Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические барьеры и трудности делового общения




Непременным условием совместной u1076 деятельности людей является их

общение. Общение - это чрезвычайно тонкий и деликатный процесс взаимодей-

ствия людей, в котором наиболее разнообразно раскрываются индивидуальные

особенности всех его участников.

Общение людей в совместной деятельности представляет собой коммуни-

кационный процесс или обмен значимой для них информацией.

Основными функциями общения являются следующие:

1) информационная - передача сведений;

2) познавательная - восприятие друг друга партнерами по общению и ус-

тановление на этой основе взаимопонимания;

3) побудительная - организация взаимодействия между людьми, напри-

мер, согласование действий, распределение функций, влияние на поведение;

4) экспрессивная - обмен эмоциональными и вообще психическими со-

стояниями.

В трудовом взаимодействии различают два вида общения: профессио-

нальное (деловое) и межличностное. Эти виды различаются, в первую оче-

редь, по объектам (или целям) общения. Объектами (или целями) профессио-

нального общения являются предметы труда, технология производства, орга-

низация работы и т.п. Объекты (цели) межличностного общения - это личные

проблемы людей, их состояния, переживания, мотивы, т.е. различные лично-

стные образования.

Передача информации в организациях может осуществляться в следующих

направлениях:

1) сверху вниз: постановка задач, инструктирование и т.п.;

2) снизу вверх: сообщения об исполнении, результатах проверок, личном

мнении сотрудников и т.д.;

3) в горизонтальном направлении: обмен мнениями, координация дейст-

вий, планирование и т.п.

Руководители различных уровней в организации тратят от 50 до 90% рабо-

чего времени на коммуникацию, т.к. они должны довести необходимую ин-

формацию до подчиненных и проследить их реакцию, осуществить информа-

ционное взаимодействие с коллегами и вышестоящим руководством и т.д.

Абсолютное большинство руководителей ведущих зарубежных фирм счи-

тает, что обмен информацией - одна _________из самых сложных проблем в организаци-

ях, а неэффективные коммуникации - это главное препятствие на пути дости-

жения успешной деятельности фирмы, ведь если люди не могут эффективно

обмениваться информацией, они не смогут продуктивно работать вместе и

достигать общих целей. Эффективность управления персоналом пропорцио-

нальна эффективности коммуникационных процессов в организации.

Процесс общения осуществляется с использованием двух групп средств:

вербальных и невербальных. Вербальные (или словесные) средства - это речь в

ее разнообразных формах, а невербальные - это мимика, жесты, пантомимика

(телодвижения), пространственное положение участников общения (расстоя-

ние, приближение, удаление, повороты) и т.д. На первый взгляд может пока-

заться, что невербальные средства не столь важны, как словесные. Но это дале-

ко не так. Исследования показали, что в процессе общения только около 35%

информации передается за счет вербальных средств, а остальные 65% - за счет

невербальных.

В зависимости от числа участников выделяют: диалог (общение двоих лю-

дей), общение в малой группе, общение в большой группе, общение с массой.

Кроме того, бывает также анонимное и межгрупповое общение. Анонимное

общение - это общение без ясности источника. При этом каждый из названных

видов общения имеет свои специфические особенности. При диалоге, напри-

мер, очень большую роль играет личный контакт со всеми психологическими

взаимовлияниями. В малой группе сохраняется возможность тесного личного

контакта с кем-то или со всеми из группы, и в общении появляется нечто новое,

в большой группе (например, аудитория вуза) личный контакт более ограничен.

При общении с массой (митинги, массовые зрелища) на первый план выходят

законы "толпы" и появляется новое качество - эмоциональный контакт.

При осуществлении практического менеджмента в организации наиболь-

ший удельный вес имеет диалоговое общение, схема такого общения имеет

следующий вид (рис.7.1).

Коммуникатор - человек, ведущий разговор (посылающий сообщение).

Реципиент - пассивный участник разговора (принимающий сообщение).

Рис.7.1 Схема диалогового общения.

При этом на процесс общения будут оказывать влияние следующие семь

групп факторов:

1. Особенности личности коммуникатора - его роль, статус, опыт, знания,

Коммуникатор Процесс

общения

Реципиент

установки, манеры поведения и речи, сила убеждения, эмоциональная установ-

ка, настроение, доверие к реципиенту и т.д.

2. Особенности личности реципиента – те же факторы, что и для комму-

никатора.

3. Особенности процесса общения - характер разговора (беседа, собеседо-

вание, обсуждение, спор, полемика); организация общения; отношение комму-

никатора и реципиента; цели разговора и т.п.

4. Внутренние характеристики ситуации - контекст общения, коллектив-

ный или индивидуальный характер разговора, степень официальности или до-

верительности в разговоре, степень откровенности и т.п.

5. Внешние ситуации - пространственно-временные характеристики раз-

говора.

6. Групповые характеристики участников - их принадлежность к опреде-

ленным группам, их место и роль.

7. Исторические особенности ситуации - история обсуждаемой проблемы,

личностное отношение к ней участников, весь прошлый опыт разговора. Пере-

численные группы факторов определяют эффективность общения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 885; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.