КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Барьер отрицательных эмоций
Трудности и барьеры общения Общение (коммуникация) имеет свои трудности. Это связано, в первую очередь, с тем, что оно является коллективным действием, взаимодействием, а это предполагает свои особенности. Можно выявить следующие основные ошибки, которые возникают в про- цессе коммуникации, классифицировав их по группам: 1. Ошибки отправления сообщения: сообщение плохо сформулировано и изложено, не является полным и достаточным; плохо подобраны (неточны, двусмысленны, неизвестны получателю) коды сообщения; переданы ошибоч- ные сведения. 2. Ошибки получения сообщения: сообщение не понято (или понято не полностью); сообщение вообще не получено или его получение не подтвержде- но. 3. Ошибки, связанные с личными установками: невнимательность при от- правке или получении сообщения; недостаточная заинтересованность; неком- петентность; поспешность, нервозность, чрезмерная эмоциональность, агрес- сивность; несоблюдение правил коммуникации. 4. Ошибки, определяемые спецификой коллективного действия: отсутст- вие общей цели; борьба за лидерство в группе подменяет общую цель; отсутст- вие лидера, авторитета; слишком большая зависимость от лидера; недоверие к лидеру; чрезмерная авторитарность руководителя. 5. Ошибки, связанные с организацией группы: отсутствие распределения функций между участниками; отсутствие метода работы; отсутствие контроля; структура коммуникации недостаточно развита, неадекватна решаемой про- блеме или является слишком жесткой; существует несколько структур комму- никации, не согласованных друг с другом. К числу факторов, отрицательно влияющих на общение, следует отнести
психологические барьеры общения. Их достаточно много. Выделим некоторые из них. Эмоции вообще - это субъективные реакции человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей. Они проявляются в чувствах удовольст- вия или неудовольствия, радости и страха, расслабления и напряжения и т.п. Эмоции принято делить на положительные и отрицательные. Соответственно человек стремится испытать положительные эмоции и из- бежать отрицательных. Основными причинами отрицательных эмоций являют- ся чувство неудовлетворения, межличностные конфликты, стрессы. Барьер отрицательных эмоций, негативно сказывающихся на результатах общения, можно подразделить на несколько видов. Это прежде всего барьер общения, возникающий на почве страдания или горя из-за трагических со- бытий, разочарований и неудач в важном деле, неудовлетворенности _________своим по- ложением, недовольства личным статусом, тягостных физических и нервных ощущений и т.п. Этот барьер может возникать как в ответ на события, так и в преддверии их. Такой барьер вызывает искаженное представление о действительности и неправильные оценки. Очень часто все это выражается в агрессивности или в стремлении вообще избежать общения, замкнуться в одиночестве. Невнимание к отрицательным эмоциям этого рода вызывает досаду и еще большее переживание, а повышенное внимание, участие и утешение часто про- воцируют лишь раздражение. Далее следует барьер общения, вызванный сильным раздражением и гневом. Эти эмоции обычно рождаются в ответ на неожиданные (формальные, досадные) препятствия к удовлетворению той или иной потребности. Они могут быть следствием лишения удовольствия, оскорбления, принуж- дения, побуждения совершить нежелательный поступок. В общении мотивированный гнев, пыл, энергия, смелость и решительность человека могут многократно возрасти. Однако в этом случае ему часто отказы-
вают трезвый расчет, предусмотрительность и гибкость, он становится склон- ным к резким словам и агрессивным действиям, а партнер, перечащий ему, ста- новится своеобразным "громоотводом", на который изливается весь гнев. Дело- вое общение с раздраженным или гневным человеком невозможно, не стоит "подливать масло в огонь", создавать условия, о которых всем в дальнейшем придется сожалеть. Выход из такого общения, отказ от него - не демонстрация слабости, а наоборот, смелость и даже великодушие. По-деловому можно и нужно общаться лишь с человеком, который владеет своими эмоциями. К числу барьеров отрицательных эмоций следует отнести также и барьеры страха, стыда и вины. Все эти комплексы отрицательных эмоций отрицатель- но влияют на общение. Субъективно-личностная их окраска может подпиты- ваться стереотипами поведения и воспитания, а также особенностями патопси- хологии отдельных личностей. В последнем случае необходима помощь психи- атра или психотерапевта. Следующим видом барьера данного типа являются барьеры плохого на- строения, представляющие собой комплекс отрицательных эмоций, менее ост- рых, чем горе или страдания, но, увы, весьма распространенных. У людей на- строение портится от очень многих причин: плохой погоды и самочувствия, бе- зысходности и несбывшихся надежд, заметной для них черствости окружаю- щих и незаметной для себя собственной черствости. К причинам плохого на- строения можно отнести и плохое физическое самочувствие, часто возникаю- щее как результат гиподинамии - низкой двигательной активности. Человек с плохим настроением - плохой работник и еще худший партнер в общении. Одним из главных источников плохого настроения являются межличност- ные столкновения. Ссора, конфликт, конфронтация вызывают отрицательные эмоции у всех: и у тех, кто прав, и у тех, кто виноват, и у победителей, и у по- бежденных. Поэтому если вас ожидает деловая беседа, а вы находитесь далеко не в лучшем психическом состоянии, то наиболее разумным будет отказаться от разговора, предложить перенести его на другое время. Имея в виду, что плохое настроение "эпидемически заразно", легко передается собеседнику, ожидать прочного соглашения, взаимопонимания и доверительности, видимо, не прихо- дится.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2082; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |