КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Взаимодействие людей
Контрольные вопросы и задания 1. Что такое эмоции? 2. Чем чувства отличаются от эмоций? 3. Назовите основные особенности эмоций. 4. Какие функции выполняют эмоции человека? 5. Назовите основные компоненты эмоционального процесса и дайте им характеристику. 6. Чем различаются стенические и астенические эмоции? 7. Чем отличаются эмоции человека и животных? 8. Объясните психологическое содержание утверждения: «эмоции и чув- ства человека имеют общественно-историческую природу». 9. Назовите виды эмоций и дайте им характеристику. 10. Что такое стресс, и какие причины его вызывают? 11. Как протекает стресс у человека, и к каким последствиям он может привести? 12. Существует ли связь между личностными особенностями человека и последствиями для его здоровья эмоциональных нагрузок? 13. Почему нужно управлять эмоциями? 14. Что имеет наибольшее значение для эффективного самоуправления эмоциями? 15. Каким образом уменьшить эмоциональное перенапряжение, вызван- ное избыточной мотивацией? 16. Каким образом можно увеличить правильность оценки личной значи- мости событий с целью предупреждения эмоционального срыва? 17. Как можно уменьшить эмоциональное напряжение, вызванное излиш- ним волнением? 18. Каким образом можно уменьшить интенсивность эмоций (и их отри- цательных последствий), вызванных неудачами, несчастными случаями и не- восполнимыми потерями? 19. Каким способом можно быстро снять у себя возникшее эмоциональ- ное напряжение? 20. Какими способами можно усилить эмоции? 21. Дайте психологическую характеристику непроизвольным и произ- вольным действиям человека. 22. Что такое волевые действия? 23. Как связаны между собой мотивационная сфера личности и ее волевая деятельность? 24. В каких случаях необходима волевая регуляция поведения? 25. Дайте психологическую характеристику простым и сложным волевым действиям u1095 человека. 26. Какие функции выполняют волевые действия? 27. Назовите основные характеристики волевого действия. 28. Перечислите важнейшие волевые качества личности и дайте им пси- хологическую характеристику. 29. Как можно развить волевые качества? 30. Что такое «психическое состояние»? 31. Нарисуйте схему классификации психических состояний. 32. Используя схему классификации психических состояний, дайте харак- теристику их видам. 33. Какими особенностями характеризуются психические состояния че- ловека? 34. Какие виды психических состояний возникают в процессе трудовой деятельности человека? 35. Назовите типичные факторы, вызывающие у человека состояние пси- хической напряженности. 36. Как влияет на человека состояние психического напряжения? 37. Что такое «психические образования»? 38. Назовите основные виды психических образований и дайте им психо- логическую характеристику. Тема 6. Социально – психологические явления и процессы Вопросы: 1. Взаимодействие людей. 2. Взаимоотношения людей. 3. Общение. 4. Социальная перцепция. 5. Психология малой группы. Литература: основная – 13,с.39-70,с.115-132; 8,с.280-385; 18,с.511-600; 31,с.195-330 дополнительная – 3, 6, 7, 20, 25. Человек живет среди других людей и строит с ними определенные отно- шения. Люди как члены общества входят в различные социальные группы, внутри которых формируется и развивается психика людей их составляющих. Принадлежность людей к различным группам (общностям) определяет возник- новение, функционирование и развитие многих социально – психологических явлений, знание и правильное понимание которых важно для каждого человека. Под социальными группами понимают устойчивые общности определен- ного количества людей, занятых типичным для них видом деятельности и свя- занных системой отношений, которая регулируется общими интересами, цен- ностными ориентациями, настроениями и переживаниями, нормами жизни и традициями. Социально – психологические явления, возникающие в процессе жизни людей в обществе, можно классифицировать по разным основаниям: по при- надлежности к различным типам социальных групп, по устойчивости, осознан- ности и т.