Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Барьер отрицательных эмоций




Трудности и барьеры общения

Общение (коммуникация) имеет свои трудности. Это связано, в первую

очередь, с тем, что оно является коллективным действием, взаимодействием, а

это предполагает свои особенности.

Можно выявить следующие основные ошибки, которые возникают в про-

цессе коммуникации, классифицировав их по группам:

1. Ошибки отправления сообщения: сообщение плохо сформулировано и

изложено, не является полным и достаточным; плохо подобраны (неточны,

двусмысленны, неизвестны получателю) коды сообщения; переданы ошибоч-

ные сведения.

2. Ошибки получения сообщения: сообщение не понято (или понято не

полностью); сообщение вообще не получено или его получение не подтвержде-

но.

3. Ошибки, связанные с личными установками: невнимательность при от-

правке или получении сообщения; недостаточная заинтересованность; неком-

петентность; поспешность, нервозность, чрезмерная эмоциональность, агрес-

сивность; несоблюдение правил коммуникации.

4. Ошибки, определяемые спецификой коллективного действия: отсутст-

вие общей цели; борьба за лидерство в группе подменяет общую цель; отсутст-

вие лидера, авторитета; слишком большая зависимость от лидера; недоверие к

лидеру; чрезмерная авторитарность руководителя.

5. Ошибки, связанные с организацией группы: отсутствие распределения

функций между участниками; отсутствие метода работы; отсутствие контроля;

структура коммуникации недостаточно развита, неадекватна решаемой про-

блеме или является слишком жесткой; существует несколько структур комму-

никации, не согласованных друг с другом.

К числу факторов, отрицательно влияющих на общение, следует отнести

психологические барьеры общения. Их достаточно много. Выделим некоторые

из них.

Эмоции вообще - это субъективные реакции человека на воздействие

внешних и внутренних раздражителей. Они проявляются в чувствах удовольст-

вия или неудовольствия, радости и страха, расслабления и напряжения и т.п.

Эмоции принято делить на положительные и отрицательные.

Соответственно человек стремится испытать положительные эмоции и из-

бежать отрицательных. Основными причинами отрицательных эмоций являют-

ся чувство неудовлетворения, межличностные конфликты, стрессы.

Барьер отрицательных эмоций, негативно сказывающихся на результатах

общения, можно подразделить на несколько видов. Это прежде всего барьер

общения, возникающий на почве страдания или горя из-за трагических со-

бытий, разочарований и неудач в важном деле, неудовлетворенности _________своим по-

ложением, недовольства личным статусом, тягостных физических и нервных

ощущений и т.п. Этот барьер может возникать как в ответ на события, так и в

преддверии их.

Такой барьер вызывает искаженное представление о действительности и

неправильные оценки. Очень часто все это выражается в агрессивности или в

стремлении вообще избежать общения, замкнуться в одиночестве.

Невнимание к отрицательным эмоциям этого рода вызывает досаду и еще

большее переживание, а повышенное внимание, участие и утешение часто про-

воцируют лишь раздражение.

Далее следует барьер общения, вызванный сильным раздражением и

гневом. Эти эмоции обычно рождаются в ответ на неожиданные (формальные,

досадные) препятствия к удовлетворению той или иной потребности.

Они могут быть следствием лишения удовольствия, оскорбления, принуж-

дения, побуждения совершить нежелательный поступок.

В общении мотивированный гнев, пыл, энергия, смелость и решительность

человека могут многократно возрасти. Однако в этом случае ему часто отказы-

вают трезвый расчет, предусмотрительность и гибкость, он становится склон-

ным к резким словам и агрессивным действиям, а партнер, перечащий ему, ста-

новится своеобразным "громоотводом", на который изливается весь гнев. Дело-

вое общение с раздраженным или гневным человеком невозможно, не стоит

"подливать масло в огонь", создавать условия, о которых всем в дальнейшем

придется сожалеть. Выход из такого общения, отказ от него - не демонстрация

слабости, а наоборот, смелость и даже великодушие. По-деловому можно и

нужно общаться лишь с человеком, который владеет своими эмоциями.

К числу барьеров отрицательных эмоций следует отнести также и барьеры

страха, стыда и вины. Все эти комплексы отрицательных эмоций отрицатель-

но влияют на общение. Субъективно-личностная их окраска может подпиты-

ваться стереотипами поведения и воспитания, а также особенностями патопси-

хологии отдельных личностей. В последнем случае необходима помощь психи-

атра или психотерапевта.

Следующим видом барьера данного типа являются барьеры плохого на-

строения, представляющие собой комплекс отрицательных эмоций, менее ост-

рых, чем горе или страдания, но, увы, весьма распространенных. У людей на-

строение портится от очень многих причин: плохой погоды и самочувствия, бе-

зысходности и несбывшихся надежд, заметной для них черствости окружаю-

щих и незаметной для себя собственной черствости. К причинам плохого на-

строения можно отнести и плохое физическое самочувствие, часто возникаю-

щее как результат гиподинамии - низкой двигательной активности.

Человек с плохим настроением - плохой работник и еще худший партнер в

общении.

Одним из главных источников плохого настроения являются межличност-

ные столкновения. Ссора, конфликт, конфронтация вызывают отрицательные

эмоции у всех: и у тех, кто прав, и у тех, кто виноват, и у победителей, и у по-

бежденных.

Поэтому если вас ожидает деловая беседа, а вы находитесь далеко не в

лучшем психическом состоянии, то наиболее разумным будет отказаться от

разговора, предложить перенести его на другое время. Имея в виду, что плохое

настроение "эпидемически заразно", легко передается собеседнику, ожидать

прочного соглашения, взаимопонимания и доверительности, видимо, не прихо-

дится.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2082; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.