Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие людей




Контрольные вопросы и задания

1. Что такое эмоции?

2. Чем чувства отличаются от эмоций?

3. Назовите основные особенности эмоций.

4. Какие функции выполняют эмоции человека?

5. Назовите основные компоненты эмоционального процесса и дайте им

характеристику.

6. Чем различаются стенические и астенические эмоции?

7. Чем отличаются эмоции человека и животных?

8. Объясните психологическое содержание утверждения: «эмоции и чув-

ства человека имеют общественно-историческую природу».

9. Назовите виды эмоций и дайте им характеристику.

10. Что такое стресс, и какие причины его вызывают?

11. Как протекает стресс у человека, и к каким последствиям он может

привести?

12. Существует ли связь между личностными особенностями человека и

последствиями для его здоровья эмоциональных нагрузок?

13. Почему нужно управлять эмоциями?

14. Что имеет наибольшее значение для эффективного самоуправления

эмоциями?

15. Каким образом уменьшить эмоциональное перенапряжение, вызван-

ное избыточной мотивацией?

16. Каким образом можно увеличить правильность оценки личной значи-

мости событий с целью предупреждения эмоционального срыва?

17. Как можно уменьшить эмоциональное напряжение, вызванное излиш-

ним волнением?

18. Каким образом можно уменьшить интенсивность эмоций (и их отри-

цательных последствий), вызванных неудачами, несчастными случаями и не-

восполнимыми потерями?

19. Каким способом можно быстро снять у себя возникшее эмоциональ-

ное напряжение?

20. Какими способами можно усилить эмоции?

21. Дайте психологическую характеристику непроизвольным и произ-

вольным действиям человека.

22. Что такое волевые действия?

23. Как связаны между собой мотивационная сфера личности и ее волевая

деятельность?

24. В каких случаях необходима волевая регуляция поведения?

25. Дайте психологическую характеристику простым и сложным волевым

действиям u1095 человека.

26. Какие функции выполняют волевые действия?

27. Назовите основные характеристики волевого действия.

28. Перечислите важнейшие волевые качества личности и дайте им пси-

хологическую характеристику.

29. Как можно развить волевые качества?

30. Что такое «психическое состояние»?

31. Нарисуйте схему классификации психических состояний.

32. Используя схему классификации психических состояний, дайте харак-

теристику их видам.

33. Какими особенностями характеризуются психические состояния че-

ловека?

34. Какие виды психических состояний возникают в процессе трудовой

деятельности человека?

35. Назовите типичные факторы, вызывающие у человека состояние пси-

хической напряженности.

36. Как влияет на человека состояние психического напряжения?

37. Что такое «психические образования»?

38. Назовите основные виды психических образований и дайте им психо-

логическую характеристику.

Тема 6. Социально – психологические явления и процессы

Вопросы:

1. Взаимодействие людей.

2. Взаимоотношения людей.

3. Общение.

4. Социальная перцепция.

5. Психология малой группы.

Литература:

основная – 13,с.39-70,с.115-132; 8,с.280-385; 18,с.511-600; 31,с.195-330

дополнительная – 3, 6, 7, 20, 25.

Человек живет среди других людей и строит с ними определенные отно-

шения. Люди как члены общества входят в различные социальные группы,

внутри которых формируется и развивается психика людей их составляющих.

Принадлежность людей к различным группам (общностям) определяет возник-

новение, функционирование и развитие многих социально – психологических

явлений, знание и правильное понимание которых важно для каждого человека.

Под социальными группами понимают устойчивые общности определен-

ного количества людей, занятых типичным для них видом деятельности и свя-

занных системой отношений, которая регулируется общими интересами, цен-

ностными ориентациями, настроениями и переживаниями, нормами жизни и

традициями.

Социально – психологические явления, возникающие в процессе жизни

людей в обществе, можно классифицировать по разным основаниям: по при-

надлежности к различным типам социальных групп, по устойчивости, осознан-

ности и т.д. При этом первое основание является наиболее значимым и методо-

логически обоснованным.

В основе всех социально – психологических явлений лежат реальные со-

циальные процессы взаимодействия, восприятия, взаимоотношений и общения

людей. В процессе жизнедеятельности люди вступают в различного рода соци-

альные отношения, в основе которых лежат их взаимодействие, восприятие и

общение.