д. При этом первое основание является наиболее значимым и методо- логически обоснованным. В основе всех социально – психологических явлений лежат реальные со- циальные процессы взаимодействия, восприятия, взаимоотношений и общения людей. В процессе жизнедеятельности люди вступают в различного рода соци- альные отношения, в основе которых лежат их взаимодействие, восприятие и общение. Взаимодействие – это философская категория, обозначающая объектив- ную и универсальную форму движения или развития любой материальной сис- темы. Как материальный процесс оно сопровождается передачей материи, энергии и информации. Оно относительно, осуществляется с определенной скоростью и в конкретных пространственно – временных координатах. В психологии же взаимодействие рассматривается как процесс влияния людей друг на друга, порождающий их взаимные связи, отношения, общение, совместные действия и переживания. Взаимодействие всегда присутствует в виде двух компонентов: содержа- ния и стиля. Содержание взаимодействия определяет, вокруг чего или по поводу чего оно развертывается. Стиль взаимодействия указывает на то, как человек взаимодействует с ок- ружающими. При этом такой стиль может быть либо продуктивным, либо не- продуктивным. Продуктивный стиль – это плодотворные контакты людей, способст- вующие установлению и поддержанию отношений взаимного доверия, раскры- тию личностных потенциалов и получению эффективных результатов совмест- ной деятельности. Непродуктивный стиль обеспечивает достижение противо- положных результатов. Чтобы правильно оценить (понять) стиль взаимодействия людей, важно использовать правильные критерии. В качестве таких критериев используются следующие: • характер позиции партнеров (в продуктивном стиле – “рядом с партне- ром”, в непродуктивном – “над партнером”); • характер выдвигаемых целей (при продуктивном стиле партнеры вместе разрабатывают все цели (и близкие и далекие); при непродуктивном стиле – один из партнеров (обычно доминирующий) выдвигает только близкие цели, не обсуждая их с другим); • характер ответственности (при продуктивном стиле за результаты дея- тельности ответственны оба участника взаимодействия, при непродуктивном – только один партнер); • характер отношений, возникающих между партнерами (при продуктив- ном стиле – отношения доверительные и доброжелательные, при непродуктив- ном – агрессивные, с обидой и раздражением); • характер функционирования механизма идентификации – обособления между партнерами (при продуктивном стиле партнеры рассматривают себя и коллегу как нечто целое, а при непродуктивном – каждый думает прежде всего только о себе). Следует учитывать, что эти критерии представляют собой систему и их всегда нужно рассматривать все вместе. В процессе взаимодействия реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир, поэтому взаи- модействие людей в обществе – это всегда и взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, эмоциональное состояние и т. д. В ходе реального взаимодействия формируют- ся также адекватные представления человека о себе, других людях, их группах. Взаимодействие людей выступает ведущим фактором в регуляции их самооце- нок и поведения в обществе. Различают два вида взаимодействия людей: межличностное и межгруппо- вое. Межличностные взаимодействия – это случайные или преднамеренные, частые или редкие, длительные или кратковременные, вербальные или невер- бальные, частые или публичные контакты и связи двух и более человек, в ре- зультате которых изменяется их поведение, деятельность, отношения и уста- новки. Важнейшими признаками такого взаимодействия являются: • наличие внешней по отношению к взаимодействующим людям цели (или объекта), достижение которой предполагает совместные усилия; • эксплицированность (доступность) для внешнего наблюдения и регист- рации другими людьми; • рефлексивная многозначность, т.е. зависимость его взаимодействия восприятия от условий, в которых оно протекает, а также оценок его участни- ков. Межгрупповое взаимодействие – это процесс непосредственного взаи- модействия групп (или их частей) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений. Взаимодействие людей - это процесс, который может иметь три уровня развития: низкий, средний и высший, каждый из которых имеет свои отличи- тельные характеристики. В своей начальной стадии (на низком уровне развития) взаимодействие представляет собой простейшие первичные контакты между людьми, обеспе- чивающие очень упрощенное взаимоотношение или одностороннее влияние их друг на друга с целью обмена информацией и общения. Такое взаимоотноше- ние может и не достигать своей цели, и поэтому не получать дальнейшего раз- вития. Наиболее важным условием, обеспечивающим успех первичных контак- тов, является принятие или непринятие друг друга партнерами по взаимодейст- вию. Любой контакт всегда начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика, особенностей деятельности и поведения других людей. На начальном этапе взаимодействия очень большую роль играет эффект конгруэнции. Конгруэнция – подтверждение взаимных ролевых ожиданий, полное взаимопонимание, единый резонансный ритм, созвучность переживаний участников контакта. Она предполагает минимальное рассогласование в узло- вых точках линий поведения участников взаимодействия, что обеспечивает снятие напряжения, возникновение доверия и симпатии на подсознательном уровне. Средний уровень развития процесса взаимодействия называют продук _________ - тивной совместной деятельностью. Здесь постепенно развивающееся актив- ное сотрудничество все чаще находит свое выражение в успешном соединении взаимных усилий партнеров. При этом происходит постепенное согласование мыслей, переживаний и отношений партнеров по взаимодействию. Оно воплощается в различные фор- Высший уровень взаимодействия Средний уровень взаимодействия Начальный (низ- кий) уровень взаи- модействия Полное взаимодействие между людьми Взаимное содействие между людьми Эффективное влияние людей друг на друга Эффективная совместная деятельность Соучастие и конгруэнция партнеров по взаимодействию Принятие или непринятие людьми друг друга Восприятие людьми друг друга Первичные контакты между людьми мы влияния людей друг на друга. Регуляторами взаимодействия являются ме- ханизмы внушения, конформности и убеждения, когда под действием мнений и убеждений одного партнера изменяются мнения и отношения другого. Высший уровень взаимодействия – это исключительно эффективная совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопониманием. Взаимопонимание – это такой уровень взаимодействия людей, когда они знают все моменты настоящего и возможного поведения партнера, а также взаимно содействуют достижению единой цели. Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности, необходимо также взаимосодействие и полное ис- ключение взаимопротиводействия, появление которого приводит к возникновению недопонимания, а затем и непонимания человека человеком. Уровни: Этапы: Рис. 6.1. Динамика процесса социального взаимодействия людей (этапы и уровни). Используя различные основания, можно выделить разные типы взаимо- действия: • по результативной направленности процесса выделяют такие виды взаимодействия как кооперацию и конкуренцию; • кооперация – это такое взаимодействие, при котором его субъекты достигают взаимного согласия о преследуемых целях и стремятся его не нару- шать до тех пор, пока _________совпадают их интересы; • конкуренция – это взаимодействие, характеризующееся достижением индивидуальных или групповых целей в условиях противоборства и соперни- чества между людьми. Во всех случаях и тип взаимодействия (сотрудничество или соперничест- во), и степень его выраженности (более или менее успешное сотрудничество) определяют характер межличностных отношений между людьми). В ходе реализации названных типов взаимодействия, как правило, прояв- ляются следующие ведущие стратегии поведения его участников: • сотрудничество, направленное на полное удовлетворение потребно- стей участников взаимодействия; • противодействие, предполагающее ориентацию на свои цели одного из участников без учета интересов партнера; • компромисс, реализующийся в частном достижении целей партнерами ради условного равенства; • уступчивость, проявляющаяся в жертвовании собственными интереса- ми для достижения целей партнера; • избегание, представляющее собой уход от контакта, потерю собствен- ных целей для исключения выигрыша партнера. Другим основанием для выделения типов взаимодействия могут быть на- мерения и действия людей, которые отражают понимание ими ситуации взаимодействия. При этом выделяют три типа взаимодействия: дополнитель- ное, пересекающееся и скрытое. Дополнительным (или дополняющим) называется такое взаимодействие, при котором партнеры адекватно воспринимают позиции друг друга. Пересекающееся – это такое взаимодействие, в процессе которого чело- век, с одной стороны, демонстрирует неадекватность понимания позиций и действий другого участника взаимодействия, а с другой – ярко проявляет свои собственные намерения и действия. Скрытое взаимодействие всегда включает в себя два уровня: явный, вы- раженный словесно, и скрытый, подразумеваемый. Оно предполагает или глу- бокое знание личности партнера, или большую чувствительность к невербаль- ным средствам общения – тону голоса, интонации, мимики и жестам, так как именно за ними стоит скрытое содержание.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2022; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |