдвигам фи-

зиологических функций

Положительные

Стенические

Астенические

В зависимости от роли личности в

ситуации возникновения психиче-

ского состояния.

В зависимости от явно выражен-

ных доминирующих компонентов.

В зависимости от длительности

протекания.

В зависимости от глубины воздей-

ствия на психику человека.

В зависимости от влияния на лич-

ность.

Психические состояния

Отрицательные

В зависимости от влияния на дея-

тельность и поведение человека.

Состояние человека есть тестирующий фактор жизненной ситуации, кото-

рая возникла в данный момент времени. По типичным состояниям в различных

ситуациях можно судить об устойчивых личностных компонентах человека.

Именно таким образом мы оцениваем людей: «это решительный человек», «это

веселый человек» и т.д.

Классификация психических состояний показана на рис.5.7

Особый интерес представляют психические состояния, возникающие в

процессе трудовой деятельности.

Их разделяют по признаку длительности на относительно устойчивые и

длительные (удовлетворенность трудом, заинтересованность в работе и т.п.);

ситуативные, быстро преходящие (удивление, раздражение и т.п.); периоди-

чески возникающие (скука, апатия и т.п.).

Если условия деятельности отличаются от оптимальных, либо в экстре-

мальных ситуациях, которые требуют от человека максимального напряжения

физиологических и психологических функций, вызывающих необходимость

волевого усилия, возникает состояние психической напряженности.

Наиболее типичными факторами, вызывающими психическую напряжен-

ность являются:

1) Физиологический дискомфорт.

2) Биологический страх.

3) Дефицит времени.

4) Повышенная трудность задачи.

5) Повышенная значимость ошибочных действий.

6) Недогрузка либо перегрузка информацией.

7) Противоречивые условия задачи.

8) Социальная либо сенсорная изоляция.

9) Межличностная несовместимость.

Психические состояния человека характеризуются многими особенностя-

ми (рис.5.8).

Эмоциональное напряжение у человека возникает не только в случае кон-

фликтных условий либо повышенной вероятности возникновения аварийных

ситуаций, но и при неожиданных или длительных напряжениях других видов,

таких как:

интеллектуальное напряжение, вызванное частым обращением к интел-

лектуальным процессам из-за высокой плотности проблемных ситуаций;

сенсорное напряжение, вызванное неоптимальными условиями деятель-

ности сенсорных и перцептивных систем и возникающее в случае больших за-

труднений в восприятии необходимой информации;

политония – напряжение, вызванное необходимостью частых переключе-

ний внимания, зачастую в неожиданных направлениях;

монотония – напряжение, вызванное однообразным выполнением дейст-

вий, невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями к

концентрации и устойчивости внимания;

физическое напряжение, вызванное повышенной нагрузкой на двига-

тельный аппарат человека;

напряжение ожидания, вызванное необходимостью поддержания готов-

ности рабочих функций в условиях отсутствия деятельности;

мотивационное напряжение, вызванное борьбой мотивов, выбором кри-

териев для принятия решения.

Рис. 5.8 Характеристики психических состояний человека.

Целостность

Проявляется в том, что психические состояния ха-

рактеризуют в определенный момент психическую

деятельность человека в целом, выражают конкрет-

ное взаимоотношение всех компонентов психики.

Подвижность Заключается в изменчивости психических состояний,

в наличии стадии протекания (начало, определенная

динамика, конец).

Относитель-

ная устойчи-

вость

Динамика психических состояний менее выражена,

чем у психических процессов (познавательных, эмо-

циональных, волевых).

Взаимосвязь с

психическими

процессами и

свойствами

Психические состояния влияют на психические про-

цессы, являясь фоном их протекания. В тоже время

они определяют формирование качеств личности,

прежде всего характерологических.

Крайнее мно-

гообразие,

полярность

Видов и оттенков психических состояний – великое

множество, при этом каждому виду состояния соот-

ветствует полярное ему.

Характеристики психических состояний

Индивиду-

альное свое-

образие и ти-

пичность

Психические состояния у разных людей протекают

по-разному, в то же время имеются определенные

сходства процессов протекания различных состояний

у одного человека.

Психическое напряжение оказывает положительное влияние на результаты

деятельности, но до определенного предела. Превышение критичного уровня

активации ведет к снижению производительности труда вплоть до полной утра-

ты работоспособности. Чрезмерные формы психического напряжения обозна-

чаются как запредельные. Последние вызывают дезинтеграцию психической

деятельности, при этом действия теряют живость и координацию, могут поя-

виться непродуктивные формы поведения и другие отрицательные явления.

При этом можно выделить два типа поведения людей в случаях запредельного

напряжения – тормозной и возбудимый.

Тормозной тип характеризуется скованностью и замедленностью движе-

ний, снижением скорости ответных реакций, замедлением мыслительных дей-

ствий, ухудшением памяти, рассеянностью, то есть появляются признаки, не

свойственные данному человеку в спокойном состоянии.

Возбудимый тип проявляется гиперактивностью, многословием, дрожа-

нием рук и голоса, появлением в общении с окружающими раздражительности,

вспыльчивости и несвойственной человеку резкости, грубости и обидчивости.

Длительные психические напряжения и особенно их запредельные формы

ведут к выраженным состояния утомления.

В процессе приобретения человеком жизненного и профессионального

опыта у него начинает проявляться особая группа психологических особенно-

стей, которые называют психическими образованиями. Их содержание пред-

ставляет собой особое сочетание знаний, навыков и умений.

Процесс формирования психических образований представляет собой сле-

дующую последовательность: знания, начальные умения, простые навыки,

сложные навыки, сложные умения.

Знания – это совокупность сведений, понятий и представлений об объек-

тивной действительности, усвоенных человеком. Они представляют собой ре-

зультат процессов чувственного и рационального познания. В сознании челове-

ка элементы будущих знаний возникают первоначально в виде ощущений и

восприятий, затем они преобразуются в представления и понятия, и в этих

формах сохраняются в памяти. Главное их назначение – организация и регули-

рование практической деятельности людей.

Начальные умения – это самостоятельные применения начальных знаний

в реальной практической деятельности. Данный вид умений в процессе форми-

рования психических образований идет вслед за знаниями, и его следует отли-

чать от сложных умений, выражающих некоторое мастерство в выполнении

деятельности.

Простые навыки – это несложные приемы и действия, совершаемые ав-

томатизировано, без достаточного сосредоточения внимания.

Сложные навыки – это усвоенные автоматизированные двигательные,

сенсорные и умственные сложные действия, выполняемые точно, легко и быст-

ро при незначительном напряжении сознания и обеспечивающие эффектив-

ность деятельности человека. Они формируются после многократного повторе-

ния таких сложных действий (или упражнений). Превращение действия в

сложный навык позволяет человеку высвободить сознание для решения более

важных задач деятельности.

Сложные умения – это достигнутая в процессе u1086 обучения возможность че-

ловека творчески применять знания и навыки, и достигать желаемого результа-

та в непрерывно меняющихся условиях практической деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 705; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.