Взаимодействие – это философская категория, обозначающая объектив-

ную и универсальную форму движения или развития любой материальной сис-

темы. Как материальный процесс оно сопровождается передачей материи,

энергии и информации. Оно относительно, осуществляется с определенной

скоростью и в конкретных пространственно – временных координатах.

В психологии же взаимодействие рассматривается как процесс влияния

людей друг на друга, порождающий их взаимные связи, отношения, общение,

совместные действия и переживания.

Взаимодействие всегда присутствует в виде двух компонентов: содержа-

ния и стиля.

Содержание взаимодействия определяет, вокруг чего или по поводу чего

оно развертывается.

Стиль взаимодействия указывает на то, как человек взаимодействует с ок-

ружающими. При этом такой стиль может быть либо продуктивным, либо не-

продуктивным.

Продуктивный стиль – это плодотворные контакты людей, способст-

вующие установлению и поддержанию отношений взаимного доверия, раскры-

тию личностных потенциалов и получению эффективных результатов совмест-

ной деятельности. Непродуктивный стиль обеспечивает достижение противо-

положных результатов.

Чтобы правильно оценить (понять) стиль взаимодействия людей, важно

использовать правильные критерии. В качестве таких критериев используются

следующие:

• характер позиции партнеров (в продуктивном стиле – “рядом с партне-

ром”, в непродуктивном – “над партнером”);

• характер выдвигаемых целей (при продуктивном стиле партнеры вместе

разрабатывают все цели (и близкие и далекие); при непродуктивном стиле –

один из партнеров (обычно доминирующий) выдвигает только близкие цели, не

обсуждая их с другим);

• характер ответственности (при продуктивном стиле за результаты дея-

тельности ответственны оба участника взаимодействия, при непродуктивном –

только один партнер);

• характер отношений, возникающих между партнерами (при продуктив-

ном стиле – отношения доверительные и доброжелательные, при непродуктив-

ном – агрессивные, с обидой и раздражением);

• характер функционирования механизма идентификации – обособления

между партнерами (при продуктивном стиле партнеры рассматривают себя и

коллегу как нечто целое, а при непродуктивном – каждый думает прежде всего

только о себе).

Следует учитывать, что эти критерии представляют собой систему и их

всегда нужно рассматривать все вместе.

В процессе взаимодействия реализуется отношение человека к другому

человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир, поэтому взаи-

модействие людей в обществе – это всегда и взаимодействие их внутренних

миров: обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности,

эмоциональное состояние и т. д. В ходе реального взаимодействия формируют-

ся также адекватные представления человека о себе, других людях, их группах.

Взаимодействие людей выступает ведущим фактором в регуляции их самооце-

нок и поведения в обществе.

Различают два вида взаимодействия людей: межличностное и межгруппо-

вое.

Межличностные взаимодействия – это случайные или преднамеренные,

частые или редкие, длительные или кратковременные, вербальные или невер-

бальные, частые или публичные контакты и связи двух и более человек, в ре-

зультате которых изменяется их поведение, деятельность, отношения и уста-

новки.

Важнейшими признаками такого взаимодействия являются:

• наличие внешней по отношению к взаимодействующим людям цели

(или объекта), достижение которой предполагает совместные усилия;

• эксплицированность (доступность) для внешнего наблюдения и регист-

рации другими людьми;

• рефлексивная многозначность, т.е. зависимость его взаимодействия

восприятия от условий, в которых оно протекает, а также оценок его участни-

ков.

Межгрупповое взаимодействие – это процесс непосредственного взаи-

модействия групп (или их частей) друг на друга, порождающий их взаимную

обусловленность и своеобразный характер отношений.

Взаимодействие людей - это процесс, который может иметь три уровня

развития: низкий, средний и высший, каждый из которых имеет свои отличи-

тельные характеристики.

В своей начальной стадии (на низком уровне развития) взаимодействие

представляет собой простейшие первичные контакты между людьми, обеспе-

чивающие очень упрощенное взаимоотношение или одностороннее влияние их

друг на друга с целью обмена информацией и общения. Такое взаимоотноше-

ние может и не достигать своей цели, и поэтому не получать дальнейшего раз-

вития.

Наиболее важным условием, обеспечивающим успех первичных контак-

тов, является принятие или непринятие друг друга партнерами по взаимодейст-

вию. Любой контакт всегда начинается с конкретно-чувственного восприятия

внешнего облика, особенностей деятельности и поведения других людей.

На начальном этапе взаимодействия очень большую роль играет эффект

конгруэнции. Конгруэнция – подтверждение взаимных ролевых ожиданий,

полное взаимопонимание, единый резонансный ритм, созвучность переживаний

участников контакта. Она предполагает минимальное рассогласование в узло-

вых точках линий поведения участников взаимодействия, что обеспечивает

снятие напряжения, возникновение доверия и симпатии на подсознательном

уровне.

Средний уровень развития процесса взаимодействия называют продук _________ -

тивной совместной деятельностью. Здесь постепенно развивающееся актив-

ное сотрудничество все чаще находит свое выражение в успешном соединении

взаимных усилий партнеров.

При этом происходит постепенное согласование мыслей, переживаний и

отношений партнеров по взаимодействию. Оно воплощается в различные фор-

Высший

уровень

взаимодействия

Средний

уровень

взаимодействия

Начальный (низ-

кий) уровень взаи-

модействия

Полное взаимодействие между людьми

Взаимное содействие между людьми

Эффективное влияние людей друг на друга

Эффективная совместная деятельность

Соучастие и конгруэнция партнеров по

взаимодействию

Принятие или непринятие людьми друг

друга

Восприятие людьми друг друга

Первичные контакты между людьми

мы влияния людей друг на друга. Регуляторами взаимодействия являются ме-

ханизмы внушения, конформности и убеждения, когда под действием мнений и

убеждений одного партнера изменяются мнения и отношения другого.

Высший уровень взаимодействияэто исключительно эффективная

совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопониманием.

Взаимопонимание – это такой уровень взаимодействия людей, когда они знают

все моменты настоящего и возможного поведения партнера, а также взаимно

содействуют достижению единой цели. Для взаимопонимания недостаточно

совместной деятельности, необходимо также взаимосодействие и полное ис-

ключение взаимопротиводействия, появление которого приводит к

возникновению недопонимания, а затем и непонимания человека человеком.

Уровни: Этапы:

Рис. 6.1. Динамика процесса социального взаимодействия людей

(этапы и уровни).

Используя различные основания, можно выделить разные типы взаимо-

действия:

по результативной направленности процесса выделяют такие виды

взаимодействия как кооперацию и конкуренцию;

кооперация – это такое взаимодействие, при котором его субъекты

достигают взаимного согласия о преследуемых целях и стремятся его не нару-

шать до тех пор, пока _________совпадают их интересы;

конкуренция – это взаимодействие, характеризующееся достижением

индивидуальных или групповых целей в условиях противоборства и соперни-

чества между людьми.

Во всех случаях и тип взаимодействия (сотрудничество или соперничест-

во), и степень его выраженности (более или менее успешное сотрудничество)

определяют характер межличностных отношений между людьми).

В ходе реализации названных типов взаимодействия, как правило, прояв-

ляются следующие ведущие стратегии поведения его участников:

сотрудничество, направленное на полное удовлетворение потребно-

стей участников взаимодействия;

противодействие, предполагающее ориентацию на свои цели одного из

участников без учета интересов партнера;

компромисс, реализующийся в частном достижении целей партнерами

ради условного равенства;

уступчивость, проявляющаяся в жертвовании собственными интереса-

ми для достижения целей партнера;

избегание, представляющее собой уход от контакта, потерю собствен-

ных целей для исключения выигрыша партнера.

Другим основанием для выделения типов взаимодействия могут быть на-

мерения и действия людей, которые отражают понимание ими ситуации

взаимодействия. При этом выделяют три типа взаимодействия: дополнитель-

ное, пересекающееся и скрытое.

Дополнительным (или дополняющим) называется такое взаимодействие,

при котором партнеры адекватно воспринимают позиции друг друга.

Пересекающееся – это такое взаимодействие, в процессе которого чело-

век, с одной стороны, демонстрирует неадекватность понимания позиций и

действий другого участника взаимодействия, а с другой – ярко проявляет свои

собственные намерения и действия.

Скрытое взаимодействие всегда включает в себя два уровня: явный, вы-

раженный словесно, и скрытый, подразумеваемый. Оно предполагает или глу-

бокое знание личности партнера, или большую чувствительность к невербаль-

ным средствам общения – тону голоса, интонации, мимики и жестам, так как

именно за ними стоит скрытое содержание.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1981; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.