КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологические барьеры и трудности делового общения
Непременным условием совместной u1076 деятельности людей является их общение. Общение - это чрезвычайно тонкий и деликатный процесс взаимодей- ствия людей, в котором наиболее разнообразно раскрываются индивидуальные особенности всех его участников. Общение людей в совместной деятельности представляет собой коммуни- кационный процесс или обмен значимой для них информацией. Основными функциями общения являются следующие: 1) информационная - передача сведений; 2) познавательная - восприятие друг друга партнерами по общению и ус- тановление на этой основе взаимопонимания; 3) побудительная - организация взаимодействия между людьми, напри- мер, согласование действий, распределение функций, влияние на поведение; 4) экспрессивная - обмен эмоциональными и вообще психическими со- стояниями. В трудовом взаимодействии различают два вида общения: профессио- нальное (деловое) и межличностное. Эти виды различаются, в первую оче- редь, по объектам (или целям) общения. Объектами (или целями) профессио- нального общения являются предметы труда, технология производства, орга- низация работы и т.п. Объекты (цели) межличностного общения - это личные проблемы людей, их состояния, переживания, мотивы, т.е. различные лично- стные образования. Передача информации в организациях может осуществляться в следующих направлениях: 1) сверху вниз: постановка задач, инструктирование и т.п.; 2) снизу вверх: сообщения об исполнении, результатах проверок, личном мнении сотрудников и т.д.; 3) в горизонтальном направлении: обмен мнениями, координация дейст- вий, планирование и т.п. Руководители различных уровней в организации тратят от 50 до 90% рабо- чего времени на коммуникацию, т.к. они должны довести необходимую ин- формацию до подчиненных и проследить их реакцию, осуществить информа- ционное взаимодействие с коллегами и вышестоящим руководством и т.д. Абсолютное большинство руководителей ведущих зарубежных фирм счи- тает, что обмен информацией - одна _________из самых сложных проблем в организаци- ях, а неэффективные коммуникации - это главное препятствие на пути дости- жения успешной деятельности фирмы, ведь если люди не могут эффективно обмениваться информацией, они не смогут продуктивно работать вместе и достигать общих целей. Эффективность управления персоналом пропорцио- нальна эффективности коммуникационных процессов в организации. Процесс общения осуществляется с использованием двух групп средств: вербальных и невербальных. Вербальные (или словесные) средства - это речь в ее разнообразных формах, а невербальные - это мимика, жесты, пантомимика (телодвижения), пространственное положение участников общения (расстоя- ние, приближение, удаление, повороты) и т.д. На первый взгляд может пока- заться, что невербальные средства не столь важны, как словесные. Но это дале- ко не так. Исследования показали, что в процессе общения только около 35% информации передается за счет вербальных средств, а остальные 65% - за счет невербальных. В зависимости от числа участников выделяют: диалог (общение двоих лю- дей), общение в малой группе, общение в большой группе, общение с массой. Кроме того, бывает также анонимное и межгрупповое общение. Анонимное общение - это общение без ясности источника. При этом каждый из названных видов общения имеет свои специфические особенности. При диалоге, напри- мер, очень большую роль играет личный контакт со всеми психологическими взаимовлияниями. В малой группе сохраняется возможность тесного личного контакта с кем-то или со всеми из группы, и в общении появляется нечто новое, в большой группе (например, аудитория вуза) личный контакт более ограничен. При общении с массой (митинги, массовые зрелища) на первый план выходят законы "толпы" и появляется новое качество - эмоциональный контакт. При осуществлении практического менеджмента в организации наиболь- ший удельный вес имеет диалоговое общение, схема такого общения имеет следующий вид (рис.7.1). Коммуникатор - человек, ведущий разговор (посылающий сообщение). Реципиент - пассивный участник разговора (принимающий сообщение). Рис.7.1 Схема диалогового общения. При этом на процесс общения будут оказывать влияние следующие семь групп факторов: 1. Особенности личности коммуникатора - его роль, статус, опыт, знания, Коммуникатор Процесс общения Реципиент установки, манеры поведения и речи, сила убеждения, эмоциональная установ- ка, настроение, доверие к реципиенту и т.д. 2. Особенности личности реципиента – те же факторы, что и для комму- никатора. 3. Особенности процесса общения - характер разговора (беседа, собеседо- вание, обсуждение, спор, полемика); организация общения; отношение комму- никатора и реципиента; цели разговора и т.п. 4. Внутренние характеристики ситуации - контекст общения, коллектив- ный или индивидуальный характер разговора, степень официальности или до- верительности в разговоре, степень откровенности и т.п. 5. Внешние ситуации - пространственно-временные характеристики раз- говора. 6. Групповые характеристики участников - их принадлежность к опреде- ленным группам, их место и роль. 7. Исторические особенности ситуации - история обсуждаемой проблемы, личностное отношение к ней участников, весь прошлый опыт разговора. Пере- численные группы факторов определяют эффективность общения.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 885; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |