Разрушение природной основы человеческого бытия, человек – не часть природы, а ее господин
Опасность самоуничтожения человека вследствие неосторожного обращения с техникой
Угроза самоотравления человека в результате использования искусственных заменителей
Пути преодоления негативных тенденций технического прогресса:
-развитие науки и инженерии,
- развитие духовной и социальной культуры,
- совершенствование системы управления обществом.
Смыслы науки:
1.
Особая совокупность знаний (особенности научного знания)
- рациональность положений и выводов; все должно быть доступно пониманию разумом, а не верой;
- объективность, безличность; истина не зависит от убеждений и предубеждений;
- воспроизводимость и проверяемость результата любым исследователем в аналогичных условиях;
- логичная строгость, точность, однозначность,
- логическая взаимосвязь различных элементов научного знания
Особый вид деятельности (особенности научной деятельности)
- виды: исследовательская, сбор информации по теме исследования, подготовка оборудования, оформление результатов исследования и т.д.,
- средства научной деятельности: инструменты, экспериментальные установки, нормы и идеалы обоснования и доказательства,
- этика научной деятельности (ссылки на использованные работы, запрет плагиата и т.д.)
Особая отрасль общественного труда
- учреждения и организации (институты, лаборатории и т.д.),
- система научных коммуникаций (издания, журналы, патентная служба, конференции),
- дифференциация профессий,
- наука как рынок (продажа знаний, конкуренция)
Истина и польза
Ученому нужна истина, обществу – польза
Автономия и социальный контроль
Автономия науки – условие ее развития (для свободы выбора тем, методов, целей исследования).
Социальный контроль – в целях ненанесения вреда обществу.
Нейтрализм и социальная ответственность
В прошлом – идеологическая нейтральность ученых в вопросах религии, этики, политики спасала науку от внешнего давления.
В современных условиях - необходимость социальной ответственности ученых за последствия их деятельности
Специфика инженерной деятельности
Практическая деятельность
Знание применяется для изменения реальной действительности
Связана с решением технических задач
Требует научных знаний
Инженерия – соединение науки и практики
Историческая эволюция инженерной культуры
Праинженерия
Изобретательство примитивной техники. В роли когнитивной основы – мифы
Развитие инженерии в союзе с искусством, ремеслом, древней наукой
Technika ars – искусство созидать новое
Возрождение
Развитие инженерного дела (архитектура, горное дело, военное дело, создание оружия), использование научных достижений. Появление инженерных профессий.
Новое время
Подготовка инженеров в специальных учебных заведениях, высокий статус инженерной профессии
ХХ век
Инженерия – массовая профессия; повышение уровня технологической культуры, снижение престижа профессии; выход инженерии за пределы ее традиционной формы – промышленного производства: появление медицинской, генной, биоинженерии, экологической, социальной инженерии
Личность и культура
Понятие личности
Человеческий индивид как социальное существо, способное к самостоятельной деятельности
Проявление личности
В поступках, т.е. действиях, которые она совершает по собственной воле и за которые готова нести ответственность
Особенность личности
Сочетание индивидуального, уникального с общим, типичным
Духовность личности
- Ориентация на неутилитарные духовные ценности.
- Способность возвыситься над эгоизмом и корыстью, поставить задачу развития своего духа выше материально-практических нужд.
- Создание собственного «микромира».
- Способность выйти из своего мира в чужой, неупорядоченный, проникнуть в иные культуры, в чужую духовную жизнь и определить свое отношение к ним, создать «новое» на основе этого отношения.
Инкультурация(М.Херсковиц)
- Постепенное вовлечение человека в культуру, постепенную выработку им навыков, манер, норм поведения, форм мышления и эмоциональной жизни, которые характерны для определенного типа культуры, для определенного исторического периода (процесс вхождения в культуру).
- Начинается с момента рождения, с приобретения первых навыков и освоения речи, происходит без специального обучения, в ходе повседневной практики на основе накопления собственного опыта.
- Конечный результат процесса инкультурации – человек, компетентный в языке, ритуалах, ценностях своей культуры.
Социализация
- Процесс и результат усвоения человеком социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения (или: процесс интеграции человека в общество, приобретение социального опыта, процесс формирования личности).
- Социализация дает возможность взаимодействовать друг с другом, а также способствует передаче опыта от поколения к поколению.
Взаимосвязь процессов инкультурации и социализации
протекают одновременно, без вхождения в культуру человек не может существовать и как член общества.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление